Известные люди
»Габдулла Тукай
Рождение: Россия, 26.4.1886
Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть.
Трудно сыскать в татарской литературе ХХ века другого писателя, для которого понятия народ и поэт были до того же неотделимы приятель от друга, как для Тукая.
Габдулла Тукай из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся раньше всего и больше всего в его поэзии.
В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое местоположение, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.
ДетствоГабдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (сегодня Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер папа. Позднее мама, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мамаша взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая бытие в людях.
Сначала мальчика приютил дедуля по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался нетрудно лишним ртом. В конце концов дедушка отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье в первый раз улыбнулось мальчику фортуна. Однако вскоре грянула беда: новые родители захворали и вследствие того что решили воротить сироту в деревню Училе к деду, которому посредством некоторое время удалось воротить Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.
В 1892-1895 годы бытие его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский отрезок времени он впервой постиг ощущение любви к народу и близкий земле. Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь, - писал стихотворец после этого в своих воспоминаниях (Что я помню о себе, 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.
В Кырлае Габдулла начал обучаться. Однако и тут ему было суждено испытать тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам собственник нежданно стал калекой. Его суеверная подруга жизни все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился наследник, ее касательство к приемышу совсем ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал обучаться в медресе Мутыгия, вместе с тем посещая российский класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдская молодая поросль не бездействовала. Ей была тут предоставлена относительная воля. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национального просветительского движения учащаяся молодая поросль требует обновления учебных программ и стремится к светским знаниям.
Первые шаги к творчествуТукай-шакирд всем сердцем возненавидел схоластическую учебу. Тукай эфенди в медресе считался самым образованным, бойким и сметливым шакирдом, - говорится в воспоминаниях знаменитого артиста Г. Кариева, близкого друга поэта. Несомненно, Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие взлет революционного движения, оказывали на него заметное воздействие в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал Эль-гаср-эль-джадид (Новый век), в котором он публикует свои первые ученические вирши и статьи. Он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах в журнале Эль-гаср-эль-джадид под названием Энже бертеклэре (Жемчужины). 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.
Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула бытие и в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: Фикер (Мысль), Эль-гаср-эль-джадид, Уклар (Стрелы) и др. В них Тукай сотрудничает и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые и поставленные революцией, участвует в демонстрациях, волной прошедших по городу. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения О свободе, Одно словечко друзьям, в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе Мутыгия. Началась его вольная жизнь. Стихотворение Что рассказывают шакирды (январь 1907) явилось декларацией поэта, призывавшей молодая поросль топать в существование, на подмога народу, наперекор фанатизму и реакции. Немало трудностей лежало на его пути. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное штурмование реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая Не уйдем! В его ярких строках прозвучал звук поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.
Казань в судьбе поэтаОсенью 1907 года Тукай приехал в Казань колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою дело новым общественным и творческим задачам.
Светозарная Казань притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой газетами, книжными издательствами, театром, куда ни глянь людей, родственных Тукаю по мысли и духу. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х. Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с молодежью, группировавшейся около газеты Аль-Ислах (Реформа), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как стихотворец, как газетчик, как социальный участник.
Появление Тукая в Казани и его первые стихотворные сборники Габдулла Тукаев тигырьлэре (Стихотворения Габдуллы Тукаева, I и II части) были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием. Поэт входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся кругом газеты Аль-Ислах (Реформа). В Казани он с большим воодушевлением отдался творческой работе. Его ни в жизнь не покидался идея о необходимости продолжить традиции свободной национальной печати, служащей своей любимой идее. Частично это осуществлялось в издании сатирических журналов, сначала Яшен (Молния), далее Ялт-йолт (Зарница). Все свои творческие возможности Тукай посвятил этим журналам. Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Его главным девизом стало:
С кем только бытие в свирепый распре не бывала?
В борьбе ты ей не уступай нимало!
(Жизнь, 1908).
Эти строки, не возбраняется проронить, являются своего рода эпиграфом к творческой деятельности поэта в условиях реакции.
Уже преждевременный отрезок времени творчества Тукая был отмечен страстной проповедью служения народу, хотя при этом у него преобладала ещё риторика любви к нации. Поэт скоро перерос просветительскую романтику, все глубже проникая в подлинный и душевный мир народа.
Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал Яшен (Молния), а с 1910 г. работает в журнале Ялт-юлт (Зарница), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину.
В пореволюционном творчестве Тукая возникает единый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно и сильно выражено касательство поэта к народу. Такие его стихотворения, как Осенние ветры (1911), Гнет (1911), Дача (1911), Чего же не хватает сельскому люду? (1912), Надежды народа (1913) и др., являются классическими образцами гражданской и социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта беда народных масс в капиталистическом обществе независимо от их национальной принадлежности. Мир обездоленных предстал в его творениях во всей страшной правде.
Татарский стихотворец был очень далек от незрячий идеализации народа. Любя его, он не хотел извинять ему темноты, невежества, духовной подавленности, покорности судьбе, не мог одолеть путь мимо этих вековых болезней (Гнет, Религия и народ, Рассказ с печки и др.). В умении распознавать и оценивать сильные и слабые стороны в народном сознании сказалось революционно-демократическое касательство к народу.
Путешествия по РоссииВ пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он делает путешествия, имевшие для него большое важность. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья (Дача, очерк Маленькое путешествие). Здесь он был гостем своего друга поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную занятие в родном краю, и принял участие в маевке, где с речью о празднике 1 Мая выступил Нариманов.
Весной 1912 года Тукай решается на больше значительные путешествия по маршруту Уфа Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури. Они ещё раз убедились в своей идейной и творческой близости.
Петербург встречает Тукая прохладно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские национальные интеллигенты пригласили его только как модную знаменитость и нисколько не интересуются изданием новых татарских газет и журналов.
Разумеется, передовая национальная интеллигентская часть общества Петербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась опоясать поэта своим вниманием. Среди демократической молодежи был, видимо, и Мулланур Вахитов, тогда студент, позднее солидный революционер. Надо полагать, что стихотворение Татарская молодежь написано Тукаем под впечатлением встречи с такими представителями национальной демократической молодежи. Именно в этих кругах он увидел, как молодым людям дороги память и образ Ямашева, убедился в том, что они верны его заветам.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся откорректировать кумысом родное самочувствие.
Последний год жизниИз поездки стихотворец вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи нелегко больным, он продолжал действовать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и сочинять несмотря ни на что.
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.
Он умер, прожив неполные двадцать семь лет.
Так же читайте биографии известных людей:
Габдурахим Сабитов Gabdurahim Sabitov
Советский композитор, автор многочисленных талантливых музыкальных произведений, обладатель почетных наград и нескольких почетных званий. В свое..
читать далее →
Габи Ашкенази Gabi Ashkenazi
Правительсвто Израиля единогласно утвердило 53-летнего генерала Габи Ашкенази на пост начальника генерального штаба армии.
читать далее →
Габриела Мистраль Habriela Mistral
Габриела Мистраль - чилийская поэтесса. Родилась 7 апреля 1889 года. Настоящее полное имя Лусила де Мариа дель Перпетуо Сокорро Годой..
читать далее →
Габриела Дуарте Gabriela Duarte
Столь радикальная метаморфоза во внешности и принципах Габриелы немного шокировала бразильскую общественность.Все кто помнят актрису в роли Эдуарды..
читать далее →