Известные люди
»Евгений Горбатюк
Рождение: Украина, 23.10.1914
Старший лейтенант Е. М. Горбатюк совершил 203 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил 4 самолёта противника, уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы неприятеля. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 23 Октября 1914 года в селе Копытинцы, теперь Летичевского района Хмельницкой области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и сельскохозяйственный техникум, был на комсомольской работе. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии, сражался в составе 28-го истребительного авиационного полка ( 15-я авиационная дивизия ).
К Февралю 1942 года начальник эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО страны ) Старший лейтенант Е. М. Горбатюк совершил 203 боевых вылета, в 26 воздушных боях сшиб 4 самолёта противника, уничтожил значительное число боевой техники и активный силы неприятеля. 4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
К концу войны произвёл 347 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 19 самолётов противника ( лично и в группе с товарищами ).
После войны продолжал служить на ответственных должностях в ВВС. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба, был заместителем Главнокомандующего ВВС. Генерал - Полковник авиации ( 1967 год ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й и 3-й степени, медалями. Умер 2 Марта 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
* * *
Войну Лейтенант Е. М. Горбатюк встретил в составе 28-го истребительного авиационного полка. Эта количество, которой командовал Майор Н. Ф. Демидов, стояла под Львовом, в 10 километрах от Государственной границе, у которой накапливались немецкие войска. И то ли до слуха командиров донёсся беспокойный скрежет гусениц вражеских танков, то ли сердцем почувствовали они приближение грозы, но в ту темное время суток в гарнизоне никто не спал. А с рассвета намечались учения. Было примерно 3 часов, когда начальник полка Нестор Филиппович Демидов подбежал к самолёту Горбатюка, ударил по плоскости: "Лейтенант, вам взлёт !"
Пять истребителей ушли в предрассветное небосклон. Ждали встречи со своими СБ - скоростными бомбардировщиками, в силу того что что в соответствии условиям учений предстояло отражать их налёт по войскам "условного противника". Но безотложно же позже взлёта увидели зарево. Оно было не на востоке, как типично в часы рассвета, а надвигалось с запада. Потом встретили германский бомбардировщик. Он метнулся в сторону, выплюнул две голубые трассы пулемётных очередей и нырнул в облака.
На аэродроме уже знали, что началась битва. Над лётным полем висела армада немецких бомбардировщиков. Бомбы со свистом буравили воздух. И только 5 лётчиков, раньше других поднявших в небосклон свои машины, не знали, что махаловка уже идёт, они жили и действовали по законам мирного времени и не имели права раскрывать пламень по врагу. Вся цепочка самых невероятных событий - от зарева на границе до появления чужого самолёта - воспринималось ими как случайное стечение обстоятельств.
И всё же, когда механик, встретивший самолёт затем посадки, крикнул: "Война !", Евгений Горбатюк принял это известие, как мужчина, что надо подготовленный к таковой неожиданности.
- Да, на границе уже идёт мордобой, - сказал он как разрешается спокойнее.
- И нас бомбили, приятель Лейтенант, - сообщил механик, - старинный склад в щепки разнесли, сокрушили бывшую стоянку самолётов, подожгли лагерь...
Он перечислял подвергнутые бомбёжке объекты, а в голосе его чувствовалось мальчишеское веселье. Не сдержался и Лейтенант Горбатюк: "Молодцы !"
Он, как и механик, имел в виду горстку специалистов, которые в то роковое начало дня спасли аэропорт, людей и технику. Появились они в гарнизоне за месяц до начала войны. Задание было у них трудное, но, как казалось тогда многим, не совершенно серьёзное. Они строили ложный аэровокзал, фанерные самолёты, макеты бензохранилища, казарм. А сквозь реальное лётное поле провели глубокое русло несуществующего ручья.
Нередко лётчики путали ложный аэропорт с настоящим, а на посадке с опаской приземляли машины в "воду", хотя знали, что никакого ручья на самом деле не существует.
- И кто их прислал сюда, этих маскировщиков, - говорили в полку, - копаются в земле, как кроты.
Особенно невпроворот иронических реплик вызывали окопы и щели, исполосовавшие землю кругом лагеря и в районе капониров.
- Начнётся битва, эти дыры вряд ли спасут, - заявляли некоторые "провидцы".
А приезжие с удвоенной энергией воплощали в бытие свои замыслы. С каждым днём подлинный аэровокзал как бы смещался в сторону, врезаясь в чаща, а иной, ложный, с бутафорским оборудованием становился всё больше видным, броским, прикрывая собой скрупулезно укрытые самолёты, бензохранилище, жилые и служебные помещения...
- Потери большие ? - спросил Горбатюк у механика.
- Какие там потери, - тот махнул рукой, - они же по макетам били, только штабной Ли-2 и пострадал.
Лейтенант Горбатюк, как и другие лётчики, понял: полк жив, полк будет сражаться с врагом. На востоке занималась заря. Начинался строгий и угрожающий день - первостепеннный день Великой Отечественной войны.
...Считанные минуты получили только что севшие лётчики на подготовку ко второму вылету. А если вещать точнее, никто никакого времени не определял: битва установила свои рубежи и нормативы. Они были жёсткими: вторая лавина вражеских самолётов приближалась к аэродрому.
Сразу же вслед за тем взлёта Горбатюк повёл шестёрку на высоту. Он знал, что вероятным противником будут Ме-109 и ещё он знал, что наши МиГ-3 на здоровый высоте сильнее "Мессеров". Вот отчего двигатель работал на полных оборотах, а точка зрения беспокойно скользил по горизонту. И как гром среди ясного неба звук ведомого: "Справа группа Ме-109 !"
Первой реакцией был вздох облегчения: девятка противника находилась ниже их. Секунды, отвоёванные на земле при подготовке к вылету, тут, в небе, стали как бы вторым оружием, предоставив группе тактическое превосходство. Круто развернувшись, Горбатюк перевёл машину в пикирование. Он ловил в сетку прицела ведущего немецкой девятки.
Классической атаки, типы которых разрабатывались в учебных классах, не получилось. Смешались самолёты, перепутались огненные трассы. А главным желанием в этой бешенной карусели было только одно: вскрыть жар. И когда серый распластанный силуэт "Мессера" оказался в прицеле, Горбатюк дал залп из всех огневых точек. Цель не задымилась, а рассыпалась, как рассыпается следом удара стеклышко. Это была первая боевая пальба и первая воздушная виктория Лейтенанта Горбатюка. В неописуемом восторге он рванул ручку управления на себя и сию минуту увидел нос другого Ме-109, направленный на его машину, и с ужасом понял, что уже не успеет ничего предпринять. Раздался шум, как будто в двигатель попала молния, посыпалось стеклышко разбитых приборов, запахло гарью. На миг увидел он внизу свой аэропорт и, почувствовав, что агрегатина в то время как послушна, повёл её на посадку.
...Первый день войны стал для Лейтенанта Горбатюка испытанием и мужества, и мастерства, и стойкости. На рассвете 22 Июня он сшиб вражеский самолёт и был сбит сам. Он почувствовал и веселье победы, и горечь поражения. Но день только начинался. Впереди были новые боевые вылеты.
11 раз прорывались к аэродрому вражеские армады. 11 раз за единственный день над лётным полем возникали бои, а на землю падали бомбы, подбитые самолёты - и чужие, и свои. Но аэровокзал жил, не сдавался, и все 8 вылетов, совершённых 22 Июня 1941 года в памяти Евгения Михайловича Горбатюка слились в цельный мордобой - продолжительный, изматывающий, жуткий. Вот он преследует самолёт противника. А вот уже сам, невероятным "крючком", чуть-чуть выходит из - под удара. Подбит ведомый Николай Воробьёв. Горбатюк видит, как от самолёта друга отделяется тёмная точка и над ней раскрывается купол парашюта. А вот самолёт Саши Шахрая, окутанный дымом, врезается в землю. И всё это происходит в течение одних суток. И нереально осознать, как могут 24 часа вместить в себя столь нечеловеческих бед и столь человеческого мужества.
Ещё единственный махач, как и тот, основополагающий, Горбатюк помнит отчётливо. Это был уже 8 его вылет. И, по всей видимости, как у бегуна появляется в критический миг второе дыхание, так появилось оно у лётчика в том нелёгком бою.
Немецкий пилот был упрям и опытен. Он не рассчитывал на эпизод, не искал подходящий для стрельбы миг. Он хотел сломить волю нашего лётчика в единоборстве. И Горбатюк понял: исход боя решит мастерство. Уставший, измотанный в 7 предыдущих вылетах, он почувствовал как гром среди ясного неба прилив новых сил. Самолёт стал послушнее, а зрачок зорче. Лётчик отчётливо видел рисунок боя, угадывал маневр, задуманный противником. Поединок с каждой минутой становился всё напряжённее: виражи делались круче, а косые петли, как будто затягиваясь, сокращались в диаметре. Перегрузка росла. Тело всё больше и больше наливалось свинцовой тяжестью.
Горбатюк ощущал ощущение небывалой остроты ощущения. Он понимал, что малейшая его оплошность, самая незначительная уступка будет стоить жизни. Силы противников были равны. И всё зависило от двух факторов: выдержки и умения безукоризненно пилотировать самолёт. Наверное, это сознавал и недруг. Но то ли нервы здали, то ли подвело высокомерие, только в единственный из моментов боя, в верхней точке раскосый петли, германец решил ускорить свою победу, которую считал, несомненно, закономерной и... допустил ошибку. Горбатюк не несложно увидел, всем существом ощутил, что недруг перетянул ручку управления самолётом. "Мессер" закачался с крыла на крыло, теряя прыть. Это был уже не неприятель, равновеликий по силе и мастерству, а беспомощная мишень. И Горбатюк не упустил своего шанса...
Горячий был денёк - воскресение 22 Июня 1941 года: 8 боевых вылетов и девятый - перелёт на другую лётную площадку - совершил тогда Лейтенант Горбатюк. Два вражеских самолёта уничтожил он в первостепеннный день войны. А 6 Июля 1941 года в Кремле М. И. Калинин вручил ему орден Красного Знамени, первую боевую награду в этой долгой и кровопролитной войне.
...19 аэродромов успели поменять лётчики 28-го ИАП до 13 Октября 1941 года, когда они прибыли в Монино и вошли в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Большинство лётного состава к тому времени уже успели "понюхать пороха" в ходе боёв на Юго - Западном фронте.
В боях за Москву старшой адьютант и парторг 2-й эскадрильи 28-го истребительного авиаполка Лейтенант Е. М. Горбатюк провёл не единственный десяток воздушных боёв. При этом он умело сочетал партийную работу с личным примером в бою, воспитав несть числа отважных воздушных бойцов.
19 Октября Горбатюк поднялся в воздух сообща с лётчиком В. Н. Безяевым. Встреча с противником произошла недалече от аэродрома, когда лётчики более того не успели набрать высоту. Но медлить было запрещено, и Горбатюк ринулся в атаку. Безяев еле-еле успевал воспроизводить маневры ведущего, боясь отстать от него. Меткой очередью Горбатюк сразил единственный вражеский самолёт. После боя он указал молодому пилоту на все его промахи, был строг и требователен, не делал скидок на юность и неопытность.
24 Октября лётчики эскадрильи провели успешный воздушный мордобой с группой вражеских самолётов, в немного раз превышающих их силы. Молодой лётчик Безяев в этом бою дрался наравне со своими больше опытными товарищами. Когда Горбатюк атаковал "Хейнкель-111", на него напала пара Ме-109. Безяев тотчас же пришёл на выручку. С кабрирования дал очередность по одному из "Мессеров", тот, что тут же зажегся и стал заваливаться набок. Второй Ме-109 спешно отвалил в сторону...
В небе над Москвой, в иные дни, было достаточно горячо и расслабляться не приходилось. Так, в частности, 14 Ноября 1941 года лётчики 28-го ИАП совершили 51 боевой вылет по прикрытию объектов в районах между Звенигородом и Кубинкой и участвовали в 26 воздушных боях с немецкими пилотами из I / JG 52. В состав групп входили будущие Герои Советского Союза Е. М. Горбатюк, И. М. Холодов и А. Я. Фёдоров. Хотя наши лётчики и доложили о 8 сбитых ими Ме-109, реально удалось приметить только 2 "Мессершмитта". В то же время полк потерял 7 истребителей МиГ-3 и 5 пилотов, считавшихся пропавшими без известия...
К Февралю 1942 года начальник эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Е. М. Горбатюк совершил 203 боевых вылета, в 26 воздушных боях сшиб 4 самолёта противника, уничтожил значительное численность боевой техники и активный силы врага.
16 Февраля 1942 года к Москве немного раз пытались прорваться вражеские самолёты - разведчики. Один из них, "Хейнкель-111", уничтожило звено самолётов МиГ-3, которое возглавлял Старший лейтенант Евгений Горбатюк. Звено патрулировало район Медовников, и в этом месте ведущий обнаружил Не-111, шедший на встречно - пересекающемся курсе на той же высоте, что и наше звено - невдалеке от нижней кромки облаков.
Истребители с ходу штурмовали врага, но он успел сманеврировать и зайти в облачность. Горбатюк оставил одного из ведомых под облаками, а с другим устремился вверх. Там он ещё обнаружил врага и атаковал его. На тот самый раз удачно. Лётчик, оставшийся внизу, наблюдал, как горящий самолёт врага упал и взорвался в районе населённого пункта Медовники.
А вскоре, 4 Марта 1942 года, за мужество и воинское мастерство проявленные в схватках с врагами, Евгений Михайлович Горбатюк был удостоен звания Героя Советского Союза.
С Февраля 1944 года Майор Е. М. Горбатюк командовал 63-м Гвардейским ордена Кутузова 3-й степени Виленским истребительным авиационным полком ( 3-я Гвардейская Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени Брянская истребительная авиационная дивизия ). Его полк благополучно действовал на Северо - Западном фронте, а позже в Прибалтике. В этом полку сражался прославленный лётчик Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев.
Начав войну Лейтенантом, заместителем командира звена, Евгений Михайлович Горбатюк закончил её Подполковником, командиром Гвардейского авиационного полка. Он произвёл 347 успешных боевых вылетов, в том числе 50 - на штурмовку. Проведя десятки воздушных боёв, записал на свой счёт 19 побед ( 11 самолётов сшиб лично и 8 - в группе с товарищами ).
Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Дранищев Eugene Dranishev
Всего выполнил 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил лично 21 и в составе группы 7 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Евгений Евсеев Eugene Evseev
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Евгению Архиповичу Евсееву присвоено 8 февраля 1943 года.
читать далее →
Евгений Жердий Eugene Zherdiy
Звание Героя Советского Союза Евгению Николаевичу Жердию присвоено посмертно 5 ноября 1942 года.
читать далее →
Евгений Лобанов Eugene Lobanov
Старший лейтенант Е. И. Лобанов на подступах к Севастополю произвёл 89 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники врага. Уничтожил 24..
читать далее →