Известные люди

»

Виктор Пелевин

Виктор Пелевин Viktor Pelevin Карьера: Писатель
Рождение: Россия» Москва, 22.11.1962
Виктор Пелевин, только что выпустивший новый роман Священная книга оборотня, перед презентацией книги оговорил в пресс-релизе, почему он не дает интервью: Все, что я хотел сказать журналистам, я сказал... в этой книге.

известия: Книга написана от лица женщины - точнее, лисицы. Кажется, до этого пол рассказчика в ваших романах был мужским. Сложно было перестроиться?

Пелевин: Этот роман был не столь сочинен, сколь надиктован мне некой женской сущностью, шибко симпатичной, в которую я нетрудно влюбился, покуда писал книгу. Я, конечно, не хочу вымолвить, что реально верю в подобные вещи - несложно субъективно все воспринималось как раз так. Книга писалась сильно без труда, и я выполнял функцию не столь сочинителя, сколь стенографа и редактора. Поэтому перестраиваться мне не было необходимости. Но у меня вправду было сильное отождествление с героиней - вплоть до того, что немного раз мне мерещилось, подобно как я стучу по клавишам лисьими лапами. Это интересное ощущение. Наверное, что-то похожее испытывает артист, практикующий систему Станиславского. Но я не делал никаких усилий. И мне сильно жалостно было дописывать последнюю страницу и расставаться с героиней.

известия: Вы постоянно производили ощущение адепта восточной культуры, а главные герои вашей книги - Волк и Лиса - из русских народных сказок. Почему вы все-таки выбрали российский фольклор?

Виктор Пелевин: Я отнюдь не являюсь адептом восточной культуры - или какой-либо прочий. Когда я слышу словечко адепт, я представляю себе гипсовый бюст Аристотеля, которым единственный помешанный бьет по голове другого. А когда я слышу словечко культура, я вспоминаю о судьбе доктора Геббельса, тот, что хватался при этом слове за наган, а следом сам получил пулю в затылок. От подобных эксцессов разумному человеку лучше держаться подальше. Я с детства люблю волшебные сказки, в том числе и русские. Но Волк и Лиса присутствуют в фольклоре каждый страны, где обитают эти животные. Почему я в таком случае выбрал аккурат российский фольклор, как вы справедливо отметили? Дело в том, что я заимствовал из фольклора не столь образ волка, сколь образ оборотня в погонах. А это волшебное созданье обитает преимущественно в России и играет большую образ в современном устном народном творчестве, в особенности в песнях, плачах, базарах и прибаутках. Поэтому эдакий отбор кажется мне логичным и обоснованным.

известия: Достаточно большая количество действия романа происходит в Битцевском парке. Вы потому что сами нередко катаетесь там на велосипеде. Своего рода ностальгия?

Пелевин: Скорее это рефлексия по поводу одной фразы из жизнеописания Будды: После этого Будда удалился в лесной массив, где разрешается было повстречать лучших людей того времени. Кроме того, условный сказочный чаща - та среда, где обитают фольклорные Волк и Лиса. Вполне безусловно, что повествование перемещается аккурат туда.

известия: Ваша героиня сильно старательно и доступно читает лекции по культуре и философии в первую очередь своим клиентам, а после этого Волку. Это что, воспитание читателя?

Пелевин: Нет, я не считаю своей функцией воспитание читателя - этим должны заниматься тв и прокуратура. Просто моя героиня - сильно тонкая и возвышенная особа, и эти темы для нее банальны. Она начинает гутарить о культуре, когда ей надобно прийти на выручку ничего не значащий светский разговорчик, оттого что для нее это то же самое, что болтовня о погоде или телесериале для менее развитых персонажей. Все становится ясно ближе к концу книги, когда она делится с Волком своими сокровенными взглядами.

известия: Если сообщать о философии, то что ближе вам?

Пелевин: Мне ближе территория, свободная от философии. Философ - это нетрудно юрист, оперирующий абстрактными смыслами. Философский дискурс, в котором выдвигаются аргументы и контраргументы, кажется мне верхом нелепости - как будто вывод важнейших вопросов о природе человеческого существования может случиться в судебном зале во время юридического разбирательства, где смыслы рассматриваются как нечто объективное. Мы существуем как бы изнутри себя, такова, извиняюсь за выражение, субъективная онтология нашего сознания. А философия претендует на то, что реакция на вопросительный мотив о природе и судьбе этого взгляда изнутри может быть дан снаружи, сквозь манипуляцию абстрактными символами. Но эти измерения запредельны товарищ другу, вследствие этого эдакий реакция не может не быть фальшивым. Философия кажется мне цепью бессовестных смысловых подлогов, где переход от одного подлога к другому осуществляется с помощью безупречной логики. То же самое, уместно сказать, в полной мере относится и к этому рассуждению. Философия способна поставлять интересные описательные языки, но напасть в том, что она в состоянии сообщать на них только о себе самой. Это легко отображение одних слов посредством другие. Результатом являются сызнова слова. Если они завораживают вас своей красотой - замечательно. Но со мной такое бывает весьма нечасто. А другого смысла в этом занятии нет.

известия: В Книге оборотня без малого нет города и людей: всего немного персонажей и кусок Битцевского парка. Их подменило некое интеллектуальное пространство: густая сеть философских концепций и разного рода мифологий. Почему? Может быть, вы излишне немного времени проводите в России, чтобы сочинять про нее?

Пелевин: Во-первых, в книгах вообще не бывает города и людей - в них бывают только слова. В силу природы человеческого мышления и его языковой репрезентации любое пространство, отраженное в тексте, является чисто интеллектуальным, более того если речь идет об интеллекте дебила. Город и люди - это такие же мифологемы, как лисы и волки. Просто на некоторых симулякрах висит бирочка нон-фикшн, и в общей теории промывания мозгов их принято мнить отражением действительности, хотя реальность - это также мифологема. Во-вторых, словечко подмена в вашем вопросе не весьма корректно. Вы исходите из предпосылки, что в моей книге должны были наличествовать городок и люди, но я в силу своих порочных особенностей подменил их чем-то другим. Но я ибо не забирал на себя обязательств сочинять о городе и людях. Это как если бы чукча написал трактат о моржевании, а его упрекнули в том, что он уделяет чуть-чуть внимания футболу, потому как что ему нечасто грезится Абрамович.

известия: Где вам больше нравится существовать?

Пелевин: В себе. Помните, как это у Тютчева: Лишь существовать в самом себе умей - есть весь мир в душе твоей...

известия: В предисловии вы старательно дистанцируетесь от текста. Зачем?

Пелевин: Видите ли, я чувствую в этой книге такую взрывную мощь, что мне делается ужасно. И хочется на любой происшествие уйти подальше, покуда не шарахнуло.

известия: Чему служат не только несметные цитаты и аллюзии, но и откровенные пародии, в том числе и на современную литературу, в тексте?

Пелевин: Они служат тексту. Для меня роман похож на цветочный куст, тот, что развивается и растет по своим собственным законам. А литератор - садовник. Он нетрудно поливает это флора и отрезает сухие ветки, но вопрошать у него, зачем цветы на нем желтого цвета или отчего на каждой веточке аккурат пять листочков, бесполезно. Писатель может, конечно, что-нибудь наврать по этому поводу, но сам он ни при каких обстоятельствах этого не знает до конца. Мне ни разу не удавалось черкнуть ту книгу, которую я хотел. Как же я могу ответствовать на вопросительный мотив, зачем она такая, а не другая?

известия: Почти в каждом вашем романе хотя бы мельком появляются персонажи из предыдущих книг. В Книге оборотня это пятилапый кобель с непечатным именем и Татарский. Зачем нужна эта связь?

Пелевин: В этом есть логика. Я пишу об оборотнях в погонах. Но наемный политтехнолог как бы Татарского - также оборотень, только в штатском. Такой, знаете, либеральный консерватор в точке перманентной бифуркации. Пятилапый кобель с непечатным именем - это естественное завершение эволюции оборотня в погонах. А ночной визит такого пса - естественное завершение пути политтехнолога.

Могу разъяснить, что я имею в виду. Работа политтехнолога содержится в том, чтобы в зародыше подменять демократию ее симуляцией по заказу сменяющих дружбан друга олигархий. Политтехнолог анализирует общественное точка зрения, чтобы узнать, чего аккурат хотят люди. А вслед за тем возвращает им это в виде вранья. В этакий ситуации оппозиционная идеология делается невозможной в принципе - все ее лозунги будут тотчас перехвачены олигархией, приблизительно так же, как коммерциал перехватил образ Че Гевары. Поэтому европейские ультра пришли к выводу, что отстреливать надобно не политиков, а политтехнологов. Но я думаю, что никого отстреливать не надобно. Пятилапая собака приходит к политтехнологам с прочий стороны. Дело в том, что их продукция начинает инстинктивно отторгаться людьми - так же, как это произошло в прошлом веке с коммунистической идеологией. Почему в Америке победил Буш? Потому что его соперник был политтехнологическим големом. Буш продул ему все дебаты, а позже победил на выборах - несложно по той причине, что он вызывал больше доверия, оттого что от него меньше воняло политтехнологиями.

Прочие персонажи из предыдущих книг появляются в моих романах оттого, что они уже существуют, и мне мило ненужный раз с ними повстречаться. Есть таковый принцип - бритва Оккама: не необходимо умножать сущности без необходимости. Вообще он значит, что следует довольствоваться самым простым объяснением. Но если соображать его фигурально, он как раз об этом. Я написал расклад о волках-оборотнях. Зачем мне придумывать нового волка-оборотня, когда у меня уже есть готовый, тот, что сидит и ждет, когда его выпустят на свободу? То же самое относится и к политтехнологам. Кроме того, Generation П кончается неустойчивым равновесием - с одной стороны, всемогущий политтехнолог Татарский, а с прочий - пятилапый кобель, которого он должен удерживать в вечной спячке. Сейчас это равновесие нарушилось, но, так как я не занимался анализом этой темы, а писал роман про влюбленность, я посвятил ей только единственный абзац. Который, собственно, и наступает Татарскому.

известия: Вы постоянно неохотно говорите про экранизацию ваших книг. И все же, когда появится Generation П? Есть ли ещё какие-то планы?

Пелевин: Про Generation П я ничего не знаю, открыто. Но мне тяжело представить себе кино по этой книге. Вот Священная книжка оборотня - другое занятие. А планы, про которые рассказано, перестают быть планами и становятся слухами.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Борисов-Мусатов Viktor Borisov-Musatov

Виктор Борисов-Мусатов - русский художник, живописец. Родился 14 апреля 1870 года.Виктор Борисов-Мусатов являлся так называемым мастером..
читать далее

Виктор Ванслов Viktor Vanslov

В 1950 году В.В. Ванслов защитил кандидатскую диссертацию на тему Музыка как отражение действительности в Московской государственной консерватории..
читать далее

Виктор Васнецов Viktor Vasnetsov

Виктор Васнецов - выдающийся русский художник и архитектор. Родился 15 мая 1848 года.Виктор Васнецов является одни из основоположников русского..
читать далее

Виктор Дени(Денисов) Viktor

Cоветский график, один из основоположников советского политического плаката, карикатурист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий