Известные люди

»

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе Gustav Kurbe Карьера: Художник
Рождение: Франция, 10.6.1819
Он считал, что сочинять стихи бесчестно, и яростно спорил с Шарлем Бодлером: изъясняться иначе, чем все прочие люди, значит, корчить из себя аристократа.Он твердил, что писать надо только современность, писать просто и внятно, и названия его картин обескураживающе демонстративны: "Веяльщицы", "Дробильщики камня", "Уснувшая прядильщица".Он был убеждён: "Я преодолел традицию, как хороший пловец переплывает реку: академики в ней тонут".

Он вообще не отличался застенчивостью, тот самый Гюстав Курбе, наследник земледельца, дерзкий самоучка, явившийся в Париж, которому только через полвека предстояло сделаться обителью независимых художников, тогда столица Франции была цитаделью академического искусства. Курбе не стал её штурмовать. Он не замечал крепостных стен, самодовольных башен, глубоких рвов, заполненных клеветой, он работал.

Но его подметили. Его не разрешено было не отметить.

Этот мужчина переходит все вероятные границы, обрушиваясь в "Похоронах в Орнане" на устои семьи, религии, общества. Он швыряет картину вам в лик человеческий, да так, что нельзя уклониться. Подумайте только двадцать метров плотно записанного полотна, пятьдесят пьяных рож, гигантизм безобразия!

Они не были красивы, и я не мог произвести их красивыми, пожал плечами художник.

Курбе не художник, а чистильщик сапог, припечатал мастера моднячий критик. Социалист!

Не только социалист, но и демократ и республиканец, сторонник каждый революции, то есть искренний дружбан подлинной правды, с издевательским смирением ответил Курбе.

Он сказал это не ко времени: Вторая республика пала, возникла Вторая империя. Новый император, назвавший себя Наполеоном III, ударил хлыстом "Купальщиц" Курбе, выставленных в Салоне, а романтик Проспер Мериме, бедняга, оторопело заявил, что облик до того вульгарной плоти целиком отвращает его от любви.

Именно эта картина подарила художнику друга: меценат из Монпелье Альфред Брюйа не только купил "Купальщиц" он почувствовал в Курбе человека, близкого ему по духу.

Впоследствии он напишет:

"Люди, умеющие чувствовать и иметь слабость в этом мире, так одиноки, что мы не могли разминуться".

Они не разминулись. В 1854-м Гюстав Курбе закончил картину "Встреча" по дороге в Сет близ Монпелье художник встречает Альфреда Брюйа и его слугу. Полотно позже назвали "Bonjour, monsieur Courbet", а поэт-современник написал стихи:

Идёт Курбе. Прохожий, обернись!

Курбе... большой лоб... венец незримый.

Не сетуй, что преподаватель смотрит мимо,

Он смотрит вдаль, Он смотрит ввысь.

В картине есть одна странность, и, если она ускользнула от вас при репродуцировании, сканировании, изготовлении тиража, я скажу вам о ней, но позже.

В окружении императора нашлись люди, оценившие мощь художника и его авторитет в обществе. Таких людей политическая элита всю дорогу желает прибрать к рукам, а если не выйдет, растоптать, более того из памяти вытравить. С Курбе пробовали и то, и это бесполезно. Его не взять. Угроз он не боится. Забвение его не страшит. С ним ученики.

Заповеди мастера просты и категоричны:

Не делай то, что делаю я.

Не делай то, что делают другие.

Если сделаешь то, что некогда делал Рафаэль, тебя ждёт ничто самоубийство.

Делай то, что видишь, что чувствуешь, что захочешь.

Сам он работал неистово, с сумасшедшей быстротой и завораживающим весельем. Тем временем Наполеон III ввязался в "маленькую победоносную войну", которая смела и его, и империю. Франция еще раз назвала себя Республикой. Враг по-прежнему у ворот Парижа, но Республика восторженно крушит имперские памятники, переименовывает улицы, издаёт декреты. 800 художников требуют, чтобы Курбе возглавил Комиссию изящных искусств. Комиссия под его председательством принимает заключение о демонтаже Вандомской колонны как не имеющей художественной ценности и прославляющей имперскую политику завоеваний.

Колонну не демонтировали. Её с энтузиазмом развалили. Это произошло уже при Парижской Коммуне в те 72 дня, которые обнаружили, что реалист Курбе неисправимый романтик.

Сегодня принято мнить капитализм столбовой дорогой человечества, и всякие революции и коммуны, прошлые и будущие, оцениваются если не насмешливо, то враждебно. Но грезить о равенстве будут неизменно, и ни при каких обстоятельствах не переведутся зачинатели революций. Деятельное участие в Парижской Коммуне для Курбе неизбежно следовало из принципов его творчества. Он, истина, не мог более того вообразить, что вдогонку за Вандомской колонной руки коммунаров потянутся к музеям и частным коллекциям чтобы ликвидировать, обратить в прах всё, что напоминает о прошлом.

В картине "Встреча" ни Альфред Брюйа, ни его слуга не отбрасывают на землю теней. Тень ложится на землю только от самого Курбе, вроде бы только ему дано преграждать дорогу солнечным лучам.

С солнцем у художника получилось. Но у него недостало сил совладать с тьмой. Когда Курбе понял это, бытие потеряла толк.

Так же читайте биографии известных людей:
Давид Самойлов David Samoilov

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Давида Самойлова. В канун этой даты с его сыном - писателем, главным..
читать далее

Давид Гроссман David Grossman

В Москве завершилась 9-я ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Едва ли не единственным, но зато знаменитым иностранным гостем стал..
читать далее

Давид Бурлюк David Burlyuk

Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.
читать далее

Давид Какабадзе David Kakabadze

В 1914 вместе с П.Н.Филоновым создал группу Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков, выпустившую манифест Сделанные картины, где впервые были..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий