Известные люди
»Дидье Локвуд
Рождение: Франция
В субботу в Московском международном Доме музыки в рамках цикла И классика, и джаз выступит знаменитый французский скрипач Дидье Локвуд. Незадолго до концерта музыкант рассказал корреспонденту о программе и о своем творчестве.
- Будут исполнены ваши концерт для скрипки и концерт для фортепиано?
- Концерт Чайки написан для электроакустической скрипки и симфонического оркестра в духе современной классической музыки, но с каденциями для электрической скрипки, которая делает невероятные вещи, - получается шибко зрелищно. А концерт для фортепиано будет игрывать Даниил Крамер. Эти два концерта выйдут во Франции в мае на диске в компании Universal Classique. Я уже играл скрипичный концерт в России, и Крамер уже исполнял фортепианный концерт, но оба эти произведения будут в первый раз сыграны в единственный вечерок.
- Фортепианный концерт был изначально написан для Крамера?
- Нет, он был сочинен для замечательного французского пианиста Франсуа-Рене Дюшабля. Но когда Крамер услышал тот самый концерт, он тут же захотел его сыграть. И на диске, тот, что быстро выйдет, его играет Крамер. Оба концерта записаны с симфоническим оркестром Омска под управлением Евгения Шестакова, тот, что будет дирижировать и на московском концерте.
- Это не один ваш скрипичный концерт?
- Нет, я ещё написал концерт для Максима Венгерова пять лет вспять.
- Джазовые произведения вы также будете игрывать в Москве?
- Да, во втором, джазовом отделении мы с Крамером сыграем дуэтом, исполним знаменитые джазовые стандарты - в частности, Дюка Эллингтона - и мои собственные композиции.
- Расскажите о других ваших классических произведениях.
- У меня есть две оперы - одна для детей, другая, Libertad, будет поставлена в мае. Еще у меня есть сочинение Воспоминание о будущем, написанное для симфонического оркестра и джазового биг-бэнда, а ещё тринадцать симфонических поэм Гипноз, которые я написал для моей жены, певицы Каролины Казадезюс. Кроме того, спектакль Омкара, тот, что мы поставили с Каролиной и индийским танцором Рагунатом Мане: соединение индийского танца, индийской музыки, скрипки и голоса.
- Когда вы начали писать классические произведения?
- В 16 лет я получил первую национальную премию Франции по додекафонической композиции. Потом отошел от этого и стал джазовым скрипачом, сочинял джазовые произведения, а заново обратился к симфонической музыке, когда мне было 36.
- Мы знаем, что вы пробовали себя не только в классике и в джазе, но и в роке, сотрудничали со знаменитой группой Magma. Как это было?
- Меня и моего брата Франсиса, пианиста, пригласил на прослушивание вождь группы, барабанщик Кристиан Вандер. Мне было тогда семнадцать лет. Я пробыл в группе три года, записал два диска. Но после этого я увлекся джазом и ушел из группы. Magma существует и в текущий момент, они воссоединились, но без меня. Конечно, время от времени меня приглашают сыграть с ними на концертах, но у меня своя карьера, я занимаюсь другими вещами и не могу на все сто влиться в группу.
- У вас ибо была и своя собственная группа?
- Да, она называлась Surya. Я тогда находился под сильным влиянием Джона Маклафлина и его Mahavishnu Orchestra, это была пора расцвета джаз-рока...
- Если я не ошибаюсь, вам зачастую приходилось игрывать с другими знаменитыми джазовыми скрипачами.
- Да, и с классическими скрипачами также.
- Стефаном Грапелли, Жан-Люком Понти?..
- С Грапелли - да, а вот с Понти я ни при каких обстоятельствах не встречался. Со Стефаном мне повезло игрывать довольно длительно. Еще я сотрудничал со скрипачом Михалом Урбаняком. Иногда я играю с классическими скрипачами, с Вадимом Репиным, Максимом Венгеровым, к примеру. У меня более того было турне в составе группы Three of a Kind с участием Венгерова и потрясающего цыгана из Венгрии, скрипача Роби Лакатоша. Несколько месяцев вспять мы играли с Лондонским симфоническим оркестром и в будущем году сызнова собираемся в турне.
- Какие ощущения возникают, когда вы играете в ансамблях с другими скрипачами?
- Конечно, когда совместно играют скрипачи с разными стилями, они влияют приятель на друга, вдохновляют приятель друга. Я многому научился в таких ансамблях. А вот Венгеров, в частности, учится джазовой игре в моем Центре импровизации во Франции.
- С Венгеровым вы также играли джаз?
- Нет, он в то время как учится, готовится (смеется). Но я думаю, что посредством немного месяцев он сможет без проблем и что-нибудь джазовое сыграть.
- Вы выступали со многими джазовыми звездами. Кто оказал на вас наибольшее воздействие?
- Мне посчастливилось познакомиться и негусто поиграть с представителями старого поколения - саксофонистом Стэном Гетцем, барабанщиком Артом Блэйки, пианистом Дэйвом Брубеком, тот, что меня в первый раз пригласил в Нью-Йорк, в Карнеги-холл. Я был более того знаком с Диззи Гиллеспи! Кроме того, я играл с пианистами Мишелем Петруччиани, Хэрби Хэнкоком, Чиком Кориа, саксофонистом Майклом Бреккером, барабанщиками Тони Уильямсом и Билли Кабэмом
- С какими этническими музыкантами вы играли чаще всего?
- С индийскими и африканскими. Во Франции вообще большая африканская община, там полно музыкантов. Еще я, в частности, играл с Пако де Люсией.
- Ваш столичный концерт состоится в рамках цикла И классика, и джаз - вы сами как-то разделяете эти направления?
- Я в равной мере люблю оба: и то, и другое - музыка. Кроме того, если применять идею джазовой импровизации в симфонической музыке, полагаю, что симфоническая музыка только выиграет. У меня самого есть и джазовые, и этнические элементы в классических произведениях. В каденциях я смешиваю элементы различных культур - цыганской, африканской, еврейской.
- Что такое рок для вас?
- Для меня большую образ сыграли Джими Хендрикс, Фрэнк Заппа
- Какие у вас впечатления от России?
- Я обожаю Россию. Я неоднократно играл с русскими оркестрами. Мне хочется мыслить, что я сам пишу в духе русской школы (смеется). Я люблю многих замечательных русских музыкантов, знаменитое русское гостеприимство, человеческую теплоту, которые я в этом месте встретил, несмотря на то что условия временами бывали трудными.
- Вы играли какие-нибудь классические произведения русских композиторов?
- Конечно, как и каждый студент консерватории (смеется). А с тех пор - нет, оттого что, когда я играю классические программы, исполняю свои собственные пьесы. Иногда, конечно, случается поиграть Бартока но Барток не российский композитор!
Бегом по свету
Дидье Локвуд родился в 1956 году в Кале в семье скрипача. В 1972-м с отличием окончил местную консерваторию и получил премию по композиции, потом чего увлекся рок-музыкой и на три года присоединился к легендарной группе Magma. В 1976-м обратился к джазу позже встречи со Стефаном Грапелли. Выступал и записывался со многими звездами мирового джаза. С 1993-го также с работой в джазовых ансамблях сочиняет и исполняет произведения в жанре современной академической музыки. Отметил 30-летие концертной деятельности в 2003 году двойным альбомом Globe-Trotter.
Так же читайте биографии известных людей:
Дидье Маруани Didie Maruani
Маленький принц синтезаторов Дидье Маруани и его группа Space хорошо известны в нашей стране еще с начала 1980-х, когда фирма "Мелодия" перепечатала..
читать далее →
Диего де Торрес Вильяроэль Diego Torres Viluayroel
Сын владельца книжной лавки при Саламанкском университете. В 1715 году прибыл в Мадрид, пробавлялся различными занятиями, вплоть до уличного..
читать далее →
Диего Родригес де Сильва Веласкес Diego Velazquez
Диего Родригес де Сильва Веласкес - испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко.
читать далее →
Диего Ривера Diego Rivera
Мексиканский живописец, художник-монументалист и график.
читать далее →