Известные люди

»

Георгий Юматов

Георгий Юматов Georgy Yumatov Карьера: Актер
Рождение: Россия» Москва, 11.3.1926 - 5.10
Георгий Юматов - известный советский актер кино, народняй артист РСФСР. Родился 11 марта 1926 года.Георгий Юматов дебютировал в кино в 1947 году, снявшись в фильме под названием "Весна". Всего фильмография актера насчитывает 73 картины, среди которых такие фильмы как: "Молодая гвардия" 1948 год, "Разные судьбы" 1956 год, "Трое суток после бессмертия" 1963 год, "Петровка 38" 1979 год, "ТАСС уполномочен заявить " 1984 год, "Грех" 1992 год и др.

Такое может быть только в сказке. Или в кино. Александров решил снять новичка в крошечном эпизодике, в роли помощника гримера. Жора появился в фильме всего на пару секунд с одним-единственным словом: "Разрешите?" А сквозь немного лет, вспоминая тот самый происшествие, Александров рассказывал, что больше элегантно и тактично в советское кино не попадал никто: "Даже дозволение спросил!" Александров отвел Юматова во ВГИК, к другому мэтру - Сергею Герасимову, набиравшему свой основополагающий вектор движения. Тот посмотрел на него, послушал. "Мне его обучать нечему. Самородок", - и сам привел парня в Театр киноактера, где его тотчас же ввели в спектакль "Дети Ванюшина". В том же году Жора (Юматова до самой смерти все называли по имени. - Е.М.) снялся ещё в двух фильмах, в эпизодах. А опосля пошло-поехало: "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи" - за два года пять фильмов, большинство из которых сию минуту назвали эпохальными.

Вот так бывший юнга и отчаянный храбрец, носивший форму только потому что, что "больше нечего было надеть", и не знавший, чем бы ему затем войны заняться, стал звездой.

Культ дочери

На съемках "Молодой гвардии" сыграли хоть отбавляй свадеб. Самая шумная и веселая, хоть и самая бедная, была у Юматова и Музы Крепкогорской. Муза, как и большинство актеров, снявшихся в этом фильме, училась у Герасимова. К тому же была сталинской стипендиаткой и играла во МХАТе. Невероятно остроумная, общительная, образованная и при этом беленькая, как ангелочек. Юматов только непочатый край лет через узнал, что на самом деле Муза - брюнетка, без малого цыганка и всю бытие травит волосы. А тогда... Он был влюблен и ходил за ней как хвостик, а она тут же окрестила Жору Жоржем и великодушно позволяла себя обожать.

В фильме ей досталась образ предательницы Выриковой, хотя сперва ее малость не утвердили на Любку Шевцову.

- Инка Макарова об этом узнала и быстренько переспала с Герасимовым. Поэтому-то она, а не я, и сыграла Любку. А эта проклятая Вырикова загубила всю мою карьеру! - плакалась Муза своим знакомым, злословив на больше удачливую конкурентку.

Огромная коммуналка на Страстном бульваре, жилище 1, с окнами на нынешнюю "Чеховскую". Здесь, в одной из 16 комнат, и жили Крепкогорские. Здесь же поселились и Муза с Жорой. Посреди 33-метровой комнаты стоял отцовский концертный рояль. Виктор Крепкогорский, единственный из аккомпаниаторов Шаляпина, играл на всех инструментах. Его подруга жизни - Лидия Ивановна - потомственная дворянка, окончательно юной девушкой сбежала в чем мамаша родила в Москву. Ее папа, Иван Грачев, изменил своему сословию и стал врачом, лечил рабочих фабриканта Морозова. У Лиды было все - громадный жилье, гувернантки, прекрасное домашнее образование и блестящие перспективы на предстоящее - но в 16 лет у нее умерла мамаша, и папа тут же женился на ее лучшей подруге.

Уже в Москве она познакомилась с немолодым музыкантом Крепкогорским и одного за другим подарила ему трех детей. Первой была Муза. Вторая дочь родилась шибко болезненный, и хотя ее выхаживали немного лет, малышка все одинаково умерла. Третьим появился Валера.

Однажды Муза нашла редчайшую фотографию - папа сообща с Шаляпиным - и, чуть взглянув на нее, тут же разорвала в клочья. "Ненавижу! Как он мог так с нами поступить!" - еле-еле заикнулась она и тут же замолчала. Эту тему в их семье ни в жизнь не поднимали.

В конце 30-х, когда в столичной богеме начались чистки, Виктор Крепкогорский, испугавшись, что вкупе с ним заберут жену и детей, приладил дома веревку и повесился. Случилось это в день рождения Валеры. Муза, увидев отца с петлей на шее, немного дней не могла беседовать. Вскоре Лидия Ивановна с огромным трудом устроилась трудиться в МГУ, лаборанткой в химическую лабораторию, а Муза с тех пор стала любимым и самым оберегаемым ребенком.

Сразу позже школы, по настоянию матери, Муза поступила на биофак МГУ и в то же время, но уже в тайне от родни, во ВГИК. И там, и там она проучилась семестр и только опосля призналась маме, что крепко решила сделаться актрисой.

Самая красивая, самая умная, самая талантливая. Лидия Ивановна, вроде бы замаливая грехи отца, подсовывала дочери оптимальный кусок, не жалела денег на платья, выполняя любую ее прихоть и оберегая от малейших хлопот по дому. То же самое продолжалось и после этого свадьбы с Юматовым. Это там - на улице, на съемочной площадке, в кинозале он был звездой и любимцем публики. Дома звездой была Муза.

Она вертела им как хотела

В середине 60-х на знаменитом Одесском привозе висела потрясающая рекламная информация консервного завода: "Если хочешь сил моральных и физических сберечь, пейте соков натуральных - укрепляет грудь и плеч!" И рядом с этим призывом на фоне консервных банок - улыбающееся лик человеческий Музы Крепкогорской, с большими щечками и ямочками, нарисованное каким-то местным художником.

Бриллианты, золото, красивая посуда - Муза не ограничивала себя ни в чем и ни в жизнь не считала финансы. "Жорж заработает", - не сомневалась она, покупая себе очередное колечко, а мужу - дешевые котлеты в соседней кулинарии.

И Юматов сам, если не было тещи, варил себе борщ, сам, возвращаясь с очередных работы, стирал носки и рубашки. "Жоржик, ну ты же знаешь - мне некогда", - на ходу бросала Муза и куда-то спешила. Приходили ее подруги, тетки, мамаша и дружно откармливали голодного Жоржа. Иногда, во время шумных гулянок, на кухню пускались девчонки-"юматовки" - поклонницы, нередко дежурившие у них в подъезде.

- В те годы всю дорогу голодным был не только Юматов, а многие наши знаменитые актеры, - вспоминает Вера Линдт, ассистент режиссера по подбору актеров, работавшая на десятках картин, большая товарка Музы и Жоры. - Что они ели во время экспедиций, в захолустных городках? Помню, как в одном из них в единственном ресторане нам принесли меню: салат из мойвы, первое блюдо из мойвы, биточки из мойвы, мойва жареная... И больше ничего, помимо мойвы!" А у вас компота из мойвы нет?" - не выдержала я, прочитав весь список. Официантка более того не улыбнулась. Так что я все время варила актерам супы, каши, картошку, чтобы хоть наелись. "Верка, ты что готовишь? Мясо? - звонил мне Жора. - Срочно приезжай!" И я мчалась к ним.

Все по блату, хорошие продукты - по знакомству. И более того если у тебя есть денежки, достать все одинаково ничего воспрещено.

- Жорж, зайди в Елисеевский, к Соколову - попроси к празднику икры и колбаски, - скрепя сердце, Юматов все же ехал на улицу Горького. "Но зачем я должен заискивать перед директорами каких-то гастрономов!" - бесился он, возвращаясь с "заказом".

Популярных артистов нередко приглашали к себе на дачи партийные бонзы. Столы ломились от закусок, беленькая лилась рекой. Муза любила такие мероприятия - там она могла продемонстрировать свои богатые обновки, которые ее брат Валера, ставший дипломатом, непрерывно присылал из Америки или Швейцарии. Жора приходил в страх, когда видел, как какая-нибудь хозяйка такого семейства выкидывала в помойку малость подветрившуюся колбасятину. Многие актеры соглашались напевать и отплясывать за накрытыми столами, Юматов же только наливал стаканами водку. "Столько дерьма развелось. Вот идешь и боишься, как бы не наступить", - возвращаясь с очередной этакий вечеринки, цитировал он Раневскую. И ещё больше бесился: "Кто эти люди и зачем они так живут?!"

Муза вертела Жоржем как хотела. Только она могла принудить Жору закодироваться или, напротив, если ей это было выгодно, - спровоцировать его запой. В такие минуты она хлопала дверью и убегала на очередное рандеву. Что сделать - и у нее, и у него все время были какие-то увлечения на стороне. Жора мечтал о детях, а Муза считала себя незаслуженно забытой и обиженной и все время ждала, что ей в конце концов предложат большую образ. Поэтому и не хотела рожать ребенка, стабильно делала аборты. Все переживала - нежданно-негаданно позовут, а она окажется беременной?

Муза опять "залетела", Юматов уехал на очередные съемки. И сквозь общих друзей узнал, что как бы бы его жену хотят позвать на хорошую образ. "Она уже на 4-м месяце, неужто опять аборт?!" - с ужасом подумал Жора и прилетел в Москву. Прибежал домой - никого нет, позвонил в Театр киноактера, где Муза играла, - также нет. Одна из подруг призналась, что Муза пошла на жилище к какому-то врачу. "Куда? Адрес!" - посредством 30 мин он уже ворвался в чужую квартиру. Муза лежала на столе, а на полу, в железном тазике - уже целиком сформировавшиеся ручки и ножки - все, что осталось от их ребенка. Он задержался всего на десять минут. Больше Муза обладать детей не могла...

Опасные гастроли

Они не жили сообща немного лет. Но при этом не разводились.

- Жоре нравились хрупкие интеллигентные девушки, которых бы он мог оберегать, а в него влюблялись крупные, властные, красивые женщины. Так что это ещё здоровый вопросительный мотив - кто кого соблазнял, - смеется режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Он ни в жизнь не красовался, что свойственно многим актерам, и при этом в нем было столь обаяния и настоящей мужеский красоты, что женщины чувствовали это за версту и не давали ему прохода. А если он начинал что-то повествовать - о войне или нетрудно травить прикол - все забывали о водке и слушали его, открыв губы. Он вертел романы с замужними дамами и часто дрался с их мужьями, а позже, позже работы, резво остывал. Я работал с Жорой на двух картинах - "Опасные гастроли" и "Внимание, цунами". Мы оба были алкаши и оба были в завязке. И это шибко здорово сближало.

"Внимание, цунами" - начальный в важный истории фильм-катастрофа - снимали в основном на Дальнем Востоке. План работы входил в учение Тихоокеанского флота, в нем впервой показали нашу атомную подводную лодку. Этот кино ЦРУ изучило после этого вдоль и поперек, Юматов играл в нем главную образ.

- По сценарию у нас жаркое лето, а на самом деле серединка ноября - ветер 4 балла, температура воздуха плюс 2, - рассказывает режиссер Александр Полынников, работавший на этом фильме оператором. - В тот самый день Жоре позвонили из Москвы и сказали, что ему в конце концов присвоили звание заслуженного артиста. Трое в лодке - я, Жора и ассистент режиссера с "хлопушкой" и маленьким веслом. Снимаем сцену, как Жора один выжил из всего экипажа и лежит без сознания в лодчонке среди бескрайнего океана.

Бухта Шамора, поблизости от Владивостока, считается в народе тихой. И чтобы не изуродовать кадр, троица все дальше отплывала от берега до тех пор, покуда вервия не порвалась и лодку не подхватил штормовой ветер. Ни в одной моторной лодке, как назло, не оказалось бензина, а на складе с веслами висел амбарный замок. И какой-то матросик залез в склад и кинулся их догонять.

- Жора начал грести веслом, ассистент - "хлопушкой", - продолжает Александр Полынников. - И тут мы увидели, как наименование "Внимание, цунами" осталось в воде, а под ним написано "Опасные гастроли" - прошлый кино Юнгвальд-Хилькевича. Жора, ужасно матерясь, начал сумрачно шутить: "Давай, снимай крайний кадр!.. Сволочи! Мне же заслуженного дали, а я более того не успел хлебнуть!" И начал нас обучать, что работать, когда лодчонка перевернется, - он же морячок. Еще бы пять минут, и нас бы точь-в-точь перевернуло.

Новое старое фортуна

Наверное, это влюбленность - говорили все их знакомые. Что бы ни происходило у Жоры, с кем бы ни вертела романы Муза, их вновь тянуло приятель к другу. И они опять стали существовать совместно.

- Как раз в это время начали создавать актерский кооперативный обитель, вблизи от метро "Аэропорт", - говорит Елена Крепкогорская, родная племянница Музы. - В этом доме купили квартиры многие их друзья - Алла Ларионова с Николаем Рыбниковым, Ляля Шагалова. Мой папа прислал им денег на третью комнату, чтобы они взяли с собой Лидию Ивановну, их матушка. Я помню, что Муза рассказывала мне, как они ездили с Жоржем на лошадях глядеть обитель.

Теперь, в огромной трехкомнатной квартире, творческая личность Музы могла развернуться на всю катушку. Вместе с Аллой Ларионовой они носились по Москве в поисках приличной мебели и хрусталя. Муза, как Плюшкин, скупала комиссионки и тащила все в родное новое жилище. Первой заказала огромную кожаную койка, на которую бегала взирать вся актерская тусовка.

У них дома постоянно было полно народа. Муза как настоящая светская леди обожала утрясать вечеринки. В то время к ним на огонь заходили и Марина Влади с Владимиром Высоцким, с которым Жора подружился на "Опасных гастролях". Когда же Высоцкого КГБ не утвердил на образ советского разведчика Бирюкова в фильме "Один из нас", написанную нарочно для него, то Володя сам привел Юматова к режиссеру Геннадию Полоке.

- Эта образ, по признанию сильно многих, была у Жоры лучшей, - считает Геннадий Полока. - У Юматова не было профессионального актерского образования, и, как мне кажется, он из-за этого чуток комплексовал. Не было техники Миронова и Караченцова, но ему сильно хотелось и в этом качестве аргументировать свою состоятельность. А в этом месте надобно было и распевать, и танцевать - и всему этому его учил Высоцкий. И Жора доказал!..

Юматов обожал машины - мог целыми днями лежать под днищем и чего-то ремонтировать - и гонял на них как безрассудный. Не обходилось, конечно, и без аварий - один раз он врезался сообща с Аллой Ларионовой. Первой красавице советского кино неудачно зашили губу, и ее перестали снимать в кино.

- Мы ехали ночью из аэропорта на такси, - продолжает Геннадий Полока. - Дорога жуткая, гололед. И прямо перед нами заносит самосвал. Водитель развернулся и врезался в заднее колесо. Впереди сидела Муза - она снималась у меня во многих фильмах, - мы с Жорой позади. "Муза, закрой лицо", - успел проорать Юматов, и она спряталась за кейсом. Сорвало мотор, выбило стеклышко, превратив лик человеческий шофера в кровавое месиво. Нас увезли в больницу. У Музы порваны связки и трещина в ноге, у Жоры трещина позвоночника, я с раздробленным коленом. Жору на два месяца заковали в корсет и велели не приподниматься с постели. Картина оказалась под угрозой закрытия. И тогда Юматов стал сниматься в корсете! Из-за травмы позвоночника у него начало сильно резво высыхать физиономия, и мы боялись, что к концу работы его уже нереально будет познать. К счастью, посредством год тот самый ход остановился, а Жора после этого всю существование спал на доске. Но все одинаково, как и раньше, все трюки в фильмах он делал сам, не терпел никаких дублеров.

"Психи есть хотят. Алкаши также!"

Чем популярней становился Юматов, тем большую охоту за ним устраивали почитатели его таланта. "Жестокость", "Они были первыми", "Порожний рейс", "За Калужской заставой" - позже этих фильмов к нему вламывались в номер, похищали со съемочной площадки и тут же наливали водку. Куда бы он ни приходил, первым делом ему несли стакан: "Жора! Ну не откажи, ты же свой, из народа!" И Жора не отказывал. Да и вообще никому не рассказывал, что он - коренной столичный житель, родился в профессорской семье и его старшие братья - обладатели высоких научных степеней. Да и кто бы в это поверил?

Режиссеры и их помощники молились Богу и Музе, только бы он не ушел в запой. "Если бы не торпеда, нажрался бы - сил больше нет", - твердил Юматов на съемках очередного фильма, дававшегося всем шибко тяжко. И вот на киностудии появился весьма порядочный человек и потребовал начать Юматова. Ассистентка, поговорив с ним, более того решила его запустить - все-таки старинный дружбан, совместно воевали, - да почувствовала легкий запашок алкоголя и перекрыла все пути. Мужик тот самый, капитан дальнего плавания, все же узнал Жорин адрес и заявился к нему домой. Оказалось, год вспять их вкупе кодировали. Пока Муза была на съемках, капитан выставил на столик две бутылки отличного коньяка. "Ты что - я же помру", - испугался Юматов. Капитан налил себе и тут же хлопнул. "Живой?!" - жутко обрадовался Жора и бегом в сберкассу. Снял с книжки четыре тысячи рублей и - прогуливаться в Ялту.

- Мы встретились в самолете, - рассказывает Владимир Мальцев, одесский приятель Юматова. - Меня позже этого искали четыре дня, Жору - две недели. Нашли невзначай - в Ялтинском вытрезвителе, а до этого на его финансы гудело пол-Крыма.

На съемках "Порожнего рейса" Жора в очередной раз сорвался и загремел кодироваться в психушку. Дело в было в Ленинграде.

"Верка, умираю, лопать хочу. Привези котлет и борща!" - позвонил он Вере Линдт.

- И вот приезжаю я в "дурку" и все думаю, как бы его кликнуть. А он тогда популярен был нетрудно невероятно, разговоры бы тут же пошли: "Юматов в психушке!" - вспоминает Вера Линдт. - Тихонечко так у окошка его спрашиваю и с ужасом слышу знакомый голос: "Так, кто тут ещё продукты привез! Я сегодня в 5-ю и 6-ю палату собираюсь. Психи есть хотят, алкаши также!" И тут же высовывается вихрастая Жорина башка. Посетители меняются в лице. "Что же ты делаешь, сидел бы, не высовывался", - начала я его укорять. "Да ладно, подумаешь!" - отмахнулся Юматов. В следующий раз, когда я его навещала, Жорж вообще из больницы уехал... на базу за продуктами. "Чем вы население кормите - сплошная тухлятина! - устроил он разнос на складе. - Так, несите картошку, да не гнилую! И рыбку свежую, и овощей получше!"

В психушке на Юматова нетрудно молились: немного того, что продукты потом его выволочки стали привозить нормальные, так Жора ещё и старую проводку сам поменял, и радио в палаты провел. "Жорж, ну куда же ты? - рыдали медсестры, когда он выписывался. - Может, утюг ещё починишь?" - "Ладно, девчонки, тащите..."

Черный ворон

Кинокритики не раз подсчитывали, сколь ролей Юматов потерял из-за своего пьянства. На образ красноармейца Сухова в "Белом светило пустыни "Мотыль никого, помимо Жоры, больше не пробовал. "Если запьешь - сниматься не будешь", - разом же предупредил режиссер.

- Жора мечтал об этой роли, это же он придумал Сухова от начала и до конца! - вспоминает Вера Линдт. - Но тут перед самыми съемками пришла ужасная новость: погиб режиссер Курихин, Жора снимался у него в картине "Не забудьте: станция Луговая". Ехал на новой машине с семьей в Прибалтику и заснул за рулем... Жора был потрясен - эту самую машину он сам помогал ему закупать. Так бы очередность Курихина подошла посредством немного лет, а Юматов "посветил" лицом, и тому продали. Жора помчался в Ленинград. Держался на похоронах, на поминках. А вечером к нему в номер ввалился его товарищ, Александр Суснин, с водкой и кучей приятелей. Я его называю "черным вороном", Жориным злым гением. "Если бы не ты, Курихин был бы жив", - наливая стакан, кинул Суснин. И Юматов, и так клявший себя за эту конец, не выдержал, развязал.

Утром его увидел помощник режиссера и тут же доложил Мотылю. "Договор был? Был. Так что извини", - вслед за тем этих слов Юматов ушел в "крутое пике".

- Я тут же по просьбе Музы приехала в Ленинград, - продолжает Вера Линдт. - Суснина Жорж весьма избил и выставил. У Юматова не было ни копейки. Часы он заложил на одном этаже, удостоверяющий личность документ на другом, наряд на третьем. А Владимир Мотыль сидел сообща с новым Суховым, Анатолием Кузнецовым, в летнем кинотеатре и смотрел юматовские пробы. Фуражка, лихо заломленная на затылке, бодрая поступь, лукавый точка зрения - Сухов собственной персоной, оставалось все это только воспроизвести.

Собачья бытие

Жуткие запои заканчивались глубокой завязкой. И тогда Жора становился легко невыносим. Вечно бурчал себе что-то под нос, был всем недоволен. Улыбался он только тогда, когда возился с собаками: с ними он нянчился больше, чем иные с собственными детьми. В любом городе, около каждый гостиницы возле него крутились различные псы. В Москве им с Музой собак дарили, подбрасывали, они их сами подбирали на улице. "Мы создали животных, у которых только одна функция - иметь слабость человека. И разобидеть такое созданье - что самому себе в душу плюнуть", - не раз говорил Юматов и, увидев очередную дворнягу, спешил по знакомым - пристраивать.

Однажды на войне собака спасла ему существование. Выпрыгнула с корабля в море, Жора за ней. И в это время в судно попала взрывчатка. Погибли все, помимо него и пса. Потом он как-то гулял с двумя своими любимицами, и в тротуар въехал хмельной шофер. Собаки бросились под колеса. Юматова откинуло в другую сторону, и он заново остался жив. За человека нет, но за собаку он мог и укокошить - это его знакомые знали точь-в-точь.

"Офицеры", "Петровка, 38", "Огарева, 6", "ТАСС уполномочен заявить" - вслед за тем оглушительного успеха десять лет полного забвения. Из Театра киноактера их с Музой попросили. В начале 90-х Юматову, истина, предлагали немного ролей, но, прочитав идиотские перестроечные сценарии, он только злобно матерился и бросал в трубку: "Что вы снимаете?!"

Только позже нескольких лет внушительной переписки с ленинградским военным архивом его признали инвалидом войны, а после этого, узнав о бедственном положении актера, ему более того выделили президентскую премию.

В марте 1994 года о Юматове ещё раз заговорили все. "Кумир 60-х застрелил человека" - кричали заголовки всех российских газет. После похорон своей любимой дворняжки Фроськи Юматов позвал к себе домой сторожа, помогавшего ему закапывать собаку. Выпили, поговорили. А затем он снял со стенки винтовка и пальнул в 33-летнего азербайджанца. Через 30 мин Юматова отвезли в милицию, а оттуда - в "Матросскую Тишину".

- Что случилось на самом деле, ни Муза, ни Жора ни в жизнь не рассказывали, а мы и не расспрашивали, - говорит Елена Крепкогорская. - Знаю только, что в ту темное время суток Муза приехала к моей тетке в черных очках и с фингалом под глазом и две недели оттуда никуда не выходила.

На защиту всеобщего любимца встала вся актерско-режиссерская старая гвардия. Все в единственный звук утверждали, что ружьецо он лет двадцать не трогал, хотя превосходно знали, что без охоты, как и без собак, Юматов существовать не мог. Твердили, что мужчина он в общем-то тихий, спокойный, напрочь забыв, как Юматов, более того будучи в завязке, бросался в драку, раскидывая своими могучими руками по десять, а то и больше мужчина, если видел, что кого-то незаслуженно обидели.

Известный защитник Борис Кузнецов сумел аргументировать, что первым на актера напал сторож, а он действовал в порядке необходимой обороны. Да и родственники погибшего быстренько смекнули, что со знаменитого актера разрешено принять не только моральную компенсацию.

В "Матроске" Жора пробыл едва больше двух месяцев - в СИЗО его все обожали и сию минуту же положили в "больничку", обеспечив телевизором и книжками. Окончательно домой он вернулся в мае, попав под амнистию к 50-летию Победы.

Это уже был иной Юматов. Окончательно кинул пить - причем сам. Стал прогуливаться в церковь. "Мой Музочек, Музочка, я так тебя люблю", - зачастую повторял броско состарившийся Жорж и шел на кухню - варить уху. "Я не умею готовить, не люблю убираться. И чего ты во мне нашел?" - отшучивалась Муза. Ее мама давнехонько умерла, тетки также, и больше никто не разгребал ее завалы. И тогда Муза садилась за телефон и обзванивала всех своих подруг и родственников, обещая завещать следом смерти свои драгоценности и квартиру. Те приезжали, вытаскивали из-под диванов кучи новых шмоток, про которые Муза просто-напросто забывала, и вылизывали их хоромы.

Чаще других захаживал сценарист и телеведущий Виктор Мережко, работавший недалече. Мережко ещё со студенческих лет боготворил Юматова. Знакомы они были давнехонько, Муза все надеялась, что он напишет для нее какую-нибудь интересную образ. Зря - Мережко, как и другие его товарищи по цеху, не верил в ее гений. Приходил он в основном к Музе, Юматов типично отмалчивался, глядя в телевизор, или материл очередное руководство.

- После тюрьмы Юматов прожил едва-едва больше двух лет, - рассказывает Виктор Мережко. - У него была аневризма брюшной аорты, он перенес тяжелейшую операцию. Когда сквозь год у него опять пошла кровь, доктор сказал, что вторую операцию он не выдержит и остается только ожидать смерти. За немного дней до смерти Жора шибко сдал, приметно осунулся и похудел. Я видел, как он шел из магазина с авоськой - с творожком и бутылкой молока.

4 октября 1997 года Юматов умер от кровотечения."Вою по ночам. Хочу к нему!"

Муза запила и была очевидно не в себе. Она, как в бреду, твердила, что только Мережко сможет захоронить Жору и снабдить ей старость. Спорить было бесполезно.

Мережко не выбил для Юматова отдельной могилы, и его захоронили в могилу тещи, Лидии Ивановны, на Ваганьковском кладбище, поставив его гроб сверху ее. У Валерия, брата Музы, следом этого сообщения случился задушевный припадок. Ему, кадровому разведчику, полковнику КГБ, дослужившемуся в ООН до одной из высших должностей - специального помощника Генерального секретаря, - и в голову не приходило, что рядом с его матерью положат не его или Музу. Меньше чем посредством год он умер.

- Муза на практике не выходила на улицу и при этом стабильно пила. Дома к ее телефону подходил Мережко. "Зачем она вам нужна? Чего звоните?" А если брала трубку Муза, то уже с трудом ворочала языком, - вспоминает Елена Крепкогорская. - Как-то к ней в гости приехал мой троюродный брат, Юра Крепкогорский, с Волги. Привез ей домашние соленья. У Мережко едва не началась истерика. "Ты же говорила, что никаких родственников нет!" - шипел он на нее. "Да не волнуйся, он ни на что не претендует", - тишком успокаивала его Муза.

- После смерти Жоры она оказалась никому не нужна, более того родственникам, - разводит руками Виктор Мережко. - Муза сильно полюбила мою дочку Машу и пообещала бросить ей свои бриллианты, а мне - квартиру.

В некогда роскошную "трешку" вскоре уже было ужасно забежать.

- Муза, как постоянно, не убиралась. Рядом бегала ее последняя собака с вечным запором. Она лезла ей то в тарелку, то в ложе. Это было страшно. Но я не хотел, чтобы следом говорили, словно я хожу к ней только из-за квартиры, и потому появлялся не сильно нередко, - утверждает сценарист.

Вместоположение того, чтобы нанять ей сиделку, которая бы не давала старушке пить, Виктор Иванович только отчитывал Музу, как школьницу. А она, переводя разговорчик на другие темы, зачастую жаловалась: "Вою по ночам. Хочу к Жоре".

Она пережила своего Жоржа на два с половиной года. После ее смерти Музин благодетель и единственная опора не отдал Крепкогорским ни одной фотографии. Даже документы на могилу, где покоятся их близкие родственники, хранятся у Мережко.

- То, что он там сделал, мне категорически не нравится. Ни сама могилка, ни крест, тот, что он там поставил. А что убрал монумент моей бабушке, поставленный ее сыном и дочерью, - вообще кощунство, - возмущена Елена Крепкогорская. - Мережко - имеющий известность телеведущий и сценарист - без затей воспользовался алкогольной зависимостью двух стариков.

Больше всего на свете Георгий Юматов любил бытие и собак. Возле его могилы сторожа Ваганьковского кладбища зачастую видят своры бездомных дворняжек. Других близких у него не осталось...

Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Данелия Georgy Daneliya

Георгий Данелия - советский, грузинский, российский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Родился 25 августа 1930 года.Наибольшую популярность принесли..
читать далее

Георгий Натансон Georgy Natanson

Имя Георгия Натансона, без сомнения, известно каждому. Его фильмы Еще раз про любовь, Старшая сестра, Посол Советского Союза, Взбесившийся автобус и..
читать далее

Георгий Хилькевич Georgy Hilkevich

Георгий Хилькевич - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, художник, продюсер. Родился 22 октября 1934 года.С 1966 года по 1990 год Георгий..
читать далее

Георгий Юнгвальд-Хилькевич Georgy Jungvald-Hilkevich

Режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу, снявшему фильмы "Д'Артаньян и три мушкетера", "Опасные гастроли", "Узник замка Иф", исполнилось 70 лет. После..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий