Известные люди

»

Джон Дьюи

Джон Дьюи John Dewey Карьера: Философ
Рождение: США, 20.10.1859
Американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США.

Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. До сих пор мы негусто знаем о его предках, и все-таки известно, что основополагающий Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих сыновей, посреди потомков одного из них был Джон Дьюи, другого глава администрации области Томас Дьюи, а третьего адмирал Джордж Дьюи, получивший известность благодаря сражению в Манильской бухте в ходе испано-американской войны 1898. Три поколения рода Дьюи были фермерами, его папа занимался торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил вуз Вермонта, после этого два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в универ Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал воздействие Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил уровень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта.

Осенью того же года Дьюи начал к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считывать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888 1889) до 1894, когда ему предложили место профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики и эпистемологии на больше практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики. К 1903 т.н. Чикагская учебное заведение инструментализма переживала отрезок времени расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 школах-лабораториях, стали оказывать заметное воздействие на педагогическую теорию и практику в США. С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930, позже занимал пост почетного профессора университета. В тот самый отрезок времени он написал море работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952.

Первые сочинения Дьюи вышли в свет, когда он работал в университете Джонса Хопкинса. Это две статьи в Журнале спекулятивной философии (Journal of Speculative Philosophy), тот, что издавался в Сент-Луисе (шт. Миссури) под редакцией У.Т.Харриса и посвящен изучению и распространению гегелевских идей. Дьюи ни в жизнь не был ортодоксальным гегельянцем, и все-таки считал Гегеля выдающимся мыслителем. После знакомства с гегелевскими сочинениями собственные работы показались ему несложно интеллектуальными упражнениями. Отход Дьюи от гегельянства начался, когда он понял, что организация Гегеля носит формальный, в высшей степени искусственный нрав. Однако он продолжал мнить, что в Гегеле больше мыслительного содержания и способности проникновения в суть вещей, чем в любом другом систематическом философе, охватывая Платона.

Дьюи ни в жизнь не переставал заниматься темой демократии. В 1888 Мичиганский вуз выпустил в свет его работу Этика демократии (The Ethics of Democracy ). В 1946 во Введении к книге Проблемы человека (Problems of Men ) он прямо говорит о своей вере в демократический образ жизни, находит новые смыслы в понятии демократии и новые способы убеждения читателей в необходимости научного изучения человека в социальной среде, подобного изучению природы естественными науками. Демократия для него не порубленный на кусочки суверенитет, но партнерство в сверхиндивидуальной деятельности и воле. Это не без затей и не раньше всего форма правления, а разумная, реалистическая кооперация с целью формирования полноценных личностей. Неудивительно, что, как он сам признавал, его философия была наиболее полным образом представлена в работе Демократия и образование (Democracy and Education, 1916). Демократию и образование в интересах демократии Дьюи считал важнейшими проблемами, в исследовании которых находят естественное употребление и другие вопросы космологические, нравственные, логические. Он называл Эмерсона философом демократии, при всем при том эта характеристика в большей степени подходит ему самому, как и его слова о том, что Эмерсон был пророком и глашатаем каждый системы, которую демократия в будущем построит и воплотит в бытие.

Последней сущностью в философии Дьюи разрешается полагать опыт. Опыт одно из самых многозначных слов человеческого языка. Обычно говорится, подмечал Дьюи, что джентльмен тем ближе к действительности, чем дальше от любого опыта, тот, что когда-либо имел. В противовес этой ортодоксальной концепции, Дьюи выдвинул еретический тезис: Опыт не занавес, скрывающий от человека природу... В опыте воспринимается не навык, но натура камни, растения, животные, болезни, самочувствие, температура, электричество и т.д., охватывая преданность, благочестие, влюбленность, красоту и тайну. Иначе говоря, опыт обозначает все на свете, практически все. Интеллектуальное благоговение перед этим все, его сознательное и постоянное изучение для достижения фактов и ценностей, света и ориентира, поддержки и обновления являются, с точки зрения Дьюи, предпосылками интеллектуальной, моральной и религиозной целостности человека. Ошибки философов и вообще всех людей проистекали из отсутствия доверия к направляющим силам, внутренне присущим опыту, придерживаться которым могут только дерзновенные и мужественные люди.

Согласно Дьюи, навык есть сложное переплетение событий, каждое из которых имеет свою природу и историю. Одни из этих событий происходят, подчиняясь некой регулярности, другие представляют собой игру случая; одни полезны для человека, другие наносят ему вред. Важнейшая проблема человека научиться ими управлять; для этого мы проводим эксперименты, с помощью которых находим причины происходящих событий. Сложное переплетение событий, в которые вовлечен дядя, дает ему вероятность сочетать реализм и идеализм, объединять неизбежный практицизм с лелеемыми идеалами. С точки зрения Дьюи, существует только единственный верный методика достижения этой цели интеллект, открытое и беспредпосылочное экспериментальное мышление. В различие от процедур чистого разума, где главную образ играет чувство их рациональной правильности, работу интеллекта разрешено присматривать со стороны и сопоставлять с требованиями ситуации, которая и привела его в действо. Например, когда возникает некая задача, некогда всего высказывается догадка о том, как ее разрешается дозволить. Эта гипотеза подвергается проверке и оказывается правильной или неправильной. В первом случае акт мышления разрешено полагать завершенным, в последнем он остается незавершенным, и от решения проблемы либо отказываются, либо пробуют ее постановить ещё раз; тогда мышление начинается заново. Существенно важным отличием разума от интеллекта является то, что в первом случае ум овладевает объектами или постигает их, находясь как бы за пределами мира вещей, физических и социальных, а во втором он занимает позицию участника, взаимодействующего с другими вещами и познающего их в соответствии с определенными правилами. Различные процедуры приводят к разным результатам. Благодаря разуму мужчина достигает теоретически достоверного знания о неизменной реальности; благодаря интеллекту он способен править все время изменяющейся действительностью, состоящей из разнообразных событий.

На протяжении всего творческого пути Дьюи придерживался принципа, тот, что был сформулирован им в главе, написанной для сборника Творческий интеллект (Creative Intelligence, 1917), и о котором его коллеги вынуждены были не забывать, более того если не были способны ему следовать: Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества.

Дьюи неизменно был верен науке, при всем при том неоднократно предупреждал, что сама наука все ещё пребывает в детском возрасте и многие исправимые пороки реальности являются результатом несбалансированного, одностороннего применения методов исследования и проверки, которые только и имеют право зваться наукой. Он считал, что человеческое тварь божья есть сочетание развивающегося организма и воздействующих на него процессов природного и социального окружения. Для Дьюи логика это система исследования, а не концепция доказательства. В этом исследовании символы и вещи используются для реконструкции мира исследователя. Веру в религию, которая завсегда означает остов верований и церемоний, имеющих своего рода институциональную организацию, Дьюи предложил сменить религиозным отношением ко всем проявлениям жизни, а веру в Бога как конкретное созданье верой в те силы природы и общества, которые порождают и поддерживают идею блага как цели наших устремлений.

Сам Дьюи предпочитал величать свою философию экспериментализмом или более того инструментализмом, а не прагматизмом, как это принято в учебниках по философии. В Реконструкции в философии он писал: Когда мы приводим в действо намерение или проект, он руководит нами истинным или ложным образом, ведет нас к нашей цели или уводит от нее. Самое главное в нем его действенная, динамическая функция, и в характере деятельности, которую он порождает, содержится вся его истинность или ложность. Гипотеза, которая работает, истинна; истина абстрактное имя существительное, обозначающее совокупность случаев, действительных, предвиденных и желаемых, которые получают подтверждение самим фактом своего обнаружения и его последствий. Потребности и желания, обслуживаемые истиной, носят, и все-таки, не свой и экспансивный нрав (как у Джемса), а нрав общезначимый. И хотя Дьюи подчеркивает функциональное направление суждений и законов (и более того ощущений, фактов и объектов) и называет их средствами, орудиями, инструментами или операциями для превращения неопределенной ситуации в определенную в процессе исследования, он не отрицает, что суждения и законы играют кроме того и когнитивную образ. Он утверждает, что суть прагматистского инструментализма содержится в трактовке вместе с тем знания и практики как средств для производства полезных для жизни вещей. И все же ход познания для Дьюи является экспериментированием: каузальные суждения обретают проективный, эвристический и телеологический, а не ретроспективный, откровенный или онтологический толк. Законы, в том случае если выполняются определенные действия, являются для Дьюи предсказаниями будущих событий.

Среди основных работ Дьюи Лейбниц (Leibniz, 1888) ; Образование. Школа и среда (Education. The School and Society, 1899) ; Опыт и образование (Experience and Education, 1938), а ещё Психология (Psychology, 1886) ; Исследования по теоретической логике (Studies in Logical Theory, 1903); Как мы мыслим (How We Think, 1910) ; Очерки экспериментальной логики (Essays in Experimental Logic, 1916) ; Реконструкция в философии (Reconstruction in Philosophy, 1920) ; Человеческая натура и поведение (Human Nature and Conduct, 1922) ; Опыт и натура (Experience and Nature, 1925) ; Поиск достоверности (The Quest for Certainty, 1929) ; Общая вера (A Common Faith, 1934) ; Искусство как навык (Art as Experience, 1934); Логика как концепция исследования (Logic, the Theory of Inquiry, 1938) ; Свобода и культура (Freedom and Culture, 1939).

Так же читайте биографии известных людей:
Джон Локк John Locke

Английский философ, иногда называемый интеллектуальным вождем 18 в. и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия..
читать далее

Джон Остин John Langshaw Austin

Получил образование в Шрусбери-скул и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1933 был избран членом совета Олл-Соулз-колледжа, в 1935..
читать далее

Джон Серль John Searle

Получил образование сначала в университете Висконсина, затем в Оксфорде, где его учителями были Джон Остин и Питер Стросон. С 1959 профессор..
читать далее

Джон Рей John Ray

В 1648 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Преподавал там же математику и гуманитарные науки. В 1660 опубликовал труд Флора..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий