Известные люди
»Владимир Капгер
В полупустом бистро играет музыка, совершенно не подходящая к теме. Назойливое диско кружит под потолком, безуспешно пытаясь встрять в разговор. Мой сегодняшний собеседник бард Первого круга, основатель легендарного арт-кафе Мажор Владимир КАПГЕР.
Владимир, расскажите, как создавался Первый круг.
Первый круг братство бардов родился пятнадцать лет обратно от большого желания заниматься любимым делом. Время тогда было сами знаете; существовать по-своему ещё не очень-то давали... Идею подкинул Юрий Лорес, сумевший из сотен поющих людей вычислить самых нужных. В Первый круг вошли сливки жанра. Алик Мирзоян, Надя Сосновская, Володя Бережков, Витя Луферов, Саша Самогул и младшее крыло Кочетков, Анпилов и ваш покорный слуга. Мы сбились в этакую пиратскую команду. Первые годы ушли на раскачку (последние увы, на затухание), но лет шесть посередине были абсолютный каруселью концертов, гастролей, фестивалей Мы объездили сто двадцать городов, поставили двенадцать спектаклей. У нас не было никакой обязаловки, все решалось путем консенсуса. Все происходило интуитивно, но имелась одна серьезная амбиция: осуществить какой-то цивилизованный прорыв, соединяющий современность с Серебряным веком, дабы воссоздать умирающую традицию русской поэзии. Россия за последние двести лет создала свой вариант творческой жизни, больше органичный, чем западный.
Верно ли, что влюбленность к бардовской песне передается по наследству от родителей к детям?
Было бы шибко уныло, если бы занятие обстояло только так! Потребность в самовыражении существует независимо от родительских увлечений. Молодые сами берут гитары в руки, и более того огород рок-н-рольных сорняков (уместно сказать, Россия завершающий отстойник, где это ещё слушают!) не в силах заглушить элементы городского романса, русской гитарной песни этнотрадицию, пробивающуюся через заросли эстрадного чертополоха! Рок-музыка пережила зарождение, взросление, становление приятный отрезок времени конца 70-х начала 80-х; но на Лед Зеппелин все закончилось, дальше пошла деградация, и нынче тот самый жанр только засоряет музыкальную эстетику мира. Что же касается русского рока, лучшее, что было у наших певцов, взято от бардовской традиции, худшее от западных групп.
А драйв, присущий рок-музыке, неужели он не был позаимствован бардами девяностых?
Да причем в этом месте рок? Драйв есть во всем: в грозе, в дожде, в цыганочке, в Девятой симфонии Бетховена! Просто у нас почему-то без конца подменяют близкое чужим. Мы привыкли стыдиться своих корней и готовы прикинуться кем угодно: англичанином, французом, папуасом только бы не быть собой! Но от себя не убежишь, напившись за столом (где бы тот самый столик ни стоял в Бостоне или Хайфе!), свойский соотечественник затянет про черну шапку, которую с буйной головы сорвали, про ямщика в степи... И когда с него спадают чужие маски, он становится способен к поразительным творческим находкам.
Может ли авторская песня с ее сильным поэтическим началом сделаться реальной альтернативой масс-культуре?
Мне кажется, мы упустили время. На рубеже 80-х и 90-х был шанс развить собственную сверхкультуру, по силе сопоставимую с битломанией. Во всем мире сегодня наблюдаются тенденции возврата к этническому началу люди слушают регги, кельтов, латино, и русская поэтическая песня также попадает в струю. Не нужно притворяться, коверкая посторонний язык, наша песня, оказывается, сама по себе является отличным товаром. В Штатах русский ансамбль номинирован на Грэмми с песней Ах ты, Порушка-Параня! американцы в шоке!
А мы-то думали, что Тату наше единственное достояние...
В России разрешено было бы свершить сильно многое, если бы не непреходящий свойский комплекс неполноценности. Не знаю, как от него избавиться; я более того собственных детей не могу сагитировать, что не стоит запускать слезу над саундтреком из Нотр-Дам де Пари не ахти какой шедевр... С музыкальной точки зрения там есть две стоящие фразы, и то уворованные у Леграна! В Москве попадаются вещи на строй лучше! Может быть, я пристрастен, но, на мой точка зрения, такого творческого потенциала, как у нас, больше нигде нет.
Нынешнюю весну вы провели в Америке. Какое ощущение осталось от этой поездки?
Это были мои пятые гастроли в США; за сорок дней у меня было двадцать два концерта от побережья до побережья. Невероятно красивая страна; аудитория потрясающая; в США я отдыхаю от нашей суровой реальности. Я увидел, что бывает, если на протяжении пары столетий не заниматься ликвидацией кулачества, истреблением купечества, не утрясать процессы над врачами, а только сооружать, создавать и сооружать. Кроме того, эмиграция 80-х привезла в Америку кое-какой романтический багаж из советских времен, и так как он не подвергся дикой капитализации, как в России, то сохранился значительно лучше. К тому же наша диаспора там состоит в основном из образованных, интеллигентных и обеспеченных людей, потому американская публика больше рафинированная, чем более того московская. Дома напевать тяжелей. Россия хоть отбавляй дает здешняя анархия создает абсолютно безбрежный фон жизни, в различие от Запада, где все регламентировано, но и требует многого. У нас больше скептичный слушатель. У американцев таких проблем нет. Народ там добрый, славный и отзывчивый; я чувствовал себя совершенно твердо.
А как же отличалка менталитетов, как же бездумное потребление, якобы присущее американцам?
Конечно, есть ингредиент потребительства, но не до такой степени дюжий. Везде попадаются свои минусы в США, скажем, все жестко подчинено карьере, успеху и процветанию: если ты не плывешь, то тут же тонешь. Нет времени встать, оглянуться Так живет большинство американских городов; изъятие Нью-Йорк, открытый, динамичный, кипящий, как котел, с его семью сотнями театров и театриков, с его уличными музыкантами, всякий из которых, между прочим, имеет лицензию. Часто говорят, что американцы глупые и эгоистичные, ничего подобного! Они и на самом деле больше заняты своими проблемами, но когда началась битва с Ираком, на улицы выплеснулись миллионные демонстрации, местные власти их едва сдерживали! А в России население спокойненько сидел в пивных, под легкий треп о политике...
Я знаю, что и на Земле обетованной вы нередкий гость.
Я там не несложно бывал, а живал, и более того подумывал остаться подольше. Мне повезло застигнуть очередной миролюбивый отрезок времени за немного лет без войны Израиль превратился в лучшее местоположение на свете. Больше всего меня поразило ощущение абсолютной безопасности я давнехонько ничего подобного не испытывал. Там не возбраняется запросто забыться сном на газоне если кто и подойдет, то скорее всего, чтобы подложить подушку. Что касается обитателей, то я не знаю, с кого активизировать с хасмонеев или одесситов? Если калякать о евреях вообще, то это весьма целостные, последовательные, невероятно отзывчивые люди. Как-то раз в Беэр-Шеве шел я по улице, а на прочий стороне старуха упала. Ой-ой-ой! кричит на иврите. Так вся улочка, дядя тридцать, к ней бросились! Подняли, в тенек усадили, скорую вызвали и в больницу проводили! Вот вам иудейский нрав в действии. Откуда-то взялся идиотский миф про еврейскую жадность я, с младенчества живя посреди евреев, ни одной жадины не встретил! Есть некие неприятные черты, сформировавшиеся в изгнании, но они без труда рассеиваются в естественной среде,
за исключением фантастического, библейского упрямства в нем евреям, похоже, нет равных.
Вы не раз бывали на бардовских слетах в США и Израиле. Чем они отличаются от наших?
Наши слеты начинались как тайные сходки на лоне дикой природы и, открыто говоря, изрядно деградировали. За рубежом слет полностью цивильное собрание людей, которые пришли послушать песни. Никто не оставит за собой сожженных полян, вырубленных деревьев, горы мусора.
Говорят, что бардовская песня переживает отрезок времени стремительной коммерциализации, которая сметает все на своем пути...
Не то словечко! Страшная, знаковая история Норд-Оста иллюстрация состояния жанра. Да простят меня Юлий Черсанович (Юлий Ким. Ред.) и Леша с Гошей (Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Ред.), которых я шибко люблю, но до чего нужно было достичь, чтобы участвовать в этом безумном проекте! Каким огромным мыльным пузырем он раздувался и каким чудовищным кровавым пузырем все лопнуло! Нужно разыскивать какой-то другой методика решения. Бардовская песня давнехонько нуждается в хорошей аранжировке, но она без малого никому не удается. Шансонно-попсовый шаблон душит все на корню. Пентатоника, бас-гитара, барабаны-бочки и самое ужасное фальшивые клавиши! Будто бы музыка зазвучит по-новому, если ей приделать костыли! Дешевой, блатной аранжировкой ныне губят диски живых и мертвых бардов. Девятнадцать недавно изданных альбомов Визбора Визбор в масле, Визбор в майонезе, Визбор в кабаке и с оркестром милиции ничего, помимо отвращения, не вызывают, а автор, увы, уже не может за себя постоять. Все хотят успеха быстрых денег и массовости, но секрет-то его окончательно в другом!
В чем же?
В уникальности каждого слушателя. Пусть найдется один-единственный дядя, но твой, близкий. Он дороже целых стадионов, вследствие того что что за ним придут и другие десять, сто, тысяча... Бардовская песня олицетворение без малого райского содружества. У нашего жанра, на мой воззрение, огромные перспективы посреди русскоязычной публики, и не только.
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Качан Vladimir Kachan
Знакомство с известным актером театра и кино, сочинителем и исполнителем собственных песен Владимиром Качаном началось с небольшой, пестро..
читать далее →
Владимир Кашперов Vladimir Kashperov
Кашперов, Владимир Никитич - композитор (1827 - 1894). Учился музыке у Фогта и Гензельта в Петербурге.
читать далее →
Владимир Колбаса Vladimir Kolbasa
За годы работы в Уральском хоре написал множество произведений как для оркестра, так и для хора, а также музыку для танцев и..
читать далее →
Владимир Косма Vladimir Cosma
Ни одна комедия в мире так не захватывает меня, как фильмы с музыкой Владимира Косма.
читать далее →