Известные люди
»Виталий Кабаков
Рождение: Израиль
Парадокс: его книги читает вся страна, но имя его известно лишь единицам. Все дело в том, что Виталий Кабаков - не писатель, а издатель и книготорговец. Еще в России он научил чудаковатого миллионера, издавшего собрание сочинений Александра Дюма в тисненной кожаной обложке, с позолоченным обрезом, продавать книги по неслыханной тогда цене 15-20 долларов.
Кабаков был издателем первой книги Бориса Ельцина "Исповедь на заданную тему", помогал в создании и становлении каталога "Русское слово", а в Израиле совместно с местным союзом писателей издает журнал "Слово писателя".
Каждый джентльмен, переступивший порог его дома в Кфар-Сабе, попадает в своеобразный мир, где проза жизни уступает местоположение поэзии, где чайник с заваркой - на столе, разговорчик о книгах - за столом, и книги - кругом.
Как правило, на обложке книги пишутся выходные данные об авторе. Что бы вы написали о себе, если бы решили издать сами себя?
- Виталий Кабаков, 52 лет отроду, житель столицы. На мой точка зрения, местоположение появление говорит о человеке значительно больше, чем национальность. В Израиле 4 года. Здесь продолжаю заниматься тем, чем занимался в России - работаю в сфере издательства, полиграфии и книжной торговли.
То есть, вы работаете по специальности?
- Да, по образованию я - полиграфист. С 1968 до конца 80-х работал во многих московских типографиях. С середины 70-х занимался самиздатом, надобно произнести, что уже тогда я ставил перед собой не столь просветительские цели, сколь экономические. Я уже тогда старался на этом получить. С тех пор ни единственный мой издательский план не был убыточным.
Любовь к книгам и издательской деятельности передалась вам по наследству?
- Можно проговорить и так. Мой папа, Марк Кабаков - боевой морячок, член Союза писателей, стихотворец, довольно именитый. И я крайне ему благодарен за то, что он доверил мне издание свой последней на нынешний день книги, которая, на мой точка зрения, является самой удачной.
Благодаря отцу я с самого детства вращался литературной среде. Отец служил в Феодосии. Коктебель и обиталище Волошина были в 30 минутах езды на автобусе. Я там вырос.
Но более того больше, чем папа, мне дал мой дедуля по материнской линии Исай Зейтман. Он был художник по призванию и физик по образованию. Он преподавал в Бауманском, а в свободное время рисовал. В последние годы жизни он стал участвовать в выставках. Он дожил 96 лет, до конца дней рисуя.
Моя старшая дочка говорит, что прадедушка сильно полно рассказывал ей про Авраама, про Моисея - это были ее первые сказки. Надо ли дивиться, что она стала религиозной? Все, что мой дедушка, а ее прадед, мне рассказывал, было связано с книгами. Он коллекционировал книги по живописи.
Тогда в Союзе эти книги были дефицитом. Итальянские, швейцарские, американские и другие издания попадали посредством дипломатов в букинистические магазины И мы вкупе с ним ходили по магазинам и он показывал их мне, делая особенный упор на то, как эти книги сделаны, из чего, как оформлены и напечатаны. Поэтому, без сомнения, я стал относиться к книге, как к предмету искусства. Я весьма раньше времени понял, что книжка является товаром. Так стоит ли поражаться после этого этого выбранной профессии?
Вы меня запутали. Когда вы говорите, что "книжка удачная", что вы имеете в виду: полиграфию, содержание или ее продажи?
- Книга - это симбиоз нескольких факторов. Конечно, запрещено списывать со счетов автора, но как недавно сказал Алексин: "Книгу делает издатель". Он прав. Удачная книжка - это такое сочетание содержания и формы (то есть формата, переплета, бумаги, шрифта), которые делают эту книгу единственной в своем роде, бестселлером. И, конечно же, имеет значимость конъюнктура рынка. Когда мы в конце восьмидесятых - начале девяностых печатали книги на чем придется и огромными тиражами, тогда превалировало содержание, но посреди тех книг разрешается отыскать удачные.
Можно ли надуть читателя и под красивой обложкой подсунуть ему плохую книгу?
- Да, конечно, но это - дар. Кстати, что значит "плохую"?
Я говорю о низкопробном "чтиве": детективах, ужастиках, любовных романах... Той литературе, которая не оставляет следа в душе, когда на следующий день ты забываешь, что читал намедни. И отчего литература такого рода издается в огромных количествах?
- Что такое "низкопробная литература"? Существует целая книжная индустрия, в которой работают миллионы людей, в ней крутятся большие гроши. "Двигателем" всего этого являются бестселлеры - книги, которые продаются большими тиражами. Это дает вероятность издавать высокохудожественные, философские книги, поэзию, мемуары. Индустрия бестселлеров дает существование хорошим книгам. И раз люди покупают детективы, значит, они необходимы. Конечно, у современных автором есть некоторая романтизация уголовщины, но этим также нужно переболеть.
Я для себя не делю литературу на "низкопробную" и "интеллектуальную". Благодаря тому, что огромными тиражами издается Донцова, может издаваться Есенин.
Порнографические романы и "желтая пресса" также недурственно продаются. И вы считаете, что это привычно? Оправдано?
- У меня в памяти безотлагательно всплывает такая сцена. 1991-й год, последнее лето Советского Союза. Мы отдыхали в Юрмале, где и познакомились с одним семейством. Наши новые занимались йогой, "подзаряжались" энергией моря и, казалось, вообще вели здоровый образ жизни. Оказалось, что эти замечательные люди также занимаются издательской деятельностью, их коммерциал - это идеально мерзкая, так называемая, "желтая" сми, которая расходилась миллионными тиражами по всей стране. Мне это было сильно обидно.
Есть книги, за которые вам стыдно или неуклюже, что вы принимали участие в их создании?
- Да было немного неприятных историй. Я делал книгу Ельцина "Исповедь на заданную тему". Сейчас приходится признать: да, к сожалению, я имею к ней касательство. Но, когда я принимался, я был в эйфории: независимость, равенство, братство и так дальше. Я более того не очень-то думал о деньгах, которые позволительно получить, а нетрудно был очарован этим человеком. Сейчас я стыжусь не столь того, что я участвовал в выпуске той книги, а эйфории, в которой прибывал. Хотя и книгу разрешается было произвести по-другому. Там была небрежная корректура 28 ошибок, и это обидно. Но для тех рекордных сроков 5 дней, это недурственно.
И как Борису Николаевичу понравилось?
- Он был в восторге, надавал кучу обещаний, ни одно из которых не было выполнено.
А каким тиражом она вышла?
- Я сделал 60 000 экземпляров. И все разошлись. И тогда был начальный "сигнал", что что-то не так с Ельциным. Когда издавалась книжка, было объявлено, что весь гонорар от нее пойдет в фонд борьбы со СПИДом. А следом мне дали расчетный счет Татьяны Дьяченко и попросили гонорар перевести на него. По тем временам сумма была целиком приличная. Все было сделано весьма просто: вместо фонда "АнтиСПИД" финансы получила дочь Ельцина. Это был июль 90-го года. Это и было мое первое разочарование в Ельцине и его окружении.
На волне той же эйфории я делал книгу генерала КГБ Олега Калугина, довольно неприятного человека. Потом пошли косяком остальные: Попов, Афанасьев и др., но эйфории уже не было. Я видел всю эту "демократическую кухню" и понимал, что есть большая отличалка между тем, что они говорили и писали.
Издатель, работающий с авторами, как банщик: он волей-неволей видит и слышит то, чего лучше бы не лицезреть и не чуять.
Когда я захожу в книжный маркет, то у меня трясутся руки. Так, вероятно, чувствует себя алкоголик при виде изобилия в винном отделе. Даже если я знаю, что семейным бюджетом такая трата не предусмотрена, я не могу выдержать от покупки. Возможно, издателям известная такая немощь как "книжный алкоголизм"?
- Известно, что каждый мужчина тратит на книги 5% от своего дохода. Я делаю поправку на видео, аудио, журналы - и цифра сокращается до 2,5 - 3%. Эта поправка уже принята во всем мире. Тем не менее, это огромная сумма. Так что это не хворь, это - статистика. Вы все одинаково не потратите на книги больше того, что потратите.
Как издателям удается подсоблять у читателей ощущение "книжного голода"?
- Сериями. В родное время мне повезло, что я попал на работу в издательство "Книжная палата", где приходилось иметь в распоряжении занятие с профессионалами. Там крайне ценилась умение изобрести серию наименование, оформление, авторов, пишущих в определенном стиле на определенную тему, которая интересует читателя. Купив единственный раз книгу эдакий серии, он будет закупать ещё и ещё, будет дожидаться выхода очередной книги... Книги популярной серии ни в жизнь не залеживаются на полках магазинов. Очень значимо при этом не одурачить надежд читателя.
Вы все время говорите, что книжка это пункт прайса. То есть ее продажа и рекламная информация подчиняются общим законам маркетинга?
- Нет, к сожалению, не подчиняется. Книга - это не предмет первой необходимости. Хотя в любые времена, когда у людей не было денег на материальные ценности, они обращались к ценностям духовным.
Русская книжка в эмиграции - это предмет для отдельного разговора. Вам не кажется, что уходит поколение, которое читает?
- Я работаю в Израиле на "русской улице" и вижу, что люди любят русские продукты, русское тв и русские книги. Наши иммигранты читают и будут уяснять текст русские книги. Неизвестно, будут ли впитывать текст по-русски те, кому в текущий момент 12-13, но те, кому 20 - уяснять текст будут.
Вообще диковинно, что в столетний период Интернета, когда на практике каждый контент не возбраняется выискать в сети, книги не сдают своих позиций
- Да, раньше на всех совещаниях педагоги били тревогу, что подростки ничего не читают, но появился "Гарри Поттер" и обстановка изменилась. Этот парнишка из школы волшебников обучил детей уяснять текст. И ход пошел. Сейчас в России начинается бум на подростковые книги.
Что вы можете произнести о Тане Гротер и о неприятностях, связанных с ней?
- Никаких неприятностей нет, имеют местоположение быть обычные рыночные процессы. Ни Таня, ни автор Емец никакого отношения к этому не имеют. Есть ещё и Порри Гатер и масса других подобных книг. Это нормальное явление. Дети, и моя дочка в том числе, с удовольствием читают и Гарри Потера, и Таню Гротер.
Любите ли вы аромат типографской краски?
- Да, конечно, это ни с чем не сравнимый аромат.
Может ли в вашей семье предстать дебош из-за того, что финансы, предназначенные на покупку чего-то в здание, были потрачены на книги?
- У нас были проблемы со старшей дочерью. Она читающая барышня, и тратила невпроворот на книги.
Нередко литераторы жалуются на своих издателей. А что происходит на самом деле?
- Писателя нужно направлять в нужное русло. Вот есть у меня Миша Волков, отличный программист. Я недавно издал книжку его стихов. Я ему говорю: "Пиши об этом" Это не вызывает протестов с его стороны. Писатель должен мочь не только сочинять, но и действовать с издателем.
Размеры гонораров это секрет за семью печатями. Но вы не могли бы растолковать хотя бы логику, как они начисляются? Возможно ли получить на существование писательством?
- Прежде всего, я бы хотел пометить, что в Израиле книгоиздание перевернуто с ног на голову. Здесь нет нормальных взаимоотношений, когда издатель издает книгу, платит писателю гонорар, и сочинитель с этого живет. Здесь практикуется издание книг за свой счет. А пишущих людей тут как собак нерезаных. Я продолжительно сопротивлялся, но, в конце концов, начал издавать книги за счет авторов. Пока я издаю поэтические книги популярных авторов, которые имеют вероятность реализовать свои книги на концертах, и потому они могут окупить издание книги.
Кто-то сказал: "Издавать книгу за свой счет - это то же самое, что уплачивать женщине за любовь". Почему, вы если вы уверены, что книжка будет продана, не издаете ее за счет издательства?
- Я не берусь за книги, которые могут залежаться на прилавке. Даже если это за счет автора. Это плохая примета. Если хотите, это мой свой закидонИздатели население суеверный.
Вы считаете, что есть стопроцентно непродаваемые книги?
- Любую книгу не возбраняется сбыть, вопросительный мотив - за какой срок и каким тиражом. И этим должен заниматься издатель, тот, что знает, что нужно соорудить, чтобы книжка продавалась. Поэтому я и сказал, что с автором нужно действовать. Успех книги только наполовину зависит от автора, в остальном - от издателя. Поэтому я ни при каких обстоятельствах не пойду на поводу у автора.
- Но мы негусто отвлеклись. Так какие же гонорары получает беллетрист в нормальном книгоиздательском процессе?
- По мировым стандартам, гонорар составляет от 5 до 15 % от оптовой стоимости тиража. Писатель получает или монеты, или доля тиража для самостоятельной продажи. Самый огромный гонорар получают авторы, пишущие книги на экономическую и юридическую темы. Там гонорары могут добиваться 20-25%.
Авторы, приносящие издательству баснословные прибыли, также получают гонорары по этой схеме. Например, Донцова?
- Донцова? Для авторов такого уровня гонорар выплачивается на договорных началах. Для них возможна аккордная оплата.
В Израиле есть авторы, которые живут за счет своего литературного дара?
- Да, это Игорь Губерман и Дина Рубина. Это писатели, превосходно интегрировавшиеся в русский писательский ход. Их великолепно принимают в России, и это говорит о том, что посреди книгочеев в России антисемитизм отсутствует.
Вам, как бизнесмену, не мешают особенности Израиля? Например, то, что в субботу не работают магазины, не ходит социальный транспорт?
- Это законы страны, в которой я живу.
Вы завидуете своим коллегам за какие-то особенные удачи?
- Да. Особенно если им удалось совершить то, что я хотел, но не сделал.
Как вы отдыхаете?
- Никак. Даже во время отпуска башка занята книгами. Это как хворь. В каждый компании вечно оказывается джентльмен, тот, что что-то там пишет, и я немедленно начинаю раздумывать, не возбраняется ли с ним соорудить книгу.
Так же читайте биографии известных людей:
Виталий Калоев Vitaly Kaloev
Виталий Калоев на родине во Владикавказе. Для одних он народный герой и борец за справедливость, отомстивший за всех погибших в авиакатастрофе над..
читать далее →
Виталий Титов Vitaly Titov
Охранник посольства России в Ираке - специалист 1 категории. Погиб в 2006 году в ходе нападения на российских дипломатов в Багдаде.
читать далее →
Виталий Муха Vitaly Muha
Бывший губернатор Новосибирской области.
читать далее →
Виталий Воротников Vitaly Vorotnikov
Герой Социалистического Труда В.И. Воротников награжден золотой медалью Серп и молот (1986), четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской..
читать далее →