Известные люди
»Джон Аберкромби
Рождение: США, 16.12.1944
О нём часто говорят как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте среди современных джазовых гитаристов.
Его приобщение к джазу прошло достаточно безмятежно, без потрясений. О нём зачастую говорят как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте посреди современных джазовых гитаристов. Это не вовсе справедливо - в первую очередность в силу того что, что музыку Аберкромби не разрешено безоговорочно классифицировать как джаз. Это импровизационная музыка, испытывающая воздействие самых разных стилей. В его арсенале - владение множеством "технологических" приёмов, а его фирменный звук неразрывно связан с использованием специфических педалей громкости, гитарных синтезаторов, устройств частотной обработки. Играть на гитаре он начал в четырнадцать лет, занимаясь у местного учителя музыки. Тогда самой немалый его задачей было научиться игрывать рок-н-роллы в стиле Чака Берри. Глаза у молодого музыканта открылись позже. Ему удалось поступить в престижный Берклиевский Музыкальный Колледж в Бостоне, и во время обучения он играл в местных любительских рок-группах. После окончания колледжа Аберкромби стал участником группы органиста Джонни 'Хэммонда' Смита, которая в 1967-68 активно концертировала. После академизма, которым отличался Беркли в шестидесятых, живая служба с профессиональным коллективом была легко необходимой для любого джазового музыканта. Играть удавалось в достаточно известных клубах - в частности, Count Basie's Lounge и Club Baron в Гарлеме. Стиль, тот, что вырабатывал у себя юный гитарист, рождался так же, как и само его вхождение в джаз - без особой системы. По возвращении в Нью-Йорк в 1969 его необычная техника привела к определённым трудностям в работе с хорошими музыкантами традиционной школы. Но для молодых музыкантов, ищущих своё местоположение в джазе, Джон Аберкромби уже значил страсть сколько. Пять лет он сотрудничал с братьями Рэнди и Майклом Брекерами (группа Dreams), сопровождал ансамбль Чико Гамильтона. Из крупных достижений этого периода стоит пометить выступление с Гамильтоном на джазовом фестивале в Монтрё. Аберкромби стал популярен как сессионный музыкант. Он работал со множеством лидеров - посреди них Гил Эванс, Гато Барбьери, Дэйв Либман, Барри Майлс. Чуть позже нашёлся коллектив, в котором он приобрёл известность уже мирового класса - группа Spectrum барабанщика Билли Кобхэма. Этот джаз-роковый состав, жёсткий, динамичный, прямолинейный, оказался совершенным для реализации удивительной техники и фантазии Аберкромби. Его позволительно услыхать в составе группы на альбомах Crosswinds, Total Eclipse и Shabazz. Группа всю дорогу гастролировала, потихоньку отдаляясь от первоначального стиля. Однако в середине 70-х Джон Аберкромби оставил находившийся на пике популярности Spectrum и продемонстрировал идеально новое звучание. Он хотел трактовать фьюжн так, как Modern Jazz Quartet трактовал би-боп - поднимая манера на качественно новоиспеченный порядок, привнося в него серьёзное музыкальное образование и собственную оригинальную идея. Было создано трио под названием Timeless (куда вошли пианист Ян Гаммер и барабанщик Джек Деджонет). С этими партнёрами Аберкромби заиграл полно мягче, чем раньше. В его музыке появилось нечто такое, на что уже мог поворотить внимательность продюсер ЕСМ Records Манфред Эйхер, и Эйхер сразу предложил сотрудничество. В 1975 году трио сменило наименование на Gateway Trio (местоположение Гаммера занял басист Дэйв Холланд), а в 1979 трио стало квартетом с полной заменой всех участников, за исключением самого Аберкромби. Работа на ЕСМ привела к появлению новых партнёров. В соавторстве с Ральфом Таунером Аберкромби выпустил альбом Sargasso Sea, получивший высокую оценку. Он был приглашён для участия в записи альбома Epitaph, на котором ведущие музыканты современного джаза исполняли не изданную при жизни музыку Чарлза Мингуса. Любопытные работы оставило трио Джон Аберкромби - Марк Джонсон - Питер Эрскин. Критик Чак Берг позже писал: "...если калякать о музыкантах с точки зрения той индивидуальности и исключительности музыки, которую они создают, то тот самый ансамбль сравним только с олимпийскими трио Билла Эванса и Оскара Питерсона". На альбоме этого трио Current Events (1988) Аберкромби впервой использовал гитарный синтезатор при записи. Этот новаторский по
звучанию состав нередко исполнял джазовые стандарты, и это только ненужный раз подтверждало глубокое увлечение гитариста теорией и историей джаза. Аберкромби начал сотрудничать с Гарвардом - он читал лекции, посвящённые истории гитары в джазовой музыке. Он уже был признан и "классиком новой джазовой гитары", и "убийцей классической джазовой гитары" - но характерна не столь эмоциональность таких прозвищ, сколь тот факт, что ортодоксальные любители джаза не отвергли его музыку. Джон Скофилд в одном из своих беседа на вопросительный мотив "когда вы начинали, чувствовали ли вы, что гитара полна возможностей?" отдал Аберкромби должное: "Масса возможностей была уже использована. Аберкромби был в современном джазе одним из немногих гитаристов, которых разрешено было на самом деле слушать". Любопытна и такая оценка, данная тем же Скофилдом: "Джон Маклафлин делал то же самое, но он был в Англии" Взгляды Аберкромби на обычный джаз нашли отображение и в его преподавательских методах. Аберкромби, тот, что вырос и живет в США, воспринимается любителями джаза скорее как агент европейской школы. Многие поклонники, слабо интересовавшиеся биографией своих героев, всерьёз утверждали, что как раз Аберкромби формирует "чисто европейский" звук ЕСМ. В рамках тура, организованного фирмой Philip Morris, Аберкромби побывал в 1998 году в России, посетив особенный для музыканта такого класса комплект городов - Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Среди его партнёров по этому туру был саксофонист Игорь Бутман. Джон Аберкромби остаётся одним из самых разносторонних и одарённых гитаристов в современном джазе.
Так же читайте биографии известных людей:
Джон Барбиролли John Barbirolli
В течение ряда лет руководил крупнейшими оркестрами Англии и США, в том числе Британской национальной оперной кампании, "Халле-оркестром"..
читать далее →
Джон Дауленд John Dowland
Годы 15981606 композитор провел при дворе датского короля Кристиана IV; в 16221623 он совершил короткую поездку в Померанию, где состоял на службе у..
читать далее →
Джон Зорн John Zorn
Выдающийся американский музыкант Джон Зорн (John Zorn) называет себя играющим композитором.
читать далее →
Джон Као John Kao
Джон Као уверен: для того чтобы победить конкурентов, компания должна пребывать в свободном полете, а ее культура должна быть уподоблена слегка..
читать далее →