Известные люди
»Джонатан Свифт
Рождение: Ирландия, 30.11.1667 - 19.10
Джонатан Свифт - известный писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель родом из Ирландии. Родился 30 ноября 1667 года.Наибольшую известность Джонатан Свифт получил благодаря написанной им тетралогии Путешествия Гулливера. Другими известными произведениями Джонатана Свифта являются: "Битва книг", "Сказка бочки", "Дневник для Стеллы" и др.
В своем завещании Свифт оставил монеты на организацию госпиталя "для идиотов и лунатиков".
Джонатан Свифт родился и получил образование в Ирландии. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование вначале в школе графства Килкенни, потом в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686. Напряженная политическая ситуация в Дублине, вызванная низложением Иакова II (1688) и его попыткой отдать себе политическая элита, опираясь на своих ирландских сторонников (1689), заставила Свифта, как и многих других англичан его круга, отбыть из Ирландии в Англию. Там Свифт поступил на службу секретарем к своему дальнему родственнику Уильяму Темплу, писателю-эссеисту, государственному деятелю и дипломату жившему в Мур-Парке, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699. Следуя семейной традиции, в 1695 году Свифт принял сан англиканского священника и получил приход в Ирландии, и все-таки его помыслы притягивала литературная дело, представленная в истории семьи прославленными именами Давенанта и Драйдена.
Под влиянием писателя-эссеиста Темпла сложились основы мировоззрения Свифта. В философско-религиозных вопросах он разделял скептицизм Монтеня в англиканской интерпретации, подчеркивающей слабость, ограниченность и обманчивость человеческого разума; его этическое учение сводилось к англиканскому рационализму с требованием строгой упорядоченности чувств, их подчиненности здравому смыслу; в основе его исторических представлений лежала мысль исторической изменчивости, основанная на позднеренессансных учениях о циркуляции различных форм правления.
Если не считывать начальных малозначительных поэтических опытов Свифта, то начальный отрезок времени его творчества открывается произведением, ставшим шедевром английской литературы, Сказкой бочки и примыкающими к ней Битвой книг и Рассуждением о механическом действии духа. Они были опубликованы в 1704 г. в книге с единым заглавием, но окончательный контент появился только в пятом издании (1710). Поначалу у читателя возникает ощущение хаотичности повествования. Это ощущение подкрепляется тем, что в заглавии использована идиома (сказка бочки по-английски ещё значило тогда любая всячина, мешанина), и усиливается наличием в тексте многочисленных отступлений. Однако внешней разбросанности повествования, напоминающей образцы сатиры барокко, противостоит внутренняя, классицистски симметричная упорядоченность композиции.
Книга Свифта создавалась в два этапа в 1695 1696 и 1701 1702 гг. и имела своей целью сатирически обличить уймище грубых извращений в религии и учености. Основу повествования Сказки бочки составляет аллегорический расклад о кафтанах и трех братьях, сюжетно восходящий к популярной притче о трех кольцах, обработанной в Декамероне Боккаччо и других источниках. Свифт использует сюжет своей аллегории для иносказательной передачи обрядовой истории христианства с момента его зарождения вплоть до конца XVII в. Умирая, какой-то папа (Христос) оставил в наследство трем сыновьям одинаковые кафтаны (религию) и завещание (Библию) с подробнейшими наставлениями, как носить кафтаны и удерживать их в порядке. Первые семь лет (веков) трое братьев они ещё покуда не различаются по именам свято соблюдали отцовское завещание, но после этого, поддавшись чарам герцогини dArgent (Корыстолюбие), госпожи de Grands Titres (Честолюбие) и графини dOrgueil (Гордыня), братья пожелали изменить в соответствии с модой внешний картина кафтанов. Первым в этом преуспел единственный из них, получивший имя Петра (символ папства). Своей цели Петр добился двумя способами: с помощью хитроумно-произвольных толкований завещания и посредством ссылок на устную традицию. В конце концов он на сто процентов завладел завещанием, в поведении и проповедях перестал считаться со здравым смыслом, а братьев третировал в такой степени, что они пошли с ним на большой разрыв (Реформацию). Заполучив в свои руки завещание, Джек и Мартин (имена вождей Реформации Жана Кальвина и Мартина Лютера) преисполнились желанием претворить в жизнь заветы отца и прибрать со своих кафтанов украшения. Однако незамедлительно обнаружилось резкое различие их характеров. Мартин символ англиканской церкви начальный приложил руку к своему кафтану, но затем нескольких энергичных движений приостановился и решил в дальнейшем делать осмотрительней, в соответствии со здравым смыслом. Джек же символ пуританства, дав волю чувствам, которые он стал величать рвением, разорвал весь свой кафтан сверху донизу, вступил на стезю необыкновенных приключений и стал основателем секты эолистов (пародия на пуритан).
Центральный раздел Сказки бочки Отступление касательно происхождения, пользы и успехов безумия в человеческом обществе. Объектом сатиры Свифта, по его определению, являются нелепости фанатизма и суеверия, причем, как показали текстологические исследования Сказки бочки, критика направлена супротив католиков, пуритан, последователей материализма Гоббса и ведется с позиций англиканского рационализма. Таким образом, Свифт имел право утверждать, что из его книги не может быть добросовестно выведено хотя бы одно положение, противоречащее религии или нравственности. Известно, при всем при том, что для многих поколений читателей начиная с эпохи французского Просвещения Сказка бочки символизирует борьбу с религиозным фанатизмом в каждый его форме. Это зафиксировано в знаменитом высказывании Вольтера о Сказке бочки: Розги Свифта до того длинны, что задевают не только сыновей, но самого отца (христианство).
У своих первых читателей книжка, озаглавленная Сказка бочки, имела громкий счастливый момент. Но имя ее автора оставалось некоторое время нераскрытым, хотя к этому времени он приобрел уже известность в литературных кругах Лондона благодаря произведениям исторической публицистики.
В политических воззрениях (чему свидетельством его памфлеты), как и в своих партийных привязанностях, Свифт оставался сильно близок к вигам, и аккурат в качестве язвительного вига и литератора Аддисон и Стил привлекли его к участию в журнале Татлер. Однако Свифт вскоре почувствовал, что политика правительства вигов идет не на пользу Англиканской церкви, вследствие этого, когда в 1710 к власти пришли тори, Свифт перешел на их сторону. Правительство тори обращалось с таким мощным орудием, как дар политического писателя, больше умело, чем вожди вигов, и доверили ему свой журнал Экзаминер.
В статьях, опубликованных в Экзаминере, и в таких памфлетах, как Поведение союзников (The Conduct of the Allies, 1711), Свифт защищает тори и оказывает мощную поддержку шагам правительства, направленным к окончанию войны с Францией. Наградой за это стало направление его в 1713 настоятелем (деканом) собора св. Патрика в Дублине поощрение щедрое, хотя он надеялся на епископство либо на местоположение настоятеля большого прихода в Англии. Треволнения этих лет наряду с подробностями его повседневной жизни ослепительно запечатлены в Дневнике для Стеллы (Journal to Stella) собрании писем, адресованных Эстер Джонсон и ее компаньонке Ребекке Дингли. С обеими дамами Свифт познакомился в Мур-Парке, но в начале 1710-х они жили в Дублине.
После кончины королевы Анны и возвращении вигов к власти Свифт уехал в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, оставался до конца жизни. Какое-то время он уединенно жил в Дублине, и все-таки в 1720 ещё раз начал интересоваться общественными делами. Публикацией Писем суконщика (Drapier's Letters, 1724) с яростными нападками на строй финансовых мероприятий, которые собиралось провести в Ирландии руководство Р.Уолпола, Свифт утвердил себя в качестве выразителя чаяний ирландского народа. В других памфлетах подчас житейски бесхитростных, изредка остро сатирических, как Скромное предложение (A Modest Proposal, 1729), он выявляет социально-экономические бедствия, терзавшие Ирландию в 18 в. Публицистической деятельности Свифта в защиту Ирландии сопутствовал творческий взлет, результатом чего было создание Путешествий Гулливера (1721 1725), опубликованных в Лондоне в 1726 г. Путешествия Гулливера высшее достижение Свифта, подготовленное всей его предыдущей деятельностью. Подобно всем подлинным сатирикам, Свифт некогда всего моралист, обличающий порочность и чепуха рода человеческого во имя добродетели и здравого смысла.
На начальный воззрение, Путешествия Гулливера это расклад о забавных похождениях, книжка для детей. На самом деле это глубокая сатира: Свифт показывает неразумие людей и при этом чутко откликается на социально-политическую обстановку в Англии 18 в. Сначала Гулливер попадает в Лилипутию, страну карликов. Политические распри, придворные интриги, мелочная завидущая жаба обитателей Лилипутии выглядят в особенности смехотворными в настолько миниатюрном обществе. Затем он посещает Бробдингнег, страну огромных, как башни, великанов. Когда он славит перед ними Англию, это потешает их так же, как его смешило тщеславие лилипутов. По ходу своего третьего путешествия Гулливер посещает летающий остров Лапуту (Остров Чародеев) и землю Струльдбругов. Народы этих стран дошли до пределов ученого педантизма и литературного буквализма, донельзя извратили историю, без конца ее переписывая, познали проклятье подобно как бы до того желанного бессмертия. Наконец Гулливер делает турне в страну гуигнгнмов, где правят благородные и в высшей степени разумные лошади, которым прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом обличье, униженные в такой степени, что их картина, как и поведение, избыточный раз свидетельствуют о том, сколь невысоко может пасть джентльмен, если позволит страстям господствовать над разумом.
В 17201736 написаны многие лучшие его вирши, проект же книги Путешествия Гулливера (Gulliver's Travels) был воплощен в годы, прямо предшествовавшие ее публикации в 1726.
Умер Свифт 19 октября 1745.
Так же читайте биографии известных людей:
Джонатан Келси Jonathan Kelsey
Мою обувь носит женщина, которая умеет наслаждаться жизнью. Она энергична, умна и хочет выглядеть сексуально. Поэтому я создаю туфли на высоком..
читать далее →
Джонатан Ларсон Jonathan Larson
Его родители не имели отношения к музыкальному театру, но очень любили мюзиклы, поэтому мелодии из популярных шоу звучали в доме постоянно. Джонатан..
читать далее →
Джонатан Хортон Jonathan Horton
Американский спортсмен, способный гимнаст, участник множества состязаний, неоднократный призер и обладатель некоторого числа престижных наград. Не..
читать далее →
Джонатан Кэйн Jonathan Cain
Карьера Джонатана стала формироваться в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. Именно тогда его пригласили в музыкальный коллектив, который..
читать далее →