Известные люди
»Владимир Васильев
Рождение: Россия» Москва, 18.4.1940
В.В. Васильев почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.
Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец Васильев Виктор Иванович (19121963), работал шофером на фабрике технического войлока. Мать Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г. рожд.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии. Супруга Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России.
В 1947 году молодой Володя Васильев ненароком оказался на занятиях хореографического кружка Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе тотчас отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году в первый раз выступил в концерте на сцене Большого театра это были российский и украинский танцы.
В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Профессиональный воззрение Михаила Марковича верно отметил характерную черта танца ученика:... Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой. Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете Франческа да Римини. Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: Мы присутствуем при рождении гения!
26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и более того не думал танцевать классику. И первоначально в театре у него истинно были характерные роли: цыганский танец в опере Русалка, лезгинка в опере Демон, Пан в хореографической сцене Вальпургиева ночь первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимательность великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете Шопениана. Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное воздействие на профессиональное и духовное создание артиста.
Поверил в его дар и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, тот, что тогда только пришел в театр. Он предложил
18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева Каменный цветок, в которой Васильев немедленно завоевал влюбленность и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц (Золушка, 1959), Андрей (Страницы жизни, 1961), Базиль (Дон Кихот, 1962), Паганини (Паганини, 1962), Фрондосо (Лауренсия, 1963), Альберт (Жизель, 1964), Ромео (Ромео и Джульетта, 1973).
Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили нарочно для него. Он был первым исполнителем сольной партии в Танцевальной сюите (постановка А.А.Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К.Щедрина Конек-Горбунок (постановка А.И.Радунского, 1960), Раба в Спартаке А.И.Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в Лесной песне Г.Л.Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в Класс-концерте (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского Петрушка (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964), исполнителем Батыра в Шурале Ф.З. Яруллина. В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся взгляд о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он воистину изъятие из правил, персона, способная воплотить на сцене всякий образ и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота. Об этом неоднократно говорили и критики, и его коллеги по искусству. Легендарному М. Лиепа, народному артисту СССР, премьеру Большого театра, принадлежит такое высказывание: Васильев это гениальное изъятие из правил! Он обладает феноменальным талантом в технике и в актерском мастерстве, и во владении танцевальной фразой, и в музыкальности, и в умении перевоплощаться и т. д.. А вот что сказал Ф.В. Лопухов, патриарх русского балета: По разноликости он не идет ни в какое соотнесение ни с кем... Он потому как и тенор, и баритон, и, если хотите, бас. Великий российский балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский выделял Васильева изо всех когда-либо виденных им танцовщиков, называя его настоящим гением танца. Еще в 1960 году Голейзовский создал нарочно для него концертные номера Нарцисс и Фантазия (для Васильева и Е.С. Максимовой) и в 1964 году партию Меджнуна в балете С.А. Баласаняна Лейли и Меджнун.
Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича кроме того связаны с именем Владимира Васильева, тот, что был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского Щелкунчик и Спящая красавица; именитый Спартак в одноименном балете А.И. Хачатуряна (1968; за эту образ Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в Ангаре А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако понемногу между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и строй других ведущих солистов были вынуждены разлучиться с Большим театром.
За время своей творческой карьеры Васильев полно и с огромным успехом выступал за рубежом в Гранд-опера, Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гардене, Римской опере, театре Колон, и т. д. Феномен Владимира Васильева вечно привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил сознательно для него свою версию балета И.Ф. Стравинского Петрушка (Балет XX века, Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета Ромео и Юлия на музыку Г. Берлиоза. В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы Травиата (Испанский танец постановка и исполнение). В 1987 году Васильев выступает в роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети Голубой ангел на музыку М. Констана (Марсельский балет). 1988 год ознаменован первым исполнением главной партии Зорбы в постановке Лорки Мясина Грек Зорба на музыку М. Теодоракиса (Арена ди Верона), а кроме того первым исполнением главных партий одноактных балетов Леонида Мясина Пульчинелла И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и Парижское веселье на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в возобновлении Лорки Мясина в театре Сан-Карло (Неаполь). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль Нижинский с Васильевым в главной роли (театр Сан-Карло). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) неизменно вызывали особое касательство публики французы назвали его богом танца, итальянцы носили на руках, в Аргентине потом премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов Фрагменты одной биографии он нетрудно стал национальным героем и почетным гражданином Буэнос-Айреса, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т. д.
Кроме Екатерины Максимовой постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он неизменно называл своей Музой, с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.
Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический гений, глубина мысли и огромная мощь эмоционального воздействия явили свежий тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор к примеру, Гран-при Международного конкурса артистов балета, тот, что он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Федор Васильевич Лопухов писал:... Говоря словечко бог применительно к Васильеву... я имею в виду диковина в искусстве, совершенство. Васильев по праву считается преобразователем мужского танца, новатором, с которым связаны его высшие достижения. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира аккурат Владимир Васильев был признан Танцовщиком XX века.
Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает надобность в больше полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет Икар С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 1-я редакция; 1976 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и формирование чувств, а не определенный сюжет: Эти чарующие звуки... (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), Я хочу танцевать (Ностальгия) на фортепьянную музыку русских композиторов и Фрагменты одной биографии на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал Россия, 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: Макбет (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); Анюта (по рассказу А.П. Чехова Анна на шее на музыку В.А. Гаврилина; театр Сан-Карло, ГАБТ, 1986), Ромео и Джульетта (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990, Литовская опера, 1993, Латвийская Опера, 1999), Золушка (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), Балда (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает близкое видение классических балетов: Дон Кихот (Американский балетный театр, 1991, Кремлевский балет, 1994, Литовская Опера, 1995), Лебединое озеро (ГАБТ, 1996), Жизель (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997), Паганини (Театро Сан-Карло, 1988, ГАБТ, 1995, Театро Архентино, 2002).
В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: Двое, Классическое па-де-де, Русская, Два немецких танца и Шесть немецких танцев, Ария, Менуэт, Вальс, Карузо, Шут, Петрушка, Элегия, Увертюра на еврейские темы, Синкопы и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере Руслан и Людмила М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает тяготение донести до зрителя то, что он чувствует в музыке, изготовить танец осязаемым, достигнуть слияния мысли и чувства, способного эмоционально завладеть, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, в особенности те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии Икар и Эола, Макбет, Солистка в Чарующих звуках, Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои Ностальгии и Фрагментов одной биографии. В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.
Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства он снимается как драматический артист в художественных фильмах Жиголо и жиголетта (Сид, 1980), Фуэте (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории Евангелие для лукавого (центральные роли, 1992); в этом месте, так же, как и в оригинальных телебалетах Анюта (Петр Леонтьевич, 1982) и Дом у дороги (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев ставит оперы: опера-балет Тахир и Зухра на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием О, Моцарт! Моцарт... на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр Новая опера, Москва, 1995), Травиата Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх Аида Дж. Верди (Римская опера, 1993, Арена ди Верона, 2002) и Хованщина М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).
Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии Принцесса и Дровосек в театре Современник (1969) и рок-оперы Юнона и Авось в театре Ленком (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций Сказка о Попе и работнике его Балде (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), Художник читает Библию (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).
Большой заинтересованность вызывает у Васильева и педагогическая дело. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 год Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.
В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителемдиректором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная Видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале Культура; создана пресс-служба и открыта официальная страничка Большого театра в Интернете; расширена издательская дело (в т.ч. явление периодического издания глянцевого журнала Большой театр); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. возведение его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии; проведено уймище благотворительных акций, а кроме того вечеров и гала концертов, режиссером которых во многих случаях выступает сам Васильев (концерт, посвященный 850-летию Москвы в Кремле, уникальный Новогодний бал в Большом-2000), и многое другое. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др. Масштабные зарубежные гастроли театра заставили мир заговорить о возрождении Большого театра. Газеты писали: Триумфальное возвращение Большого (Daily Gerald), Снова огромный Большой (Financial Times).
В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности в связи с ее упразднением.
В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля Долгое турне в Рождественскую ночь о П.И. Чайковском (режиссер Б. Менегатти), главную образ в котором сделал Владимир Васильев, а в 2001 году премьеры постановок Васильева Дон Кихот в труппе Токио-балет (Япония) и Золушка в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 постановка балета Ромео и Джульетта в Муниципальном театре Рио-де Жанейро.
Возглавляя Фонд Галины Улановой Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты Галине Улановой посвящается (Новая Опера, 2003, Большой театр, 2004 и 2005).
Васильев снимался в экранизациях балетов: Сказка о Коньке-Горбунке (Иванушка, 1961), Подпоручик Киже (Павел I, 1969), Спартак (1976); Я хочу танцевать и Фрагменты одной биографии (1985); оригинальных телебалетах: Трапеция (Арлекин, 1970), Анюта (Петр Леонтьевич, 1982), Дом у дороги (Андрей, 1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: Путь в Большой балет (1960), СССР с открытым сердцем (1961); Москва в нотах (1969), Хореографические новеллы (1973), Классические дуэты (1976), Страницы современной хореографии (1982), Гран па в белую ночь (1987), Слава Большого балета (1995) и др.
Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: Дуэт (1973), Катя и Володя (СССРФранция, 1989), И осталось, как неизменно, недосказанное что-то... (1990), Отражения (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова Екатерина Максимова. Владимир Васильев (М.: Терра, 1999), Pedro Simon Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev. Giselle (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина Владимир Васильев (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности (М.: Театралис, 2000), В. Головицер фотоальбом Екатерина Максимова и Владимир Васильев (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).
В.В. Васильев всенародный артист России, всенародный артист СССР, всенародный артист РСФСР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии Хрустальная Турандот в 1991 году (совместно с Е.С. Максимовой) и в 2001 году За честь и достоинство.
В.В. Васильев награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), За заслуги перед Отечеством IV степени (2000), Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999), французским орденом За заслуги (1999), бразильский орден Рио Бранко (2004).
В.В. Васильев завоевал первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964), приз Интервидения (за телебалет Анюта) на Международном фестивале телефильмов Злата Прага (1982), Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет Анюта) на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983), приз Интервидения и приз за лучшее воплощение в жизнь мужеский роли (телебалет Дом у дороги) на Международном фестивале телефильмов Злата Прага (Прага, 1985), приз за наилучший спектакль сезона балет Анюта в театре Сан-Карло (Неаполь, 1986), приз за наилучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986).
В.В. Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Среди них: премия имени В. Нижинского Лучший танцовщик мира (1964, Парижская академия танца), специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария), премия имени М. Петипа Лучший дуэт мира (совместно с Е.С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премия Римского муниципалитета Европа-1972 (Италия), медаль Академии искусств Аргентины (1983), премия Академии Симба (1984, Италия); премия Вместе за мир (1989, Италия), премии имени Дж. Тани Лучший балетмейстер и Лучший дуэт (совместно с Е.С. Максимовой, 1989, Италия), премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990, 2000), премия города Террачина (1997, Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция), медаль За заслуги принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премии За высочайшие достижения в области хореографии (США, 2003, Италия 2005), премия За существование в танце (Италия, 2001).
В.В. Васильев почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.
Свободное время Васильев в основном посвящает живописи своему самому серьезному и давнему увлечению (состоялось шесть персональных экспозиций его работ). Особенно любимые им художники Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Фонвизин, Зверев, Маслов. Основная предмет полотен Васильева пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка Костромской области, где он вечно проводит отпуск. В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень полно читает мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы Моцарт, Бах, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев. У Васильева появилось новое увлечение он стал чиркать вирши, а в 2000 году вышел его первостепеннный поэтический сборник Цепочка дней.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Кехман Vladimir Kehman
В 1989 году окончил Самарский государственный педагогический университет, факультет иностранных языков.
читать далее →
Владимир Малахов Vladimir Malahov
Впервые после десяти лет эмиграции в Москве появился идол мирового балета Владимир Малахов. "Жизелевский" Граф Альберт, проходящий за полтора часа..
читать далее →
Владимир Каширский Vladimir Kashirskij
В этом году исполняется 70 лет Областному драматическому театру им. А.Н.Островского. Последние девять во главе этого театра стоит Владимир..
читать далее →
Владимир Лукин Vladimir Lukin
Лукин, Владимир Игнатьевич - драматург (1737 - 94). Служил в военной службе; был секретарем при кабинет-министре Елагине.
читать далее →