Известные люди

»

Вера Панова

Вера Панова Vera Panova Карьера: Драматург
Рождение: Россия» Ростовская область» Ростов-на-Дону, 20.3.1905
В декабре 1944 по заданию редакции газеты совершила за 2 месяца четыре рейса в образцовом военно-санитарном поезде 312 к местам боев за ранеными, после чего опубликовала повесть Спутники (1946; Государственная премия СССР, 1947), принесшую писательнице широкое читательское признание (на основе повести по сценарию Пановой созданы фильм Поезд милосердия, 1965, и телефильм На всю оставшуюся жизнь, режиссёр П.Фоменко, сценарий сына Пановой, писателя и кинодраматурга Б.Вахтина).

7 (20) марта 1905 в Ростове-на-Дону в семье обедневшего купца, позже помощника бухгалтера одного из ростовских банков (утонул в р.Дон в 1910) родилась Панова, Вера Фёдоровна. Мать преподавательница музыки, поднимала детей на скудное жалованье конторщицы и вдовью пенсионную выплату от банка. До революции окончила 4 класса частной гимназии (отказалась от дальнейшего обучения из-за недостатка средств). Много читала, занималась самообразованием. Подрабатывала репетиторством, в неполные 17 лет поступила действовать в редакцию ростовской газеты Трудовой Дон. В 19261927 вела отдел фельетона в газете Советский Юг, под псевдонимом В.Старосельская (фамилия мужа) и Вера Вельтман публикуя статьи, очерки и фельетоны. Печаталась ещё в газете Молодежь Дона, в детских газетах и журналах Ростова Ленинские внучата, Костер, Горн. В 1933 начала сочинять пьесы. Вошла в литературную среду, познакомившись с Н.Ф.Погодиным, В.П.Ставским, Ю. (И.И.) Юзовским, А.А.Фадеевым, В.М.Киршоном, Г.Г.Штормом, а кроме того приезжавшими в Ростов В.В.Маяковским, С.А.Есениным, А.Б.Мариенгофом, А.В.Луначарским. Впечатления от этой, как она ее называла, долитературной поры Панова отразила в ряде произведений, в т.ч. в Сентиментальном романе и в мемуарах О моей жизни, книгах и читателях (изд. в 1975).

С 1940 жила в Ленинграде. Прорыв немцами Ленинградского фронта в конце сентября 1941 застал ее со старшей дочерью в г.Пушкине (Царское Село). В октябре 1941 Панова была отправлена в пересыльный лагерь под Псковом, оттуда с дочерью перебралась в Эстонию (г.Нарва), где ютилась в разоренной синагоге (об этом рассказано в ее пьесе Военнопленные, 1942; опубликовано 1957 под названием Метелица). До освобождения Украины жила в с.Шишаки, куда с дочерью добралась из Эстонии. В 1943 их здание сожгли отступавшие немцы. В конце 1943 переехала в г.Молотов (в настоящий момент Пермь), где продолжала журналистскую работу в местной газете и на радио и где была опубликована ее первая повесть Семья Пирожковых (1944; переработанный вариант Евдокия, 1957; послужил основой для одноименного фильма, 1961, сценарий Пановой, режиссёр Т.М.Лиознова).

В декабре 1944 по заданию редакции газеты совершила за 2 месяца четыре рейса в образцовом военно-санитарном поезде 312 к местам боев за ранеными, потом чего опубликовала повесть Спутники (1946; Государственная премия СССР, 1947), принесшую писательнице широкое читательское признание (на основе повести по сценарию Пановой созданы кино Поезд милосердия, 1965, и телефильм На всю оставшуюся жизнь, режиссёр П.Фоменко, сценарий сына Пановой, писателя и кинодраматурга Б.Вахтина; осуществлены несметные театральные постановки). В повести, посвященной одной из негромких и относительно чуть-чуть освещаемых сторон военной жизни, тонко очерчены своеобычные характеры героев, психологически убедительно вскрыты источники нравственных сил людей в критические моменты бытия, битва показана с гуманной, сострадательной точки зрения, а повседневная бытие санитарного поезда с безупречной точностью деталей. Живой язык, спокойная, доверительная интонация, соединяющая пафос и прикол, добродушную насмешку и боль, композиционная оригинальность (цепочка портретных новелл, каждая из которых посвящена основным героям, Данилов, Лена, Доктор Белов, Юлия Дмитриевна, объединенных в 3 части повести под конкретными и в то же время символическими названиями Ночь, Утро, День), мастерство диалога и умело выстроенная фабульная канва повествования, проецирующаяся и на прошлое героев, и на их настоящее, и в мечтах их близкое перспектива, органичное соединение наивной и трезвой логики восприятия событий (своеобразная полифония, подчиненная единой высокоморальной точке отсчета самоотверженности, ответственности, мужеству и милосердию), острый лиризм ожидания больших перемен, которое не могут ранить более того осколки сломанных личных надежд, все это делает повесть вершинной в творчестве писательницы и одной из лучших в отечественной литературе о войне.

Оживленную дискуссию в печати вызвал законченный в Ленинграде (где Панова поселилась в 1941) роман Кружилиха (1947; Государственная премия СССР, 1948), написанный в жанре обширно распространенного и поощряемого в советской литературе производственного романа, выстроенный на материале жизни крупного уральского завода военных лет и сводящий, как это в принципе свойственно писательнице, деловую коллизию к нравственному конфликту по ее мнению, истинному источнику всех недоразумений и ошибок не только в личной, но и в общественной, в т.ч. рабочий сфере (возражение между прагматично-волевым стилем руководства и инициативой масс, высвеченное Пановой), предвосхитило проблематику многих отечественных производственных романов и повестей 19501960-х годов, в т.ч. Г.Е.Николаевой, В.Ф. Тендрякова, Ф.А.Абрамова, П.Л.Проскурина).

В повести Ясный берег (1949, Государственная премия СССР, 1950) Панова перешла к изображению современного села (для чего, не довольствуясь своим украинским опытом, некоторое время жила в одном из животноводческих совхозов). Влияние актуальной в те годы теории бесконфликтности сказалось, и все-таки, в этой повести и на прямолинейно-поверхностных, зачастую вторичных образах, и на общей тональности, излишне оптимистичной, лишенной жесткого социального анализа, и более того на проникновенных описаниях русской природы. Попыткой преодоления этой гладкописи (лакировки) стал роман Времена года (1953), в котором остро подняты проблемы общественной морали, взаимопонимания отцов и детей. Образом Геннадия Куприянова писательница одной из первых (может быть, предвосхитив в этом месте, истина с немного иным знаком, исповедальную прозу шестидесятников) обратила внимательность отечественной литературы на тип юноши-скептика, равнодушного и ироничного, порожденный определенными социальными условиями. Злободневным было и воззвание писательницы к процессу перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьбина Степана Борташевича). Неслучайной вследствие этого была резкая критика романа охранительными литераторами, такими, как В.А.Кочетов. Тематическим продолжением Времен года явился Сентиментальный роман (1958) автобиографическое повествование о собственной юности, о Ростове и молодежных проблемах того времени, о чистоте, бескорыстии и гражданском темпераменте ее поколения. Написанный в русле зарождающейся в конце 1950-х годов лирической прозы (Дневные звезды О.Ф.Берггольц), роман реализовал свойственную чеховской манере Пановой особенность: в судьбе среднего человека лицезреть неповторимую глубину переживаний, исключительность духовного мира, значительность единственного существования и в связи с этим драматизм своей прозы обусловливать не внешней интригой, но внутренней жизнью героев.

Психологическая проницательность, протеистическая способность сильно постичь изгибы детской души проявила писательница в повести Сережа (1955; одноименный кино, 1960, по сценарию Пановой совместно с режиссёром Г.Н.Данелия и И.В.Таланкиным)....Дело не только в том, что в первый раз в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний дитя, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична... дивная соразмерность частей, подчиненность всех образов и красок единому целому, та самая, что чарует нас в пушкинской и чеховской прозе. Для меня верно так же классичны и Спутники (К.И.Чуковский). В аналогичном ключе написаны и короткие портретные повести, и рассказы о детях военных и послевоеных лет Валя, Володя о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города (на их основе по сценарию Пановой создан кино Вступление, 1960, реж. Таланкин), Трое мальчишек у ворот, Мальчик и девочка, Конспект романа, Про Митю и Настю и др.

Основные составляющие творческих исканий поздней Пановой зоркое (и поучительное) бытописание современности (пьесы Проводы белых ночей, 1961; Как поживаешь, чувак?, 1962; Еще не вечер, 1964; Сколько лет, сколь зим!, 1966; Надежда Милованова, 1967; Свадьба как свадьба, 1973), аналитически-исследовательское воззвание к прошлому Руси (Сказание об Ольге, Сказание о Февронии, повести Феодорец, Белый Клобучок и Кто умирает, составившие книгу Лики на заре, 1966; историческая драма Тредьяковский и Волынский, 1968; цикл рассказов-мозаик из истории русской смуты начала 17 в., изданный под общим заглавием Смута в 1980) и осмысление собственного пройденного пути (в т.ч. кн. Заметки литератора, 1972). В 1981 был опубликован написанный Пановой в 1960-х годах в духе политически актуализированных сатирических сказок-притч Е.Л.Шварца роман-сказка Который час ? Сон в зимнюю ночь.

Существенная доля творческого наследия Пановой киносценарии (помимо названных, Високосный год, 1962, по роману Времена года, реж. А.В.Эфрос; Рано утром, реж. Лиознова; Рабочий поселок, реж. В.Я.Венгеров, оба 1964, и др.).

Умерла Панова в Ленинграде 3 марта 1973.

Так же читайте биографии известных людей:
Вера Давыдова Vera Davydova

Русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946,..
читать далее

Вера Андреева Vera Andreeva

Вера Андреева - российская спортсменка, велосипедистка. Родилась 10 мая 1983 года.Вера Андреева является обладательницей большого количества наград,..
читать далее

Вера Коваль Vera Koval

Вера Коваль - российская спортсменка, дзюдоистка. Родилась 22 октября 1983 года.Среди спортивных достижений Веры Коваль можно отметить такие..
читать далее

Вера Москалюк Vera Moskalyuk

Москалюк представляет национальную сборную команду Российской Федерации. Тренируют россиянку два опытных и известных тренера - А. Забалканцева и Г...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий