Известные люди
»Григорий Сук
Рождение: Россия, 12.12.1896
В Сентябре - Октябре 1916 года Григорий Сук совершил 19 боевых вылетов общей продолжительностью 27 часов 15 минут. За проявленную доблесть он был по представлению командира 9-го истребительного авиаотряда подпоручика Лойко произведён в прапорщики.
Он родился 12 декабря 1896 года в имении Рассудово под Москвой. Его папа, Эдуард Иванович Сук, чех по происхождению, потомственный почётный гражданин города Москвы был учёным - лесоводом, а мамаша, Любовь Осиповна Сорокина, дочка известного русского врача, окончила женское Мариинское училище в Петербурге и имела профессия домашней учительницы.
Детство Григория и его братьев, Бориса и Алексея, прошло в подмосковных имениях Рассудово, Бахрушине и Горки. Любовь Осиповна сама дала детям начальное образование.
Уже в раннем детстве у Григория проявились способности к рисованию, а позже окончания в 1913 году московской гимназии, он занимался на курсах живописи, собираясь сделаться архитектором. Но с началом Первой Мировой войны, как и многих молодых людей в России, его подхватила волна патриотизма, вызванного германской агрессией, он отправляется добровольцем в армию.
Единственной льготой для него был отбор рода войск для прохождения службы и, в соответствии с его желанием, он был направлен в Гатчину. Правда, до начала занятий ему пришлось весь месяц протянуть в Кирасирских казармах под Петербургом. Только в начале Июля 1915 года Григорий был определён в подразделение и начал к занятиям.
В течение Июля - Августа 1915 года Григорий Сук освоил "Фарман IV", а в Сентябре - "Фарман XVI". В Октябре он был зачислен в группу, обучавшуюся полётам на "Моране-Ж", инструктором в которой был французский офицер Жануар, считавшийся лучшим пилотом из числа преподавателей.
К концу Ноября 1915 года Григорий Сук закончил вектор движения обучения в Гатчинской авиашколе, при всем при том из - за погодных условий лётные экзамены на звание военного лётчика были отложены без малого на 2 месяца. Полётов не производилось, и курсантов до начала экзаменов освободили от службы.
Наконец, 12 Января 1916 года долгожданный день настал и Григорий получил заветные "крылышки" лётчика.
27 Января 1916 года скоропостижно скончался Эдуард Иванович Сук и Григорий, получив краткосрочный отпуск, выехал домой на похороны отца.
Спустя месяц лётчика направили для прохождения службы в 26-й корпусной отряд, куда он прибыл 15 Марта. Авиаотряд входил в состав 9-го авиадивизиона, действовавшего в интересах 9-й армии Юго - Западного фронта. Оснащённый "Вуазенами" он был в числе немногих авиачастей, имевших цельный тип боевых машин, что неизмеримо облегчало механикам ремонтик и поддержание аэропланов в лётном состоянии. Командовал авиаотрядом штабс - капитан Богдановский.
На обустройство и знакомство с обстановкой новичку дали немного дней и уже в 3-й декаде Марта Григорий начал к выполнению боевых заданий.
Уже за первые боевые вылеты Григорий Сук был представлен к награждению Георгиевским Крестом 4-й степени, а 30 Апреля его произвели в младшие унтер - офицеры.
11 Апреля в ходе полёта на "Вуазене", тот, что пилотировал Григорий Сук, в первую очередь остановился, а потом загорелся движок. Лётчик перетянул сквозь линию фронта и планировал рядом 20 км, в то время как не совершил посадку на поле невдалеке от аэродрома. Потушив совместно с наблюдателем пожар и выставив охрану, они отправились за техниками. Вскоре обгоревший аэроплан отправили в ремонтик, а экипаж получил новую машину.
Доблесть, проявленная пилотом, была по достоинству оценена командованием: ещё не успев обрести Георгиевский Крест 4-й степени, Григорий Сук был представлен к Кресту 3-й степени, а практически сквозь неделю - к награждению Крестом 2-й степени !
К моменту награждения 1 Июня 1916 года Георгиевским Крестом 2-й степени, Григорий Сук совершил 26 боевых вылетов общей продолжительностью 47 часов 22 минуты. На первостепеннный воззрение это цифра было небольшим, но необходимо пометить, что, в соответствии действовавшего тогда Циркуляра заведующего авиацией в Действующей армии подписанного Великим Князем Александром Михайловичем, вдали не всякий полёт на фронте засчитывался как боевой. Если вылет "не был сопряжён с опасностью от действия противника", то он относился к разряду служебных и в групповой зачёт не входил.
По мере совершенствования авиационной техники и накопления боевого опыта, организация обучения лётных кадров претерпела изменения. Появление, наряду с разведывательной, истребительной и бомбардировочной авиации вызвало и специализацию в подготовке пилотов. Это, в свою очередность, требовало от них знаний и навыков, необходимых для пилотирования самолётов определённого класса. По приказу Великого Князя Александра Михайловича, при военных авиашколах стали формироваться отделения подготовки лётчиков разведывательной, истребительной и бомбардировочной авиации. В частности, уже в Мае 1916 года при Московской Военно - Авиационной школе была создана учебная база, где лётчики - истребители проходили вектор движения высшего пилотажа и воздушного боя на самолётах "Моран-Ж" и "Ньюпор-Х".
Как единственный из наиболее опытных пилотов 21 Июня Григорий Сук, произведённый к этому времени в старшие унтер - офицеры, был командирован в Московскую Военно - Авиационную школу "для переучивания на быстроходных аппаратах" ( так в то время называли самолёты - истребители ). Уже 3 Августа телеграммой Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича за 16243 он был назначен в 9-й Авиационный отряд истребителей, куда и выбыл 6 Августа 1916 года.
К новому месту службы Григорий добрался 15 Августа. За 5 месяцев участия в боях он стал полным ( ! ) Георгиевским кавалером, имея солдатские кресты всех 4-х степеней: 4-й степени ( 678469 ), 3-й степени ( 26418 ), 2-й степени ( 31318 ) и 1-й степени ( 14954 ).
В Сентябре - Октябре 1916 года Григорий Сук совершил 19 боевых вылетов общей продолжительностью 27 часов 15 минут. За проявленную доблесть он был по представлению командира 9-го истребительного авиаотряда подпоручика Лойко произведён в прапорщики.
В Ноябре 1916 года оправившиеся от летних потрясений войска Австро - Венгрии, поддержанные германской группировкой фельдмаршала Маккензена, развили атакование из района Дебрецен - Мишкольц тотчас в двух направлениях: Клуж - Сучава и Клуж - Плоешти - Бухарест. Одновременно открыла боевые действия Болгария, чьи войска ударили с юга из района Плевен - Русе ( Рущук ) в сторону Констанцы. В довершение этого в начале декабря австрийцы штурмовали румынские позиции с запада посредством Тимишоара - Питешти - Бухарест в общем направлении на Галац. В результате этого румынский фронт развалился, и к началу 1917 года без малого вся территория Румынии была оккупирована. Лишь на линии рек Дунай и Серет переброшенные спешно русские резервы, в числе которых была и 9-я вооруженные силы, смогли стопануть штурмование войск Тройственного союза.
К этому времени 9-й истребительный авиаотряд был переброшен на аэровокзал Сэуцесчи, находящийся восточнее города Бакэу. В Январе 1917 года Григорий совершенно пересел с разведчиков на истребители и первым из них стал "Ньюпор-ХI Ваbу" ( зав. 1109 ), на котором он в течение месяца совершил 11 боевых вылетов. Погода, как и положено зимой, не баловала, плотные облака и частые туманы немаловажно снизили активность не только русской, но и вражеской авиации. Противника в воздухе удавалось повстречать нечасто, да и в этом случае он, как правило, избегал боя, стараясь оставить под защиту своих зенитных батарей.
Несмотря на то, что прапорщик Сук считался одним из наиболее опытных пилотов, избежать аварий не удавалось и ему. Причина заключалась в изношенности матчасти и в особенности моторов, вырабатывавших все мыслимые и немыслимые сроки. 30 Января, выполняя на своём "Ньюпоре" разведку по маршруту Брэцку - Кэюцы - Вазаргел, Григорий, уже возвращаясь, вынужден был, из - за внезапного отказа двигателя, завернуть к аэродрому Бакэу. Лётное поле не было расчищено от снега, и на пробеге самолёт скапотировал, в результате чего "малыш" оказался шибко повреждён, но его пилот на практике не пострадал.
В первой декаде Февраля 1917 года погода испортилась совершенно и все полёты были прекращены, да и в последующие дни просветы случались нечасто, что и объясняет тот факт, что в крайний месяц зимы Григорий выполнил только 4 полёта.
Март оказался куда больше богатым на события. Улучшение погоды тут же вызвало активизацию авиации обеих сторон и 9-й истребительный авиаотряд получил команда прикрыть от вражеских разведчиков район Бакэу - Комэнешти - Асэу - Тыргу - Окна - Хержа - Майонешти, куда перебрасывались подкрепления. Выполняя 7 Марта патрульный ( сторожевой, как тогда называли ) полёт на высоте 3800 метров, Григорий обнаружил вражеский биплан, но нагнать его не смог. Следующий вылет, состоявшийся 9 Марта, прошёл безрезультатно, а 13-го произошла долгожданная саммит.
В тот день "Моран-М" ( зав. 742 ), тот, что пилотировал прапорщик Сук, находился на высоте 4600 метров, кружа над всё тем же районом. Видимость была превосходная, и разведывательный "Бранденбург", шедший эдак на 1000 метров ниже, Григорий заметил издаля. Пропустив его под собой, он толкнул ручку истребителя и пошёл в атаку. Хотя к этому времени "Мораны" считались уже устаревшими "скаутами", но чего - чего, а пикировать они могли превосходно, разгоняясь до крайне высоких ( по меркам того времени, конечно ) скоростей. С дистанции грубо 300 метров российский пилот открыл пламень и продолжал непрерывно палить, покуда самолёты не сблизились на дистанцию 20 метров. Австрийский летнаб запоздало попытался отразить тот самый бросок, но отстреливался шибко непродолжительно ( видимо, пули "Виккерса" повредили его пулемёт ).
Промчавшись под повреждённым самолётом противника, тот, что неуклюже разворачивался со снижением на запад, Григорий, используя высокую прыть, набранную на пикировании, развернулся и, отрезая тракт к отсуплению, пошёл в атаку на встречно пересекающихся курсах. На это раз пулемётная очередность, видимо, угодила в мотор биплана и тот стремительно начал снижаться. Развернувшись вторично, грядущий ас не смог приметить неприятеля и вскоре возвратился на свой аэровокзал.
Окончательную ясность в тот самый момент внесло коммюнике Румынского Генерального штаба, в котором указывалось, что 13 Марта 1917 года позже боя с русским истребителем в расположении румынских войск в районе реки Быстица ( в 15 км севернее Бакэу ) приземлился разведчик "Бранденбург С.I" ( борт. 67.24 ) из состава 40-й авиароты. Лётчик - капрал Кенеди и наблюдатель - лейтенант Дуллер взяты в плен.
26 Марта авиаотряд сменил местоположение дислокации, перебазировавшись на аэропорт Брозешти, откель продолжил свою работу. К концу Марта повреждённый 30 Января "Ньюпор" был отремонтирован и в Апреле прапорщик Сук сызнова неоднократно поднимался на нём в небосвод.
Почувствовав противодействие русских истребителей, австрийцы с удвоенной энергией старались пробиться в прикрываемый район. Вражеские разведчики всё чаще получали прикрытие, в задачу которого входило каждый ценой проложить дорогу "фотографам". Цена за это временами была шибко высокой.
Утром 5 Апреля Григорий вылетел на своём "Ньюпоре-ХI" в паре с прапорщиком Стрижижевским, тот, что пилотировал больше безукоризненный "Ньюпор-ХХI". Около 9:00 над районом Онешти пилоты отметили разрывы шрапнели и 2 неприятельских аэроплана, направлявшихся на Аджуд на высоте примерно 4000 метров. Будучи на глаз на 200 метров, ниже оба пилота пошли в атаку. Заметив погоню, самолёты противника над Кэюци повернули на Вэрдею, при всем при том покинуть от преследователей не смогли, так как пара русских истребителей разделилась, и Стрижижевский вышел им наперерез над верховьями реки Карикна.
Стрижижевский, выбрав шедший позади двухместный самолёт, открыл жар из синхронного "Виккерса", а когда неприятель перешел в крутое пикирование, "добавил огонька" из "Льюиса", установленного над верхним крылом. Пилот австрийского истребителя не собирался ограничиваться ролью зрителя, наблюдая это избиение, и попытался штурмовать "Ньюпор" Стрижижевского, но сам был атакован прапорщиком Суком. Видимо, уже первой очередью Григорий вывел из строя двигатель и ранил пилота, так как вражеский истребитель начал валиться. Перезаряжая пулемёт и следя за снижающимся противником с высоты 1800 метров, российский пилот видел, как на 700 метрах "австрияк" сорвался в штопор и упал в чаща в районе Ракоса.
В это время разведчик, выйдя из пике и обстреливаемый Стрижижевским "летел сильно неравномерно", рыская по курсу и высоте, видимо, его пилот был ранен. Стрижижевский видел, как австрийский летнаб выбрасывал за борт какие - то предметы. Быстро перезарядить пулемёты не удалось, и, хотя "изрядно щипанный", разведчик все же ушёл со снижением в сторону своих позиций.
Ещё единственный мордобой удалось провести 17 Апреля. Вылетев на сопровождение "Вуазена" из 28-го корпусного авиаотряда, фотографировавшего неприятельские позиции в районе Кюэци - Онешти - Тыргу - Окна - Ойтуз - Берецку - Хержа - Мойнешти, Григорий заметил 2 вражеских самолёта, направлявшихся на восток. Едва увидев разворачивающийся в их сторону российский истребитель, пилот одного из "австрияков" решил просто убежать, но второй оказался значительно отважнее и принял махач. Впрочем, если мужества у него было целиком довольно, то мастерства очевидно не хватало: в ходе короткой схватки "Ньюпор" первоначально зашёл ему в хвостище, а далее снизу - спереди, решетя перкаль и круша конструкцию свинцовыми очередями. После этого неприятельский пилот отдал предпочтение не искушать судьбу, а со снижением уйти. К сожалению, кинуть экипаж "Вуазена" было воспрещено, и этому противнику было позволено безмятежно покинуть.
В Мае, кроме своего грозного "Малыша", Григорию пришлось немного раз вставать в небосвод на его предшественнике - двухместном "Ньюпоре-Х" ( зав. 714 ), тот, что использовался в авиаотряде в качестве разведчика и курьерского.
Между тем подкрепления к линии фронта стягивал и враг, уже ощутивший самоубийственное брожение, охватившее русские войска и рассчитывавший ещё одним, на тот самый раз последним, ударом прикрыть Восточную проблему. В течение Июня - Июля 1917 года 9-й авиадивизион 9-й армии Румынского фронта воевал с шибко большим напряжением, совершая вылеты каждый день, при всем при том "Журнала Боевых действий 9-го Истребительного авиаотряда" за тот самый отрезок времени в российских архивах приметить не удалось.
Согласно имеющемуся в архиве коммюнике Румынского Генерального штаба, 27 Июля прапорщик Сук над районом Тыргу - Окна, пилотируя "Ньюпор-ХХI" ( зав. 1719 ), атаковал и сшиб неприятельский аэроплан.
В конце Июля 9-й Истребительный авиаотряд перебазировался в северную Румынию на аэровокзал города Фэлтичени, где он был пополнен истребителями "Ньюпор-ХХI". Один из них ( зав. 1719 ) получил прапорщик Сук. Правда, увеличить свой собственный счёт на этой машине ему не удалось. Как правило, завидев русские истребители, вражеские самолёты тут же ретировались.
20 Августа, Григорий дважды поднимался в небо: начальный раз на патрулирование района Гура - Гумора - Солка - Сучава, а во второй раз в паре с подпоручиком Лойко, взлетевшем на перехват неприятельского самолёта, появившегося над Сучавой. Противника русские истребители настигли над деревней Ясловец на высоте 4500 метров. "Ньюпор" подпоручика Лойко зашёл сверху - позади, а "Виккерс" прапорщика Сука - снизу. Экипаж "Бранденбурга" не имел возможности отколоться от преследователей и принял махач.
Оба истребителя открыли жар, когда пространство до противника не превышало 100 метров, и вели его, покуда дистанция не сократилась до 20 метров. Летнаб "Бранденбурга" сперва стрелял по "Ньюпору", а потом перенёс жар на "Виккерс", при всем при том, дав две короткие очереди, прекратил стрельбу. В это время у подпоручика Лойко заклинило пулемёт, но огневая точка "Виккерса" на тот самый раз действовала, как часы, и Григорий продолжал штурмовать снижавшегося противника. Между тем задний пулемёт "Бранденбурга" оказался, по - видимому, ещё повреждён, так как наблюдатель ныне стрелял из карабина. Четвертая штурмовая вылазка оказалась для австрийского экипажа фатальной: самолёт перешёл в крутое пике и разбился в долине реки Сучевица, похоронив под своими обломками обоих авиаторов.
Согласно сведениям австрийского архива, в бою с русскими истребителями был сбит разведывательный "Бранденбург С.I" ( борт. 67.31 ).
Следующий счастливый момент пришёл через 4 дня, 25-го. Поднявшись как как правило в паре с подпоручиком Лойко на патрулирование, прапорщик Сук обнаружил на высоте 2700 метров очередной разведывательный "Бранденбург". Наши истребители находились на высоте 3500 метров и Григорий, не раздумывая, толкнул ручку от себя, направляясь к вражескому самолёту, тот, что шёл со стороны Рборе на Радауц. После двух атак австрийский биплан начал снижаться, направляясь в сторону своих позиций, но долететь до них ему было не суждено. После третьей атаки русского аса подбитый самолёт приземлился в долине реки Сучавы.
Впрочем, недруг также палить мог и смог выдать в следующем полёте причитающуюся сдачу. Выполняя патрулирование над районом Арборе - Хадикфалва - Солка, Григорий на короткое время появился над линией фронта и сегодня же заговорили австрийские зенитки. Их пламень был достаточно точен: осколки разорвавшегося вблизи снаряда расшибли пневмонасос, и пилоту пришлось незамедлительно топать на посадку.
Неудача ожидала Григория и на следующий день. Патрулируя район Сучава - Арборе - Радауц, он на высоте 3600 метров обнаружил неприятельский разведчик. Догнав вражеский биплан над деревней Ясловец, прапорщик Сук пошёл в атаку. Пилот "Бранденбурга", понимая, что от русского истребителя не покинуть, развернулся и пошёл в лобовую атаку. На встречных курсах оба самолёта открыли пламень и, видимо, на долю "австрияка" кое - что перепало, так как он со снижением повернул к своим позициям. Обогнав аэроплан противника, Григорий развернулся, и, отрезая ему дорога к отходу, сызнова пошёл в атаку.
На тот самый раз пилот "Бранденбурга" не принял лобовой и вынужден был поворотить на восток, причём наблюдатель не мог отстреливаться, так как возился с пулемётом в задней кабине, видимо, устраняя неисправность. Над городом Дороха противники находились уже на высоте 1800 метров и только непрерывно выполняемые австрийским пилотом "змейки" позволяли ему выдерживать атаки русского истребителя.
Когда казалось бы, что финал и этого противника неминуем, случилось непредвиденное: на "Виккерсе" лопнула возвратная пружина и пулемёт смолк, но упускать добычу было досадно и Григорий, стабильно перезаряжая и стреляя одиночными ( как из трёхлинейки, с той только разницей, что она была жёстко закреплена ), продолжал преследование. И тут фортуна, в полном смысле, повернулась к нему задом - австрийский наблюдатель всё же исправил свой пулемёт и открыл пламень по "Виккерсу". Теперь уже ничего не оставалось действовать, как перестать преследование, и, оставив "Бранденбург" уходящим к своим позициям на высоте 1300 метров, прапорщик Сук направился к своему аэродрому.
Впрочем, военное фортуна переменчиво: уже на следующий день, 27 Августа, Григорий поднялся на перехват "Авиатика", появившегося над районом Тэодорешти - Радауц - Хадикфалве - Сучава. Настигнув противника над городом Радауц, российский ас первой же очередью вывел из строя мотор разведчика и тот тут же пошёл вниз, снижаясь в направлении деревни Фратауц, где и упал.
Между тем активность авиации обеих сторон продолжала нарастать. Всё чаще вспыхивали воздушные бои, а для прикрытия важных районов уже мало было одного особо взятого истребителя. 30 Августа на патрулирование района Арборе - Радауц - Хадикфалва вылетели подпоручик Лойко, старшой унтер - офицер Сапожников ( оба на "Ньюпорах" ) и прапорщик Сук на "Виккерсе" FВ.ХIХ. Над деревней Ясловец пилоты обнаружили неприятельский аэроплан разведывательного типа. Атака позади с разных сторон оказалась внезапной для летнаба, тот, что только следом того, как истребители пошли на разворот, начал отстреливаться.
Ни о каком выполнении задания австриякам уже считать не приходилось - необходимо было уносить ноги. Несмотря на ответный жар задней турели, истребители штурмовали единственный за другим, и вскоре вражеский самолёт загорелся, и, как отметил в своей телеграмме в штаб 9-й армии начальник 9-й авиадивизии капитан Гартманн, "оставляй следом себя немало дыма, направился в сторону города Радауц, где, приземлившись, перевернулся".
Успехи авиаотряда не остались незамеченными: 4 Сентября Начальник Управления авиацией в Действующей армии полковник В. М. Ткачёв поздравил авиаотряд "со знаменательной, вдохновляющей работой". Тем временем вылеты продолжались. 31 Августа прапорщик Сук трижды поднимался в небеса на патрулирование, но только в последнем вылете смог приметить и штурмовать неприятельский самолёт, тот, что, уклонившись от боя, скрылся в облаках.
В начале Сентября 9-й авиаотряд был пополнен французскими истребителями "СПАД S.VII", единственный из которых ( зав. 1446 ) получил прапорщик Сук. По основным характеристикам он превосходил без малого все типы машин состоявшие до этого на вооружении русских авиаотрядов и в силу того что эти самолёты получали, как правило, в первую очередность лучшие лётчики.
Из коммюнике Румынского Генерального штаба от 21 Сентября 1917 года:"20 Сентября между 13 и 14 часами боевой лётчик 9-го Истребительного авиаотряда прапорщик Сук атаковал неприятельский аэроплан, управлявший огнём артиллерии. С высоты 3200 метров он спикировал на противника, находившегося на 500 метров ниже, и позади, с дистанции 50 метров, открыл непрерывный жар, повредив жизненно важные части аппарата. Сначала аэроплан противника круто снижался, а далее перевернулся и, разрушаясь в воздухе, упал у деревни Слобозия. Неприятельские лётчики погибли, аппарат всецело разбит".
1 Октября, поднявшись на патрулирование района Серет - Хадикфалва - Слобозия - Тэодорешти, Григорий Сук, набирая высоту и находясь уже на 3600 метров, заметил идущий с запада самолёт, тот, что направлялся в район Радауц - Теодорешти. Неприятель находился выше и Григорий, набрав высоту 4200 метров, дал ему вероятность пересечь линию окопов. Не упуская противника из виду, пилот "СПАДа" сопровождал его, идя позади до деревни Слобозия. После этого дав совершенный газ мотору, российский ас спикировал под хвостище идущему спереди истребителю "Оеффаг D.III", а далее с расстояния 10 метров вспорол ему пузо очередью в 45 патронов. Лётчик был убит, видимо, ещё первыми выстрелами, и аппарат с работающим мотором скользнул на крыло, а следом начал беспорядочно валиться. На высоте 1500 - 2000 метров у него отвалились одно за другим оба крыла, вслед за тем чего он рухнул у деревни Слобозия. Тело погибшего пилота - фельдфебеля Обесло - было доставлено в отряд и похоронено с воинскими почестями 2 Октября.
Между тем неприятель продолжал прощупывать оборонительные позиции русских войск, выискивая слабые места для нанесения новых ударов. Угроза внезапных прорывов неизмеримо возросла следом начавшегося стихийного оставления позиций целыми частями. С воздуха над уходящими в тыл толпами дезертиров, вроде воронье, кружили вражеские разведчики. Их экипажам только оставалось поточнее наносить на полётные карты оголявшиеся участки.
2 Октября в ходе схватки с разведчиком на "СПАДе" прапорщика Сука в 3-й атаке заклинило пулемёт, и вражескому биплану удалось покинуть. Не чрезмерно удачными были действия пилота 14-го и 17-го числа. В первом случае "австрияк" скрылся в облаках, а во втором - смог покинуть на малой высоте к своим окопам.
Однако 26 Октября пришёл очередной счастливый момент. Патрулируя в тот самый день район Сучава - Хадикфалва - Радауц, Григорий на высоте 3800 метров обнаружил "Бранденбург", возвращавшийся в близкое расположение. На тот самый раз оставить от русского истребителя противнику не удалось. Атака на пикировании позади и точная очередность ударила по вражеской машине. Попытки австрийского летнаба отогнать назойливого "скаута" огнём заднего пулемёта не увенчались успехом и затем 3-й атаки, произведённой снизу - позади, "Бранденбург" пошёл вниз. На высоте возле 1500 метров пилот, видимо, потерял управление, и агрегатина беспорядочно рухнула в районе высот 356 и 360 севернее города Радауц.
Все это, видимо, происходило на глазах австрийских наблюдателей, так как с находящегося поблизости аэродрома Галанешти поднялся вражеский истребитель. Григорий великодушно позволил противнику взмыть и атаковал его на высоте 2400 метров над вражескими позициями западнее города Серет. Однако при второй атаке отказал пулемёт и ничего не оставалось как ретироваться на свой аэровокзал.
28 Октября Григорию пришлось в одиночку снести групповой мордобой. Отправившись на разведку железной дороги Радауц - Селятин - Извор, прапорщик Сук над городом Виковул наткнулся на разведывательный самолёт, шедший в сопровождении двух истребителей. Обстреляв единственный из них, российский ас заставил его оставить со снижением поле боя, что, вне сомнения, говорит о нанесённых машине противника повреждениях или ранении пилота. Второй истребитель открыл пламень по "СПАДу", но промахнулся. Тем временем экипаж "Бранденбурга" продолжал полёт в сторону Сучавы. Выйдя из боя, прапорщик Сук начал преследование разведчика и вскоре над деревней Солка догнал его.
Уже вслед за тем первой атаки "Бранденбург" развернулся и со снижением пошёл в сторону своих позиций, но возвратиться на свой аэропорт в тот день ему уже было не суждено. После 6-й атаки над деревней Воловец на австрийском самолёте отказал мотор и он приземлился западнее города Радауц. Поскольку пилот был ранен ( в голову и руку ), то посадка была грубой. Стойки шасси сложились, сломались правые лонжероны нижнего крыла, оказался повреждённым и силовой комплект фюзеляжа. В акте об осмотре было указано, что в двигателе и радиаторе имеется 16 пулевых пробоин ! Тем не менее в Феврале 1918 года тот самый самолёт был восстановлен и отправлен на итальянский фронт.
А свою последнюю победу российский ас одержал 15 Ноября. Согласно коммюнике Румынского Генерального штаба, "возле 12 часов армейский лётчик 9-го Истребительного авиаотряда прапорщик Сук в районе Арборе в первой же атаке сшиб неприятельский аэроплан типа "Бранденбург", тот, что упал в нашем расположении". Более подробных сведений об этой победе ни в российских, ни в австрийских архивах сыскать не удалось. Фактически боевые действия на Восточном фронте закончились, а коммюнике, как и многие другие документы, составлялись по инерции.
В недавнем прошлом победы, подобные тем, что одержал над Юго - Западным фронтом прапорщик Сук были бы обязательно отмечены командованием, но сегодня уже было не до заслуженных наград и присвоения очередных воинских чинов. Начиналась новая пора...
В тот же день, 15 Ноября, в штаб 9-й армии пришла телеграмма:"Возвращаясь из боевого полёта, прапорщик Сук делал над аэродромом разворот перед посадкой, скользнул на крыло, а после этого, перейдя в штопор, упал с высоты 80 метров и разбился насмерть.
Командир 9-го Истребительного авиаотряда подпоручик Лойко".
Истребитель "СПАД S.VII" ( зав. 1440 ) был последним самолётом, разбившимся в ходе военных действий на Восточном фронте, а прапорщик Сук - последним русским лётчиком, погибшим в Первой Мировой войне. По некоторым источникам, на его счету числится 10 официальных побед и 12 с наверное сбитыми.
Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Таран Grigory Taran
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. За время службы совершил 660 вылетов на фронт и в тыл противника к партизанам. За время..
читать далее →
Григорий Черкашин Grigory Cherkashin
Лейтенант Г. Г. Черкашин произвёл 175 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сбил 2..
читать далее →
Григорий Агешин Grigory Agenshin
Григорий Севастьянович Агешин, рядовой, разведчик 3-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии, родился 15 февраля 1915 года в..
читать далее →
Григорий Гапонов Grigory Gaponov
Успешно овладел снайперским делом. К началу Декабря 1944 года на его боевом счету было 130 уничтоженных солдат и офицеров противника. Указом..
читать далее →