Известные люди
»Владимир Дашкевич
Рождение: Россия, 20.1.1934
Если бы проводилось первенство мира по шахматам среди композиторов, то в нем наверняка победил бы Владимир Дашкевич. Я посетил потенциального чемпиона в его студии-офисе. Закончилась репетиция новой рок-сонаты Дашкевича, и я сразу приступил к делу.
Владимир, помню, как школьником завидовал вам в 50-е годы, когда во время одного из чемпионатов страны вы прогуливались по сцене вкупе со Смысловым, Кересом, Таймановым и другими корифеями. Не хотелось ли вам тогда поменять амплуа и самому присесть за стол? Ведь вы были сильным шахматистом.
И истина, в те годы я считался одним из сильнейших московских кандидатов в мастера. Думаю, совершенно мог сделаться мастером и более того гроссмейстером, но помешала... соседушка по коммуналке. Она вышла замуж (не за меня) и, чтобы сыграть свадьбу, попросила определить близкое пианино в моей комнате. К тому времени я учился в МИТХТ, а что касается музыки, то имел, разрешается проронить, не начатое музыкальное образование в виде одного года учебы в музыкальной школе.
Теперь, когда в первый раз в жизни в нашей квартире появилось пианино, я решил отодвинуть доску в сторону и тряхнуть стариной. В результате у шахмат появился солидный конкурент. Я окончил институт, пошел трудиться на предприятие, а без малого все свободное время отдавал музыке. В конце концов, с целью нее пришлось кинуть и шахматы, и более того предприятие, на котором за шесть лет я успел произвести неплохую карьеру. Наверстывая упущенные годы, начал посещать семинар самодеятельных композиторов, тот, что вел Николай Каретников, потом учился у знаменитого модерниста Филиппа Гершковича, ставшего вскоре подпольным учителем наших крупнейших современных композиторов: Шнитке, Губайдулиной, Денисова. И в конце концов (лучше поздненько, чем никогда), я ещё раз стал студентом, на этот раз Гнесинского института. Сдав экзамены на все пятерки, завоевал право предпочесть любого педагога. Я остановил свой выбор Арама Хачатуряна, у которого по инерции и получил диплом с отличием.
До 1971 года ваше имя было не сверх меры известно. И вот в единственный день, вслед за тем телефильма Бумбараш, вы превратились в популярного композитора. С чем связан ещё единственный крутой разворот в жизни?
Не поверите он связан с шахматами! Вот как это произошло. Я встретился с режиссером Николаем Рашеевым, тот, что заказал мне музыку к Бумбарашу, а контент песен попросил черкнуть Юлия Кима. Но Юлику не понравился сценарий, и он наотрез отказался от предложения. А вскоре свойский известный бард зашел ко мне со своим приятелем, московским кандидатом в мастера Владимиром Гусаровым. Я еще раз начал упрашивать Кима по поводу Бумбараша, и он, чтобы совершенно отцепиться от меня, поставил передо мной невыполнимую, на его точка зрения, задачу: Вот если выиграешь четыре партии кряду у Гусарова, то ладно, так и быть, соглашусь... Перед игрой Юлик заставил меня хлебнуть стакан Старки для уравнивания шансов (сами они уже были негусто подшофе). Я едва отличал слона от коня, но так как на карту было поставлено сверх меры многое, четыре раза кряду заматовал короля Гусарова. Юлий Ким мужчина слова, и моя судьбина была решена: я завоевал путевку в бытие, ибо это был мой что ни на есть основополагающий кино. Уже сквозь десять минут позже шахматного матча стихотворец произнес замечательные строчки: Ничего, ничего, ничего. Сабля, пули, штыки все одинаково... А на следующий день принес законченный стих Марш четвертой роты. Как видите, богиня Каисса проявила истинное благородство: несмотря на мою измену шахматам, в надобный миг отнеслась ко мне жутко благосклонно.
Итак, благодаря шахматам вы прославились как композитор. А вам не кажется, что в текущее время наблюдается установленный спад в шахматной жизни?
Нет, шахматы как были у нас народной игрой, так и остались. Я, к примеру, знаю нескольких людей (охватывая самого себя), выписывающих только те издания, которые постоянно пишут о шахматах. А во время интересных состязаний в Интернет, как известно, заглядывают миллионы любителей.
Причина же некоторого спада, как мне кажется, вовсе в другом. Когда Борис Николаевич увлекался теннисом, многие деятели, охватывая журналистов, одним духом потянулись на теннисные площадки: одни игрывать, другие посидеть на трибуне, явить себя. Смешно, потому что во всей России кортов чуть-чуть ли не меньше, чем в одном маленьком городке Америки, ни о какой массовости не может быть и речи. Но ТВ показывало теннис днем и ночью, и целые журналистские полосы посвящались тому, как очаровательная Аня Курникова терпит очередное фиаско.
Что ж, сейчас благодаря Путину будут рскручиваться восточные единоборства и горнолыжный спорт, и нам придется подождать: как черт из табакерки следующий президент окажется поклонником шахмат...
Вопрос из иной оперы. Почему композитор Энтони Уэббер взялся за рок-оперу под названием Шахматы (Chess), а не Бейсбол или Баскетбол?
Потому что мюзикл завсегда задумывается как яркое и эффектное представление. И как раз шахматы крайне удобны для таковый постановки и для пластической реализации, потому что фигуры в них обладают жутко богатыми характеристиками. Возьмем, к примеру, пешку с ее сложной и опасной судьбой. Нам занятно, доберется ли она до края доски или будет безжалостно уничтожена вражеским конем. А превратившись в ферзя, пешка начнет заигрывать с королем, и закрутятся новые страсти.
Шахматные термины: цейтнот, цугцванг, мат, пат давнехонько вошли в обиход, да и сама развлекуха является классической моделью жизни. А какой моделью может служить теннис или гольф: попал в лунку или не попал, вот и весь разговорчик. У шахмат, уместно сказать, красивая костюмная история: не возбраняется определить радостный танец разнаряженного коня, а разрешается трагический дуэт разнопольных слонов, которым не суждено быть совместно.
Есть ли что-нибудь общее между шахматным и музыкальным творчеством?
В обеих областях присутствует непрерывный перебор вариантов и отсеивание второстепенных комбинаций. И в шахматах, и в музыке многое остается за кадром, а реализуются только одна-две идеи. Оба вида творчества полны образов. А вот, к примеру, в шашках превалирует сухой расчет, нехай он и непростой, но никакие образы не возникают. Шахматная развлекуха происходит на лезвии ножа. Как заметил один раз Каспаров, в одной и той же партии гроссмейстер проходит сквозь три результата: единицу, нуль и ничью. И композиторы также действуют на грани риска: сочиняя музыку, вечно ищешь какие-то болевые точки, стремишься достичь до сердца слушателя, для чего каждый раз требуются новые повороты, интонации и ходы. И там, и там значимо и исполнительское мастерство. И в шахматах есть замечательные выдумщики, но не завсегда они владеют искусством реализовать свой проект до конца.
Вы сильно плодовитый автор: симфонические произведения и эстрадные, музыка для театра и кино и т. д. Это отдельная предмет для разговора, а в нашей больше шахматной беседе коснусь только одной темы. Отразились ли в музыке ваши еврейские корни?
Как раз недавно в Московской консерватории состоялась премьера моего Иерусалимского квартета (для двух скрипок, виолончели и альта). Финал его написан на 136-й псалом Давида Ерушалаим в сердце моем... Сейчас ведутся переговоры об исполнении этого квартета в Израиле.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Девятов Vladimir Devyatov
После окончания школы - Военная академия химической защиты, а за ней - служба по специальности химик-технолог в оборонном НИИ Москвы. Однако..
читать далее →
Владимир Жечков Vladimir Zhechkov
Это уже потом, когда зловещая тайна "Белого Орла" раскрылась, многие удивлялись: "Ну как же мы сразу не догадались! Ведь столько намеков уже было. В..
читать далее →
Владимир Ионченков Vladimir Ionchenkov
Среди ансамблей русских народных инструментов квартет под руководством В. Ионченкова является рекордсменом по количеству записанных и выпущенных..
читать далее →
Владимир Капгер Vladimir Kapger
В полупустом бистро играет музыка, совершенно не подходящая к теме. Назойливое диско кружит под потолком, безуспешно пытаясь встрять в разговор. Мой..
читать далее →