Известные люди
»Владимир Истрашкин
Рождение: Россия, 13.2.1916
Майор В. И. Истрашкин совершил 508 боевых вылетов, в 94 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Он родился 13 Февраля 1916 года в посёлке Иващенково, в настоящее время городок Чапаевск Самарской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, учился на рабфаке. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С Августа 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Командовал звеном 131-го ИАП, летал на И-16 и ЛаГГ-3. В Июне 1943 года переведён в 979-й ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.
К Августу 1944 года помошник командиpa 979-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вс, 2-й Белорусский фронт ) Майор В. И. Истрашкин совершил 508 боевых вылетов, в 94 воздушных боях сшиб лично 15 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны совершил 525 успешных боевых вылетов. Проведя больше 100 воздушных боёв, довёл свой свой счёт до 18 сбитых самолётов.
В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1956 году - курсы усовершенствования офицерского состава при Военнно - Воздушной академии. С 1949 года служил в Войсках ПВО. С 1957 года Полковник В. И. Истрашкин - в запасе, жил в Москве. Работал преподавателем учебного подразделения Московского транспортного управленмя Гражданской авиации. Haгpаждён орденами Ленина, Краевого Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 12 Января 1987 года.
* * *
Родился Владимир в городе Чапаевске в семье потомственного рабочего. После окончания семилетки работал на заводе. Там его приняли в комсомол. Юноша работал и в то же время учился на рабфаке. В 1936 году по призыву комсомола "Дадим стране 150 тысяч лётчиков !" он поступил в лётное училище. Закончив учёбу, служил на Дальнем Востоке, где незадолго до этого японские самураи устроили провокационный конфликт в районе озера Хасан.
Истрашкин, как и другие летчики полка, скрупулезно отрабатывал способы боевых действий истребителей, изучал навык воздушных боев в Испании, Китае, на Халхин - Голе.
В конце Июля 1941 года 131-й ИАП полк прибыл на Южный фронт. Обстановка в то время там была шибко сложной. Противник сосредоточил на этом направлении большие силы и располагал славно организованной ПВО. Случалось, лётчики делали по 5 - 6 боевых вылетов в день. Владимир тотчас же принял активное участие в воздушных боях с врагом, проявив отвагу и высокое лётное мастерство.
Истрашкину была свойственна высокая, разрешено произнести, беспощадная требовательность к себе. Его товарищам приходилось быть свидетелями того, как он скрупулезно готовился к каждому вылету, досконально разбирал с подчинёнными возможные варианты встречи с противником.
- Нужно умело применять маневренные возможности И-16, - говорил он лётчикам. - Смело и настойчиво атакуйте противника, навязывайте ему свою волю.
Владимира уважали за высокое лётное мастерство, свой героизм, влечение выручить товарища в бою. Вот специфический момент. 27 Ноября 1941 года в составе группы из 12 И-16 и 1 И-153 он в 3-й раз вылетел на штурмовку войск противника в районе города Ростова. На малой высоте в паре с Вадимом Фадеевым выполнил 7 атак по механизированным колоннам. Враг стрелял по нашим самолётам из всех видов оружия.
- Во время 8-й атаки, - вспоминает Истрашкин, - осколком снаряда пробило маслобак на самолёте Фадеева. Истребитель начал грубо лишаться высоту. Я дал Вадиму ориентация посадки и, маневрируя и уничтожая огневые точки, сопровождал его до приземления на нейтральной полосе. Быстро покинув кабину, Фадеев под ураганным огнём противника перебрался в расположение наших войск.
Остаётся привосокупить, что Истрашкин не покинул товарища, в то время как не убедился, что он находится в полной безопасности.
В Марте 1942 года Капитана В. И. Истрашкина назначили командиром эскадрильи. И в первостепеннный же день он получил задачу приметить местонахождение и численность вражеских танков.
- По данным наземной разведки, - рассказывает Владимир Иванович, - танков в этом районе было навалом, но немцы их скрупулезно замаскировали. Противник готовился к наступлению и всячески стремился, чтобы танковые подразделения не были обнаружены с воздуха. Задача для нас оказалась непростой. На прочий день я полетел сообща с Георгием Плотниковым в заданный район. На хуторе Орехово, где всего и домов - то было едва-едва больше десятка, на единственной улице мы обнаружили танк. Подумал; если единственный танк тут, то где - то поблизости должны быть и другие. Но где ? Снизились к дороге в надежде, что следы приведут к цели. И не ошиблись. Танки стояли в поле. Для них были вырыты капониры, а сверху немцы уложили дощатые настилы, на которые набросали комья мёрзлой земли и снега. Отметив на планшете скопление боевой техники противника, мы направились назад. Всё бы недурственно, да над самой линией фронта нас обстреляли. Пуля раздробила мне пяточную кость на левой ноге. Правда, это я уже позже узнал от врачей, а тогда обожгла боль. Чувствую - занятие плохо: кровь течёт и нижняя конечность немеет. А до аэродрома ещё неблизко. Увидел прямой луг и посадил самолёт. Смотрю в небосвод, а Плотников круги надобно мной описывает. Затем пошёл на посадку. Остановил самолёт рядом с моим, выпрыгнул из кабины и - ко мне:
- Командир, жив ?
- Как видишь. Заметил танки ?
- Заметил.
- Ну тогда бери мой планшет и сразу возвращайся в полк.
- Понял. Только скажи, как ранка ?
- А что с ней сделается ! Видишь, едут наши. Сейчас заберут в санчасть. Давай, Жора, в полку ждут...
Истрашкин на какое - то момент задумался, опосля продолжал:
- Когда Плотников взлетел, я забыл и о боли, и о крови, пропитавшей лётный комбинезон: слушал, как с той стороны начали ударять зенитки. Беспокоило, что как раз на взлёте И-16 становится менее маневренным, наиболее уязвимым. Попади в него в это время снаряд, выйди он из - под контроля лётчика более того на самое малое время, и авария неизбежна. К счастью, всё обошлось удачно, и данные были своевременно доставлены в штаб полка...
Лётчики эскадрильи на самолётах И-16 уничтожали живую силу и технику противника, вели разведку, снабжали боевые действия штурмовиков и, главное, удачно вели воздушные бои, сбивая более того хваленых фашистских лётчиков. Вспоминается этакий происшествие.
В Апреле 1942 года неблагоприятная воздушная ситуация сложилась на аэродроме Славяносербск. По существу, неприятель его блокировал. Ежедневно пара "Мессеров" с жёлтыми коками винтов на бреющем летала над взлётно - посадочной полосой. Однажды старшой патрон решил вознести в воздух И-16 Истрашкина и Плотникова. Немцы, видимо, решили, что эти "ястребки" на взлёте не возбраняется и не трогать. Дескать, всё одинаково они будут сбиты. Истрашкин и Плотников начали набирать высоту, и тут "Мессеры" их штурмовали. Завязался воздушный мордобой. Немцы пустились на хитрость - ушли в сторону.
- Смотрю на землю, - вспоминает Владимир Иванович, - посадочного "Т" нет. Это означает, что враг находится где - то рядом. Осмотрелся и вижу: единственный "Мессер" идёт на бреющем над полосой, готовясь к атаке снизу. Но я его опередил, атаковал в первую голову под ракурсом 1 / 4, а потом прошил очередью из пушек и пулемётов хвостище. Самолёт задымил и стал валиться. Второй в два счета исчез. Так мы проучили противника: 3 дня они не показывались.
В Октябре 1942 года 4 И-16 полка были направлены в Нальчик. Истрашкина, как старшего группы, вызвал на КП командующий 37-й армией и поставил задачу: сшибить FW-189, тот, что ведёт корректировку огня и разведку наших войск.
Истрашкин прикинул возможности И-16. Чтобы облегчить самолёты, сняли с них бронеспинки и аккумуляторы. Утром следующего дня парой на бреющем подошли к линии фронта ( он проходил всего только в 10 км от города ). Вскоре обнаружили противника. Набрали высоту и штурмовали его. "Рама" взорвалась при ударе о землю. Вскоре зенитчики разыскали консоль самолёта и привезли её в штаб.
- Молодец, - сказал командующий Истрашкину. - Сбил фашиста ! Для нас это шибко значимо - лишить противника "глаз".
В те дни все горели желанием ударять врага. Этому способствовала и целеустремлённая партийно - политическая служба. Секретарь партбюро полка, парторги и комсорги эскадрилий всю дорогу находились на аэродроме посреди личного состава: беседовали с людьми, информировали их о положении на фронтах, рассказывали об отличившихся в боях лётчиках. Нередко сами надевали комбинезоны и помогали техникам готовить самолёты к боевому вылету.
Вспоминается партийное собрание с повесткой дня "Об авангардной роли коммунистов". Тогда Истрашкин сказал:
- Главное партийное поручение для всех нас в настоящее время - ударять фашистов !
И он их бил. В суровые дни, когда немецкие войска подошли к Тереку и готовились к наступлению на Грозный и Баку, В. Истрашкин совместно со своими боевыми товарищами защищал родную землю. Вражеская авиация имела в то время явное численное превосходство. Советским лётчикам приходилось вылетать по нескольку раз в день. Но вскоре наступил перелом. Враг вынужден был застопориться, а следом и приступить отступление под ударами советских войск.
К этому времени полк, в котором служил В. Истрашкин, получил новые самолёты ЛаГГ-3. Период переучивания был кратким. Осваивать новые самолёты приходилось в воздушных боях, и в этом месте ослепительно проявились замечательные качества лётчика - истребителя Владимира Истрашкина. Он был одним из многих советских лётчиков, которые творчески подходили к развитию тактики истребительной авиации. Особенно хоть отбавляй вложил труда В. Истрашкин в совершенствование методов сопровождения штурмовиков Ил-2. Вместе с другими лётчиками В. Истрашкин предложил при сопровождении штурмовиков изменить боевой строй прикрывающих истребителей: эшелонировать по высоте группы непосредственного прикрытия и ударную группу. Это давало вероятность ударной группе иметь в распоряжении свободу маневра.
В дальнейшем от действий небольшими группами штурмовики перешли к полётам большими колоннами. Лётчики полка на сознательно созванной тактической конференции обобщили боевой навык лучших лётчиков - В. Федоренко, В. Истрашкина и других - и разработали новые методы прикрытия штурмовиков.
В числе многих способов прикрытия штурмовиков был предложен и такой: по обеим сторонам колонны штурмовиков попарно следовали истребители, эшелонируясь по высоте. Каждая пара, выполняя общую задачу прикрытия всей колонны, прикрывала одну - две определенные группы; над этими истребителями шли свободные пары других истребителей. Если истребители, прикрывавшие какую - нибудь группу штурмовиков, оказывались связанными боем истребителями противника, свободная пара занимала их местоположение и продолжала сопровождать штурмовики.
В. Истрашкин был одним из первых лётчиков полка, отказавшимся от тактики замкнутого оборонительного круга и освоившим вертикальный маневр. Высокое воинское мастерство позволяло ему великолепно реализовывать боевые задачи.
Однажды 6 истребителей под командованием Истрашкина, прикрывая свои войска в районе станицы Абинской, отметили 18 бомбардировщиков врага в сопровождении 8 истребителей. Несмотря на явное превосходство противника, советские лётчики штурмовали его. В первой же атаке начальник группы сшиб ведущий бомбардировщик. Это вызвало замешательство в группе врагов. Воспользовавшись этим, Истрашкин вывел из строя ещё единственный бомбардировщик, но сам был атакован 4 "Месерами". Применив непростой маневр, он вышел из - под огня истребителей противника и, осмотревшись, увидел падающий горящий самолёт со свастикой. Оказывается, Ме-109 пытался заглянуть в хвостище самолету Истрашкина, но своевременно был сбит Василием Шумовым, пришедшим на выручку своему командиру.
Потеряв 3 самолёта, вражеские бомбардировщики скрылись в западном направлении, беспорядочно сбросив бомбы. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэровокзал. На командном пункте полка Капитан В. Истрашкин в присутствии лётчиков и техников стойко расцеловал Василия Шумова за выручку в бою.
Командуя эскадрильей, Истрашкин проявил себя незаурядным воспитателем подчинённых. Много внимания уделял он обучению и воспитанию лётчиков, в особенности молодых. За годы войны он совершил 525 боевых вылетов, провёл больше 100 воздушных боёв, в которых лично сшиб 18 вражеских самолётов ( по другим источникам имел от 15 до 22 личных и 6 групповых побед ). Войну Владимир Иванович закончил заместителем командира авиационного полка.
Он участвовал в первом послевоенном Параде Победы на Красной площади в Москве. За время службы в авиации он прошёл дорога от рядового лётчика до заместителя командира дивизии. Внёс большущий вклад в освоение реактивной техники. Правительство приподнято оценило его боевые подвиги. Грудь отважного воздушного бойца украсили Золотая Звезда Героя Советского Союза и 14 орденов и медалей.
Уволившись по болезни ( из - за тяжёлого ранения в годы войны ), он удачно трудится в Гражданской авиации. К военным наградам Героя прибавились медаль "Ветеран труда" и знак "Отличник Аэрофлота СССР".
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Кабанов Vladimir Kabanov
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Владимиру Егоровичу Кабанову присвоено 23 февраля 1945 года за 114..
читать далее →
Владимир Карват Vladimir Karvat
Владимир Карват - военный лётчик первого класса, подполковник, начальник воздушно-огневой подготовки 61 авиабазы, дислоцированной в г. Барановичи...
читать далее →
Владимир Коккинаки Vladimir Kokkinaki
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 - 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26; в 1958-1960 - 13 рекордов..
читать далее →
Владимир Куракин Vladimir Kurakin
Гвардии старший лейтенант В. В. Куракин за годы войны совершил 92 боевых вылета на уничтожение живой силы и боевой техники противника. В 22..
читать далее →