Известные люди
»Вячеслав Башкиров
Рождение: Россия, 22.4.1915
Политрук В. Ф. Башкиров сбил в воздушных боях 6 самолётов противника ( 4 - Ju-88 и 2 - Ме-109F ). Его эскадрилья за это же время уничтожила 18 самолётов. 8 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 22 Апреля 1915 года в селе Иванине Льговского ( сегодня Курчатовского ) района Курской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов средней школы, учился в Воронежском техникуме Гражданского Воздушного Флота. С 1932 г. работал в Москве. Без отрыва от производства окончил Центральный аэроклуб СССР ( в 1935 году ) и школу лётчиков - инструкторов. Работал в Москве инженером - конструктором Аэропроекта Гражданского Воздушного Флота.
В 1940 году, потом окончания Всесоюзного индустриального института, был призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков ( учился в группе Ивана Кожедуба и был его лучшим выпускником ). Затем окончил курсы военных комиссаров в городе Батайске Ростовской области.
На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Служил в авиачастях ПВО комиссаром эскадрильи, заместителем командира полка по политчасти. Особенно отличился в боях за Сталинград, личным боевым примером воодушевлял прочий лётный состав на боевые подвиги.
Лишь в Августе 1942 года военком эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка ( 102-я истребительная авиадивизия, Войска ПВО территории страны ) Политрук В. Ф. Башкиров сшиб в воздушных боях 6 самолётов противника ( 4 - Ju-88 и 2 - Ме-109F ). Его эскадрилья за это же время уничтожила 18 самолётов. 8 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого совершил 312 успешных боевых вылетов, сшиб 18 самолётов противника.
После войны продолжил службу на ответственных должностях в Войсках ПВО. В 1950 году заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1955 году - Военно - Воздушную академию. С 1966 года Генерал Майор авиации В. Ф. Башкиров - в запасе. Жил в Москве. Работал начальником управления международных перевозок "Главаэрофлота". Затем, долгое время был начальником Центрального Дома авиации и космонавтики. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 15 Февраля 2001 года.
* * *
На столе перед нами - объёмистый альбом со снимками разных лет. На этих снимках запечатлены многие памятные моменты из богатого жизненного пути заслуженного ветерана нашей авиации Генерала Вячеслава Филипповича Башкирова. Слушая неторопливые пояснения собеседника, ненамеренно думаю: местоположение этому альбому не в личном архиве, а в научно - исторических фондах, и не в запасниках, а на стендах для всеобщего обозрения, как одному из ярких свидетельств становления и роста наших авиационных кадров.
- Нет, нет, - решительным жестом отметает Башкиров такое предположение, - есть люди, сделавшие для авиации куда больше...
На одной из первых страниц альбома с любительской фотографии смотрят трое молодых, похожих приятель на друга людей: братья Башкировы. Все они - лётчики. Старший, Николай, погиб при испытании нового самолёта. Младший, Александр, отдал существование за Родину в 1941 году, охраняя небосвод Москвы от вражеских бомбардировщиков. А у среднего брата, Вячеслава, бытие в авиации сложилась по - своему.
14-летним комсомольцем он поступил в Воронежский техникум Гражданского Воздушного Флота. Сохранился фотография из дипломной работы: совместный картина спроектированного им двухсекционного ангара. С 1932 года юный эксперт в Москве, стал действовать в научно - исследовательском учреждении, разрабатывавшем перспективы развития гражданской авиации. Как стахановца, выполнявшего нормы на 130 - 150 процентов, и активиста Осоавиахима, обладателя Почётной грамоты, подписанной легендарным командармом С. М. Будённым, по путёвке комсомола Вячеслава Башкирова направили в Центральный аэроклуб СССР. Окончив его без отрыва от производства, он стал летать инструктором в спортивном отряде. Затем была учёба в индустриальном институте.
За год до того как началась Великая Отечественная, в жизни Вячеслава произошли значительные перемены: Тимирязевский райвоенкомат столицы направил его в военное авиаучилище. Инструктором, учившим пилота - спортсмена летать на боевом И-16, был грядущий трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. В книге "Служу Родине" прославленный советских времен ас, вспоминая первых подготовленных им лётчиков, тепло говорит о Башкирове, прочно освоившем азбуку воздушного боя, правила, которым должен придерживаться истребитель в схватке с противником.
Там, на аэродромах авиаучилища, их обоих - инструктора Кожедуба и курсанта Башкирова и застала махаловка. На её фронтах они не встречались. Но оба кое - что слышали приятель о друге. Кожедуб, ещё продолжая быть лётчиком - инструктором, узнал о том, что его воспитанники, в том числе и Башкиров, отличились в Сталинградской битве. А Башкиров, уже став Героем Советского Союза, в первый раз прослышал о боевых успехах своего училищного наставника, только что начавшего сражаться с врагами в небе под Курском. В том же небе тогда сражался и Башкиров. А свиделись они только после этого победы. И не только свиделись, но тя ещё подружились, продолжая прокладывать в любимой авиации произвольный свой путь.
Вовсе не безотложно затем выпуска младой армейский лётчик Башкиров попал на фронт. Сначала - курсы политсостава Военно - Воздушных Сил, где наряду со спецпрограммой он освоил новоиспеченный самолёт Як-1. И только тогда получил в конце концов направление - комиссаром эскадрильи 102-й авиадивизии, прикрывавшей от вражеских ударов с воздуха Сталинград. В огненной купели исторического сражения на берегах Волги и получил авиационный политработник боевое крещение, был удостоен ордена Ленина и геройской медали "Золотая Звезда".
Лётчики 788-го истребительного авиационного полка первыми в дивизии открыли счёт истребления вражеских самолетов. 1 Января 1942 года сержант Ю. В. Лямин на самолёте Як-1 таранным ударом сшиб бомбардировщик Ju-88. В Июле - Августе лётчики полка первыми приняли на себя основную тяжеловесность борьбы с истребителями противника. Кроме прямой задачи по обороне Сталинграда полк прикрывал войска на поле боя и производил воздушную разведку.
Отвагу, мужество и высокое воинское мастерство в боях с врагом проявили лётчики боевой комиссар эскадрильи политрук В. Ф. Башкиров, сбивший в воздушных боях при обороне Сталинграда 7 самолётов, Старший лейтенант Г. К. Гультяев, сбивший 18 самолётов, начальник эскадрильи Капитан Н. А. Козлов, сбивший при обороне Сталинграда за два дня 4 немецких самолёта, в том числе единственный из них тараном, Майор В. Г. Каменщиков, сбивший 5 самолётов, Капитан М. А. Чумаков, сбивший 14 самолётов противника, и многие другие. Почти все из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
Патрулируя над городом, дивизия, в которой начал службу юный комиссар эскадрильи, в то же время привлекалась и к решению других задач. Маршал Советского Союза А. И. Ерёменко, командовавший в ту пору войсками, защищавшими волжскую твердыню, в своих мемуарах уже вслед за тем войны писал: "102-я истребительная авиационная дивизия с приближением линии фронта к Сталинграду в основном выполняла задачу по охране своих наземных войск на линии фронта. Боевые вылеты в большинстве случаев заканчивались групповыми воздушными боями. При этом часто приходилось располагать занятие с превосходящими силами истребительной и бомбардировочной авиации противника. Личный состав 102-й истребительной авиационной дивизии с честью выдержал это испытание". И в других военно - исторических изданиях действия этого соединения, выполнявшего ещё и штурмовые удары по немецким войскам, оцениваются до того же приподнято. Предметом законной гордости Башкирова является то, что в боевые подвиги дивизии вложена частица и его посильного ратного труда.
130 боевых вылетов сделано комиссаром эскадрильи в сталинградском небе. Он выполнял боевые задания крылом к крылу с другими лётчиками. И, помимо того, каждодневно, ежечасно вёл политическую работу, которая помогала укреплять воинскую дисциплину, повышать организованность и эффективность действий авиаторов. Показывая свой образец в мужественном выполнении воинского долга, политрук Башкиров в иные, наиболее напряжённые дни обороны Сталинграда уходил в воздух по 5 - 6 раз.
Одной из действенных форм широкой и оперативной пропаганды боевого опыта передовиков в эскадрилье оказались систематично выпускаемые рукописные "боевые листки". Из них авиаторы, находясь у самолётов, могли проворно познать, кто из однополчан отличился в последнем вылете, как удалось достичь успеха в схватке с воздушным противником. Такой "боевой листок", датированный 24 Августа 1942 года, сохранился у Башкирова и затем день. На пожелтевшем от времени листе плотной бумаги - незамысловатый рисунок, выполненный цветными карандашами. А под ним - немного заметок, написанных торопливой рукой. Одна из них посвящена комиссару эскадрильи.
Припомним, какими грозными для всех сталинградцев были те Августовские дни. В 6-томной "Истории Великой Отечественной войны" говорится так: "Во второй половине дня 23 Августа немецкая авиация нанесла по Сталинграду дюжий потрясение. Налёт сотен бомбардировщиков продолжался немного часов. На следующий день немецкая авиация продолжала бомбить городок. В течение суток фашистские лётчики совершили рядом 2000 самолёто - вылетов на Сталинград". В этом массированном ударе врага участвовали лучшие бомбардировочные эскадры 4-го Воздушного флота Люфтваффе под командованием Генерала Рихтгофена. Их сопровождали группы истребителей - асов из соединений "Удет" и "Мельдерс", типично используемые вражеским командованием на главных направлениях действий своих войск.
Вместе с другими советскими авиаторами эти налёты отражали и лётчики 102-й дивизии. И на земле, и в воздухе всё клокотало огнём. Под взрывами бомб рушились дома, возникали пожары, гибли люди. Горело и небеса над Волгой. Его рассекали трассы пушечно - пулемётных очередей. Оно вспухало сотнями разрывов зенитных снарядов. С него пылающими факелами падали на землю сбитые "Юнкерсы", "Хейнкели" и "Мессершмитты". Заметка в эскадрильском "боевом листке" рассказывала, что в тот день комиссар Башкиров, немного раз поднимаясь в воздух, уничтожил 2 бомбардировщика и 1 истребитель противника. Три победы за единственный день - образец, достойный подражания !
И вновь воздушные бои. В одном из них, Сентябрьском, Башкирова постигла невезуха. Его машину подожгли "Мессеры". Пришлось на высоте 4000 метров выпрыгнуть с парашютом. Вражеские пилоты продолжали штурмовать советского лётчика: ранили его в ноги, продырявили купол и перебили стропы парашюта. Башкиров приземлился на ничейной полосе. Наши танкисты, вызволив его из беды, доставили в полевой лазарет, расположившийся на Тракторном заводе.
В начале 1943 года, когда окружённая нашими войсками на берегах Волги больше чем 300-тысячная группировка врага капитулировала, Башкиров, освоив полёты на Ла-5, получил новое направление - заместителем командира по политчасти снова создаваемого авиаполка. 907-й истребительный полк особого назначения формировался под Тулой. К весне он был укомплектован самолётами ( две эскадрильи - "Лавочкиными", третья - "Яковлевыми" ), пополнился личным составом. Полку вручили боевое полотнище стяга. Впервые, намедни отлёта в прифронтовую зону, его развернули перед строем лётчиков и техников 1 Мая. В альбоме Башкирова сохранилась вырезка из "Правды" той поры: фотография, сделанный на аэродроме. Авиаторы близ самолётов слушают первомайский инструкция Верховного Главнокомандующего, в котором перед советскими воинами ставятся новые задачи, достойное выполнение которых приблизит победу над врагом. Приказ читает Гвардии Подполковник Башкиров.
Перелетев поближе к фронту, 907-й полк оказался в местах, близких сердцу Башкирова, на Курщине. Базировались под Курском, недавно освобожденным от врагов. Главная проблема - надёжная секьюрити от ударов с воздуха Курского железнодорожного узла. Патрулировали над ним и днём, и ночью. Входя в таковый патруль, Башкиров не раз с здоровенный высоты старался разыскать на земле, проплывавшей под крыльями "Лавочкина", родное Иванино: там - пережившие фашистскую оккупацию папа - Филипп Тихонович и матушка - Матрена Андреевна. Знал, что они живы, и, разумеется, сильно хотел повидать.
Время тому пришло капельку позднее, следом того как полк сообща с другими авиачастями благополучно отбил Июньские массированные налёты врага на Курск. В них, как бы предварявших задуманную врагами летнюю операцию 1943 года - "Цитадель", принимали участие сотни немецких бомбардировщиков. Набрав у себя в тылу, за линией фронта, большую высоту, они группами на пологом планировании устремлялись к цели. Но их, засеченных радиолокаторами ещё на дальних подступах к Курску, перехватывали наши истребители, в том числе 907-го полка, и навязывали воздушные бои.
Летом 1943 года, при подготовке наступления на Курской дуге, неприятель произвёл на ж-д узел Курск два массированных налёта ( 22 Мая и 2 Июня ), в которых принимало участие рядом 1050 самолётов.
В налёте 22 Мая участвовало до 170 самолётов противника. При отражении этого налёта отличились лётчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО, сбившие больше 10 самолётов противника. Мужественно и стойко сражались с врагом лётчики истребительной авиации ПВО и во втором налёте врага. В ожесточённых боях 2 Июня они сшибли 54 самолёта противника. Заместитель командира полка по политчасти Герой Советского Союза Майор В. Ф. Башкиров в 5 воздушных боях сшиб 2 самолёта противника.
В одной из воздушных схваток замполит полка Башкиров меткой очередью сразил вражеский самолёт. Тот, судя по докладам, упал поблизости от Иванина. Ну как же лично не обследовать то, что наблюдалось в воздухе ! Спросив разрешения у начальства, Вячеслав Филиппович на связном По-2 полетел в родные места. Приземлился на знакомой с детства полянке, у деревенской околицы. И надобно ли толковать, сколь было радости ! У хаты Башкировых все те считанные часы, в то время как лётчик пробыл дома, толпились односельчане. Каждому хотелось бросить взгляд на заслуженного земляка, дотронуться до его Золотой Звезды да и порасспросить, не знает ли он чего о тех иванинских, кто также сражается за Родину ?
В дни битвы на Курской дуге в полку отличились многие. Командир части Николай Козлов и комоск Анатолий Гультяев стали Героями Советского Союза. Башкиров удостоился новых наград: орденов Красного Знамени и Отечественной войны. Битва та памятна ещё одним событием: политработнику полка, охранявшего небосвод над Курским железнодорожным узлом, было поручено вручить коллективу трудящихся Красное полотнище стяга Государственного Комитета Обороны, которым он награждался за самоотверженный работа в прифронтовой зоне. Курский узел не прекращал работы ни на сутки, пропуская сквозь себя сотни и сотни эшелонов с боевой техникой и воинскими грузами, нужными соединениям Центрального и Воронежского фронтов.
- Пришлось тогда несть числа поволноваться, но поручение, до того необычное для меня как полкового политработника, всё же выполнил, - вспоминает Вячеслав Филиппович. - Железнодорожники собрались неподалёку от станции, в овражке ( на происшествие воздушного налёта ). Приехали партийные и советские руководители области. Знамя принял из моих рук шеф железнодорожного узла Петр Алексеевич Шубин. Я кратко сказал, что мы, советские воины, гордимся успехами железнодорожников, всех трудящихся Родины, которые помогают нам громить врага. Потом выступили машинисты, рабочие депо, ремонтники. Впечатление от того митинга осталось огромное...
Этим впечатлением полковой политработник поспешил разом же поделиться со своими лётчиками и техниками, постарался как разрешено ярче передать им чувства непоколебимой уверенности в силах воинов Советской Армии, уверенности, о чём говорили железнодорожники. Что же касается Шубина, принявшего полотнище стяга ГКО, то Башкиров из газет вскоре узнал: тот удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Уже затем войны им довелось свидеться снова. И где - в Большом Кремлевском дворце, на съезде профсоюзов ! Они, как и тогда, в овраге под Курском, стойко обнялись, долговременно не расставались: обоим, герою боев и герою труда, было о чём побеседовать...
Неотвратимо тесня противника, наши войска двигались на запад. Вслед за линией фронта перемещался на новые аэродромы и 907-й полк. Были бои под Нежином, Броварами, где от целости переправ посредством Днепр зависел фарт войск 1-го Украинского фронта. И всё это время Башкиров старался сочетать свою занятие замполита с лётной службой. В этой службе он был примером для многих лётчиков, в особенности молодых.
Летать и сражаться так, как комиссар полка, - это было одним из девизов молодых пилотов, приходивших в количество. Запомнился Башкирову Иван Поляков - юноша из Вольска, с завода "Большевик". Он практически рвался в небосвод, старался не пропустить ни одного полёта. Башкирову приходилось более того урезонивать молодого истребителя: не будь торопыгой, войне ещё не финал. Когда шли бои под Коростенем, Вячеслав Филиппович, возглавляя полётами, поднял в воздух на перехват "Юнкерса" Полякова. Догнав вражеский самолёт, отважный пилот атаковал его немного раз. Задымив, "Юнкерс" продолжал лететь по курсу. А на "Лавочкине" кончились боеприпасы. Поляков таранил врага...
Башкиров ездил на местоположение падения самолётов. В обломках вражеской машины обнаружили трупы 4-х авиаторов. В их планшетах нашли жутко важные оперативные документы. Иван Поляков, совершив геройский поступок, погиб. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Когда в 1944 году завершилась операция "Багратион", в ходе которой от врагов была освобождена Белоруссия и наши войска ступили на территорию Восточной Пруссии, Вячеслава Филипповича сызнова ранило, и шибко очень. В течение долгих месяцев ему пришлось носить тугой корсет, тот, что жёстко, аналогично гипсовой повязке, охватывал спину и грудь. О боевых полётах, счёт которых уже перевалил за 300, и считать не приходилось. Утешало одно: всё же внёс в занятие победы посильный вклад - сшиб 18 самолётов врага. За это время он освоил истребители многих типов: И-16, Р-40 "Киттихаук", Як-1, Р-39 "Аэрокобра", Ла-5.
А затем Великой Отечественной - ещё больше 30 лет жизни в авиации. Некоторое время работал в том самом учреждении, в котором начинал свой авиационный дорога. Закончив Военно - Воздушную академию, вкалывал в штабе ВВС. И заново - в Аэрофлот. На его внутренние и международные линии выходили всё новые, больше совершенные самолёты, и том числе и реактивные. С каждым годом возрастал объём пассажирских и грузовых воздушных перевозок. Осваивая полёты на новых машинах, работая заместителем начальника Главного управления гражданской авиации, Башкиров внёс весомый вклад в улучшение и совершенствование организации лётной работы всех предприятий Аэрофлота, за что и был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Так же читайте биографии известных людей:
Вячеслав Забалуев Vecheslav Zabaluev
К концу войны Генерал - Майор авиации В. М. Забалуев совершил 40 боевых вылетов и лично сбил 2 самолёта противника. 0 года, за боевые заслуги и..
читать далее →
Вячеслав Сиротин Vecheslav Sirotin
Капитан В. Ф. Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу,..
читать далее →
Вячеслав Ткачев Vecheslav Tkachev
Именно он был одним из инициаторов создания специальных истребительных частей и даже опубликовал книгу "Материал по тактике воздушного боя". 0 года..
читать далее →
Вячеслав Александров Vecheslav Alexandrov
Член ВЛКСМ. Жил в селе Изобильное Соль-Илецкого района Оренбургской области. Окончил 10 классов, один курс речного техникума в городе Куйбышеве..
читать далее →