Известные люди

»

Герасим Григорьев

Герасим Григорьев Gerasim Grigoriev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 16.3.1921
Капитан Г. А. Григорьев совершил 300 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил лично 11 самолётов противника и 2 в группе. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 16 Марта 1921 года в деревне Анцифорово, нынче Холм - Жирковского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов, работал в колхозе. В 1938 году окончил аэроклуб в городе Николаеве. С 1939 года в Красной Армии. Спустя год окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и получил направление в Белоруссию, в 178-й истребительный авиаполк. Летал на И-16.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. До Августа 1941 года сражался в составе 163-го ИАП, участвовал в боях за Минск. С осени 1941 года защищал небеса Москвы в составе 178-го ИАП. С Октября 1944 года по Май 1945 года летал в составе 28-го ИАП.

К Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 178-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО страны ) Капитан Г. А. Григорьев совершил 300 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сшиб лично 11 самолётов противника и 2 в группе. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил 378 боевых вылетов, сшиб 12 вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1963 года Полковник Г. А. Григорьев - в запасе. Жил в городе Риге. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Умер 23 Апреля 1966 года.

* * *

В пойме реки Оки, на полях совхозов "Серпуховский", "Большевик", "Заокский" Серпуховского района Московской области, где в настоящий момент выращивают богатые урожаи овощей, в 1941 году базировались 178-й истребительный авиационный полк Московской зоны ПВО. Вот отчего в деревне Дракино на постамент водружён самолёт ЛаГГ-3.

Зорко охраняли воздушные подступы к Москве лётчики 178-го истребительного авиационного полка. Днём и ночью они вели бои с воздушным противником. Бесстрашием и мужеством отличался заместитель командира эскадрильи Капитан Г. А. Григорьев. Свой боевой дорога он начал на рассвете первого дня войны, сражаясь на Западном фронте. Там Григорьев провёл немного воздушных боёв, в которых сшиб 2 немецких самолёта. Отличный пилот и недурной тактик воздушного боя, он передавал мастерство своим боевым товарищам, учил их биться. Уже к Ноябрю 1942 года на подступах к Москве Г. А. Григорьев уничтожил 9 самолётов противника лично и 2 в паре с боевым товарищем.

Контрнаступление Красной Армии под Москвой, начавшееся в Декабре 1941 года, - первая крупная с начала войны виктория над врагом. Добытая в ожесточённой битве, она означала важнейший разворот военных событий в нашу пользу, оказала первостепенное воздействие на весь ход Второй Мировой войны.

Большой вклад в разгром врага внесла советская авиация. Бывший командующий Западным фронтом Г. К. Жуков в своих воспоминаниях писал, что лётчики действовали самоотверженно и умело. Об одном из них, особенно отличившемся в отрезок времени воздушных боёв за Москву, Герое Советского Союза Г. А. Григорьеве и будет тот самый расклад.

Имя этого человека в 1941 - 1942 годах гремело посреди защитников Москвы. О нём говорили, весьма как собак нерезаных писали, распространяли навык его побед. Был он высок, худощав, подтянут. Лицо красивое, мужественное. Высокий лоб. Светлые волнистые волосы. По характеру обычный, весёлый и обоятельный. На груди Золотая Звезда Героя, два ордена Ленина, орден Красной Звезды. Безукоризненно лежали на плечах Капитанские погоны. А было ему тогда только 22 года. Совсем ещё молод. Но во всём его облике чувствовалась суровая властность, свойственная опытному, закалённому бойцу.

Юность Герасима Григорьева не отличалась чем - то особенным. В 1930 годы, окончив 7-летку в деревушке под Вязьмой, он приехал в Москву, работал штукатуром. Люлька, висящая над пропастью улицы, была его первой высотой. Заводской комсомол в Николаеве - второй и наиглавнейшей. Там же, в Николаеве, Герасим поступил в аэроклуб. Закончив рабочий день, спешил на занятия, изучал лётное занятие, слушал рассказы о мужестве первых советских Героев - авиаторов. Первые полёты определили судьбу юноши. Они же дали осмыслить, что специальность лётчика требует мужества, стойкости, знаний. Окончив аэроклуб, Герасим по путёвке комсомола уехал в Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Война застала его на западной границе. Молодой начальник звена истребителей оказался в числе первых воздушных бойцов, принявших на себя потрясение военной машины фашистской Германии. Началась боевая страда, в которой не было ни минуты покоя, ни часа роздыха. На своих И-16 лётчики полка вели патрулирование воздушного пространства.

25 Июня Герасим взлетел на прикрытие Минска. Город пылал. Чёрные столбы дыма зловеще упирались в небосклон. Немецкие самолёты уже отогнали, и то, что с ними сразились другие, раньше взлетевшие лётчики, а не он, Григорьев, казалось ему нестерпимо обидным. Герасим позавидовал тем, кто раньше его ушёл в небосвод, первым вступил в мордобой с противником.

И нежданно, в пелене дымного чада он заметил бомбардировщик. Это был германский "Хейнкель-111" - истинный, серьезный неприятель с мощным бортовым вооружением. И Григорьев почувствовал ужас, вернее изречь, какое - то мучительное беспокойство, от которого задрожала каждая жилка, любой нерв. Так он вспоминал об этом позже.

Но это было беспокойство юноши, ученика. Ему было тогда только 20 лет, а саммит с противником - первой, но он преодолел это беспокойство, пересилил его и смело ринулся в свой первостепеннный воздушный мордобой. Всё, что он знал, чему учился, обрушилось на врага. Но неприятель оказался опытным и стал покидать, пытаясь сперва пропасть за дымной завесой, после этого понадеясь на силу своих моторов. И по мере того, как Григорьев настигал его на своём И-16, ученическое беспокойство молодого пилота превращалось в упорство зрелого истребителя, злое и неутолимое.

"Хейнкель" бешено отстреливался, но Григорьев, уклоняясь от огненных трасс, маневрируя, сблизился с ним и в первую очередность уничтожил верхнего стрелка. Потом начал ударять по моторам. Бил длительно, но безрезультатно. "Хейнкель" не горел и не падал. Когда боезапас был уже на исходе, из мотора бомбардировщика как черт из табакерки вырвался дым. Густая чёрная полоска потянулась следом за машиной, а Григорьев шёл в стороне и следил за врагом. Спокойный, убежденный и в себе, и в силе своего самолёта. Через пару минут пылающий "Хейнкель", подминая деревья, несладко врезался в лесной массив и взорвался.

Так на 3-й день войны, в лётной книжке Младшего лейтенанта Григорьева появилась запись о первом сбитом вражеском самолёте. Впоследствии боевые друзья Герасима окрестили эту его книжку "смертником". В тот же день он отметил в ней ещё об одном сбитом бомбардировщике - "Дорнье-215".

Взлетев по тревоге и подходя к Минску, Григорьев увидел, что одиночный И-16 ведёт махач с "Дорнье". Глянув на бортовой номер нашей машины, Герасим понял, что это его однополчанин Иван Поляков, и поспешил ему на подмога. Несколько атак, и горящий Do-215 упал на лесную поляну.

В тот же день в паре с другим лётчиком, Григорьев пошёл на штурмовку колонны вражеской мотопехоты. Молодой, порывистый, ещё вдали не бывалый боец, Герасим увлёкся, снизился до бреющего полёта, попал под ответный пламень врага. Осколки снаряда, пробив фюзеляж, впились в ноги. Но лётчик не вышел из боя. Под жестоким огнём он сделал ещё 2 захода. Вернулся домой на последних каплях горючего с перебитым элероном, повреждённой тягой руля высоты. Около 70 пробоин насчитал механик в его машине...

29 Июня, прикрывая град, Григорьев увидел группу вражеских истребителей Ме-109. Их было 4 пары. Возможно, они пришли для расчистки пространства, обеспечения спокойной "работы" своих бомбардировщиков. А может, с целью штурмовки. Немцы были уверены, что одиночный совдеповский истребитель - их лёгкая добыча. Но Григорьев смело вступил в махач и вёл его покуда в запасе было горючее и боеприпасы. После чего, обманув врага хитрым и смелым маневром, удачно вышел из боя.

Правда, следом посадки он насчитал много пробоин в своём самолёте, но это был единственный из редких воздушных боёв, когда итог его встречи с противником не был отмечен в лётной книжке очередной победой. Впрочем, если судить по правилам, то покинуть невридимым, выскочить из огненного кольца врагов, - это больше чем фортуна, это также виктория.

После этого случая без малого каждая саммит с противником заканчивалась очередной победой Григорьева. К Ноябрю 1942 года 18 раз встречался он с врагами в воздухе и 13 раз повергал их на землю. После каждого такого боя появлялась ещё одна пометка в лётной книжке и красная звёздочка на фюзеляже самолёта Григорьева.

* * *

Осенью 1941 года лётчики 178-го ИАП базировались на одном из Подмосковных аэродромов: полк был переведён в систему ПВО столицы, он охранял железнодорожную станцию Серпухов, сам град, мост сквозь Оку. К тому времени лётчики получили новые самолёты ЛаГГ-3. По дальности полёта и мощи бортового оружия ( сначала 5 пулемётов, потом 20-мм пушка и 2 - 3 пулемёта ) "ЛаГГ" превосходил другие наши истребители того периода. Однако связанное с этим повышение веса машины привело к некоторому снижению её лётных данных - скороподъемность и вертикальная маневренность "ЛаГГов" были ниже, чем у "Яков".

ЛаГГ-3 не стал символом битвы за московское небосвод, но вклад в общее занятие полки, воевавшие на "ЛаГГах" вписали немаловажный. На Калининском фронте истребители этого типа занимали более того доминирующее положение. Многие пилоты, летавшие на ЛаГГ-3, вписали полно славных страниц в боевую историю нашей авиации. Одним из них стал и Герасим Афанасьевич Григорьев. Только к Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 178-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО страны ) Капитан Г. А. Григорьев совершил 300 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, в которых лично сшиб 11 самолётов противника и 2 в составе группы. Вэтого же, защищая столицу, Герасим Григорьев на своем "ЛаГГе" одержал 15 воздушных побед.

Первый, с кем Григорьев по - настоящему, как лётчик с лётчиком, разговорился, был комиссар эскадрильи Младший лейтенант Иван Швагирёв. Узнав, что Григорьев уже обстрелянный и, позволительно произнести, видавший виды лётчик, комиссар обратился к нему за советом, за помощью.

Швагирёв трижды встречался с противником и всё безрезультатно. Первый раз, увидев германский разведчик, он открыл пламень с весьма немалый дистанции. Враг, увеличив обороты моторов, ушёл в облака. Второй раз, возглавляя пару, Швагирёв вёл мордобой с шестёркой вражеских бомбардировщиков. И сызнова ничего не добился, только израсходовал боеприпасы и горючее. Третья саммит также была неудачной. "Юнкерс" был существенно выше, и Швагирёв его легко не догнал.

- В чём же занятие ? - недоумевал лётчик, - или мне не везёт, или я что - то не так делаю, допускаю ошибки... В следующий раз, если удастся повстречать, более того палить не буду, разом пойду на таран.

- Вот и напрасно, - ответил Герасим, глядя на комиссара. Перед ним стоял дядя отважный, бесповоротный, упорный в достижении цели. И совместно с тем это был ещё юный, неопытный боец, тот, что ждал от него, Григорьева, помощи, науки. - Зря ! На то и оружие на самолёте, чтобы сбивать. Таран - это на последний эпизод...

Они длительно тогда говорили, анализировали бои Швагирёва, разбирали его действия в каждом отдельном случае. Сделали вывод: ни разу не было так, чтобы лётчик настиг врага как снег на голову, нанёс потрясение вдруг и с короткой дистанции.

- Я уже убедился, - говорил Григорьев, - внезапная штурмовая вылазка деморализует врага, повергает его в панику, а точный потрясение в упор завершает победу. Следовательно, увидев противника, не надобно залезать ему на глаза; сближаясь, надобно маскироваться, применять для этого солнышко, облачность, фон земли...

Через немного дней, барражируя в районе Серпухова, Иван Швагирёв обнаружил вражеский разведчик. Маскируясь в лучах солнца, истребитель скоро сблизился с ним, как снег на голову атаковал. Враг бросился вниз, пытаясь спрятаться на фоне земли. Швагирёв вновь настиг его, заново пошёл в атаку. Но у него отказало оружие. И тогда он пошёл на таран, ударил врага винтом своего самолёта.

- Я таранил не безотложно, - сказал он затем Григорьеву, - только с третьей попытки: струёй от винтов всё время отбрасывало. Но стрелок мне уже не мешал, я убил его в первой внезапной атаке. Моя первая виктория, - это и твоя, Герасим, виктория.

* * *

Там, в Подмосковье, и началась слава Григорьева, слава непобедимого аса. 15 Октября он вылетел на перехват немецкого бомбардировщика. Командный пункт начал его наводить. Через какое - то время люди, находившиеся на аэродроме, услышали выстрелы зенитных орудий. В небе появился дым от разрывов снарядов, и там маневрировал "Юнкерс-88". Он шёл прямо на аэровокзал. Потом послышался шум истребителя. Это летел Григорьев. Он устремился к противнику, и зенитки смолкли, уступили ему местоположение боя. После первой же атаки истребителя вражеский бомбардировщик грубо пошёл на понижение и упал поблизости от аэродрома. Это была первая виктория Герасима под Москвой. За ней последовали вторая, третья...

О каждой своей победе Герасим делал пометку в записной книжке. Больше всего записей было сделано в самую трудную пору обороны Москвы. Вот некоторые из них:

"15 Октября 1941 года - "Юнкерс-88"; 24 Октября - "Хейнкель-111"; 25 Октября ещё единственный "Хейнкель"; 12 Ноября - "Юнкерс-88"; 27 Ноября сызнова "Юнкерс"; 28 Ноября - "Хеншель-126"; 6 Декабря - ещё единственный "Хеншель-126"; 24 Декабря - "Юнкерс-88".

Вот как описывала газета авиационного соединения единственный из его обычных поединков. Корреспонденция называлась "В облаках прогудел истребитель, российский лётчик идёт на врага !"

"...Под вечерок посты наблюдения сообщили, что на высоте 6500 метров появился фашистский самолёт. Григорьев вылетел на прикрытие аэродрома. Когда он поднялся больше чем на 4000 метров, с земли по радио передали: "Усилить слежение, недруг в вашем районе".

Внимательно и настороженно осматриваясь, Григорьев заметил над собой белую полоску - след конденсата. Но где же вражеский самолёт ? Лётчик негусто развернулся и над населённым пунктом увидел чёрную точку. Истребитель устремился к врагу. Сомнений не оставалось: в воздухе был бомбардировщик.

Сделав верный расчёт, Григорьев перерезал ему стезя и с дистанции 300 метров предпринял первую атаку. Спасаясь от преследования, "Юнкерс" начал пикировать. Наш истребитель последовал за ним. Так оба самолёта снизились без малого до бреющего полёта. Здесь - то и разыгрался мордобой.

Враг грубо маневрировал, при всем при том совдеповский лётчик, используя превосходство в высоте, вначале заставил замолкнуть гитлеровского стрелка, а потом вывел из строя левый двигатель бомбардировщика. Теперь очередность была за правым мотором, но в это время сызнова заработал вражеский пулемёт, бесспорно, кто - то из членов экипажа заменил стрелка. Истребитель заново обрушил жар на него, и вскоре не стало видно трасс. Ещё заход - и запылал правый двигатель самолёта противника. Машина врезалась в чащу деревьев.

Григорьев прошёл над горящим "Юнкерсом" и направился домой, напевая мелодию своей любимой песни "Раскинулось море просторно..."

Особо выделена в записной книжке Григорьева виктория над Ю-88, одержанная в канун 24-й годовщины Октября. Чтобы преподнести к празднику настолько дорогостоящий боевой дар, умелому истребителю понадобилось всего только 80 патронов.

- Экономно сработал, - оценил начальник эскадрильи действия лучшего воздушного бойца в полку.

И не только в данном случае, а на всякий сбитый самолёт даровитый лётчик затрачивал рекордно малое численность боеприпасов. Начиная поединок, он немедленно же захватывал инициативу, диктовал врагу свою волю. В схватках с бомбардировщиками у него выработались характерные приёмы: скрытный подход, внезапная штурмовая вылазка, разгромление вражеского стрелка, потом уничтожающий пламень по моторам и кабине лётчика...

Действительно, боевые удачи сопутствовали ему всю дорогу, но давались они нелегко. Чтобы сделаться грозой вражеских бомбардировщиков, лётчик пытливо изучал их повадки, знал наиболее уязвимые места вражеских машин, стремился изготовить свой истребитель послушным, а жар - предельно точным.

В общей сложности за время войны Григорьев сшиб 17 вражеских самолётов. Большинство из них были бомбардировщики - ударная мощь немецкой авиации. Каждый вылет Григорьева - это смелость и отвага, решительность и инициативность. Каждая схватка - проявление высокого боевого мастерства. Он бил только с короткой дистанции, его жар был меток и сокрушителен. Расход боеприпасов он довёл до минимума, до одной хорошей очереди. "Чтоб страна не было в убытке", - пошутил один раз Григорьев. А потом каждого боя - основательный разбор действий, поиски нового в тактике. Сударять самому - ещё не всё, надобно обучать и своих подчинённых. И он учился сам, учил других. Учил толково, вдумчиво. Сначала как начальник звена, потом как заместитель командира эскадрильи, начальник эскадрильи. Дмитрий Мухамедзянов, Семён Гайдамака, Николай Дудник - лётчики, с которыми он летал чаще всего. И счёт их побед над противником неуклонно рос.

3 Июля 1942 года лётчики 178-го ИАП Капитан И. В. Тикунов и Лейтенант Г. А. Григорьев перехватили в районе Тарусы вражеский самолёт - разведчик Ju-88 и сшибли его.

22 Августа Старший лейтенант Григорьев в воздушном бою севернее Липицы, в районе Юхнова сшиб вражеский бомбардировщик. Это был 13-й по счёту самолёт противника, уничтоженный им.

5 Февраля 1943 года Капитан Григорьев и Лейтенант Дудник перехватили бомбардировщик противника в районе Калуги. Он был сбит Капитаном Григорьевым северо - западнее Сухиничей.

Американский газетчик, как - то беседуя с Герасимом Афанасьевичем посоветовал ему сшибить ещё 5 вражеских самолётов. И хватит. Лётчик удивился, зачем ? Американец пояснил:

- Вам 22 года. Сударять 22 самолёта - совершенно довольно. На этом необходимо застопориться. У нас есть такая примета.

- А мы, советские лётчики, действуем по своим приметам: бъём врага не по возрасту, а по надобности, - ответил Григорьев.

Общим итогом боевой деятельности Г. А. Григорьева стали 17 воздушных побед ( 12 лично и 5 в группе с товарищами ), одержанные в 378 боевых вылетах и рядом 20 воздушных боях.

В Феврале 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Герасим Афанасьевич был удостоен звания Героя Советского Союза. Начальник Политического управления Московского округа ПВО послал Григорьеву приветственное письмо:

"Горячо поздравляю Вас с присвоением звания Героя Советского Союза и награждением орденом Ленина. Надеюсь, что и в будущих воздушных боях на подступах к близкий столице - Москве вы будете так же беспощадно истреблять врагов".

Григорьев - истребитель по натуре. Он смело шёл навстречу врагам, сколь бы их ни было, бесстрашно поднимался в распоротое кинжалами прожекторов ночное небосвод, таившее тысячи опасностей. Лётчик рвался в мордобой, готовый воротить за фортуна народа свою существование, но ни при каких обстоятельствах не терял самообладания, не терпел бесшабашности, ухарства, был чужд жертвенности. Таким вспоминается товарищам по полку Герасим - статный белокурый юноша с вьющимися волосами.

С весны 1943 года авиаторы Московской зоны ПВО без малого не вели воздушных боёв: лётчики проводили учебные полёты, стрельбы по воздушным и наземным целям. Только в отрезок времени с Июня 1942 по Июнь 1943 года было проведено 1570 стрельб по конусу и 641 - по наземным мишеням. Лучшие результаты показывали лётчики - ветераны. Блестящую пунктуальность стрельбы по конусу и щитам продемонстрировал Герой Советского Союза Капитан Г. А. Григорьев. С каким - то непостижимым искусством пилотировал он самолёт и выбирал самый-самый выгодный миг для открытия огня. Это было характерно и для его воздушных боёв с реальным противником.

Нужно проговорить, что Григорьев обладал и незаурядными инструкторскими способностями. Лётчики его эскадрильи ещё продемонстрировали отличную лётную и воздушно - стрелковую подготовку. 12 Марта 1943 года в газете "Сталинский сокол" Харьковского района ПВО была опубликована статья Г. А. Григорьева, в которой рассказывалось об опыте подготовки лётчиков - снайперов в частях 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

Войну он закончил в составе 28-го истребительного авиаполка, летая на американской "Аэрокобре". Однако, с осени 1943 года лётчики ПВО Москвы в боевых схватках уже без малого не участвовали - неприятель был отброшен излишне в отдалении от столицы...

* * *

...1947 год. Сборы авиационных командиров на одном из Подмосковных аэродромов. Все участливо слушают рапорт Майора Г. А. Григорьева о тактике истребителей. Всё есть в этом докладе: глубина анализа, смелость суждения, чёткость и убедительность доказательств. Как и всю дорогу, затем доклада были вопросы. Григорьев ответил на них со знанием дела.

После теоретической части сборов - полёты. Свободный воздушный мордобой. Один на единственный. Истребители сошлись на встречных курсах. Резкий стремительный маневр Григорьева с переходом на вертикаль. Секунды, и он уже пикирует, штурмует. Открывает "огонь" с предельно короткой дистанции: так же он действовал и в годы Великой Отечественной войны, так добивался победы. После боя посмотрели плёнку фотокинопулемёта: самолёт "противника" сражён первой очередью. Но сам Григорьев оказался недоволен: сильно длинная была очередность. "Стволы бы расплавились, если б стрелял из пушек..."

* * *

...1951 год. Краснознамённая Военно - Воздушная академия. Читальный зал библиотеки. Подполковник Григорьев склонился над книгой. Читает. Делает пометки в тетради. Думает, вновь пишет. Потом смотрит на часы. Встает, щёлкает портсигаром. Улыбается, говоря: "Перекур". Быстро, неслышными шагами идёт к двери. Высокий, прямой, подтянутый.

После учёбы в Академии, он заново летал, сейчас уже на новых машинах, учил молодёжь, передавал им боевой и житейский навык. Сначала командовал полком, позже соединением истребителей. Однажды пожаловался: самочувствие стало не то, сердце пошаливает. Понятно, махаловка не прошла бесследно. Ему предложили работу на земле, в штабе. Но он отказался: крайне тянуло в небосвод. И тогда Григорьев усиленно занялся спортом, физзарядкой. Установил себе курсантский порядок. Но самочувствие всё же стало здавать.

В 1963 году Григорьев ушёл в припас и поселился в Риге. В торжественные дни, когда он надевал парадный мундир, посреди многочисленных наград красовалась и медаль с изображением Кремля - медаль "За оборону Москвы". О многом напоминала она всем, кто знал авиатора - героя.

23 Апреля 1966 года, скошенный тяжёлой болезнью, Полковник запаса Г. А. Григорьев безвременно ушёл из жизни, но его мужественный образ не тускнеет в сердцах благодарных ему людей.

Так же читайте биографии известных людей:
Герасим Винокуров Gerasim Vinokurov

По решению Краснодонского райкома КП(б)У Т. Г. Винокуров вошел в состав партийного подполья. Во время оккупации он проводил большую работу среди..
читать далее

Герберг Саймон Gerberg Aleksander Sajmon

Американский социолог и педагог Герберг Александер Саймон родился в г. Милуоки, штат Висконсин. Он был вторым сыном Артура Саймона и Эдны..
читать далее

Герберт Уэллс Herbert George Wells

Образование получил в классической школе Мидхёрст и в Кингз-колледже Лондонского университета. После ученичества у торговца мануфактурой и работы в..
читать далее

Герберт В. Франке Herbert W. Franke

Один из самых известных немецкоязычных писателей-фантастов, работающих в жанре научной фантастики (англ. science fiction). Он также активен в таких..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий