Известные люди
»Василий Головнин
Рождение: Россия, 8.4.1776
В плеяде исследователей XIX века Василий Михайлович Головнин занимает особое место. Он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства флота, известен как талантливый ученый и писатель.
В.М. Головнин родился 8 апреля 1776 года в небогатой дворянской семье. Десяти лет он лишился родителей. Когда Головкину исполнилось тринадцать лет, близкие родственники определили его в Морской кадетский остов. В 1790 году Головнин был произведен в гардемарины и назначен на судно "Не тронь меня". Во время русско-шведской войны 1788- 1790 годов он участвовал в двух сражениях и за проявленную отвагу и храбрость был награжден золотой медалью.
Через два года Головнин благополучно закончил вектор движения теоретического обучения. По существовавшим тогда порядкам, лица, не достигшие семнадцатилетнего возраста, не могли быть выпущены из корпуса с офицерским званием. Поэтому Головнин был оставлен при корпусе ещё на единственный год. Этот год не прошел для него даром. Головнин занялся больше глубоким изучением словесности, истории, физики, естественной истории, английского, французского и шведского языков.
В первые же годы следом окончания корпуса он участвовал в плаваниях Кронштадтской эскадры в Северное море и к берегам Англии.
В 1799 году Головнин был произведен в лейтенанты, а в 1802 году в числе наиболее способных и подготовленных морских офицеров был по-
слан в Англию для ознакомления с организацией и тактикой английского oфлота.
По возвращении на родину, в 1806 году, Головнин был назначен командиром шлюпа "Диана", отправлявшегося в кругосветное плавание к русским владениям в Северной Америке с целью гидрографических исследований в этой части Тихого океана. Попутно "Диана" должна была сопровождать судно Российско-американской компании "Неву", но подготовка "Дианы" к плаванию затянулась, и "Нева" отправилась в дальний дорога одна.
Экипаж "Дианы" был скрупулезно подобран лично Головниным. Своим помощником он избрал капитан-лейтенанта П.И. Рикорда, с которым его до конца жизни связывала искренняя, сердечная приятельство.
Адмиралтейский департамент снабдил Головнина специальной инструкцией, содержавшей основные методы научных исследований. Командиру "Дианы" предписывалось действовать подробные описания земель и островов, не отмеченных на карте, и предуготовлять их координаты, делать тщательные промеры глубин, составлять сведения о море и о господствующих ветрах. Также, если случится... "заприметить судно, построенное особенным образом, для особливого какого-нибудь намерения, морской строй, наблюдаемый в команде и содержании служителей, инструмент какой-нибудь свежий или употребляемый с лучшим успехом, нежели у нас", - этого кроме того не оставлять без внимания. При плавании в районе дальневосточных владений России предлагалось обусловить вероятность постоянного судоходства и-собрать сведения о климате и экономике тех мест, "кои пристанищем служить могут". Наконец, памятка обязывала составлять сведения, касающиеся развития военно-морского искусства в посещаемых странах. При этом подчеркивалось, что заинтересованность могут представлять не только данные, имеющие непосредственное касательство к морскому искусству, но и все новое, полезное, любопытное, служащее к распространению "познаний человеческих во всех частях".
В связи со всеми этими указаниями Адмиралтейский департамент обращал особое участливость на тщательное ведение журнала. "Польза всякого путешествия, - говорилось в инструкции, - состоит в замечании всего, что случится зреть нового и полезного. Для таковых замечаний Должны вы известия журнал путешествия вашего".
Таким образом, перед экипажем "Дианы" стояли сильно серьезные задачи.
25 июля 1807 года "Диана" снялась с якоря. Вскоре поднялся порывистый, встречный штормовой ветер, два дня продержавший "Диану". Шлюп благополучно выдержал шторм. Его экипаж действовал слаженно и толково. "Сей происшествие мне показал, что матросы наши крайне проворны и исправны в своем ремесле", - вспоминал позже Головнин. Его вера в экипаж укрепилась ещё больше. Он не сомневался, что с такими матросами не возбраняется осилить все трудности, которые могут увидаться в дальнем плавании.
4 августа "Диана" прошла мимо датского острова Борнхольм и до срока утром 7 августа бросила якорь на Копенгагенском рейде.
Столица Дании была в это время осаждена английскими сухопутными войсками и флотом. Причиной боевых действий было то, что Англия, воевавшая с Францией, стремилась отнять у Дании флот, так как боялась, что Наполеон использует его в своих интересах. Дания, сохранявшая в этой войне нейтралитет, отвергла требования Англии. Тогда англичане без объявления войны напали на Копенгаген. Решимость датчан отстоять свою независимость и их героическая схватка супротив превосходящих сил английских войск и флота вызвали искреннее восхищение Головнина.
2 января 1808 года "Диана" бросила якорь в гавани бразильского острова Святой Екатерины. Пока производился ремонтик шлюпа и грузилось продовольствие, Головнин определил географические координаты острова и сделал подробное отображение гавани и ее укреплений. 29 февраля "Диана" взяла вектор движения на восток. Западный ветер благоприятствовал плаванию.
18 апреля 1808 года русские моряки увидели мыс Доброй Надежды, а посредством два дня "Диана" вошла в бухту Симонстаун в Капской колонии, принадлежавшей англичанам. Здесь командующий английской эскадрой объявил Головкину о начале войны между Россией и Англией. Эта битва началась в результате присоединения России соответственно Тильзитскому миру (1807) к наполеоновской Франции, осуществлявшей континентальную блокаду Англии. Англичане начали боевые действия на русских коммуникациях в Балтийском, Баренцевом, Средиземном и Адриатическом морях и в Атлантическом океане. Они захватывали русские суда с ценными грузами.
Вынужденное нахождение у мыса Доброй Надежды в течение года Головнин использовал для научных исследований. Он составил точное отображение мыса, изучал климат, флору, фауну, экономику, быт и обычаи местного населения. Наконец Головнин "решился, не теряя первого удобного случая, выудить порученную мне команду из угрожавшей нам крайности, оставить из залива и плыть прямо на Камчатку". При выполнении этого решения Головкину помогло прилежное штудирование направления ветров у берега и в открытом океане. Он выждал, в то время как начнется шквальный ветер и велел определить штормовые паруса, "Диана" снялась с якоря. Тотчас же с флагманского корабля англичан последовал команда о задержке шлюпа, но английские корабли не были готовы к выходу в море, и "Диана" успешно вышла в открытое море и взяла вектор движения на Камчатку.
Замысел Головнина удался блестяще благодаря тому, что "офицеры, гардемарины, унтер-офицеры и рядовые - все работали до одного на марсах и реях..."
23 сентября в 12 часов дня взорам русских мореплавателей открылся полуостров Камчатка. Испытав невпроворот лишений, преодолев немало трудностей, экипаж "Дианы" благополучно добился близкий земли. Через два дня шлюп вошел в гавань Петропавловска-Камчатского. Здесь Головнин получил известие о награждении его двумя орденами: боевым орденом Святого Георгия "За осьмнадцать морских кампаний" и орденом Святого Владимира "За благополучное совершение многотрудного путешествия".
Отдыхать следом продолжительного плавания пришлось непродолжительно.
В первые дни Камчатка произвела на Головнина неблагоприятное ощущение. Но вскоре оно рассеялось. Головнин оценил богатства камчатского края и с присущей ему энергией и увлечением занялся его изучением. За время пребывания на полуострове ему удалось составить зажиточный материал о флоре и фауне края, о населяющих его народностях, их быте и нравах. В различие от многих западноевропейских путешественников Головнин относился к местному населению с здоровущий теплотой. Его возмущали злоупотребления царских чиновников, жестоко угнетавших и грабивших местных обитателей.
Головнин собрал ценные материалы, говорящие о положительной роли русских людей, которые, принеся на Камчатку больше высокую культуру, помогли местному населению освоить земледелие и животноводство. В своих записках Головнин подмечал, что камчадалы несложно воспринимали обычаи русских.
Деятельность Головнина не ограничивалась исследованием полуострова Камчатка. Он чутко изучил материалы, собранные его предшественниками по изучению северной части Тихого океана. В Петропавловске ему посчастливилось достать карты Берингова и Охотского морей, Алеутских и Курильских островов, генеральную карту Российской империи, журналы Алексея Чирикова, Витуса Беринга, Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Лаперуза, Кука и других ученых и мореплавателей. Кроме того, ему удалось достать карты Крузенштерна и Лисянско-го, присланные ими в Петропавловск-Камчатский.
Весной 1810 года Головнин отправился в плавание к американским берегам для доставки продовольствия жителям поселений Российско-американской компании.
На следующий год Головкину было поручено изготовить опись Алеутских и Курильских островов, Татарского берега (Приморья) до реки Уды, мыса Хабарова и Шантарских островов и астрономически установить их положение. Выполняя это поручение, Головнин в течение нескольких месяцев исследовал строй островов Курильской гряды.
"Цепь или гряду островов, лежащих между южным мысом Камчатки и Японией, Курильскими островами, наименовали русские, - писал Го-ловнин, - оттого что, увидев с Камчатского берега дымящиеся на сих островах сопки, они назвали их Курилы, от слова курящиеся, а от того и самые острова получили родное название; природные же обитатели оных на своем языке не знают никакого имени для названия всей гряды вообще, но имеют только собственные имена каждому острову в особенности".
Исследование Курильских островов было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки зачастую лишали моряков возможности пробраться в глубь того или иного острова. Однако Головнин и его спутники, благополучно совершившие нелегкий переход от Кронштадта до Камчатки, для выполнения порученного им дела были готовы на любые лишения.
Результаты исследований В.М. Головкина были жутко значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными.
Постоянные ветры и густые туманы не позволили "Диане" подступить к берегу. Более двух недель шлюп лавировал у островов Итуруп, Кунашир и Шикотан. Наконец, вечером 4 июля 1811 года "Диана" подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь.
Через немного дней, когда шлюп подошел к берегу, Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы как снег на голову напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головкина возмущало коварство и вероломство японцев. "От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как приятель их, а в настоящий момент что они с нами делают. Я менее мучился бы, - писал он позже в своих "Записках", - если б был причиной только моего собственного несчастья; но ещё семь мужчина подчиненных ещё от меня страдают".
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в град Хако-датэ на острове Хоккайдо и заключили в тюрьму. Головкина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный "журнал" из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головкину удалось познать, в этом "журнале" соответствовала ниточка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому "дневнику" Головнин позже написал близкое замечательное произведение "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах", опубликованное в 1818 году и потом переведенное без малого на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первостепеннный обстоятельный работа о Японии. По ясности и красочности изложения "Записки" принадлежат к числу лучших произведений русской литературы.
Головнин и его спутники решили мчаться. С большим трудом морякам удалось раздобыть старое, покрытое ржавчиной долото, с помощью которого под крепостью был сделан подкоп, 24 апреля пленники вырвались на волю, но вскоре были пойманы.
Лишь в 1813 году, когда слух о славе русской армии, разгромившей полчища Наполеона, добился Японии, стало возможным отбояривание нашего отважного капитана. 1 октября 1813 года, затем больше чем двухлетнего пребывания в плену Головнин и его товарищи были отпущены на волю.
В 1814 году Головнин возвратился в Петербург и был назначен полным членом Государственного Адмиралтейского департамента и в том году начал подготавливаться к новому кругосветному плаванию, на тот самый раз на шлюпе "Камчатка". Ему было поручено привезти на Камчатку грузы, потом обусловить астрономические координаты тех островов, на которых эта служба ещё не была сделана, и сделать изображение северо-западных берегов Америки от 60 до 63 северной широты.
Этому путешествию Головнин придавал особое важность. Хорошей организацией и успешным осуществлением кругосветного плавания он деялся прийти на помощь лучшие традиции русского флота, притянуть к нему шие общественности.
21 сентября судно отправилось дальше и уже 23 октября, на пятьдеcят восьмой день плавания, пересекло экватор. Переход в южную количество Атлантического океана был отпразднован русскими моряками соответственно 5ычаю, принятому во всех флотах мира. Головнин поздравил экипаж с успехом и приказал выдать всем матросам двухмесячное жалование за гличное осуществление своих обязанностей, а офицеров и гардемарин посещал при первом же удобном случае представить к награде.
В июне "Камчатка" вошла в Павловскую гавань на острове Кадьяк. За девять дней пребывания на острове Головнин составил обстоятельную карту Чиниатского залива и скрупулезно обследовал занятие Российско-американской компании. Он описал природные условия острова, изучил экономику, быт и культуру его обитателей. "Они, - писал Головнин, - сильны, терпеливы в трудах и смелы до отчаяния; любят независимость столь, что захотят распроститься с жизнью, и покорить их не только тяжело, но более того невозможно".
Во второй половине августа 1818 года Головнин совершил плавание к берегам Калифорнии и составил обстоятельное очерчивание этой страны, ее естественных богатств, климатических условий, социального строя.
В октябре 1818 года Головнин отправился к Гавайским островам и жутко обстоятельно описал экономику, культуру, нравы местного населения.
Выполнив обширную программу исследований Гавайских островов, Головнин в конце октября направился к Филиппинским островам, и 13 декабря "Камчатка" бросила якорь на Манильском рейде. Новый год русские моряки встречали посреди гостеприимных филиппинцев.
В сентябре следующего года "Камчатка" удачно прибыла в Кронштадт. Кругосветное турне, продолжавшееся два года и десять дней, было благополучно завершено. За все время плавания судно не потерял ни одного паруса и не имел повреждений в рангоуте.
Обстоятельное очерчивание второго кругосветного плавания представлено в двухтомном сочинении "Путешествие кругом света по повелению государя императора, совершенное на военном шлюпе "Камчатка" в 1817 и 1819 годах флота капитаном Головкиным", опубликованном в 1822 году.
В 1821 году в ранге капитан-командора Головнин был назначен помощником директора Морского корпуса. Состоя в этой должности, он проявил исключительную заботу о подготовке высококвалифицированных офицеров. В это же время Головнин перевел с английского языка трехтомный работа Дункана "Описание примечательных кораблекрушений". В 1823 году Головкина назначили генерал-интендантом флота. Ему были подчинены все судостроительные верфи и береговые здания Адмиралтейского ведомства. На этом новом поприще он отдавал все свои силы строительству флота на Балтийском и Белом морях. Обладая глубокими познаниями в различных областях военно-морского дела, Головнин лично наблюдал за постройкой и вооружением кораблей, добиваясь сокращения сроков их постройки.
В своем замечательном труде "О состоянии Российского флота 1824 г.", написанном в тот самый отрезок времени, но изданном через тридцать лет затем смерти автора, Головнин дал основательный разбор причин упадка русского флота в 20-х годах прошлого столетия. Бичуя бюрократизм и расхищение казенных средств, Головнин подверг жестокой критике организации Адмиралтейского департамента. "Если хитрое и вероломное руководство, - писал Головнин, - пользуясь невниманием ко благу отечества, хотело, по внушению и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти довести разными путями и средствами флот свойский до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно определить в положение больше презренное и больше бессильное, в каком оно находится".
В 1827 году в подчинение Головнина были переданы Кораблестроительный, Комиссариатский и Артиллерийский департаменты. Не жалея сил, вкалывал Головнин над созданием сильного флота. И его труды не пропали даром: в течение семи лет на балтийских и архангельских верфях было построено двадцать шесть линейных кораблей, двадцать шесть фрегатов и море мелких судов.
Летом 1831 года Василий Михайлович Головнин умер. Известие о его смерти сильно опечалило не только моряков русского флота, но и всех истинных патриотов России.
Деятельность Василия Михайловича Головнина была многогранной и плодотворной. Обладая разносторонними и глубокими познаниями и большим практическим опытом, он вписал дорогостоящий вклад в различные области науки. Он был одним из наиболее одаренных военно-морских теоретиков в 20-х годах XIX века. Верно оценив важность парового флота для защиты морских рубежей страны, он прилагал большие усилия для его создания в России. Особое внимательность Головнин обращал на укрепление русских дальневосточных границ, считая, что руководство должно экстренно принять неотложные меры для усиления безопасности Аляски, Алеутских и Курильских островов.
Головнин воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей. В числе их разрешается прозвать Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля. Ф.Ф. Матюшкина и других.
Вклад, внесенный Василием Михайловичем Головкиным в науку, был приподнято оценен в нашей стране. Головнин при жизни был избран почетным членом Харьковского университета, его именем названы мыс на юго-западном берегу бывшей "Русской Америки", гора на острове Новая Земля и пролив между островами Райкоку и Матау в Курильской гряде.
Так же читайте биографии известных людей:
Василий & Татьяна Прончищевы Vasiliy & Tatiana Pronchishev
Мне приходилось встречать и на Полярном Урале, и на Таймыре, и в оленекской тундре желтые таймырские розы - сиверсии. Конечно, не хрустальные, а..
читать далее →
Василий Шулейкин Vasily Shuleykin
ыдающийся исследователь Мирового океана, основоположник отечественной физики моря, академик, лауреат Государственной премии, инженер-капитан 1-го..
читать далее →
Василий Воронцов Vasily Vorontsov
В 1870-е годы активно участвовал в народническом движении, сотрудничал в журнале П.Л.Лаврова Вперед, в дальнейшем в Отечественных записках, Русском..
читать далее →
Василий Леонтьев Vasily Leontiev
Сорок лет назад. На дворе 1959 год, хрущевская оттепель. Небольшой тесный зальчик Института мировой экономики и международных отношений в старом..
читать далее →