Известные люди
»Владимир Михайлов
Рождение: Россия
Треть века назад мичман дал спецслужбам обет молчания. Потрясенный трагедией Курска, ныне сварщик колхоза Ленинский путь Волгоградской области Владимир Михайлов впервые дал интервью журналисту - нашему собкору Валерию Журавлеву. В. Михайлов участвовал в подъеме подлодки С-613, затонувшей в 1968 году в Баренцевом море на глубине 310 метров и ставшей братской могилой для 63 моряков.
Владимир Алексеевич, - капитан второго ранга Игорь Арсентьев, поди, основополагающий раз в жизни обращался к своему подчиненному не по уставу и в силу того что чувствовал себя не нимало твердо.
- Ни я и никто иной не имеет права требовать от вас того, чего ещё никто в мире не делал.
Поэтому от имени командования флота я только могу просить: помогите вознести подводную лодку. Если не получится, даю словечко офицера: никто и ни в жизнь не упрекнет вас за это. Мы тут все профессионалы и понимаем, что смерти аналогично требовать от водолаза низойти на 300-метровую глубину, если перед этим максимальная глубина его погружения не превышала 120 метров.
Одно требую и более того приказываю, - звук старшего офицера тотчас же посуровел, и он перешел на ты. - Сам, мичман, делай родное занятие как знаешь, но молодых моряков из своей команды дерзать ни в коем случае не заставляй. Угробишь хоть кого-то из срочников - не только в тюрьму посажу, но и прокляну! - Сделаю все, что смогу, приятель капитан второго ранга, и более того больше, - ответил на просьбу начальства в тот раз Михайлов. - И дерзать никем не буду. Под воду пойду сам. Меня более того страховать никому не надобно. Обойдусь как-нибудь своими силами...
Однако независимо действовать на запредельной глубине отчаянному мичману не дал второй сверхсрочник из его команды глубоководного спецназа - Александр Вазиян из Молдавии.
- Почему так делаешь, начальник? - поймал он как-то за рукавчик Михайлова. - Зачем хочешь меня подлецом произвести? Скажи, ты лично смог бы послать товарища в пучину, а сам остаться на берегу с желторотиками? Нет?! Ну тогда учи меня всему, что сам знаешь. Вместе пойдем лодку цеплять. А там - как карта ляжет: существовать нам или не существовать...
Несколько месяцев длилась подготовка. К месту катастрофы пригнали гражданское судно, оборудованное всем необходимым для глубоководного погружения, охватывая гидромониторы германского производства. Пришел черед водолазов находить решение судьбу субмарины и свою собственную. Для их путешествия на дно технари подготовили просторную платформу на четырех тросах со смонтированным на ней колоколом для быстрого поднятия водолазов вверх. Стратегией штурма глубины была выбрана незатейливая формулировка по самочувствию, а источником дыхания по настоянию Михайлова была определена гелиево-воздушная мешанина. Не буду утомлять читателя техническими подробностями необычной операции. Скажу только о том, в каком виде предстала в основополагающий раз перед Михайловым погибшая субмарина на глубине 310 метров. На ней не было резиновой обшивки, и она блестела, как подобно как только что сошла с заводских стапелей. Вот только рубка С-613 была вся опутана обрывками рыболовецких тралов: за семь лет пребывания на дне Баренцева моря субмарину не раз цепляли своими сетями рыбаки.
Сегодня, по прошествии больше чем 30 лет со дня подъема подводной лодки, тяжело более того заявить, сколь времени понадобилось мичману Михайлову, чтобы завести под вольный финал лодки железный трос. Владимир Алексеевич, вспоминая те минуты, говорит, что нервное натуга было страшным, сердце стучало, как метроном, а давление воды было до того сильным, что каких-то два метра водолазу удавалось преодолевать не меньше чем за две минуты.
Наконец субмарина была поймана в петлю стального троса, и платформа с водолазами неторопливо пошла вверх. Наверное, не было в те мгновения счастливее в мире людей, чем мичман Михайлов и его напарник. И хотя они оба знали, что ещё не раз им придется низойти к подводной лодке, заново и вновь рискуя своей жизнью, ни с чем не сравнимое ощущение победителя от качественно выполненной тяжелой мужеский работы ещё продолжительно согревало их души в тот день.
Лодку вскоре отбуксируют на мелководье. Под нее подведут понтоны и, закрыв С-613 огромным чехлом, утащат в какой-то засекреченный док. Оттуда со временем прольется тайная инфа о гибели субмарины. Оказывается, проведя глубоководные испытания и дав положенный в таких случаях знак SOS, лодчонка в надводном положении шла к своим берегам. В это же время в аккумуляторном отсеке дозаряжали батареи, и в воздух выдавался водород. Кто-то из экипажа в ломание правил всех инструкций закурил. Произошел взрыв, и лодочка крайне резво затонула, не успев более того передать свежий SOS. Нашли ее ненароком, посредством семь лет позже гибели, во время очередных морских учений. На морские охотники поступила новая техника, которая и позволила узреть на дне Баренцева моря пропавшую субмарину.
Но вернемся к нашим героям-водолазам. Как отразилось на их судьбе участие в глубоководной операции? Михайлова и его подчиненных поблагодарили за проявленные доблесть и мужество и приказали позабыть все, что они видели. Ввиду секретности операции ни одного ордена и ни одной медали так и не упало на грудь водолазов глубоководного спецназа. Это и ясно. Как разрешено награждать военнослужащих за геройский поступок, тот, что не прошел по штабным документам? Впрочем, в настоящее время сварщик колхоза Ленинский путь Дубовского района Волгоградской области Владимир Михайлов совсем не обижен на Родину за больше чем скромную оценку его в прямом смысле слова героического труда.
- Про толстовскую батарею капитана Тушина в верхах забывали во все века, - философски размышляет он. - Забыли и в тот раз. Ну и что? Никакой трагедии в этом я не вижу. Самое главное, чтобы на крутых виражах истории и в дни испытаний всенепременно находились бы в России мужики, для которых слова была бы держава родная, и нет других забот не были бы пустым звуком.
Закурив, Владимир Алексеевич долговременно дымил сигаретой, размышляя о чем-то своем, а после этого нежданно улыбнулся:
- А знаете, я своих ребят из команды водолазно-рейдового декомпрессионного судна наградил на всю железку. Во-первых, каждому из них дал краткосрочный отпуск на родину на десять суток, а во-вторых, представил их всех к званию младшего лейтенанта...
Все четыре года своей срочной службы, которую Михайлов проходил в команде водолазов аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота СССР, ему пришлось взметать со дна моря военные и гражданские суда, небольшие баржи, спасать экипажи двух танков, угодивших во время учений на небольшую глубину, заниматься разминированием Балтийского моря.
Извлекал со дна мины, морские снаряды, затонувшие с советских и фашистских кораблей во время войны.
Провел в общей сложности больше трех тысяч часов под водой, подняв со дна рядом 100 донных мин и больше 2000 снарядов. Для того чтобы представить себе уровень опасности такого труда, замечу, что каждая из этих мин была весом не менее 500 килограммов и весьма многие из них были с секретными подарками от немцев. - Откуда же у меня тяга к подводному миру? - переспрашивает меня Владимир Алексеевич. - Наверное, от Жюля Верна. Думаю, как раз он сделал меня романтиком моря. Да и как разрешается не иметь слабость его подводные красоты? Уверен, если вы хотя бы раз увидели Баренцево море глазами его обитателей, вы бы также перестали ночью почивать безмятежно. Вас бы опять и еще раз тянуло на глубину.
Но я в текущее время не об этом хочу произнести, - мой участник беседы немного суровеет. - Встрой ли я пошел бы на встречу с вами, если бы не одно положение. Точнее заявить, боль моей души. Извините, но как мастак, кое-что смыслящий в глубоководных операция, я не мог прошлым летом взирать без слез на действия наших военных с атомоходом Курск. Не стану в этом месте перечислять всего того, что и как, на мой точка зрения, нужно было действовать по-другому, чтобы при этом не страдало занятие и престиж нашего государства.
Пользуясь случаем, прошу только об одном руководство и президента России. Мне ничего не надобно в личном плане, дайте только вероятность словом и делом подсобить людям, которые в этом году будут приподнимать Курск с морских глубин. Одновременно прошу и настаиваю: не надобно при этом совершать трансляций по телевидению. Это будет только дополнительная боль и страдания для родственников погибших моряков. Поверьте, третья по счету серия курских репортажей неизбежно прибавит цифра новых инфарктов и новых смертей. А нам нужно хранить своих соотечественников, если мы реально русские люди душой и телом...
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Аксенов Vladimir Aksenov
Аксёнов Владимир Викторович - бортинженер космического корабля (КК) "Союз-22" и КК "Союз Т-2", лётчик-космонавт СССР.
читать далее →
Владимир Баландин Vladimir Balandin
Гвардии Старший лейтенант В. А. Баландин к Октябрю 1944 года совершил 228 боевых вылетов, провел 30 воздушных боев, в которых лично сбил 15..
читать далее →
Владимир Басков Vladimir Baskov
Майор В. С. Басков совершил 293 успешных боевых вылета ( из них 175 - на разведку и фотографирование обороны переднего края, тылов, аэродромов..
читать далее →
Владимир Бобров Vladimir Bobrov
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов..
читать далее →