Известные люди

»

Владлен Давыдов

Владлен Давыдов Vladlen Davydov Карьера: Артист
Рождение: Россия» Москва, 16.1.1924
Владлен Давыдов народный артист РСФСР (1969), лауреат двух Государственных (Сталинских) премий СССР (1950, 1951), Государственной премии РФ (1998), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук. Награжден орденами За заслуги перед Отечеством IV степени (2004), Дружбы народов (1984), Знак Почета (1950), Почета (1998), Петра Великого (2004).

Родился 16 января 1924 года в Москве. Мать Давыдова Серафима Лолиевна (18981941). Супруга Анастасьева Маргарита Викторовна, заслуженная артистка России, играет во МХАТе имени А.П. Чехова, автор книги Век любви и печали. Сын Андрей, заслуженный артист России, играет во МХАТе имени А.П. Чехова. Внучка Люба. Внук Феликс.

Владлен скверно знал отца, вырос на попечении матери, с энтузиазмом советского времени отдававшей себя работе и затем нелегко заболевшей.

Истинным воспитателем юного Владлена был Московский Художественный театр. Под его влиянием сформировались давыдовские идеалы и вкусы в искусстве. Этот театр отличался мастерством тончайшего психологического реализма. Лучшие черты русской интеллигенции он пытался в качестве примера подлинной духовности привносить в идеологию Страны Советов. Давыдов влюблялся в образы людей, оживавших на сцене, а за ними и в создавших их актеров. Школьником он писал им письма на листочках, вырванных из тетрадок. Его адресатами были В. Качалов и И. Москвин, классики, прославленные мастера МХАТа.

Будучи учеником 5-го класса, Давыдов в первый раз выступил публично со словом о любимом театре. Дважды побывав на новом спектакле Платон Кречет, он написал о своем восторге в Пионерскую правду. Собираясь глянуть спектакль и в третий раз, он категорически заявил: Когда я вырасту, то буду артистом аккурат в этом театре. Это было сказано в декабре 1935 года. Тогда к кумирам Давыдова добавился ещё один: артист Добронравов, раскрывший черты подлинного интеллигента в образе талантливого советского хирурга Платона Кречета, противостоявшего партийному карьеристу Аркадию.

Удивительно, но факт: Давыдов воплотил в бытие близкое влечение и стал артистом как раз в этом театре.

В 1943 году он поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, благополучно окончил ее в 1947 году и был принят в театр. Его прекрасные внешние данные, творческая свобода и целеустремленность этому поспособствовали.

Курс, на котором учился Давыдов, был первым набором студентов в только что открывшемся учебном заведении, призванном осуществить своеобычный опыт по воспитанию актера в непосредственной близости к театру. Театр готовил себе смену в своих традициях. К студентам приходил В.И. Качалов, читал им вирши. На экзаменах присутствовала О.Л. Книппер-Чехова. Преподавали лучшие мхатовские мастера.

Первую образ в спектакле МХАТа Давыдов получил сквозь год работы на сцене. Это был Апрель в сказке Маршака Двенадцать месяцев (1948). Роль маленькая, по которой запрещено было помышлять, что сквозь два года он станет известным актером. Произошло же это благодаря кинематографу.

Роль майора Кузьмина в фильме Григория Александрова Встреча на Эльбе (1949) принесла Давыдову не только известность и необычайный фарт у зрителя, но и официальное признание: он был удостоен Сталинской премии (1950). Его майор был обаятелен, прост и находчив в сложных ситуациях. В нем воплощался эдакий безукоризненный образ советского офицера, принесшего странам Европы отбояривание от фашизма и преподающего им в настоящий момент начала мирной жизни.

1950 год был значителен для Давыдова не только присуждением ему Сталинской премии и награждением орденом Знак Почета. Во МХАТе он в том же году сыграл главную образ Родиона Васильцова в спектакле Вторая любовь по роману Е.Ю. Мальцева. Его Родион фронтовик с медалями на груди, превосходный сотрудник, имевший только единственный недостаток: раздутое тщеславие. Поэтому односельчанам пришлось его перевоспитывать. Такова была бесконфликтная драматургия 1950-х годов. Спектакль и служба Давыдова в нем были опять отмечены Сталинской премией (1951).

Популярность Давыдова росла. Режиссер Иван Пырьев пригласил его участвовать в фильме Кубанские казаки, снятом в жанре музыкальной комедии. Герои фильма и оптимистический точка зрения на послевоенную колхозную существование сближали тот самый кино со спектаклем Вторая любовь.

Преданность Давыдова Художественному театру, тяготение к углубленному актерскому творчеству защитили его от опасности обратиться в тиражируемого героя. Он продолжал время от времени сниматься в кино: Застава в горах (1953), Аэродром не принимает (1959), Человек-амфибия (1961). В этом ряду следует особенно выделить его удачную работу на экране образ поэта-декадента Бессонова в фильме Сестры из кинотрилогии Григория Рошаля по роману А.Н. Толстого Хождение по мукам (1957). Надменностью и холодом эгоизма веяло от этого изысканного персонажа.

Творческая личность Давыдова, и все-таки, принадлежала театру. На сцене к нему начали перескакивать центральные и главные роли: Керкер в Домби и сыне Ч. Диккенса (1953), От автора в Воскресении Л.Н. Толстого (1956), Лорд Горинг в Идеальном муже О. Уайльда (1956), Барон в На дне М. Горького (1961). Это были вводы в идущие спектакли, представлявшие особую нелегкость тем, что необходимо было учесть созданную первым исполнителем трактовку роли и родное ее постижение, свою сценическую индивидуальность.

Легче было показать себя в новых постановках, и Давыдову это счастливо удалось. Если в Ученике дьявола Б. Шоу (1957) он ещё отдавал дань внешней блистательности и цельности характера своего Ричарда, то в последующих работах 1960-х годов раскрыл родное дарование с другой стороны. Отныне он стал в особенности интересен и глубок в сложных и внутренне противоречивых образах. Таковыми стали Крогстед в Кукольном доме Г. Ибсена (1960), Тальберг в Днях Турбиных Михаила Булгакова (1968). Эти так называемые отрицательные персонажи нежданно вызывали к себе сочувствие. Давыдов находил и показывал причину, побудившую их кроме воли и желания ступать на шантаж или предательство. Свои злодеяния они совершали с внутренней болью. Давыдов не оправдывал их, но объяснял мотивы их поступков.

Подобный подход к человеку Давыдов воплотил с ещё большим драматизмом в сложнейшей роли Ивана Карамазова в Братьях Карамазовых по Ф.М. Достоевскому (1966). Слабость характера и сомнения в правоте собственной теории жизни вечно вызывали в его герое болезненную досаду на самого себя.

Владлен Давыдов артист мхатовской школы, школы переживания и перевоплощения, поисков характерности. И в этом отношении он единственный из классических актеров чеховского театра. В его чеховском репертуаре Кулыгин (1968) и Ферапонт (1997) в Трех сестрах, Дорн (1969 и 1992) и Сорин (1983) в Чайке, Лебедев в Иванове (1987), Серебряков в Дяде Ване (1988). Эти настолько разные образы объединяет у Давыдова непрерывная наполненность сценической жизни, что является одним из условий достижения ансамбля исполнителей в пьесах Чехова.

Вэтого во МХАТе и в кино он сыграл возле 100 ролей. Следует особенно подметить три из них. В киноэпопее Юрия Озерова, посвященной Великой Отечественной войне 19411945 годов, Давыдов сыграл образ маршала Рокоссовского в двух ее частях Освобождение (1970) и Солдаты свободы (1977), в телефильме Табачный капитан (1972) образ Петра I, в спектакле МХАТа Амадей П. Шеффера (1983) австрийского императора Иосифа II. Все трое исторические лица. Давыдов подошел к ним по-разному, воплотив в Рокоссовском героический драматический образ, с юмором обрисовав вдохновенного реформатора Петра, дав иронический шарж Иосифа. И это одно позволяет судить о диапазоне его актерских возможностей.

У Владлена Давыдова есть хобби, которое больше походит на профессиональную дело театрального историка. Всю бытие он собирает архив, ведет запись событий мхатовской жизни во всех ее проявлениях. Эти знания не лежат мертвым грузом. Давыдов вечно готов поведать о деятелях МХАТа и кино в дни их юбилеев по радио, на телевидении, в журналах и газетах. О своем любимом артисте он составил сборник Борис Георгиевич Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы (1983). Он единственный из составителей Книги о Евгении Александровиче Евстигнееве (1994). Ряд статей принадлежит Давыдову в юбилейном двухтомнике Московский Художественный театр. 100 лет (1898), а ещё в сборниках воспоминаний о Ливанове и Смоктуновском. К 100-летию МХАТа им поставлен телевизионный кино Если бы знать и кино о Борисе Георгиевиче Добронравове.

Продолжая активно трудиться как артист, с 1986 по 2001 год Давыдов работал директором музея МХАТа.

Владлен Давыдов всенародный артист РСФСР (1969), лауреат двух Государственных (Сталинских) премий СССР (1950, 1951), Государственной премии РФ (1998), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук. Награжден орденами За заслуги перед Отечеством IV степени (2004), Дружбы народов (1984), Знак Почета (1950), Почета (1998), Петра Великого (2004).

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Владмир Нанейшвили Vladmir Vardenovich Nanejshvili

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени,..
читать далее

Владо Креслин Vlado Kreslin

Словенский певец.
читать далее

Владыслав Бартошевский Wladyslaw Bartoszewski

Во время Второй мировой войны воевал в рядах Армии Крайовой, был узником Освенцима. После войны сотрудничал с Главной комиссией по расследованию..
читать далее

Влас Дорошевич Vlas Doroshevich

Русский журналист, публицист, театральный критик, один из виднейших фельетонистов конца XIX, начала XX века.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий