Известные люди

»

Георгий Костылев

Георгий Костылев Georgy Kostulev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 20.4.1913
Гвардии Старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провёл 59 воздушных боёв, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолёта противника. Штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 20 Апреля 1913 года в городе Ораниенбаум Санкт - Петербургской губернии ( в настоящее время городок Ломоносов Ленинградской области ), в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы, авиационную школу Осоавиахима, в 1934 году - Центральную лётную школу в городе Тушино Московской области. 18 Августа 1934 года был удостоен почётного нагрудного знака "За отличную технику пилотирования и акробатическое искусство". С 1939 года служил в авиации Военно - Морского Флота.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С первых дней Великой Отечественной войны сражался на Балтике в составе 5-го истребительного авиационного полка.

К Апрелю 1942 года начальник звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провёл 59 воздушных боёв, сшиб лично 9 и в составе группы 34 самолёта противника. Штурмовыми ударами уничтожил непочатый край активный силы и техники врага. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Георгий Дмитриевич остался на службе в ВМФ. С 1953 года Гвардии Майор Г. Д. Костылев - в запасе. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), медалями. Умер 30 Ноября 1960 года. Похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, где его именем названа улочка.

* * *

Фамилии этого человека нет в Советской Энциклопедии Великой Отечественной войны, несмотря на то, что был он Героем Советского Союза и принадлежал к лучшим пилотам советской истребительной авиации. Георгий Дмитриевич Костылев никак не вписывался в образ героя, созданный сталинской пропагандой. Прекрасный лётчик, дядя, тот, что вечно говорил то, что думает, не признававший фальши и криводушия, он не был чужд многим сильным человеческим страстям.

Любимец лётного и технического состава, пользовавшийся в частях, где он служил, непререкаемым авторитетом, Костылев был не в чести у дивизионных командиров: позже Октября 1942 года его не наградили ни одним орденом...

Георгий Дмитриевич Костылев был одним из тех немногих лётчиков - истребителей, кто не закончил Военной авиационной школы пилотов. После призыва в ВМФ в 1939 году он служил в частях истребительной авиации, участвовал в Советско - Финляндской войне, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Прирождённый пилотировщик, он имел свой, изумительно изысканный и независимый лётный почерк. Современники вспоминали о том особенном радостном чувстве, которое пробуждалось в них при наблюдении костылевских полётов. В его исполнении пилотаж становился искусством... Во время войны Костылев немного раз проводил показательные "бои" над кораблями Балтфлота и, по свидетельству очевидцев, в эстетическом плане они были сравнимы с пением Лемешева и игрой Гилельса.

С первых же дней Великой Отечественной войны Георгий Дмитриевич принял активное участие в боевых действия. Служил он в 5-м истребительном полку Балтийского Флота, оснащённом самолётами И-16. Несмотря на превосходство вражеской авиации, Костылев достаточно нехило справлялся со своими профессиональными обязанностями. Коллеги ценили его не только за большой пилотаж и острый зрачок, а некогда всего за то, что он постоянно надёжно прикрывал своих партнёров.

Уже во второй половине Июля 1941 года, работая с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, на самолёте И-16 он одержал 7 побед. Свою первую победу Костылев одержал 15 Июля, сбив Ме-110. А уже 22 Июля, он уничтожил в воздушных боях ещё сию минуту 3 машины врага ( 2 Ju-87 и Ме-110 ). Ещё два бомбардировщика Ju-88 были сбиты им 23-го и 25-го числа. В концевой день этого же месяца, Костылев сшиб ещё пару истребителей Ме-109.

В конце Августа комэск 2-й эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ( позднее ставший 3-м ГвИАП ) ВВС КБФ Г. Д. Костылев на только что полученном ЛаГГ-3 сбивает Ме-109... 16 Сентября в паре с Игорем Каберовым, сбив по "Лаптёжнику", они рассеивают большую группу Ju-87, непрерывно атакующих крейсер "Марат". А вот как вспоминал сам Костылев о воздушной схватке 21 Сентября:

"Летели мы над заливом, невдалеке от Кронштадта. Нас было пятеро: Усыченко, Ткачёв, Руденко, Львов и я. Внезапно над Кронштадтом мы заприметили разрывы зенитных снарядов и пошли прямо к ним. Гляжу: "Юнкерс", а в стороне от него ещё два. Мы с Руденко решили штурмовать того, тот, что шёл единственный, а остальные лётчики направились к тем, что шли в паре.

Я открыл пламень по "Юнкерсу" метров с 400 и безотложно расквасил ему левый двигатель. Он, снижаясь, стал удирать в сторону Финляндии. Ведя жар, я подходил к нему всё ближе и ближе. Руденко также стрелял. Стрелка мы убили. Но лётчик "Юнкерса" был бывалый и повернул свой самолёт так, что мы попали под пламень нижнего стрелка. Одна пуля-дура угодила в фюзеляж моего самолёта. Я решил истребить и нижнего стрелка. Дал очередность из пушки и всех пулемётов вместе с тем. Перебил крепления, на которых держалась люлька, где был нижний стрелок. Люлька оторвалась от "Юнкерса" и совместно со стрелком упала в море... Ещё дал очередность - и "Юнкерс" сорвался и нырнул в воду".

Таких боёв у Костылева осенью 1941 года было не немного. Его боевой счёт рос достаточно проворно. Вместе с ним росла и популярность лётчика. Бывало, увидят матросы с корабля или кронштадцы успешный воздушный мордобой нашего истребителя с двумя или тремя немецкими самолётами и говорят: "Сразу видно: Костылев дерётся !" И хотя выяснялось следом, что Костылев в тот самый день и нисколько не поднимался в небосвод - уверить в обратном свидетелей боя было нереально. Да и стоило ли разуверять ?

Старший лейтенант Георгий Костылев из 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота только что вернулся из боевого вылета.

Ещё не остыв от проведённого боя, он, стоя на крыле своего окрашенного в белый цвет истребителя ЛаГГ-3 ( 4-я производственная серия, бортовой номер "35" красного цвета ), показывает товарищу на руках как было занятие...

5 Февраля 1942 года Костылев был сбит в первостепеннный и завершающий раз. Раненый в руку, он сумел употребить парашютом.

В 1942 году Георгий вступил в партию. Придя обретать партбилет, он услышал знак боевой тревоги. Выбежав из землянки скоро вскочил в самолёт и поднялся в небосклон. В ходе воздушного боя сшиб недалече от аэродрома "Юнкерс", далее вернулся и извинился перед членами парткомиссии за временную отлучку по делам службы.

Георгий Костылев удачно боролся не только с вражескими самолётам. Однажды, в паре с Игорем Каберовым, он "отличился" и сшиб свой истребитель - биплан И-153, приняв его за вражеский. На этой "Чайке" летел босс штаба 4-го Гвардейского авиаполка Гвардии Подполковник Бискуп. Самолёт упал на окраине аэродрома, но лётчик к счастью остался жив ( эта виктория, что абсолютно конечно, не включается в официальные боевые счёта обоих балтийских асов ).

В Апреле 1942 года за 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 лично и 34 в группе сбитых самолёта противника Егор Костылев был представлен к званию Героя Советского Союза.

17 Мая 1942 года Костылев одержал одну из многих своих побед. В тот самый день в районе Кронштадта были сбиты лётчики штабного штаффеля JG 54 - фельдфебель Герхард Лаутеншпагер ( 31 виктория ) и лейтенант Осси Унтерлерхнер ( 27 побед ). И хотя машины Игоря Каберова и Георгия Костылева были серьёзно повреждены, победу, в тот день, праздновали Гвардейцы - балтийцы, а не их оппоненты.

С Мая по Октябрь 1942 года Костылев воевал на "Харрикейне", левый борт которого украсила большая надписью "За Русь !" На этой машине он одержал немного побед. 7 Ноября, летая уже ещё на ЛаГГ-3, Костылев сшиб в одном бою 2 "Юнкерса". До злополучного Февральского вечера 1943 года Георгий Костылев совершил десятки боевых вылетов на ЛаГГ-3, "Харрикейне", МиГ-3 и Як-1. Осенью 1942 года он был назначен командиром эскадрильи.

22 Октября 1942 года немецкое руководство решило высадить морской десант на остров Сухо, батарея которого надёжно прикрывала Ладожскую морскую трассу. Около 2-х часов артбатарея острова, тральщик ТЩ-100 и малый охотник МО-171 вели тяжёлый махач с отрядом вражеских десантных судов. Под прикрытием большущий группы самолётов, противнику удалось на нескольких надувных лодках высадить на острове невеликий десант. Но в что ни на есть критический миг боя на поддержка пришли самолёты Балтийского Флота. Наши штурмовики, ведомые Подполковником Ф. А. Морозовым, потопили 5 десантных судов. Прикрывающие их истребители, под командованием Капитана Г. Д. Костылева, сшибли над островом 14 самолётов противника. Это позволило защитником Сухо разгромить уже высадившийся десант. Остатки вражеского отряда были настигнуты кораблями Ладожской флотилии и понесли новые серьёзные потери - недруг лишился 17 из 23 десантных судов.

Число воздушных побед Костылева скоро росло. 23 Октября 1942 года за мужество, отвагу и высокое воинское искусство, проявленные в боях с врагом, Гвардии Капитану Г. Д. Костылеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце Февраля 1943 года Костылев во время предоставленного ему отпуска поехал к матери, которая жила в блокадном Ленинграде. То, что он в этом месте увидел, поразило его: люди умирали от голода и холода, питались кожаными ремнями, за водой нужно было ступать к замёрзшей Неве. Незадолго до возвращения в свою количество Костылев познакомился с одним "тыловым" Майором, тот, что пригласил известного лётчика на встречу. Каково же было изумление Георгия Костылева, когда он увидел богато обставленную квартиру и столик, ломившийся от еды и изысканного алкоголя. Возмущенный Костылев отчитал Майора, а когда тот схватился за наган, забрал у него оружие и пару раз хорошенько "приласкал" стулом. Перебив в гневе доля посуды, расстроенный лётчик покинул тот самый обиталище.

После возвращения в свою количество Костылев открыто рассказал об этой истории своим коллегам и командиру полка. Однако их солидарность оказалась не весьма сильной. Вскоре Георгия Костылева арестовали и судили. Он был разжалован до рядового, его лишили всех наград и офицерского звания, а следом отправили в роту штрафного батальона морской пехоты на Ораниенбаумский плацдарм - в места, где прошло его малолетство... Штрафники сберегли лётчика. В Апреле 1943 года он снова поднял свой истребитель навстречу врагу.

Костылев был направлен рядовым пилотом в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк. Преодолеть многие неприятности Георгию Дмитриевичу помог его товарищ, Василий Голубев, которому удалось отдать опальному лётчику "крылья". В первом же воздушном бою, 21 Апреля 1943 года, Георгий Костылев сшиб над Копорским заливом финский "Фиат", следом, прижав второй к воде, приказал ведомому штурмовать его - очередность последнего была ещё точной...

После этого боя Костылев был назначен командиром звена и, сражаясь вслед за тем штрафбата в составе 4-го ГвИАП на самолёте Ла-5, лично сшиб 9 самолётов противника, из них 3 FW-190.

Так, 22 Июля 1943 года пара Ла-5 из 4-го ГвИАП атаковала три звена IV.JG 54. "Фокке - Вульфы" хауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа - рассыпалась. Эрих Рудорффер, над своей территорией воспользовался парашютом, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке ( 27 побед ) погиб. Вторая штурмовая вылазка не принесла успеха Капитану Г. Д. Костылеву и Старшему лейтенанту А. М. Селютину ( будущему Герою Советского Союза, сбившему лично и в группе 18 самолётов ). Гоняться за одиночными "Фоккерами" балтийцы не стали.

2 Августа 1943 года Гвардии Капитан Г. Д. Костылев обнаружил над Финским заливом два FW-190 и единственный из них уничтожил. Лейтенант Херберт Броэндле ( имевший 58 побед ) выпрыгнул из горящего истребителя, спустился на парашюте и был взят в плен экипажем нашего торпедного катера.

За мужество проявленное в боях, к 1944 году Костылеву вернули все награды и звание Майора. Вскоре после этого этого он был назначен Главным инспектором ВВС Краснознамённого Балтийского Флота по истребительной авиации. В этой должности Костылев и закончил войну. Несмотря на то, что ему категорически запрещалось выполнение боевых вылетов, лётчик при каждой возможности нарушал тот самый запрет. Прилетая в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, одерживал победы, но ни в жизнь не хватал официальных подтверждений и сообразно не записывал сбитых на свой счёт, отдавая их тем, с кем летал в махач.

Так, 21 Июля 1944 года "Фокке - Вульфы" из 5 / JG 54 над Балтийским морем подверглись атаке двух Ла-5ФН из 3-го Гвардейского истребительного авиаполка, которые уничтожили три машины. Победы были одержаны Гвардии Майором Костылевым и Лейтенантом Прасоловым, при всем при том первостепеннный участвовал в вылете неофициально и не состоял, на тот отрезок времени, в составе 3-го ГвИАП.

Официальные данные заявляют, что во время войны Георгий Костылев выполнил 418 боевых вылетов и участвовал в 112 воздушных боях ( по другим источникам - 400 вылетов и 89 боёв, вероятно первые цифры приведены с учётом Финской войны ). За это же время он одержал 12 личных побед и 34 - в составе группы.

Однако известно, что во время исполнения Костылевым функций Главного инспектора, одержанные им победы записывались на счёт соединения, в котором он выполнял полёты. Сам же Костылев не придавал этому ни малейшего значения. Легендарный балтийский ас, не знавший поражений в самые трудные дни войны, одержал не менее 20 личных и 34 групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые - "с целью ведомых"...

Следует пометить, что ещё в середине 1942 года, отвечая на несправедливый упрёк одного ленинградского журналиста, что групповых побед у него немало больше, чем личных, Костылев в запальчивости заявил, что отныне личными победами будет вытеснять групповые и не увеличит свой корпоративный счёт, в то время как не сравняет его с количеством лично сбитых самолётов врага.

После окончания войны, до 1953 года, Георгий Дмитриевич Костылев служил в авиации ВМФ. Умер 30 Ноября 1960 года. По завещанию самого Костылева, он был похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть в боях с врагами...

Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Кузьмин Georgy Kuzmin

Капитан Г. П. Кузьмин совершил 270 боевых вылетов. В 90 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 6 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Георгий Лобов Georgy Lobov

К концу войны командир 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии Подполковник Г. А. Лобов совершил 346 успешных боевых вылетов, в..
читать далее

Георгий Москаленко Georgy Moskalenko

Гвардии старший лейтенант Г. В. Москаленко совершил 263 боевых вылета, участвовал в 87 воздушных боях, лично сбил 2 самолёта противника, потопил 3..
читать далее

Георгий Мосолов Georgy Mosolov

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и 3-х Всесоюзных золотых медалей.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий