Известные люди
»Генри Джеймс
Рождение: 15.4.1843
Родился 15 апреля 1843 в Нью-Йорке, был вторым сыном Г.Джеймса, мыслителя, известного теолога-сведенборгианца, и младшим братом психолога и философа У.Джемса (Джеймса). Детство и ранняя юность писателя прошли в необычайно творческой атмосфере. В семье много читали, ходили в театр, бурно обсуждая прочитанное и увиденное, в доме часто бывали знаменитые друзья Джеймса-старшего, в т.ч. Т.Карлейль и Р.У.Эмерсон. Семья Джеймса располагала солидным доходом и периодически жила в Европе.
Мальчик поменял немного школ, занимался с домашними учителями, и все-таки на его образование не меньше повлияли прогулки, читка, посещение европейских парков и музеев, слежение за местными нравами.
В 1861 при тушении пожара Джеймс получил серьезную травму позвоночника. Это 'ужасное, хотя и незаметное увечье' помешало ему сражаться на стороне северян в Гражданской войне и стало причиной мучительных переживаний. В 1862 он поступил в Гарвардскую школу права, при всем при том вскоре кинул учебу и занялся писательством. В 1865 в 'Атлантик мансли' ('Atlantic Monthly') был напечатан первостепеннный подписанный им расклад.
В 1869 Джеймс отправился в первое самостоятельное турне по Европе, первоначально в Лондон, после этого на европейский континент. Проведенный за рубежом год дал Джеймсу 'интернациональную тему': столкновение Старого и Нового Света, как правило выражавшееся в зачарованности наивного американца Европой.
Вернувшись в Кеймбридж (США), Джеймс опубликовал свой начальный роман Опекун и опекаемая (Watch and Ward, 1870). В 1871 в 'Атлантик мансли' появилась его первая значительная новелла Пламенный пилигрим (A Passionate Pilgrim). В ранних рассказах Джеймса, как правило изображавших америкосский быт и нравы, различается воздействие Ч.Диккенса, О.Бальзака, Н.Готорна и Дж.Элиот. Из Бостона, где Джеймс написал полно критических статей, рассказов и книжных рецензий, он в 1872 перебрался в Европу. Следующие два года в основном провел в Италии, работая над романом Родерик Хадсон (Roderick Hudson, 1875).
В 1875 Джеймс поселился в Париже, где свел дружбу с И.С.Тургеневым, тот, что обучил его тому, что в беллетристике нрав важнее фабулы, потому как увлекательный нрав сам по себе сюжет. Тургенев ввел Джеймса в круг литераторов, куда входили Г.Флобер, Г.де Мопассан, Э.Золя, А.Додэ и Э.Гонкур.
В 1876 Джеймс эмигрировал в Англию. Он прожил в Лондоне двадцать лет, время от времени наведываясь на континент за материалом для путевых записок.
В 1881 Джеймс посетил США, куда ещё раз приехал в 1882 следом смерти родителей. В 1880-е годы опубликовал повесть Вашингтонская площадь (Washington Square, 1881), романы Бостонцы (The Bostonians, 1886), Княгиня Казамассима (The Princess Casamassima, 1886), Трагическая муза (The Tragic Muse, 1890). Хотя инсценировка (1891) его романа Американец (The American, 1877) прошла достаточно благополучно, драма Гай Домвил (Guy Domville, 1895) была освистана и снята со сцены.
В 1897 Джеймс купил в приморском городке Рай небольшую виллу Лэмхаус, где делил время между писательством и гостями. В последние годы жизни Джеймс вел в высшей степени светскую бытие.
В начале 20 в. Джеймс вступил в завершающий и наиболее плодотворный отрезок времени своего творчества, за тот, что создал три больших романа - Крылья голубки (The Wings of the Dove, 1902), Послы (The Ambassadors, 1903) и Золотая чаша (The Golden Bowl, 1904). В 1904 он отправился в турне по США. Результатом поездки стал сборник очерков Сцены американской жизни (The American Scene, 1907), в котором дан довольно пессимистический разбор американской жизни. Между 1910 и 1914 Джеймс завершил два тома из задуманной им пятитомной автобиографии - Маленький парнишка и другие (A Small Boy and Others, 1913) и Заметки сына и брата (Notes of a Son and Brother, 1914). Он начал строчить два романа - Чувство прошлого (The Sense of the Past) и В башне из слоновой кости (The Ivory Town), а ещё очередной том автобиографии (Зрелые годы - The Middle Years), при всем при том не успел их завершить. В 1915 Джеймс принял британское подданство в знак протеста супротив нейтралитета США в Первой важный войне. В конце того же года получил от Георга V орден 'За заслуги'. Умер Джеймс в Лондоне 28 февраля 1916; его прах захоронен в семейной могиле в Кеймбридже (шт. Массачусетс).
Джеймс был одним из первых писателей, сознательно экспериментировавших с литературной формой, он стремился по-новому заприметить и нарисовать бытие, используя новые приемы повествования. Роман, писал он в своем знаменитом очерке Искусство прозы (The Art of Fiction), должен удовлетворять единственному требованию - быть 'интересным'. Согласно самому общему определению, роман - это 'личное, непосредственное ощущение от жизни; в этом в первую очередность и состоит его бльшая или мньшая ценность, определяемая силой впечатления'. Однако под 'жизнью', или опытом, Джеймс понимал 'отпечаток, оставленный на сознании'. Поэтому он предпочитал передавал не событие, но чье-либо ощущение от него. Разработанная им техника драматизирования мыслей героя оставила основательный след в истории романа.
Джеймс написал 20 романов, дюжину повестей, больше ста рассказов, автобиографический цикл, море очерков, критических статей, биографий, путевые заметки и тысячи писем. Для первого периода его творчества, завершившегося романом Женский портрет (The Portrait of a Lady, 1881), характерно внимательность писателя к интернациональной теме, довольно сложной по содержанию, потому как и Америка, и Европа обладали для него как положительными, так и отрицательными качествами. Романы Джеймса позволительно сосчитать попыткой совместить положительные аспекты этих двух миров. Джеймс потерпел неудачу, и, несмотря на прекрасное ощущение юмора, его восприятие жизни было в сущности трагическим. В повести Дэйзи Миллер (Daisy Miller), а кроме того в романах Родерик Хадсон и Американец американцы терпят разгромление в европейском окружении. В романе Европейцы (The Europeans, 1878), напротив, европейцы терпят крах в Америке.
Во второй отрезок времени творчества (1882-1900) Джеймс отказался от интернациональной темы и более того прекратил на время фантазировать романы и повести, обратившись к драме. Однако в театре его ждал провал, и он вернулся к прозе, используя освоенные драматические приемы. Он проявил отличное мастерство в построении живых 'сцен' посредством диалога, тот, что был не нетрудно беседой действующих лиц, но раскрывал нечто потаенное либо нагнетал тревогу. Первые два романа этого периода посвящены реформаторам. В Бостонцах особое участливость уделено воздействию среды, что позволительно втолковать влиянием на Джеймса таких писателей, как Флобер, Золя и Додэ. Окружающая среда, на тот самый раз лондонская, занимает центральное местоположение в романе Княгиня Казамассима. Это произведение, в котором Джеймс излагает собственные взгляды на социализм, считается его лучшим 'политическим' романом.
Джеймса занимали и истории о привидениях (Веселый угол - The Jolly Corner, Друзья наших друзей - The Friends of the Friends) и мучительные испытания детства и юности в Что знала Мэйзи - What Maisie Knew и Трудный возраст - The Awkward Age. Эти темы нашли выражение и в знаменитой повести Поворот винта (The Turn of the Screw, 1898), воплощении его теории рассказа ужасов: об ужасном следует только намекнуть, не предъявляя его открыто, предоставив читателю самому вообразить зло, так как то, что он вообразит, будет значительно страшнее.
Ко второму периоду принадлежат два небольших шедевра - Письма Асперна (The Aspern Papers, 1888) и Зверь в чаще (The Beast in the Jungle, 1903), хотя второй расклад зачастую относят к последнему периоду. Оба эти произведения затрагивают важную для Джеймса тему: аморальность, следующую из чрезмерной приверженности идеям или идеалам - литературным, артистическим или метафизическим.
В третий, наиболее плодотворный отрезок времени творчества (1900-1904) Джеймс вернулся к интернациональной теме, создав лучшие свои романы: Крылья голубки, Послы и Золотая чаша, в которых мастерски использовал возможности символизма, радикально усложнив манера и нравственную проблематику. Роман Послы наглядно демонстрирует действенность повествовательной техники Джеймса. Содержание романа преломлено в сознании героя; события - сущность его восприятие, предмет - непреходящая ценность постижения, доставляемого этим восприятием. Золотую чашу нередко считают наиболее сложным произведением Джеймса. При этом роман представляет собой изыскание нравственного страдания, с мастерским изображением душевных мук, сопровождающих все значительные человеческие отношения.
Критические работы Джеймса Французские поэты и романисты (French Poets and Novelists, 1878) и Заметки о романистах (Notes on Novelists, 1914) отличаются глубокой проницательностью. Особого внимания заслуживают его исследования творчества Жорж Санд, Джордж Элиот и Бальзака, а ещё очерки о Тургеневе, Э.Троллопе, Додэ, Мопассане, П.Лоти и Г.Д'Аннунцио. Считается, что монография Готорн (Hawthorn, 1879) говорит больше о самом Джеймсе, чем о предмете исследования, при всем при том в ней в аккурат обозначены достоинства и недостатки Готорна-романиста.
Так же читайте биографии известных людей:
Генри ван де Велде Henry van de Velde
Генри ван де Велде - один из лидеров бельгийского модерна. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряженной..
читать далее →
Генри Четл Henry Chettl
Прослужив несколько лет подмастерьем у одного из лондонских издателей, с 1584 стал членом гильдии книгоиздателей и работал мастером-печатником.
читать далее →
Генри Бибби Genry Beebby
Генри Бибби был защитником с ограниченными снайперскими способностями, но огромными волевыми качествами.
читать далее →
Генри Акинванде Henry Akinwande
Британский боксёр-профессионал нигерийского происхождения, чемпион мира среди профессионалов в тяжёлом весе по версии ВБО (WBO). Член олимпийской..
читать далее →