Известные люди
»Евгений Лобанов
Рождение: Россия» Москва, 11.3.1942
Старший лейтенант Е. И. Лобанов на подступах к Севастополю произвёл 89 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники врага. Уничтожил 24 танка, 19 автомашин с живой силой, 6 полевых орудий, 9 миномётов.0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды.
Родился в 1916 году в Москве в семье рабочего. Образование среднее. С 1936 года обучался в школе морских лётчиков при Главсевморпути. С 1938 года служил в Военно - Морском Флоте. В 1939 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Пилот 18-го штурмового авиационного полка ( ВВС Черноморского флота ) Старший лейтенант Е. И. Лобанов на подступах к Севастополю произвёл 89 боевых вылетов на штурмовку активный силы и боевой техники врага. Уничтожил 24 танка, 19 автомашин с активный силой, 6 полевых орудий, 9 миномётов.
11 Марта 1942 года во время штурмового удара по артиллерийской батарее противника самолёт ведущего Капитана М. М. Талалаева был подбит и произвёл вынужденную посадку на нейтральной полосе. Чтобы вручить вероятность командиру достигнуть до своих окопов, произвёл 3 захода на вражеские позиции. При последнем заходе самолёт был подбит и загорелся. Пилот направил его на зенитную батарею противника. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды.
Именем Героя названы село Богемка Джанкойского района Крымской области и корабль Морского Речного Флота РСФСР.
* * *
К началу Великой Отечественной войны в аэроклубах, кружках парашютистов и планеристов из молодёжи, преимущественно комсомольцев, было подготовлено возле 400 тысяч лётчиков запаса, пилотов - планеристов, парашютистов, авиамехаников и других авиаспециалистов. Комсомол вёл их по пути верного служения Родине. Этот тракт отчётливо просматривается в биографиях миллионов молодых людей из поколения комсомольцев 1930-х годов. Вот одна из них.
...Осенью 1931 года в одной из московских школ 7-классники писали сочинение на тему: "Кем я хочу быть ?". Женя Лобанов, первым в школе завоевавший право носить значок ГТО, выразил родное стремление следующими словами:
"Когда на школьном вечере в крайне торжественной обстановке мне вручили значок ГТО, единственный из товарищей сказал: "Повезло тебе, Женя !" Но я не согласен с этим. Мне не повезло: добился этого трудом, тренировкой, борьбой. Я делал всё это оттого, что знаю: мне надобно быть здоровым и сильным. Потому, что вслед за тем спасения челюскинцев крепко решил сделаться лётчиком. Лётчики шибко нужны нашей стране..."
Эти строки не могут не восхищать искренним, горячим патриотизмом молодого гражданина и глубоким пониманием связи между мечтой о небе и напряжённой физической тренировкой на земле.
После окончания 7 классов Женя поступил в фабрично - заводское училище при московском заводе "Динамо", где овладел сложной специальностью электромонтажника. В заводской секции Осоавиахима, в которую Лобанов пришёл по путёвке комсомола, он выполнил нормы на приобретение значка "Ворошиловский стрелок", стал победителем соревнований в организованный комитетом ВЛКСМ "День красного снайпера". О Лобанове писала тогда заводская многотиражка. Автор заметки высказывал убеждение, что юный спортсмен ещё не раз благополучно выступит за свой коллектив.
Но так получилось, что Женя не остался на заводе. Комсомол позвал юных на ударную стройку: возводить столичный метрополитен. И Лобанов стал метростроевцем, проходчиком в бригаде имени Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.
Бригадир - младой парнишка, курносый и веснушчатый - встретил новичка приветливо и сию минуту же с места в карьер стал повествовать о человеке, именем которого названо их рабочее подразделение.
- Да я его знаю, - признался Лобанов. - Он мне в школе комсомольский квиток вручал.
- А не загибаешь ? - спросил бугор и чутко посмотрел на Лобанова.
- Какой же мне толк загибать ? - удивился Женька.
- Ну, раз так, вот тебе боевое задание: приведи его в бригаду. Ребята давнехонько об этом мечтают.
- Ладно, - кивнул Лобанов. Он не хотел разом пасовать перед бригадиром, но в то же время совсем не был уверен в успехе дела, которое ему поручали. Бригадир, видно, разгадал его состояние и, хлопнув новичка по плечу, радостно сказал:
- Да ты не тушуйся, Женя ! Нам, метростроевцам, никто и ни в чём не откажет.
Прав оказался бугор Алёша Соловьев: приехал в бригаду своего имени Анатолий Васильевич Ляпидевский. Готовили ему встречу в клубе, за столом, покрытым красным кумачом, а он всё смешал, всё в распорядке перепутал, попросив выпустить его в шахту. Пробовали отговорить: бригада как раз проходила тяжёлые плывуны, на участке то и занятие прорывалась влага, создавалась сложная ситуация, объявлялись авралы. Но прославленный лётчик стоял на своём:
- Как же это я не побываю там, где вы трудитесь любой день.
Пришлось всем переодеваться, выискивать спецодежду для гостя и покидать на глубину. И только немного часов через состоялась саммит в клубе.
- Трудная у вас служба, пацаны, - говорил Ляпидевский, обращаясь к своим молодым друзьям. - Трудная, но почётная. И пройдёте вы тут такую закалку, о которой только грезить позволительно. Нам нужны люди крепкие. Так что считайте, что вам повезло. Занимайтесь в свободное время спортом - это постоянно ладно.
После встречи с прославленным лётчиком у Евгения ещё больше укрепилась греза об авиации. Было нелегко ему - служба, учёба на вечернем отделении рабфака и спорт. Увлёкся плаванием, стал систематично колесить на тренировки в бассейн, где занимался сообща с Виталием Ушаковым, Семёном Бойченко, Леонидом Мешковым, ставшими позже знаменитыми спортсменами. Женя дружил с ними и старался ни в чём не отставать.
Весной 1935 года Евгений Лобанов на всесоюзных соревнованиях выиграл заплыв в плавании на боку на дистанции 100 метров. Через месяц на первенстве Москвы на 100-метровке кролем обыграл чемпиона страны А. Васильева.
Имя талантливого спортсмена звучало всё громче на турнирах самого высокого ранга. В конце сезона газета "Красный спорт" в обзоре, посвящённом его итогам, писала:
"Мы с радостью отмечаем, что в наше советское плавание пришла большая группа способной молодёжи, делающей заметные успехи в овладении спортивным мастерством. Среди них в первую очередность необходимо пометить Семёна Бойченжо, Леонида Мешкова, Виталия Ушакова, Евгения Лобанова..."
Успешно выступал Евгений Лобанов и в состязаниях по водному поло в основном составе команды мастеров московского "Торпедо" - одной из сильнейших в стране.
Казалось бы, граница жизни уже определилась достаточно чётко: передовик производства, первоклассный спортсмен. Но комсомолец Евгений Лобанов благополучно учится водить самолёты. Вэтого единственный раз припоздал он на занятия. Ребята недоумевали: в чём занятие ? Недоумение разъяснила московская газета, в которой было написано следующее:
"Подвиг спортсмена. 5 Июля прославленный в Москве пловец и ватерполист, мастер спорта, курсант Центрального аэроклуба Осоавиахима Евгений Лобанов, направляясь на очередное дело на аэровокзал, услышал крики о помощи. Выскочив из вагона трамвая на ходу, он бросился к берегу и увидел, что в реке тонет паренек. В толпе, наблюдавшей за этой трагедией, были в основном женщины и дети. Не раздумывая, сбросив с себя в одно миг обувь и верхнее платье, Евгений Лобанов бросился в воду, скоро добился середины реки. Притянув к себе вынырнувшего на какую - то долю секунды ребенка, бесстрашный спортсмен поплыл с ним к берегу, уложил на песок. И только убедившись, что всё в порядке, стал облекаться. На все просьбы очевидцев его благородного поступка прозвать себя герой только застенчиво улыбался и твердил одно:
- Некогда мне, товарищи. На занятия опаздываю.
Только благодаря тому, что 2 товарища спасённого узнали в спасителе своего старого знакомого, за которого они, оказывается, не раз переживали, мы можем сообщить его имя и выказать сквозь нашу газету восхищение истинно благородным поступком известного спортсмена, значкиста ГТО".
Окончив аэроклуб, он едет в училище военных лётчиков, благополучно оканчивает его. Лейтенант Евгений Лобанов прибыл в полк морской авиации 3 Сентября 1939 года. Через 2 дня он уже отправился в основополагающий учебный полёт над просторами осенней Балтики. А после этого не раз уходил на дальние маршруты, бороздил небеса над землёй и водой, немного раз участвовал в сложных общефлотских учениях. Однажды затем трудного полёта, когда обстоятельства требовали предельного напряжения моральных и физических сил, начальник экипажа Николай Голованов сказал своему напарнику:
- А ты, видать, чувак железный...
- Спортивный я, - ответил Евгений.
- Спортивный, железный - это без малого одно и то же.
Да, сама существование убеждала в справедливости этих слов. Закалка, полученная на земле, помогала в любых ситуациях оставаться сильным, чувствовать себя в небе, как в близкий стихии. Это в особенности проявилось в дни, когда над суровым Карельским перешейком, над близкий Балтикой начались воздушные схватки с белофинами.
В единственный из последних дней Февраля 1940 года начальник части поставил перед экипажем, в тот, что входил Лейтенант Е. И. Лобанов, особенно важную задачу: разыскать и истребить тяжёлую батарею, пламень которой наносил серьёзный урон нашим войскам, мешал их продвижению вперёд.
Стоял явственный, морозный день, когда их самолёт поднялся в воздух. Несколько раз проутюжили заданный квадрат, и в конце концов удача: мишень обнаружена.
- Атака ! - отрывисто приказывает начальник экипажа.
И бомбово - пулемётный смерч обрушился на вражескую позицию.
За первым заходом последовал второй, третий... Последний заход. Пике. Безостановочно трещит пулемёт. Командир уводит самолёт с боевого курса, грубо набирает высоту. "Всё. Сейчас - домой", - подумал Лобанов. Но как нередко во фронтовой жизни люди радуются преждевременно... Вприятель на высоте, когда уже пошли над морем, курсом на близкий аэропорт, машину грубо тряхнуло. "Зенитный снаряд", - подсказало рассудок.
Действительно, осколки от разорвавшейся вблизи бризантной гранаты впились в чувствительное туловище бомбардировщика. Самолёт ещё немного раз содрогнулся, вроде удивляясь тому, что с ним происходит, а следом перестал слушаться воле лётчика и вошёл в штопор. Высота резво падала. Попытки командира выровнять машину не дали результата. Выход ? Они оба его превосходно знали: нужно немедля облегчить самолёт. Времени на обдумывание без малого не оставалось.
- Я пошёл за борт ! - крикнул в шлемофон Евгений. - Прощай. - И нырнул в холодную, подёрнутую голубизной бездну.
Подождав, в то время как самолёт оказался в стороне, Евгений дёрнул за колечко парашюта. Прошли положенные секунды, но он не почувствовал привычного толчка строп, не увидел желанного купола над головой. Он отсчитал ещё 3 секунды и рванул колечко запасного. Но, запутавшись в стропах основного, тот также целиком не раскрылся. Скорость падения, истина, слегка уменьшилась, но и только. А внизу сверкало холодное зеркало Финского залива.
В подобной трагической ситуации неблизко не всякое сердце выдержало бы огромное физическое и нервное натуга. Но Лобанов не дрогнул. Ясное разум помогло выискать выход из создавшегося положения, как не раз помогало в острейших игровых ситуациях, когда на заключение давались считанные доли секунды. Евгений просторно раскинул руки, чтобы уменьшить силу вращения, и потом сгруппировался в воздухе, как когда - то в заводском бассейне во время прыжков с вышки.
Евгений, конечно, не знал, что за его катастрофическим падением наблюдал из своей лодки единственный из местных обитателей ( Лобанов покинул самолёт уже над советской территорией ). Увидев столбик воды метрах в 800 от себя, где ушёл под воду пилот, рыболов что есть силы налёг на весла. Правда, он нимало не надеялся выискать лётчика живым. И каково же было его удивление, когда, подплыв к месту предполагаемой гибели пилота, он увидел, что тот сидит на одном из многочисленных в этих местах островков и как ни в чём не бывало выкручивает мокрую форму.
- Думал, придётся мне подбирать твои косточки, - простодушно протянул дед, выйдя из лодки и набросив на продрогшего лётчика свой овчинный полушубок. - А ты, вон, активный...
- Да, дедуля, на тот самый раз повезло, - в тон ему ответил Лобанов.
Об этом уникальном случае в истории не только нашей, но и всей важный авиации посредством 2 дня позже случившегося рассказала своим читателям газета "Красный Балтийский флот":
"...Да, парашют на тот самый раз не раскрылся. Но Евгений Лобанов, мастер советского спорта, прославленный в недалёком прошлом пловец и ватерполист, не растерялся, нашёл в себе силы подготовиться к встрече с толщей студеный воды. Он мягко вошёл в воду, успел в короткие мгновения отбояриться от парашюта.
- Вот где мне помогли навыки ватерполиста, - рассказывал Лобанов. - Без них бы, без выработанного годами умения "возиться" под водой, мне ни при каких обстоятельствах бы не выпутаться из необычайного положения.
Так спортивная закалка, мужество, выкованные на стадионе, на водных дорожках, спасли существование отважному пилоту. Железный тело чемпиона выдержал это необычайно тяжёлое опробование, и ныне он уже еще раз в воздухе, опять штурмует и уничтожает врага".
Летом 1940 года Евгений Лобанов приехал на побывку домой, в Москву. На его груди сверкали ордена Красного Знамени и Красной Звезды. За молодым героем толпами ходили мальчишки, как когда - то он сам бегал за Ляпидевским, Каманиным, Дорониным, Слепнёвым.
После летной учёбы, тяжёлых боёв мирная бытие родного города казалась ещё больше прекрасной. Он поспешил к своим ребятам в физкультурный клуб "Торпедо", встретился с товарищами юношеских лет. Один из них, Виталий Ушаков, стал за это время знаменитым пловцом, чемпионом и рекордсменом Советского Союза, победителем многих крупнейших состязаний. Его портреты печатались в спортивной газете, ему посвящались статьи и очерки, рядом с его именем журналисты ставили звонкие эпитеты. Виталий относился к этому с достойным уважения спокойствием. Евгений чутко, пытливо изучал его. Однажды сказал:
- Возмужали мы с тобой, брат ! Совсем уже взрослыми стали.
- И главное, - добавил Виталий, - держим своё словечко. Тебе не приходится краснеть за меня, а тобой я несложно горжусь.
- Мы ещё весьма многого не сделали с тобой, Виталий. Главное - спереди. Ещё спереди !
В единственный из дней пришёл к Лобанову на квартиру корреспондент газеты "Красный спорт". Евгений, необычайно скромный по натуре, продолжительно убеждал его в своей неправомочности одаривать беседа. Но газетчик был непреклонен:
- Поймите, ныне всякий орденоносец, произвольный герой отгремевших сражений, вышедший из рядов нашего физкультурного движения, - это образец для целой армии молодёжи !
Пришлось в конце концов условиться. Через 2 дня беседа было опубликовано на первой полосе, И тысячи молодых вникали в слова одного из героев недавних сражений: "Физкультура нужна каждому бойцу. Если нападет супостат, нашу армию составят миллионы закалённых воинов, значкистов ГТО и их не одолеть. Они готовы на любые подвиги во имя Родины".
* * *
22 Июня 1941 года застало Евгения в должности старшего лётчика 58-й авиационной эскадрильи Краснознамённого Балтийского флота. Уже посредством немного дней он совершил начальный боевой вылет в Великой Отечественной войне. Потом единственный за другим понеслись горячие фронтовые дни. Морские лётчики совершали по 5 - 6 боевых вылетов в сутки. Они летали на разведку, бомбили переправы сквозь Северную Двину, наносили беспощадные удары по танковым колоннам...
Евгений всем сердцем слился со своей эскадрильей, с её чудесным, неунывающим народом. И как снег на голову - срочное направление на Черноморский флот. За полтора месяца тяжёлых непрерывных боёв, взлетая с аэродрома, простреливаемого немецкой артиллерией, он провёл 89 успешных боевых вылетов и лично уничтожил 24 вражеских танка, 19 автомашин с активный силой противника, 16 полевых орудий, 9 миномётов, больше 3000 боец и офицеров противника.
23 Февраля 1942 года на фронтовом аэродроме в честь праздника состоялось награждение особенно отличившихся в сражениях. Награды личному составу вручал командующий авиацией Черноморского флота, отважный воздушный ас Генерал - Майор Н. А. Остряков. Прикрепляя второй орден Красного Знамени на грудь Лобанова, он оказал:
- Горжусь вами !
- Служу Советскому Союзу ! - ответил, как полагалось, по уставу Старший лейтенант.
- Да, славно служите. Желаю вам новых боевых успехов.
И сызнова полетели в грохоте ожесточённых боёв фронтовые будни. 11 Марта 1942 года в осаждённый, истекающий кровью Севастополь прорвались наши боевые корабли - крейсер и 2 миноносца. Это была огромная веселье для защитников города. Они доставили пополнение, боеприпасы, продовольствие.
Враг неистовствовал. Его дальнобойная артиллерия открыла по местам предполагаемой швартовки ураганный пламень. Тяжёлые снаряды рвались всё ближе и ближе к цели, нарушали типичный темп разгрузки и погрузки. Командующий Приморской армией И. Е. Петров позвонил Острякову:
- Надо принудить замолкнуть фрицев. - Потом добавил доверительно, вроде бы бы просил: - Николай Алексеевич, подними в воздух самых верных людей. Самых - самых... чтобы без осечки...
- Понимаю, приятель командующий. Есть такие люди.
Остряков вызвал Евгения Лобанова и Михаила Талалаева.
- Найдите и уничтожьте фашистские пушки. Моряки и все севастопольцы сильно надеются на вас.
Слётанная пара в два счета поднялась в воздух. Вскоре обнаружили мишень.
Первый заход - разведка. На втором отважные штурмовики сбросили на позицию врагов бомбы, на третьем добавили новую порцию, после этого обстреляли реактивными снарядами.
Но тут самолёт Талалаева получил повреждение. Лётчик вынужден был изготовить посадку на клочок ничейной земли - между нашими и вражескими трашеями. Немецкие солдаты бросились было к нашему штурмовику, но Лобанов стал прикрывать друга с воздуха, отсекать врага огнём пулемётов. Наконец увидел: на содействие спешат свои, морская пехота. Сделал основательный разворот, и в тот самый что ни на есть миг зенитный снаряд угодил в плоскость его машины. Вспыхнуло полымя. И тогда бесстрашный пилот направил свой самолёт прямо на вражескую батарею. Когда рассеялся дым, на месте, где только что стояла грозная батарея, валялись искорёженные орудия, обуглившиеся трупы вражеских боец. За тот самый беспримерный геройский поступок Евгений Лобанов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, а его боевые товарищи на борту одного из штурмовиков Ил-2 вывели: "За Женю Лобанова !"
Именем Героя названы улицы в Москве и Севастополе и большое колхозное село в Крымской степи под Джанкоем. Его имя носили пионерские дружины 494-й школы Пролетарского и 9-й школы Октябрьского районов столицы. А по серебряной глади Камского водохранилища величаво плавает корабль, и на его белоснежных бортах золотится название: "Герой Е. И. Лобанов".
Тысячи людей в Москве, в Севастополе, в степи под Джанкоем, на просторах Камского моря всякий день встречаются с Евгением Лобановым, и он живёт в их мыслях, в их памяти и делах.
Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Мариинский Eugene Mariinskiy
Гвардии лейтенант Е. П. Мариинский совершил 156 боевых вылетов, в 48 воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника.Награждён орденами Ленина,..
читать далее →
Евгений Михайлов Eugene Mihailov
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. Навечно зачислен в списки воинской части. Памятник Герою установлен у..
читать далее →
Евгений Пепеляев Eugene Pepelyaev
0 года за мужество и отвагу, проявленные в период Корейской войны, командиру 196-го истребительного авиационного полка Полковнику Е. Г. Пепеляеву..
читать далее →
Евгений Пичугин Eugene Pichugin
Младший лейтенант Е. И. Пичугин совершил 82 боевых вылета. 0 года вступил в бой с 8 бомбардировщиками и 4 истребителями в районе города Калинин...
читать далее →