Известные люди

»

Вера Ершова

Вера Ершова Vera Ershova Карьера: Артист
Рождение: Россия» Саратовская область» Саратов, 7.4.1917
И, отвергая все сомнения,Актер выходит на помост,Чтоб на короткое мгновение(А там, пусть бездна, пусть падение)Душой дотронуться до звезд.Л.Шакутина.

В 1996 году на конкурсе актеров "Честь и достоинство", представляя Веру Ершову, одну из победительниц, удостоенную премии "Золотая маска", Михаил Ульянов сказал: "Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики".

У нее все героини - "королевы", если более того они не имеют ни малейшего отношения ко двору. На каждый из них лежит печать изысканности, интеллигентности, породы - будь то Елизавета Английская ("Елизавета Английская" Ф.Брукнера) или Клара Цеханасьян ("Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта), купчиха Мавра Тарасовна ("Правда - ладно, а фортуна лучше" АОстровского), очаровательная странная чудачка Лидия Васильевна ("Старомодная комедия" А.Арбузова.), Толгонай ("Материнское поле" Чингиза Айтматова).

Трудно перечислить всех ее героинь и почетных званий, которых она удостоена. Народная артистка СССР, Почетный Гражданин Самары, Почетный Гражданин Самарской области и

Вера Александровна Ершова из тех актрис, которые потрясают зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды. Она пробуждает самосознание зрителя, открывает толк жизни человека, дает нравственные уроки, и не только сама душой дотрагивается "до звезд", но на какое-то момент дает это чувство нам - зрителям, и тогда спектакль становится мерилом совести для зрительного зала.

О "королевах" народной артистки СССР Веры Александровны Ершовой так навалом написано, что нет надобности ещё раз ретироваться к ним. Возьмем только немного работ из репертуара последних лет. Это Мод ("Гарольд и Мод" К.Хиггинса и Ж.-К.Каррьера), Летис ("Летис и Лавидж" П.Шеффера), Анни - яблочная леди ("Яблочная леди" - мелодрама О.Данилова) и, в конце концов, Анна Павловна Растопчина в "Афинских вечерах" П.Гладилина.

Кажется, ещё окончательно недавно с успехом шел на сцене нашего академического театра драмы спектакль "Гарольд и Мод", где Мод, которой исполнилось ни полно, ни чуть-чуть 80 лет, как киска, взбегает по стволу дерева на самую вершину и увлекает за собой 18-летнего юношу Гарольда (В.Гальченко). Да потому что не только на дерево увлекает Мод, она открывает Гарольду красоту и поэзию жизни.

А вот Гарольд и Мод занимаются упражнениями, которые именуются модным в настоящее время словом аэробика. Весьма поучительное представление. "Идите сюда! Я научу вас танцевать! Я причащаюсь жизни!" Многие ли из нас умеют причащаться жизни вот так вдохновенно, как это делает Мод у Ершовой, до последнего мгновения наслаждаясь счастьем бытия? Настолько велика у Мод охота жизни, что Гарольд практически околдован ей.

Со спектаклем "Гарольд и Мод" Вера Александровна участвовала в акции "Театра нации" - "Национальное достояние России". Было турне по городам: Воронежу, Курску, Москве. И был фарт. Да какой счастливый момент! Ее поклон в театре Вахтангова длился 17 минут, весь партер сместился к сцене. В Курске - 36 минут зал стоя аплодировал ей!

Пьеса Питера Шеффера "Летис и Лавидж" чисто сознательно написана для Веры Ершовой. Странная эта ее мисс Летис. Будучи экскурсоводом в одном из британских музеев, она появляется перед своими экскурсантами (и перед нами, зрителями) в экстравагантном костюме, очевидно позаимствованном из какого-нибудь спектакля "плаща и шпаги": короткие узенькие брючки, лихо заломленный берет и истинно шпага вместо указки. А уж что она там говорит - уму непостижимо! Ее безудержной фантазии нет конца... А представьте себе, что произойдет, когда мисс Летис явится в отдел кадров пред очи строгого начальства для объяснений за свои фантазии, да ещё и в плаще Королевы Шотландской, и в рубашке леди Макбет. Ее без затей вышвырнут с работы.

Вере Ершовой было что игрывать в этом спектакле. Она, воспитанная на классике, игравшая в лучших шекспировских произведениях, шибко тонко чувствует нерв этой комедии. Ее Летис Дуффе элегантна, театральна, празднична. Несмотря на невзгоды, свалившиеся на ее голову, она несложно неистощима в своих выдумках. Способность увлечь, заразить, повести за собой - это в характере и самой актрисы. Вы не замечаете как отдаетесь во политическая элита этого неугомонного существа, которое вот в текущее время схватит вас за руку и повлечет за собой либо под мрачные своды Елизаветинского дворца, либо на эшафот, где казнили королеву Марию Шотландскую. По ней, если уж сиживать, то в кресле Ричарда III, а если уж пить, то из бокала Джона Фальстафа.

"Одушевить, озарить, озарить!" Эти слова, вложенные в уста ее героини английским драматургом П.Шеффером, как запрещено лучше отражают сущность творчества Веры Ершовой.

Она сочувствует героиням с несложившейся судьбой и любуется ими.

Но и игрывать на сцене светскую даму не составляет Вере Александровне особого труда, она и без игры светская. Интеллигентность, умение с достоинством и без тени высокомерия удерживать себя в обществе - это отличительные черты характера самой актрисы как человека, не говоря уже о ее героинях. Словом, перевоплотиться в королеву актрисе не составляет особого труда, но вот перевоплотиться в созданье, которое в нашем царстве-государстве принято величать "бомжом" - это нужно мочь. Для этого мало только облачиться в грязные лохмотья и отхлебнуть из бутылочки, необходимо мочь донести до зрителя это состояние на сцене, если в жизни ты его ни при каких обстоятельствах не переживал. Пережить так, чтобы зрители увидели и поверили, и подумали: "Да, этому человеку уже ни в жизнь не стать на ноги".

Нечто подобное происходит в спектакле "Яблочная леди", поставленном на сцене театра драмы режиссером М.А.Карпушкиным. Независимо от того, примет ли актриса эту несвойственную ее характеру образ, поверит ли в то, что это также разрешено и нужно ей игрывать, спектакль все-таки был рассчитан на нее.

Ну, представьте себе тряпочную куклу, у которой руки и ноги произвольно болтаются. Существом этим нужно править извне, чужими усилиями. Существо это необходимо переставлять, водить по сцене, как в кукольном театре. Именно такие манипуляции и проделывают с героиней Веры Ершовой ее партнеры по спектаклю. Ее практически хватают руками, как предмет абсолютно неодушевленный, так что руки и ноги начинают шататься, как у марионетки, а далее начинают переставлять по сцене с места на местоположение. Наконец, созданье засопротивлялось (видимо, почувствовало себя человеком), вырвалось из рук и как черт из табакерки стало выделывать такие коленца - другой танцор позавидует.

Одинокая леди, у которой умер обеспеченный, но непутевый супруг, не видела свою дочка уже 12 лет и потеряла надежду приметить. За годы ожиданий знатная леди не выдержала испытаний одиночеством, спилась, довела себя до неузнаваемости. И вот в текущее время торгует яблоками на тротуаре. И нежданно известие: приезжает дочка из Европы, да ещё в сопровождении жениха, сына какого-то испанского графа. Как же она, бывшая леди, может повстречать ее в таком непрезентабельном виде? Это позор, трагедия!

Много тут чего произойдет по ходу действия... Сегодняшние друзья Анни: профессиональные воры, проститутки, шулеры, но, как раз, они понимают ее напасть, безнадежную ситуацию и от всего сердца стараются подсобить. Отлучат ее на пару дней от пьянства, отмоют, переоденут, снимут для нее дорогой номер в гостинице. И в единственный хороший момент явится пред очи увлеченных этой феерией лжи и фарисейства зрителей очаровательная леди в длинном кремового цвета платье, с роскошным меховым убранством на плечах, полная достоинства. Это будет все та же Вера Ершова, и зал разразится аплодисментами. Впрочем, аплодисменты сопутствуют ей на протяжении всего спектакля. Такой трансформации никто не ожидал. А на сцене все, начиная от главы администрации города города и кончая последним полицейским в этом спектакле, закружат "яблочную леди" в праздничном вальсе. И в звездном ряду коронованных особ у актрисы появилась ещё одна "королева", хотя и не имеющая никакого отношения ко двору.

Отличительной чертой этой огромный актрисы, мастера сцены, является то, что она из любого, порой беспомощного, драматургического материала может высечь искру Божью.

Невелик шедевр - пьеса П.Гладилина "Афинские вечера". Премьера состоялась на сцене Самарского академического театра драмы в канун его 150-летия.

Этакое "святое семейство" на сцене: папа - мелодический критик (Вс.Турчин), мамаша - несомненно, домохозяйка (В.Оттович), их дочка Наташа, студентка (В.Решке) и бабуся Анна Павловна Растопчина (В.Ершова), приехавшая к ним в гости. У дочки Наташи есть ещё молодой, музыкант и композитор (В.Гальченко).

Живет это семейство, за исключением дочки, пытаясь отгородиться от окружающего мира, заботами о генеалогическом древе своем, как сберечь его для продолжения грядущим поколениям. Папочка всячески оберегает свою дочка от сегодняшних безродных и легкомысленных поклонников. Даже на концерты классической музыки не пускает одну. Только бабуся Анна Павловна стоит от них особняком. Она с интересом воспринимает все современное, хотя и живут в ней воспоминания о прошлом. Они порой уводят ее туда, где некогда под рысаками билась мостовая, в минувший столетний период.

Героиня Ершовой появляется на сцене в строгом черном платье с кружевным жабо. А высоте каблуков ее туфель может позавидовать любая сегодняшняя топ-модель. Да и вольностям ее поведения завидует внучка, которая уже ждет ребенка, ещё не выйдя замуж.

Во времена юности Анны Павловны, молодым людям не позволялось ухаживать за девушками, а разом присылали сватов. Однако это не мешало деткам в тайне от родителей улаживать так называемые "афинские вечера", где участники их поклонялись богу любви - Эросу. В моде были оргии, о которых с таким восторгом вспоминает Анна Павловна. В ту пору хоть и процветал культ Диониса, но занятие на этих вечерах дальше коллективного исполнения песен и чтения стихов не шло. Зато в моде было стреляться, топиться, вешаться, отравляться. Курили опиум, играли в рулетку, занимались гороскопами, хиромантией, верили в переселение душ.

Вот и в текущий момент наша милая бабуся продолжает дымить из длинного мундштука, палит в воздух из револьвера и предается воспоминаниям о грехах своей молодости.

Драматург не позаботился о монологах героини Ершовой, а режиссер - о ее сценическом движении. Потому большей частью актрисе приходится безмолвно выслушивать диалоги своих сценических родственников. А, как известно, безмолствовать на сцене - это самое трудное дело. Делать это надобно талантливо, но этого актрисе Ершовой не занимать. Она и в этом месте, как и ее предыдущие героини Мод и Летис, "причащается жизни" и делает это талантливо и зримо. У Анны Павловны не устарела суть человеческая, ещё живо прошлое о Любви, как раз оно, это прошлое, и зовет ее снова в дорогу.

Народная артистка Ершова приходит в театр задолго до начала спектакля, начинает скрупулезно заниматься гримом и костюмом, и это не от случая к случаю, а из года в год.

Одной из чертяка Веры Александровны является удивительная собранность и ответственность. Для нее день спектакля до этот поры самый-самый святой день, и произвольный раз ее охватывает беспокойство как у дебютантки и, опосля, вслед за тем окончаниям спектакля сызнова и заново "прокручивает" всякий свой жест, каждую паузу.

Победный залп аплодисментов,

Усталость, мысли, как ожог,

И темное время суток бессонных аргументов.

(Л.Шакутина)

Вера Ершова бесконечно играет, творя в театре и превращая театр в существование. В скучной, серой, будничной повседневности она может творить Красоту. Эта способность присуща всем ее коронованным и в особенности некоронованным "королевам", королевам духа.

Так же читайте биографии известных людей:
Вера Комиссаржевская Vera Komissarzhevskaya

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864, Петербург - 1910, Ташкент) - актриса. Родилась в семье знаменитого оперного певца Мариинского театра. Из-за..
читать далее

Вера Коммиссаржевская Vera Kommissarzhevskaia

Коммиссаржевская Вера Федоровна - знаменитая актриса (1864 - 1910), дочь певца Ф.П. Коммиссаржевского . В 1883 году Коммиссаржевская вышла замуж за..
читать далее

Вера Пашенная Vera Pashennaya

Выдающаяся русская актриса, великая старуха Малого театра. Творческая наследница Марии Ермоловой. Педагог, подарившая сцене несколько поколений..
читать далее

Вера Арбузова Vera Arbuzova

Вера Арбузова - российская балерина. Родилась в 1974 году в Красноярске.С 1992 года Вера Арбузова являлась солисткой балета Санкт-Петербургского..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий