Известные люди

»

Виктор Марьин

Виктор Марьин Viktor Maryin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 2.11.1985
Всего совершил более 160 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника лично и - 6 в группе с товарищами. Войну закончил в Германии. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился в 1922 году в деревне Балабаново Пушкинского района Московской области. Учился в гидрометеорологическом техникуме и вместе с тем в Реутовском аэроклубе. В Марте 1943 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков в звании Младшего лейтенанта.

С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. 28 Августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 515-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант В. А. Марьин над Курской дугой таранным ударом уничтожил вражеский разведчик - корректировщик FW-189. Сам приземлился на повреждённом самолёте.

Вэтого совершил больше 160 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 6 самолётов противника лично и - 6 в группе с товарищами. Войну закончил в Германии. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1969 годаа Подполковник В. А. Марьин - в запасе. Работал военруком в одной из средних школ. Умер 2 Ноября 1985 года.

* * *

Он был крайне скромен и более того застенчив, ни при каких обстоятельствах не рассказывал о своих боевых геройских поступках, и только скупые записи в личной лётной книжке, строки в газетах военного и мирного времени и воспоминания однополчан свидетельствуют о величайшей отваге и таланте лётчика.

Детство его было трудным, а стезя в авиацию - обычным, характерным для большинства молодежи того времени.

Виктор Александрович Марьин родился в 1922 году в Подмосковье в семье ремесленника. Началась коллективизация и папа вступил в колхоз. В семье было шестеро детей. В 1934 году умерла мамаша. Виктор и его брат Анатолий были определены в ребяческий жилище. Старшая сестра заменила мама остальным малышам.

Детский здание дал ему путёвку в существование. В 1938 году вступил в комсомол. Учился в гидрометеорологическом техникуме и вместе с тем в Реутовском аэроклубе. Клуб окончил блестяще: из 13 оценок - 10 "отлично" и 3 "хорошо". Рекомендован для поступления в военную авиационную школу.

В Марте 1943 года окончил Качинскую авиационную школу в звании Младшего лейтенанта и направлен в 63-й истребительный авиаполк, где прошёл переучивание.

В 515-й истребительный авиаполк попал в отрезок времени сражений на Курской дуге. Ввели в строй скоро. Через немного дней в составе четвёрки истребителей вылетел на прикрытие наземных войск.

Первое боевое поручение. Над нашими позициями кружили "Мессершмитты". На одном из них были нарисованы какие - то знаки, а под колпаком кабины Виктор увидел самодовольное лик человеческий немецкого пилота. Тот нагло улыбался, видимо, не сомневался в своей победе. В отрезок времени атаки врага Виктор удачно сманеврировал и очередность прошла над кабиной.

Четвёрка "Яков" выполнила задачу и без потерь вернулась на свой аэропорт. Командир эскадрильи Старший лейтенант Макаров похвалил молодого лётчика, видимо, заметил в нем задатки хорошего истребителя.

Вскоре пришёл боевой навык. Полёты стали его жизненной необходимостью. Виктор рвался в мордобой. До четырёх раз в день приходилось летать на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие наземных войск и другие боевые задания. Летать как разрешается больше, ударять врага и побеждать - стало главной целью лётчика.

На прикрытие наземных войск на восточной окраине города Харькова вылетело звено Старшего лейтенанта Сергея Путимцева, у которого ведомым был Виктор Марьин. Вторую пару вёл Старший лейтенант Дмитрий Черкасов. Когда барражирование подходило к концу, наземная радиостанция наведения сообщила, что над нашими позициями появился вражеский корректировщик FW-189 ( "рама" ). Последовал приказ: истребить !

От огня и пожаров над землей стояла густая дымка высотой до нескольких сот метров. Ведущий начал снижаться. Марьин - за ним. Вскоре супостат был обнаружен. Первым атаковал Путимцев, далее по его команде в атаку пошёл Марьин. Стрелок отстреливался. Марьин дал немного длинных очередей и стрелок замолчал. Но "рама" продолжала маневрировать на бреющем полете, удаляясь в юго - восточном направлении и перелетела линию фронта.

Не вручить врагу оставить ! Виктор нажал на гашетки, но оружие молчало - кончились боеприпасы. Молниеносно созрело решение: "Таранить ! Ударю по хвосту, он выглядит хрупким".

Пронёсся с большущий скоростью над FW-189, срубил хвостище и при выходе из атаки с правой стороны ударил винтом по правой плоскости. Ощутил дюжий потрясение. Все три лопасти винта погнулись, двигатель стало сотрясать, тяга упала.

Было тяжело. Но силу придаёт чувство радости победы. Самолёт ещё держится в воздухе; а недруг повержен. Он упал на траверзе Марефа - станция Валки за притоком Северного Донца.

К своему аэродрому шли на малой высоте, обходя Харьков с востока. Севернее Харькова набрали высоту немного сот метров и минут сквозь 10 приземлились на своем аэродроме юго - западнее Белгорода. При осмотре самолёта в тоннелях масляного и водяного радиаторов обнаружили количество отсечённых у "рамы" деталей и осколки аэронавигационных огней.

Через две недели перед строем личного состава полка начальник дивизии Полковник Тараненко вручил отважному лётчику орден Красного Знамени.

Полк базировался на аэродроме Подлюдовка севернее Люблина. В конце Августа 1944 года звено в составе Старшего лейтенанта Марьина, его ведомого Василия Третьякова и Старшего лейтенанта Алексея Никуленкова с ведомым Василием Поздняковым прикрывали плацдарм и переправу посредством Вислу. Барражировали 45 минут и ждали замену.

В это время с запада появилась четвёрка FW-190. Марьин повёл звено в атаку на них. При приближении наших истребителей три "Фоккера" развернулись и стали отправляться на запад. Один стал разворачиваться направо. Его преследовали Марьин и Третьяков, за остальными погналась пара Никуленкова.

Марьин приблизился к "Фоккеру" на 200 метров и открыл пламень из 37-мм пушки. После третьей очереди самолёт врага стал валиться отвесно вниз и рухнул на плацдарм.

В это время появился напарник сбитого немца. Марьин и Третьяков ринулись на него. Преследуя, пересекли линию фронта. В это время вражеская зенитная артиллерия открыла дюжий жар. Марьин передал по радио команду Третьякову: "Вася, выходи из атаки !"

Но тот не реагировал и продолжал полёт. Потом неспешно, теряя скорость; стал разворачиваться. Самолёт вёл себя ненормально, на команды Марьина не реагировал, видимо был поражён зенитным снарядом.

Вдружбан "Фоккер" развернулся и стал подступать к Третьякову. Увидев это, Марьин пошёл в лобовую атаку. Не успел вскрыть пламень, как был прошит вражескими очередями из всех огневых точек. Потом германец приблизился к Третьякову и расстрелял его в упор...

Марьин с трудом вёл на посадку безнадежно повреждённый самолёт. За Вислой плотно росли старые деревья. До берега не дотянуть... Он приземлился на середине реки, где просматривалась песчаная отмель. Выпустил щитки и на повышенной скорости коснулся воды. Отлетели щитки и водяной радиатор. Лётчик потерял разум. Через некоторое время очнулся. При ударе получились растяжение позвоночника. Пытался плыть, но не получилось, был сильно слаб и точение сносило его вниз. С земли по нему стреляли немецкие войска, а по ним стреляла наша артиллерия. Виктору пришлось укрыться за мотором своего самолёта. В это время он увидел в небе два истребителя. Это возвращались с задания Никуленков и Поздняков.

С нашего берега ему сигналили и кричали: "Держись, брат ! Готовим лодки".

Пока готовилось избавление, несмотря на боль в позвоночнике, Марьин не терял самообладание. Он снял с самолёта радиоприборы, часы и парашют.

Наконец, к нему на двух лодках подплыли артиллеристы и перевезли на берег. Сколько же заботы проявили они о лётчике ! Достали для него масло и мёд, накормили, дали в дорогу плащ - палатку и на мотоцикле перевезли в населённый пункт, где переночевал у польских партизан.

Староста этой деревни в отрезок времени Первой Мировой войны служил в царской армии и воевал супротив немцев. Он сносно говорил по - русски. Утром Виктор взвалил на себя снятое с самолёта собственность, но покачнулся от слабости и присел.

- Совсем ослаб ты, сынуля, - сказал староста. - Пошлю с тобой нашу партизанскую связную Ванду.

Девушка несла приборы и парашют, а Виктор с трудом передвигался. В полдень добрались в полк. Ванду накормили и отправили назад, а Виктору пришлось в течение недели лечиться и переводить дух. В полку он узнал, что Никуленков и Поздняков сшибли вторую пару "Фоккеров" и удачно вернулись на базу.

На войне, к сожалению, наша авиация несла и потери. Тяжело переживал Марьин погибель своего ведомого Василия Третьякова и вспоминал о нём до последних дней своей жизни.

Вскоре с того же аэродрома вылетели на прикрытие линии фронта в районе Магнушевского плацдарма на Висле. Облачность 8 - 10 баллов на высоте 1000 метров. Над линией фронта маневрировала "рама", уклоняясь от атак, которые вело прежде вылетевшее звено истребителей. Здесь же летала пара "Мессершмиттов", патрульное звено их также не выпускало из виду.

Звено Марьина подключилось. "Рама" ныряла в облака, уходя на юго - запад за линию фронта. Следом за ней устремился Марьин. Набрав высоту, увидел на Фоне Вислы на высоте 50 метров спикировавшую "раму", которая пыталась ускользнуть на низкой высоте. Марьин произвел с правой стороны и слева рядом полудюжины атак. Стрелок уже не отстреливался. После последней атаки вражеский корректировщик прекратил наличие.

Земли нашей Родины уже были освобождены от захватчиков. Теперь нужно было добить врага. Боевой дух наших воинов был весьма высок. Все понимали, что дорога к победе в этой войне лежит посредством Берлин и стезя к родному дому также лежит сквозь Берлин. Никакие преграды и погодные условия не могли препятствовать наступательному духу наших войск. Лётчики рвались в мордобой, технический состав не думал об отдыхе. Все было подчинено единой цели.

В Январе 1945 года полк базировался на аэродроме Шрода близ Познани. 30 Января Виктор Марьин в паре с Сергеем Гладким по заданию штаба 16-й Воздушной армии на самолётах Як-9 вылетели на разведку. Погода была крайне сложной: сплошная низкая облачность, видимость 1 - 3 километра, снежные заряды. Но у лётчиков уже был навык полётов в таких метеоусловиях. Пришлось лететь на высоте всего 50 - 30 метров. Подлетая к Швибусу, увидели выскочивших из - под железнодорожного виадука наших боец и офицеров. Они энергично бросали вверх шапки, стараясь притянуть внимательность летчиков, Марьин развернулся направо и увидел, как совершенно рядом, на расстоянии одного километра от виадука 12 немецких FW-190 с высоты 500 метров штурмуют наши артиллерийские батареи.

Наши самолёты могли развить большую прыть. Мгновенно набрав высоту, пошли в лоб первой встречной паре "Фоккеров". Но тут позади появилась другая пара. Завязался воздушный мордобой. Умело маневрируя, Марьин уходил от вражеских атак. Враг попался бывалый и упорный. Он выбрал нужную позицию для ведения прицельного огня, но его опередил Сергей Гладкий, послав в него меткую очередность. "Фоккер" был сбит и рухнул тут же на глазах артиллеристов, зажегся и горящим покатился по земле.

Марьин пристроился позади другого FW-190, тот, что гнался за Гладким. Дал очередность по врагу и в первый раз увидел на фоне белесых облаков полёт удаляющихся снарядов. Враг был подбит, потерял прыть, пытался покинуть в облака, но задымил и пошёл к земле, зажегся при ударе о землю, прокатился немного десятков метров и догорел. Остальные "Фоккеры" ушли на запад, избегая боя.

Лётчики выполнили в районе боя немного пологих виражей и обнаружили ещё одного FW-190, летевшего с маленький скоростью на восток. Они взяли врага в "клещи", решив привести его в плен. Вражеский лётчик вырвался и обстрелял Сергея. В таких погодных условиях тяжко было реализовать проект. Взвесив всё, Марьин приказал ведомому штурмовать "Фоккера". Враг бил сбит с первой атаки.

Хотя лётчики сшибли 3 вражеских самолёта и защитили от налёта артиллерийские батареи, но поручение по разведке не было выполнено. Значительная доля горючего была израсходована, необходимо было ворочаться. Между тем, погода всё усложнилась. Попав в литой снежный заряд, лётчики потеряли приятель друга из виду и только по радио поддерживали связь, договорившись лететь к Ландсбергу. Подлетая увидели, что в этом районе облака исчезли. Вернулись на свой аэропорт, чтобы заправить самолёты горючим и заново вылететь на разведку, но не успели.

На аэропорт прилетел начальник 13-го истребительного авиационного корпуса Генерал Б. А. Сиднев. Он с земли наблюдал действия Марьина и Гладкого, видел как они сшибли вражеские самолёты и сию минуту же вылетел в полк. В тот же день перед строем личного состава Генерал вручил боевые ордена: Марьину - Отечественной войны II-й степени, Гладкому - Отечественной войны I-й степени.

Этот боевой момент, как хотя вообще-то и другие, Виктор Марьин помнил до мельчайших подробностей. Он говорил, что для него махаловка не кончилась и не кончится до самой смерти...

В последние дни войны полку была поручена почётная миссия: эскортировать с аэродрома Стендаль к месту посадки на аэродроме Темпельгоф ( Берлин ) "Дугласы", в которых руководство союзников летело для подписания немцами акта о безоговорочной капитуляции.

18 лучших лётчиков под командой Майора М. Н. Тюлькина блестяще справились с задачей. В составе группы был и Виктор Марьин. Это было его последнее боевое поручение. За время боевой работы в отрезок времени Отечественной войны он совершил больше 160 боевых вылетов, сшиб лично 6 самолётов противника и 6 в составе группы.

Кончилась махаловка. В строю полка отважные лётчики, не щадившие свою бытие во имя победы. У всех на груди боевые ордена и медали. Родина приподнято оценила подвиги Виктора Марьина, наградив его тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II-й степени, Красной Звезды и медалями.

Стоя на страже мирного неба, авиаторы неустанно совершенствовали своё лётное местерство. В газете "Доблесть", за 20 Июля 1949 года посреди отличников соединения в числе первых назван коммунист Виктор Александрович Марьин. Здесь же в газете помещена его фотография.

Появилась больше совершенная техника, потребовались новые знания. В 1951 году В. А. Марьин поступил в Военно - Воздушную академию ( в настоящее время она носит имя Юрия Гагарина ). В 1955 году благополучно окончил её, продолжая летать на реактивных самолётах в должности заместителя командира полка.

В 1959 году по состоянию здоровья был списан с лётной работы и переведен на штабную. В 1969 году уволен в припас с должности начальника штаба полка.

Ушёл в припас Подполковник Советской Армии, но не ушёл в припас коммунист. Он, в то время как позволяло самочувствие, работал военруком в школе 10 города Дзержинска Горьковской области. Трудился ещё добросовестно, как и в армии.

28 лет отдал он военной службе. Лётчик самого высокого класса, прославивший в боях советскую авиацию, оставался лётчиком до конца своих дней. Трудно было сознавать, что но держишь в руках штурвал самолёта, что больше не ощущаешь фортуна полёта, но в мыслях его завсегда были полёты, произвольный из которых навечно запомнился, а в памяти - товарищи, не дожившие до радостных дней победы.

У большинства лётчиков, погибших на войне, нет могил. Самолёты, прошитые вражескими очередями или зенитными снарядами, сгорали или взрывались в воздухе, разлетались на куски. Вместе с самолётом погибал и лётчик. Не было останков, не было похорон...

Виктор Александрович крайне любил песню "Журавли" на слова Расула Гамзатова, считал, что она о лётчиках, погибших в небе и не похороненных, не легших в землю. Слушал он эту песню и с грустью подпевал. Даже в этой грустной песне он не отделял себя от nоварищей, с которыми совместно сражался.

Его самочувствие ухудшалось с каждым годом но он, собрав последние силы, ездил на встречи с однополчанами. Ему было весьма nрудно. Но как быть в курсе, может быть эти встречи помогали ему хоть ненадолго забрасывать о болезни и верить на следующую встречу ?..

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Меренков Viktor Merenkov

Старший лейтенант В. А. Меренков произвёл 166 боевых вылетов, из них: 63 - на сопровождение, 50 - на прикрытие наземных войск. Участвуя в 39..
читать далее

Виктор Миронов Viktor Mironov

Старший лейтенант В. П. Миронов совершил 127 боевых вылетов, в 25 воздушных боях лично сбил 5 вражеских самолётов. Бомбово - штурмовыми ударами..
читать далее

Виктор Нагорный Viktor Nagorniy

Старший лейтенант В. С. Нагорный совершил 169 боевых вылетов, участвуя в 59 воздушных боях, сбил лично 19 и в составе группы 6 самолётов противника...
читать далее

Виктор Орлов Viktor Orlov

28 Сентября 1943 года штурману 113-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитану В. Н. Орлову было присвоено звание Героя Советского..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий