Известные люди
»Виктор Лидио Хара Мартинес
Рождение: Чили» Чильян-Вьехо, 28.9.1932 - 15.9
Виктор Лидио Хара Мартинес - чилийский поэт, театральный режиссёр, певец, политический активист и член Коммунистической партии Чили. Родился 28 сентября 1932 года.Виктор Хара погиб во время военного переворота 1973 года в Чили, организованного генералом Аугусто Пиночетом. Его жестокое убийство на Стадионе Чили, превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало его символом борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет.
Чилийский стихотворец, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 г. Автор знаменитой песни "Venceremos" ("Мы победим"), которая в 1970 г. стала гимном предвыборной компании будущего президента страны Сальвадора Альенде. Его трагическое и жестокое душегубство на стадионе ?Чили?, превращённом в огромный концлагерь, сквозь немного дней позже переворота превратило его в символ борьбы за свободу и верность во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его пытали, избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его туловище было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет.
Хара, основатель музыкального течения "Новая чилийская песня", самый-самый известный в 70-ые годы в Чили певец и композитор, был ещё известен, как пылкий приверженец свергнутого военными президента Сальвадора Альенде.
За левые взгляды он был схвачен войсками и совместно с сотнями других левых деятелей оказался грустно знаменитом "Стадионе Чили", тот, что был превращен в концлагерь потом переворота 11 сентября 1973 года. Там произошла публичная расправа: Харе сломали пальцы. 15 сентября 1973 года его туловище с отсеченными кистями рук и 44 огнестрельными ранениями было выброшено на улицу перед стадионом.
В настоящее стадион, на котором он погиб, назван его именем.
Хара напевал народные песни и писал свои - о народе Чили и о политиках, которые этим народом управляли. В 60-х он перешел к песням протеста, примером которой разрешено полагать известную "Манифесто". Он был одним из основателей движения "Новая песня", которое способствовало избранию левого правительства Альенде в 1970-м году.
11 сентября 1973 года Хара должен был выступать в университете Сантьяго. Но, супротив своей воли, вместо университета он был отправлен на стадион. В течение четырех дней его пытали, избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его корпус было выпущено 34 пули. Ему было 38 лет.
Его вдова, Джоан, говорит, что стан певца было выброшено на улице, а опосля найдено в одном из городских моргов с достаточно характерной для тех дней пометкой "без имени". "Его стан было посреди множества таких же неизвестных", - говорит Джоан.
Хара не переставал сочинять до самых последних дней своей жизни. Его последняя песня была написана на клочках бумаги, которые удалось перенести за стены стадиона тем, кто спасся. Эти вирши не закончены - оборваны на середине предложения. "Тишина и вопль - вот финал моей песни", - написал он.
Виктор Хара родился в семье чилийского крестьянина. Позже его семейство перебралась из деревни в трущобы столицы Чили Сантьяго. Мать Виктора умерла, когда ему было пятнадцать, а папа спился. Несмотря на нищету и трудную существование в семье, Виктор получил среднее образование. Его мама, неграмотная индианка с юга Чили, весьма заботилась о том, чтобы ее дети получили настоящее образование. Виктора отправили в католическую школу. Окончив ее, он решил сделаться священником, но в конце концов отказался от этой мысли и сделался актером. Несколько лет Виктор играл в театре пантомимы и путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а далее поступил в театральную школу, чтобы сделаться профессиональным актером. (Его будущая супруга Джоан преподавала в этой школе танцы, но поженились они значительно позже, когда она развелась со своим первым мужем.) Здесь Виктор проявил не только актерский, но и мелодический дар и вошел в круг художников и интеллектуалов, центром которого был стихотворец Пабло Неруда. Первый немалый счастливый момент Виктору принесли сборник собранных им и спетых народных песен, записанный совместно с "Cuncumen" ? фолк-группой из радикально настроенной молодежи,? а кроме того пьеса "Parecido a la Felicidad" ("Казавшееся счастьем"). Пьеса была в такой степени популярной, что шла ещё в семи странах Латинской Америки, в частности на Кубе, где Виктор познакомился с Че Геварой. В 1961 году Виктор посетил вкупе с "Cuncumen" Советский Союз и европейские страны, входившие в коммунистический блок. В письмах к жене он восхищался стойкостью, с которой русские переносят свою нелегкую бытие.
В 1960-е годы Виктор был руководителем Чилийского государственного театра. Он работал главным образом над пьесами других авторов, но в то же время искал способы выказать свою влюбленность к хранящим традиции чилийским крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие и жизненные образы этих людей в своем творчестве. Это была вероятность отразить на сцене условия, в которых Виктор родился и вырос. Но тем самым он затрагивал и политические проблемы, так как бедняки и индейцы в пьесах других драматургов представали либо безликими, либо отрицательными персонажами. Виктор, конечно, отвергал подобные проявления дискриминации и вопреки всему старался хотя бы на сцене воссоздать в правах людей, чьими голосами говорили актеры его театра.
В это время на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью "Народного единства" ? союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий ? было трансформирование условий жизни бедных слоев чилийского общества, а способом достичь этого ? создание социалистической системы, в которой ключевую образ играло бы страна. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми способами, не останавливаясь более того перед насилием по отношению к своим оппонентам. Христианско-демократическая партия, поддерживаемая церковью и "умеренными" чилийцами, попыталась урегулировать ситуацию, создавая программы по постепенному установлению социальной справедливости.
Однако социальная программа ставленника христианских демократов президента Фрея и его сторонников не была осуществлена, а сам президент со своей командой не мог больше удовлетворять требования и левых, и правых; усилие нарастало. Виктор, как член компартии Чили, не колеблясь встал на сторону левых ? отбор, напрямую связанный с его бедняцким происхождением. Тогда же начались и конфликты с левыми радикалами, критиковавшими его за пацифизм и политическую односторонность ? заботу только о положении бедных. Тем временем его концерты в небольших музыкальных барах, получившие наименование "penya", сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов.
Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Его собственные песни были сильно политизированы. Когда в 1969 году в городе Пуэрто-Монт полицейские, расправляясь по приказу министра внутренних дел Переса Жуковича с мирной демонстрацией бездомных и безработных фермеров, застрелили семерых из них и убили ребенка, Виктор написал песню "Preguntas por Puerto Montt" ("Вопросы о Пуэрто-Монте"), в которой категорично обвинил министра. Он выступил с этой песней перед тысячами слушателей во время демонстрации протеста.
В том же году войсковые офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть христианско-демократическое руководство и президента Фрея. Чилийские профсоюзы ответили на это массовой забастовкой в поддержку правительства и демократии. Попытка переворота провалилась, и в Чили стали подготавливаться к выборам президента. Выборы состоялись в 1970 году и завершились победой Сальвадора Альенде, кандидата от "Народного единства". Песня Виктора "Venceremos" ("Мы победим") стала гимном президентской кампании Альенде. После его избрания главнокомандующий чилийской армией Шнейдер произнес речь, в которой обязался, что вс будет почитать и ограждать демократию. Через два дня он был смертельно ранен одним из членов правой террористической группировки и скончался в больнице.
Тем не менее Альенде начал к исполнению своих обязанностей; в стране произошла социальная революция, ускоренная тем, что немного месяцев через "Народное единство" выиграло местные выборы. При полной общественной поддержке началась демократизация основ государства: системы образования, института имущества и тому подобного. Однако в парламенте счастливый момент перемен, запланированных "Народным единством", зависел от поддержки христианских демократов и Национальной партии. Обе эти партии проголосовали за национализацию чилийских медных рудников. Это вывод привело к конфликту между Чили и Соединенными Штатами, в поддержку которых выступили и другие страны "капиталистического блока". Альенде отказался вступить в "социалистический блок" и убеждал чилийцев в том, что они сами могут активизировать проведение реформ.
Виктор был в центре событий; он писал свои новые песни и везде их исполнял. Тем временем в политике возникла новая проблема: нападки правых и левых экстремистов на демократическое руководство. Виктор был потрясен тем, что левые террористы убили Переса Жуковича. Правый же лагерь, в котором самой влиятельной партией была "Patria y Libertad" ("Родина и Свобода"), организовывал уличные бои; Виктор сам немного раз подвергался нападениям, истина, безуспешным.
В 1973 году "Народное единство" победило на парламентских выборах, набрав большой как ни в жизнь процент голосов. Но, вместо того чтобы праздновать победу, Альенде предупредил чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны, которая могла за ним следовать. Виктор стал ведущим цикла телепередач под общим названием "Я не хочу, чтобы моя держава была разделена" ? о гражданской войне в Испании и о нацистской Германии. Он сопоставил ситуацию в Веймарской и Испанской республиках с ситуацией в Чили.
25 июня партия "Родина и Свобода" попыталась произвести боевой переворот, но его остановил главнокомандующий чилийской армией Пратс, преградивший стезя танковой колонне, которая двигалась по направлению к президентскому дворцу. Руководители "Родины и Свободы" укрылись в посольстве Эквадора и попросили политического убежища.
События нескольких последующих месяцев таковы: генерал Пратс был вынужден передать в отставку; посредник в переговорах между чилийским флотом и правительством был убит; 11 сентября 1973 года вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили переворот. Армейские разведывательные отряды арестовывали всех, кто принадлежал к той или другой партии "Народного единства" или в ком они подозревали своих противников,? всех, кого смогли отыскать. Арестованных приводили на стадионы.
Виктор Хара оказался на Estadio de Chile ? самом большом стадионе Сантьяго. После нескольких дней пыток он был казнен. Он оставил жене маленькую записку со стихотворением "На стадионе", которую удалось тайно перенести. Официально Виктор Хара принадлежал к "без новости пропавшим", то есть к тысячам действительных и потенциальных противников милитаристского режима, душегубство которых осталось скрытым от общественности. Виктора Хару опознали те, кто должен был предать земле его в общей могиле. Об этом сообщили его жене, она забрала корпус и похоронила его как подобает.
После переворота музыка Хары была запрещена, а все записи уничтожены. Репрессии зашли так неблизко, что были запрещены более того традиционные инструменты и народная музыка, чтобы нисколько была исключена вероятность игрывать музыку этого стиля. Жена Виктора Джоан была английской подданной, и стараниями английской дипломатии ее совместно с детьми эвакуировали. Джоан написала эту книгу и опубликовала ее в Великобритании на английском языке. Музыка и песни Виктора Хары, известные всей Латинской Америке, стали частью сопротивления чилийской военной диктатуре и диктатурам в других латиноамериканских странах.
Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Агапов Viktor Agapov
Основные публикации: Вечные огни, Саратов, 1972; Светло от просторов, Саратов, 1978; Весенняя тропинка, Саратов, 1979; Весёлая синица, Куйбышев,..
читать далее →
Виктор Бейлис Viktor Beilis
Он автор ряда книг по африканистике. Что касается художественной литературы, известна его книга 'Реаблитация Фрейда', включающая такие произведения,..
читать далее →
Виктор Гольцев Viktor Golcev
В 1879 г. был выбран в доценты Новороссийского университета (по кафедре энциклопедии права), но лекций, по независящим от него обстоятельствам, не..
читать далее →
Виктор Голявкин Viktor Goliavkin
Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи.
читать далее →