Известные люди

»

Доменико Жилярди

Доменико Жилярди Domeniko Jilardi Карьера: Архитектор
Рождение: Швейцария, 4.6.1785
Родился в Монтаньоле (Швейцария) 4 (15) июля 1785 в семье архитектора Джованни Баттиста (Ивана Дементьевича) Жилярди, который в 1787 начал работать в России.

Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди. 4 июня 1785 года в Монтаньоле у него родился старшой отпрыск, получивший имя Доменико. В 1796 году в одиннадцатилетнем возрасте пацан вкупе с матерью в первый раз приехал к отцу в Россию. Здесь его стали кликать Дементий Иванович.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сию минуту увлекла его. Он мечтал сделаться художником-пейзажистом. В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, папа отправил его в Петербург к художнику Феррари обучаться рисованию и живописи. Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году - к историческому живописцу Карло Скотти, у которого обучался в течение трех лет.

В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, изредка посылает отцу свои рисунки. Отец продолжает присматривать за успехами сына. Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом. В одном из писем к родным в Швейцарию папа сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

По-видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после этого краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года. Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью. Но художником он все же не стал. Критический разбор своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отступиться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая фатум, больше отвечала особенностям его дарования. От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди разумение значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное влияние создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди примерно четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции. В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство Московского Воспитательного дома, с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, совместно с другим помощником архитектора Воспитательного дома Афанасием Григорьевичем Григорьевым и вдогон за населением, покидавшим городок, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

Первые годы после этого Отечественной войны были заполнены работами по приведению в строй зданий Воспитательного дома, проектированию сообща с отцом новой аптеки и лаборатории Дома. С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

В восстановлении здания Московского университета (1817-1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди. Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник, как конструктор и, в конце концов, как организатор, за два года осуществивший до того крупное возведение.

Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались только объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную образ университета, Жилярди привнес значительные изменения в заключение главного фасада, он придал ему больше праздничный, совершенный героического пафоса вид. Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. В обновленном облике сооружения зодчий стремился выделить идею торжества наук и искусств, достичь органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

В июле 1817 года Жилярди-старший, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился в чужие край впредь до выздоровления, а в марте 1818 года за старостью и слабостью был уволен вовсе. После его отъезда место архитектора Воспитательного дома занял его отпрыск.

В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома в Кудрине и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади. Перестраивая сооружение Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди прикрыл его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826-1827 годах, были пристроены весьма вынесенные вперед крылья, образовавшие основательный парадный двор.

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814-1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот. Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы стержневой обитель он поворачивает на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса. Однако при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем. Особой красотой и парадностью отличается немалый танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущие по продольной и поперечной осям дома. Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой-лоджией в 1832 году был опубликован в Альбоме Комиссии для строений в Москве и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для подражания в застройке послепожарной Москвы.

Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823-1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое роль для его творческой деятельности на ближайшие годы. Этому полно способствовало то положение, что Опекунский совет - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования на сто процентов или частично старых построек и мог больше полно осуществить свои идеи.

Занявшее основное местоположение в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный результат, сооружение Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая организация кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора. Функциональное направление здания вошло в возражение с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог осилить Жилярди.

Интересным было цветовое вывод интерьера здания Совета. Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов ещё были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была образ Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, только в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений - жилище князя С.С. Гагарина на Поварской улице. Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не обычный колонный портик, а арочное оконце с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада. Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства здания Жилярди обращается к контрастным приемам из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, аналогично Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре. Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

Созданные без малого вместе с тем интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина - одни из лучших в творчестве Жилярди.

Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки - в Кузьминках, подмосковной усадьбе князей Голицыных.

Основное роль в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820-1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, с правой стороны от главного дома, и ладно виден с дальних и ближних точек зрения. Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре. Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре. За ним прячется собственно конный двор с расположенными около него в форме буквы П центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный нрав, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему совместно с ним Александру Осиповичу Жилярди.

В октябре 1826 года сию минуту же после этого окончания строительства Опекунского совета Жилярди начал к перестройке Слободского дворца в Лефортове. Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома. Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

Учитывая большущий объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт О представлении ему двух знающих помощников к производству работ. По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев. В самый-самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает позволение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева. Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

Здание получило правильный вид, соответственный назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортова. Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил шибко вытянутое сооружение единому пространственному решению и сообща с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и больше низкие двухэтажные галереи.

В 1829-1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы. Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало рослый порядок профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи. Фасадное вывод дома с улицы противопоставлено идеально иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания - его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами. Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами. Большое важность в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает план своего последнего сооружения в России - мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное вывод, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам. С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком М.Д. Быковский; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О. Жилярди - помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др. Он передавал им свой утилитарный навык и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

Отход Жилярди от активной деятельности обозначился достаточно толково. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем. В одном из писем он сетовал Был бы я безупречно здоров, то я не называл бы это жертвой, но так как я чувствую себя весьма погано, то могу только сетовать на свою судьбу... Угнетенное состояние, плохое самочувствие, длительное вдовство, может быть, депрессия по единственной дочери, воспитывавшейся в Швейцарии, побудили принять заключение об отъезде, и в 1832 году он уезжает.

Творческий стезя его был закончен. На родине в Монтаньоле он построил только одну часовню, придав ей, как бы в память о Москве, формы московского классицизма. Она стоит на дороге от Золотого холма близ Монтаньолы, где было его поместье, в монастырь Сан-Аббондио, на кладбище которого сквозь двенадцать лет зодчий был похоронен рядом со своей дочерью Франческой.

Остаток своей жизни Жилярди проводил в своем поместье в Швейцарии, на зиму уезжая в Милан. 5 марта 1833 года его избрали членом-корреспондентом той самой Миланской Академии искусств, где тридцать лет вспять он изучал ставшее для него дорогим искусство архитектуры.

Умер Жилярди 26 февраля 1845 года в Милане.

Так же читайте биографии известных людей:
Доменико Трезини Domeniko Trezini

Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления..
читать далее

Доменико ЭльГреко Domeniko EliGreko

В лице Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, остров Крит вторично со времен отдаленной древности стал родиной беспримерного новаторства...
читать далее

Доменико Синискалько Domeniko Siniskalko

По образованию экономист. Беспартийный. Был профессором университетов в Турине и Кембридже, а также университета Джона Гопкинса (США). Занимал..
читать далее

Доменико Скарлатти Domeniko Scarlatti

Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий