Известные люди

»

Василий Тихонов

Василий Тихонов Vasily Tihonov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 15.6.1909
Герой Советского Союза (16.09.41). Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Работал забойщиком на шахте Анжерских каменноугольных копий.

В РККА с 1930 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1931 г. окончил школу младших авиационных специалистов, в 1932 г. Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1933 г. 14-ю Энгельсскую военную школу пилотов.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 22-го дальнебомбардировочного авиаполка.

В августе 1941 г. участвовал в бомбардировках Берлина.

18.08.41 г. в третьем вылете на Берлин Тихонов взял на внешнюю подвеску одну ФАБ-500, а ФАБ-100 и ЗАБ-50 загрузил в бомболюки.

Писатель Виноградов рассказывает: Стрелок-радист старшина Коневцев вывел на пятисотке белой краской: Подарок Гитлеру!.

- Наш парадный гостинец, - пояснил он.

Оторвались от взлетной полосы относительно нетрудно. И тотчас врезались в облака. Более трех часов предстояло лететь в темноте.

Тихонов особенно не беспокоился, у него штурман лейтенант Лахонин хоть и молод, но занятие родное знает отменно. Ведь в таковый же без малого облачности они летели в минувший раз, и Лахонин точь-в-точь вывел ДБ-3ф на мишень.

Сегодня их мишень - авиационные заводы Мессершмитта. ФАБ-500 на борту крайне уместно сказать, взрыв от нее разнесет заводской остов на кирпичики.

- Вениамин Иванович, на вас вся надежда, - сказал в микрофон Тихонов штурману.

- В чем аккурат, Василий Гаврилович? - не понял Лаконин.

- Послать пятисотку прямо в сборочный цех!

- Пошлем. А чего тут? Раз нужно. Ради нашего праздничка.

- Тогда веди...

Тихонов попытался влезть на что ни на есть потолок, чтобы прошибить облачность, но безрезультатно. Вынуждены были лететь в облаках, хотя это и сказалось на скорости. К тому же висящая на внешней подвеске ФАБ-500 увеличивала сопротивление воздуха и ещё больше снижала прыть. Вскоре начало греться масло в левом моторе - основополагающий показатель того, что мотор работает ненормально.

- Находимся на траверзе острова Борнхольм, - сообщил Лаконин.

Скоро Штеттин, подумал Тихонов.

Сообщать о выходе к территории Германии не требовалось, об этом напоминали сами немцы. Прожекторы и зенитные батареи были наготове. Однако на тот самый раз облака висели крайне невысоко над землей. Лучи никак не могли прошибить их толщу, а потому как и зенитки стреляли не прицельно, а легко так, для острастки.

- До Берлина двадцать минут, - предупредил Лаконин.

- Дойдем, - ответил Тихонов, с беспокойством поглядывая на стрелку, показывающую температуру масла в левом моторе. Стрелка скатывалась вниз, что означало огромный перегрев...

Облачность кончилась. Прямо перед глазами встали длинные, тонкие, яркие лучи. Они раскачивались из стороны в сторону. Их было страсть сколько...

Вражеские зенитки молчали. Значит, в воздухе в текущее время ночные истребители-перехватчики.

- Старшина, глядите в оба! - предупредил Тихонов стрелка-радиста.

И сам он, и штурман Лахонин озирались по сторонам, отыскивая глазами светящиеся фары мессеров. Вон с правой стороны единственный, за ним ещё. И над головой.

- Слева по борту ночник! - донесся звук старшины Коневцева.

Тихонов повернул голову: светлячок, выпустив узенький, как щупальце, проблеск, догонял ДБ-3ф. Неужели засек?

- Старшина, повстречать, как полагается, - передал Тихонов...

Надежды на то, что пулеметом разрешается сшибить с курса германский истребитель, у Тихонова не было. Но если при этом ещё применить резкий маневр, то полностью не возбраняется схорониться в темноте.

Раздалась пулеметная очередность, - это старшина открыл жар. В отклик рядом с ДБ-3ф пронеслась раскаленная цепь - трассирующие пули, выпущенные истребителем. Тихонов с разворотом повел машину вниз, огненные трассы прошли стороной.

- Вениамин Иванович, сшиб я вас с точного курса, - сказал он штурману. - Давайте-ка поправку...

- Ничего, это мы мигом, - ответил Лаконин.

Берлин притаился в ночи, не видно ни огонька.

- Подходим к цели, - предупредил Лаконин.

Тихонов уменьшил оборотил обоих двигателей, обычный шум сменился шипящим звуком. На земле чуть ли будет слышен тот самый свист, а значит, и потрясение для гитлеровцев окажется неожиданным.

- Цель под нами! - Кройте ее на всю катушку, штурман!

Сработали пиропатроны. Первой пошла пятисотка. За ней вывалились сотки.

- Конец работе!

Тихонов начал разворот на задний вектор движения,

- Есть взрыв! - услышал он торжествующий звук стрелка-радиста.

Посмотрел вниз: огромное полымя охватило заводские постройки - это взорвалась ФАБ-500.

- Есть! Еще взрывы! - ликовал стрелок-радист.

Тихонову было уже не до них. Масло в левом моторе перегрелось, расход его увеличился, хватит ли на попятный путь? Он более того не обращал внимания на лучи прожекторов и шапки от разрывов зенитных снарядов, сопровождавших ДБ-3ф. Мысль о чрезмерном расходе масла тревожила его. Правда, разрешено лететь и на одном моторе, как пришлось майору Щелкунову, оттого что бомбы сброшены, агрегатина облегчена.

Еще больше расстроился Тихонов, когда увидел, что масло начало греться и в правом двигателе. Для него это означало временное прекращение полетов на Берлин, а может быть, придется лететь на Большую землю для замены двигателей.

В четвертый вылет на Берлин комэска смог направить только одну машину - старшего политрука Павлова. Это был концевой боевой вылет эскадрильи капитана Тихонова на Берлин.

На следующий день он был незамедлительно вызван в Москву для доклада командующему Военно-Воздушными Силами Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Жигареву.

22.08.41 г. Сталин провел совещание по вопросам, связанным с организацией налетов на Берлин.

Рассказывает беллетрист Виноградов: По лицу Жигарева позволительно было без труда взять в толк, что он не на шутку взволнован предстоящим докладом Верховному Главнокомандующему.

Накануне он выслушал командира эскадрильи капитана Тихонова о состоянии дел в армейской авиагруппе особого назначения и уже сам видел промахи, допущенные при выделении дальних бомбардировщиков и формировании их экипажей...

Сталин, едва наклонив голову, ходил вдоль стены... Кузнецов понял: разговорчик предстоит не из приятных.

Кузнецов и Жигарев до этого договорились, что первым начнет рапорт генерал-лейтенант Жаворонков как начальник налетов советской авиации на Берлин, а опосля его дополнит Жигарев. Сталин нарушил их проект. Продолжая гулять, он обратился к командующему ВВС Красной Армии:

Докладывайте, приятель Жигарев.

Жигареву нелегко было вещать об имевших местоположение упущениях при формировании и подготовке армейской авиагруппы особого назначения. Он чувствовал, рапорт не удовлетворяет Верховного.

Почему вы послали самолеты с изношенными моторами? Почему не заменили двигатели новыми? Почему вместо двадцати выделили только пятнадцать бомбардировщиков?.. задавал вопросы Верховный Главнокомандующий.

Сердитое почему следовало в каждой фразе. Жигареву ничего не оставалось, как всю вину принять на себя.

Теперь послушаем руководителя налетов на Берлин.

Жаворонков детально осветил ход выполнения операции. Цель достигнута, столице фашистской Германии нанесен ощутимый ущерб. Можно было бы, конечно, немного увеличить интенсивность бомбардировок Берлина, при всем при том неудовлетворительные условия базирования на острове, без малого предельная дальность полета по маршруту в сложных метеоусловиях и значительная изношенность моторов самолетов не позволяли этого работать. Жаворонков не утаил и потери летного состава, в том числе и при неудачной попытке взмыть с ФАБ-1000.

Сталин перестал бродить, остановился у стола, чутко слушая... Иногда он задавал вопросы, и если отклик удовлетворял его, немножко склонял голову Он не настаивал больше на применении в дальнейшем авиабомб только крупного калибра

Кузнецов предложил руководство морской и армейской авиагрупп особого назначения возложить на командира 1-го минно-торпедного авиационного полка полковника Преображенского; генерал-лейтенанту Жаворонкову в связи с ухудшением оперативной обстановки целесообразнее было начать к исполнению своих обязанностей командующего военно-воздушными силами Военно-Морского Флота.

Сталин согласился с мнением наркома ВМФ.

При подготовке к очередному налету на Берлин выяснилось, что на складах осталось весьма чуть-чуть авиабомб среднего калибра ФАБ-250, ФАБ-100, и ЗАБ-50. Это было связано с тем, что количество боеприпасов и горючего были перевезены на аэропорт Асте для бомбардировщиков армейской группы, которые прилетели с Большой земли с пустыми люками и наполовину заполненными баками.

К этому времени ситуация в районе Моонзундского архипелага, тот, что оказался в глубоком тылу противника, грубо ухудшилась. Острова были блокированы и с моря, и с суши, и с воздуха. Торпедовоз с авиабомбами на борту и танкер с бензином для авиагруппы, вышедшие намедни из Таллина, были потоплены на переходе.

23.08.41 г. на Берлин пошло только одно звено морской авиагруппы. Из-за изношенности двигателей остальные самолеты были отправлены на запасные цели.

В тот самый день последняя агрегатина эскадрильи Тихонова ушла на Большую землю для замены моторов.

16.09.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Тихонову Василию Гавриловичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 515.

Затем майор Тихонов командовал 751-м дальнебомбардировочным авиаполком.

Приказом наркома обороны СССР 137 от 26.03.43 г. 751-й апдд был преобразован в 8-й гвардейский авиаполк дальнего действия.

1.05.43 г. был назначен командиром 8-й гвардейской Орловской авиационной дивизией дальнего действия.

19.08.44 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В 1952 г. он окончил Военную академию Генерального штаба.

С августа 1960 г. генерал-майор авиации Тихонов служил в Ракетных войсках стратегического назначения. Был 1-м заместителем командующего армией.

С мая 1962 г. босс Харьковского высшего авиационно-инженерного военного училища. С 1970 г. генерал-лейтенант авиации Тихонов в запасе.

Жил в Москве.

Похоронен в городе Абакан Красноярского края.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Ткачев Vasily Tkachev

Часто отлучался в поселок Краснодон, якобы в больницу. А по ночам юные подпольщики из поселка Семейкино писали и расклеивали листовки, резали..
читать далее

Василий Трубаченко Vasily Trubachenko

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина и орденом За воинскую доблесть МНР.
читать далее

Василий Харламов Vasily Harlamov

Герой Советского Союза (7.02.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, Красной..
читать далее

Василий Хитрин Vasily Hitrin

Герой Советского Союза (22.10.41). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий