Известные люди
»Вера Панова
Рождение: Россия» Ростовская область» Ростов-на-Дону, 20.3.1905
В декабре 1944 по заданию редакции газеты совершила за 2 месяца четыре рейса в образцовом военно-санитарном поезде 312 к местам боев за ранеными, после чего опубликовала повесть Спутники (1946; Государственная премия СССР, 1947), принесшую писательнице широкое читательское признание (на основе повести по сценарию Пановой созданы фильм Поезд милосердия, 1965, и телефильм На всю оставшуюся жизнь, режиссёр П.Фоменко, сценарий сына Пановой, писателя и кинодраматурга Б.Вахтина).
7 (20) марта 1905 в Ростове-на-Дону в семье обедневшего купца, позже помощника бухгалтера одного из ростовских банков (утонул в р.Дон в 1910) родилась Панова, Вера Фёдоровна. Мать преподавательница музыки, поднимала детей на скудное жалованье конторщицы и вдовью пенсионную выплату от банка. До революции окончила 4 класса частной гимназии (отказалась от дальнейшего обучения из-за недостатка средств). Много читала, занималась самообразованием. Подрабатывала репетиторством, в неполные 17 лет поступила действовать в редакцию ростовской газеты Трудовой Дон. В 19261927 вела отдел фельетона в газете Советский Юг, под псевдонимом В.Старосельская (фамилия мужа) и Вера Вельтман публикуя статьи, очерки и фельетоны. Печаталась ещё в газете Молодежь Дона, в детских газетах и журналах Ростова Ленинские внучата, Костер, Горн. В 1933 начала сочинять пьесы. Вошла в литературную среду, познакомившись с Н.Ф.Погодиным, В.П.Ставским, Ю. (И.И.) Юзовским, А.А.Фадеевым, В.М.Киршоном, Г.Г.Штормом, а кроме того приезжавшими в Ростов В.В.Маяковским, С.А.Есениным, А.Б.Мариенгофом, А.В.Луначарским. Впечатления от этой, как она ее называла, долитературной поры Панова отразила в ряде произведений, в т.ч. в Сентиментальном романе и в мемуарах О моей жизни, книгах и читателях (изд. в 1975).
С 1940 жила в Ленинграде. Прорыв немцами Ленинградского фронта в конце сентября 1941 застал ее со старшей дочерью в г.Пушкине (Царское Село). В октябре 1941 Панова была отправлена в пересыльный лагерь под Псковом, оттуда с дочерью перебралась в Эстонию (г.Нарва), где ютилась в разоренной синагоге (об этом рассказано в ее пьесе Военнопленные, 1942; опубликовано 1957 под названием Метелица). До освобождения Украины жила в с.Шишаки, куда с дочерью добралась из Эстонии. В 1943 их здание сожгли отступавшие немцы. В конце 1943 переехала в г.Молотов (в настоящий момент Пермь), где продолжала журналистскую работу в местной газете и на радио и где была опубликована ее первая повесть Семья Пирожковых (1944; переработанный вариант Евдокия, 1957; послужил основой для одноименного фильма, 1961, сценарий Пановой, режиссёр Т.М.Лиознова).
В декабре 1944 по заданию редакции газеты совершила за 2 месяца четыре рейса в образцовом военно-санитарном поезде 312 к местам боев за ранеными, потом чего опубликовала повесть Спутники (1946; Государственная премия СССР, 1947), принесшую писательнице широкое читательское признание (на основе повести по сценарию Пановой созданы кино Поезд милосердия, 1965, и телефильм На всю оставшуюся жизнь, режиссёр П.Фоменко, сценарий сына Пановой, писателя и кинодраматурга Б.Вахтина; осуществлены несметные театральные постановки). В повести, посвященной одной из негромких и относительно чуть-чуть освещаемых сторон военной жизни, тонко очерчены своеобычные характеры героев, психологически убедительно вскрыты источники нравственных сил людей в критические моменты бытия, битва показана с гуманной, сострадательной точки зрения, а повседневная бытие санитарного поезда с безупречной точностью деталей. Живой язык, спокойная, доверительная интонация, соединяющая пафос и прикол, добродушную насмешку и боль, композиционная оригинальность (цепочка портретных новелл, каждая из которых посвящена основным героям, Данилов, Лена, Доктор Белов, Юлия Дмитриевна, объединенных в 3 части повести под конкретными и в то же время символическими названиями Ночь, Утро, День), мастерство диалога и умело выстроенная фабульная канва повествования, проецирующаяся и на прошлое героев, и на их настоящее, и в мечтах их близкое перспектива, органичное соединение наивной и трезвой логики восприятия событий (своеобразная полифония, подчиненная единой высокоморальной точке отсчета самоотверженности, ответственности, мужеству и милосердию), острый лиризм ожидания больших перемен, которое не могут ранить более того осколки сломанных личных надежд, все это делает повесть вершинной в творчестве писательницы и одной из лучших в отечественной литературе о войне.
Оживленную дискуссию в печати вызвал законченный в Ленинграде (где Панова поселилась в 1941) роман Кружилиха (1947; Государственная премия СССР, 1948), написанный в жанре обширно распространенного и поощряемого в советской литературе производственного романа, выстроенный на материале жизни крупного уральского завода военных лет и сводящий, как это в принципе свойственно писательнице, деловую коллизию к нравственному конфликту по ее мнению, истинному источнику всех недоразумений и ошибок не только в личной, но и в общественной, в т.ч. рабочий сфере (возражение между прагматично-волевым стилем руководства и инициативой масс, высвеченное Пановой), предвосхитило проблематику многих отечественных производственных романов и повестей 19501960-х годов, в т.ч. Г.Е.Николаевой, В.Ф. Тендрякова, Ф.А.Абрамова, П.Л.Проскурина).
В повести Ясный берег (1949, Государственная премия СССР, 1950) Панова перешла к изображению современного села (для чего, не довольствуясь своим украинским опытом, некоторое время жила в одном из животноводческих совхозов). Влияние актуальной в те годы теории бесконфликтности сказалось, и все-таки, в этой повести и на прямолинейно-поверхностных, зачастую вторичных образах, и на общей тональности, излишне оптимистичной, лишенной жесткого социального анализа, и более того на проникновенных описаниях русской природы. Попыткой преодоления этой гладкописи (лакировки) стал роман Времена года (1953), в котором остро подняты проблемы общественной морали, взаимопонимания отцов и детей. Образом Геннадия Куприянова писательница одной из первых (может быть, предвосхитив в этом месте, истина с немного иным знаком, исповедальную прозу шестидесятников) обратила внимательность отечественной литературы на тип юноши-скептика, равнодушного и ироничного, порожденный определенными социальными условиями. Злободневным было и воззвание писательницы к процессу перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьбина Степана Борташевича). Неслучайной вследствие этого была резкая критика романа охранительными литераторами, такими, как В.А.Кочетов. Тематическим продолжением Времен года явился Сентиментальный роман (1958) автобиографическое повествование о собственной юности, о Ростове и молодежных проблемах того времени, о чистоте, бескорыстии и гражданском темпераменте ее поколения. Написанный в русле зарождающейся в конце 1950-х годов лирической прозы (Дневные звезды О.Ф.Берггольц), роман реализовал свойственную чеховской манере Пановой особенность: в судьбе среднего человека лицезреть неповторимую глубину переживаний, исключительность духовного мира, значительность единственного существования и в связи с этим драматизм своей прозы обусловливать не внешней интригой, но внутренней жизнью героев.
Психологическая проницательность, протеистическая способность сильно постичь изгибы детской души проявила писательница в повести Сережа (1955; одноименный кино, 1960, по сценарию Пановой совместно с режиссёром Г.Н.Данелия и И.В.Таланкиным)....Дело не только в том, что в первый раз в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний дитя, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична... дивная соразмерность частей, подчиненность всех образов и красок единому целому, та самая, что чарует нас в пушкинской и чеховской прозе. Для меня верно так же классичны и Спутники (К.И.Чуковский). В аналогичном ключе написаны и короткие портретные повести, и рассказы о детях военных и послевоеных лет Валя, Володя о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города (на их основе по сценарию Пановой создан кино Вступление, 1960, реж. Таланкин), Трое мальчишек у ворот, Мальчик и девочка, Конспект романа, Про Митю и Настю и др.
Основные составляющие творческих исканий поздней Пановой зоркое (и поучительное) бытописание современности (пьесы Проводы белых ночей, 1961; Как поживаешь, чувак?, 1962; Еще не вечер, 1964; Сколько лет, сколь зим!, 1966; Надежда Милованова, 1967; Свадьба как свадьба, 1973), аналитически-исследовательское воззвание к прошлому Руси (Сказание об Ольге, Сказание о Февронии, повести Феодорец, Белый Клобучок и Кто умирает, составившие книгу Лики на заре, 1966; историческая драма Тредьяковский и Волынский, 1968; цикл рассказов-мозаик из истории русской смуты начала 17 в., изданный под общим заглавием Смута в 1980) и осмысление собственного пройденного пути (в т.ч. кн. Заметки литератора, 1972). В 1981 был опубликован написанный Пановой в 1960-х годах в духе политически актуализированных сатирических сказок-притч Е.Л.Шварца роман-сказка Который час ? Сон в зимнюю ночь.
Существенная доля творческого наследия Пановой киносценарии (помимо названных, Високосный год, 1962, по роману Времена года, реж. А.В.Эфрос; Рано утром, реж. Лиознова; Рабочий поселок, реж. В.Я.Венгеров, оба 1964, и др.).
Умерла Панова в Ленинграде 3 марта 1973.
Так же читайте биографии известных людей:
Вера Давыдова Vera Davydova
Русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946,..
читать далее →
Вера Андреева Vera Andreeva
Вера Андреева - российская спортсменка, велосипедистка. Родилась 10 мая 1983 года.Вера Андреева является обладательницей большого количества наград,..
читать далее →
Вера Коваль Vera Koval
Вера Коваль - российская спортсменка, дзюдоистка. Родилась 22 октября 1983 года.Среди спортивных достижений Веры Коваль можно отметить такие..
читать далее →
Вера Москалюк Vera Moskalyuk
Москалюк представляет национальную сборную команду Российской Федерации. Тренируют россиянку два опытных и известных тренера - А. Забалканцева и Г...
читать далее →