Известные люди
»Василий Стамов
Рождение: Россия
Ленинградский скульптор Василий Гаврилович Стамов принадлежит к тем деятелям советской культуры, которые на рубеже 50-60-х годов обратились к переосмыслению в нашем искусстве больших художественно-содержательных задач. Как иззвестно, это выразилось в углублении и обогащении образной структуры и, соответственно, раздвинуло рамки стилистических поисков.
Произведения Стамова этих лет, такие как "После работы" (керамика, 1957), "Юность" (мрамор, 1958), "Девочка" (гипс, 1960), обнаруживают присущий художнику дар поэтического видения, предваряют, истина, ещё при наличии повество-вательности, вероятность обращения к образам больше обобщенным и емким. Новые моменты в творческом мышлении
не несложно накапливались. Они нераздельно смыкались, точнее, являлись самим итогом роста художника, приходившего к осознанию своего особого пути в искусстве. Поворотной вехой в становлении Стамова явилась скульптура 1960 года "Утро". Исполненная в мраморе, она примечательна не только тем, что в этом месте в совершенный звук зазвучал лиризм как определяющая черта стамовского мировосприятия. Впервые у Стамова в настолько здоровущий мере содержательной стала сама пластика.
В "Утре" образно воплощено время, его динамика, стремительная наполненность. И совместно с тем, поэтически возвысив натуру до гармонического идеала, Стамов органично, с поразительным художественным тактом перевел изображение своей современницы в русло классической образности. В этом смысле, при всей убедительности личностной интонации, "Утро" свидетельствовало о вдумчивом постижении Стамо-вым приема А. Т. Матвеева.
У Матвеева, классика советской скульптуры, создавшего целую школу в искусстве отечественного ваяния, Стамов учился в Академии художеств с 1937 по 1947 год. До сих пор для Стамова, как, хотя вообще-то, и для других "матвеевцев", пластическая концепция учителя - как маяк в творческой деятельности. Думается, не без влияния Матвеева, в родное время обратившегося к переосмыслению античных законов гармонии, вошла в искусство Стамова и обнаженная модель, что ни на есть строгий мотив ваяния. Хотя, размышляя о природе стамовского видения, не стоит, пожалуй, давать из виду, что заветы Матвеева пали как бы на подготовленную почву. Задолго до приезда в Ленинград предварялись они в какой-то мере впечатлениями детства и юности.
Стамов - уроженец, Крыма, древней Тавриды, земли, сохранившей следы эллинской культуры. Но и сама явь, быт родного скульптору Коктебеля благоприятствовали тому, чтобы предстоящий мастер, восхищаясь статью загорелых и здоровых людей, насовсем влюблялся в живую грацию и пластическую красоту человека. В дальнейшем впечатления ранних лет и уроки, полученные у Матвеева, вылились в большую творческую программу: воспеть этический вид своего современника. И с конца 50-х годов поэтическая влюбленность Стамова в человека неизменно находит претворение в темах труда и спорта, юности и материнства.
Все три последних десятилетия Стамова отличает творческий динамизм, интенсивная и вдумчивая служба в различных жанрах ваяния. Так, нынче он известен как мастер, работающий вместе с тем в области мелкой пластики и монументальной скульптуры (мемориал воинам Ленинградского фронта в Колпино, монумент М. Ю. Лермонтову в Пензе, фриз "Музыка" для музыкальной школы в Ленинграде), как создатель садово-парковых композиций (фонтан "Айкызы" в Уфе, "Девушка с голубем" для парка на Петроградской стороне в Ленинграде), в конце концов, как автор станковых и портретных работ ("За верх Советов!", "Рабочее утро", "Сталевар", "Петр 1", "Скульптор Шервуд"). Однако в этом многообразии художественных устремлений не потерялся собственный "стамовский" напев. Напротив, со временем как бы определились и высветлились те ноты проникновенного лиризма и мудрой душевной углубленности, которые оттеняют самобытность созданий Стамова.
Высокая пластическая культура, совершенное знание возможностей различных материалов, состоятельность художественной палитры выделяют произведения Стамова 80-х годов. Среди них - портрет Федора Абрамова (1983), "Торс" (1983), "Покой", "Тревога", "Хлеб", "Русское поле" (все - 1984), "Скорбящая" (мемориал в Павловске, 1986), "Работница" (1986) и другие. Скульптуры объединяет сплав станкового и монументального начал, в их содержании проявляются черты метафоричности, что в русле устремлений ряда мастеров нашей скульптуры 70-80-х годов. Наконец, в этих работах убедительно найдена гармония художественных средств и замысла, что позволяет вещать о высокой творческой зрелости ленинградского мастера.
В группах "Покой" и "Тревога", воплощая тему материнства, Стамов строит форму монументально, целостным блоком, тем самым сохраняя весомость дерева как материала. При этом художник обнаруживает и тонкое разумение декоративности - рисунок текстуры мягко и гармонично вторит содержательной ритмике масс. Так атмосфера тишины и проникновенного согласия матери и ребенка живет в плавном созвучии плотных и упругих форм, усиленная мерно текущими линиями узоров дерева. В иной же скульптуре взволнованный "говор" дерева, текстура которого течет в частом, как бы поспешном ритме, передает тревогу и волнение матери. Порой представляется, что природная "эмоциональность" материала - отправная точка замысла.
Умение сквозь скульптурный образ обращаться прямо к сущностным вопросам своего времени, сильно, избегая при этом прямолинейности, проникать в состояние эмоционально-духовной жизни современников Стамов не менее ослепительно проявил в скульптуре "Торс". Ясная и экономная архитектоника нисколько не помешала автору сыскать тонкие пространственные ритмы. В фигуре живет волнующая трепетность и внутренняя вероятность движения, иного положения в пространстве, одинаково как и другого состояния.
Наряду с подобными классическими мотивами включенность стамовских героев в житейский поток находит выражение и в больше конкретных сюжетах, но в характерном для последних лет смыкании граней поэтического и монументального истолкований. Работа "Хлеб" - о красоте и значимости человеческого труда. В том, как величественно и задумчиво-спокойно стоит бывший боец с караваем в руках на близкий земле - утверждение и прославление скульптором нравственно-трудовых и созидательных начал нашей жизни. В результате обработки поверхности дерева не гладко, а небольшими выемками фигура могучего, закаленного работой хлебороба кажется как бы окутанной воздухом. Представляется, что он в природной среде, в поле. среди России, которую он отстоял в недавней войне.
Так социальный пафос, гражданственные мотивы органично вливаются в изысканную и одухотворенную пластику Стамова, в его поэтически-возвышенные раздумья о мире и о прекрасном в человеке.
Так же читайте биографии известных людей:
Василий Алферьев Vasily Alferiev
Алферьев Василий Петрович (13[25].04.1823 - н. дек. 1854), поэт и прозаик. Сын директора губернской гимназии и нижегородских училищ. Десяти лет..
читать далее →
Василий Белов Vasily Belov
Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи.
читать далее →
Василий Жуковский Андреевич Vasily Jukovski
Василий Жуковский - русский поэт, критик и переводчик. Родился 9 февраля 1783 года.Василий Жуковский является одним из основоположников русского..
читать далее →
Василий Казин Vasily Kazin
Василий Казин - известный русский поэт. Родился 6 августа 1898 года.Василий Казин известен по таким поэтическим произведениям и сборникам как:..
читать далее →