Известные люди

»

Евгений Мариинский

Евгений Мариинский Eugene Mariinskiy Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 27.1.1923
Гвардии лейтенант Е. П. Мариинский совершил 156 боевых вылетов, в 48 воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

Родился 27 Января 1923 года в городе Балта Одесской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. До войны жил в Москве, где окончил Центральный аэроклуб. Учился в Московском геологоразведочном институте. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1943 года в действующей армии. Принимал участие в боях у Днепра, над территорией Молдавии, Румынии, Польши, Германии.

К Январю 1945 года начальник звена 129-го истребительного авиационного полка ( 22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Украинский фронт ) Гвардии лейтенант Е. П. Мариинский совершил 156 боевых вылетов, в 48 воздушных боях лично сшиб 17 самолётов противника.

К концу войны Гвардии старшой лейтенант Е. П. Мариинский выполнил 210 успешных боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, лично сшиб 20 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. Демобилизовался в 1954 году в звании Подполковника. Поступил на факультет журналистики Московского государственного университета, тот, что окончил в 1961 году. Живя в Москве, работал в издательстве "Молодая гвардия", редактировал альманах "Подвиг" ( 1961 - 1980 годы ). Автор книг: "Внизу - передний край", "До земли 15 сантиметров", "Жаркое лето боёв", "Военно - Воздушные Силы" ( в соавторстве с Лебедевым А. Г. ), "Тропой подвига", "Подвиг на Висле", "Я дрался на "Аэрокобре". Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

* * *

Среди ценных документов Евгений Пахомович Мариинский хранит маленькую, отпечатанную на скверный бумаге книжечку с незамысловатым рисунком, тот, что символизирует верх трудового народа в младой Республике Советов и его подготовленность отстоять эту политическая элита от посягательств врагов. Эта книжечка: учётно - воинский квиток отца. Он был одним из тех, кто, не щадя себя, сражался с белогвардейцами на фронтах Гражданской войны. Его назначили начальником дивизии, и он благополучно справлялся со своими нелёгкими обязанностями. Комиссаром у отца был пожилой большевик, позже председатель ЦК союза металлистов Иван Иванович Лепсе.

Судьба отца Мариинского сложилась так, что с армией ему пришлось затем Гражданской войны распроститься. Здоровье подвело, и уже о каждый ответственной работе речи быть не могло.

Жили тогда Мариинские громадный семьёй в городке Ананьеве, что в Одесской области. Особо сложной и ответственной работы у бывшего красного командира не было, но какое бы занятие ему ни поручали, скажем, в МТС, когда они были созданы, выполнял с душой, не давая себе более того самых безобидных поблажек. Вспоминает Евгений Мариинский.

- Вот таким был папа. Примером для всех нас - пяти братьев. Давно уже нет его в живых, а думается о нём тепло, видишь его постоянно чем - то занятым, ни в жизнь не теряющим присутствия духа, свято верящим в наше великое занятие. Отца мы любили. На него равнялись всю бытие, и, кажется, все пятеро оправдали его надежды.

В предвоенном, 1940 году Мариинский окончил среднюю школу и немедленно же подался в Москву. Почему в столицу ? Потому что был, да и в текущий момент есть, в столице именитый геологоразведочный институт, а у Мариинского была греза, за немного последних школьных лет она не потускнела, сделаться геологом. Само собой, не обошлось без юношеской романтики: горы, чаща лесная, все атрибуты вольной, под открытым небом кочевой жизни. Все это так. Но была и серьёзность, было вынесенное из прочитанного, из изученного почтение к труду геолога. Словом, экзамены в институт Мариинский сдал, получил заветный студенческий квиток и местоположение в общежитии у Киевского вокзала, откель вовсе недавно в первый раз ступил на московскую землю.

Но судьбе не угодно было изготовить Мариинского геологом. Страна нуждалась в грамотных боевых защитниках, умелых военных кадрах. А Евгений был к тому времени крепким парнем со средним образованием, комсомольцем, целиком подходящим для спецнабора в авиационные училища.

- 1940 год. Нас, немного мужчина, вызывают в комитет комсомола. Комсомолец - на самолёт ! Стране нужны лётчики. Ранним утром посредством всю Москву добираемся до Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. Теоретические занятия, исследование материальной части, опосля полёты. Наш инструктор Любушкин был самозабвенно влюблён в небосклон. Лично знал Чкалова, полно о нём рассказывал. Учил нас летать, быть смелыми и честными людьми. В Феврале 1941-го я закончил аэроклуб, был направлен в военную авиационную школу лётчиков - истребителей. А вскоре грянула битва.

В общем, с институтом ему пришлось разлучиться. Стал Мариинский курсантом лётной школы. Принял присягу - клятву Родине, что будет верен ей неизменно.

Но на фронт Евгений попал только в 1943 году - до этого служил в запасном авиаполку. Первые памятные воздушные бои - у Днепра, затем в Ясско - Кишиневской операции, Румынии, Польше и в конце концов - небе Берлина. Какие это были напряжённые, полные опасностей дни ! Воевал Мариинский в 205-й истребительной авиационной дивизии, сообща с отважными лётчиками, надёжными друзьями в небе и на земле, по соседству с полком выдающегося советского аса Александра Покрышкина.

Мариинскому повезло - ему довелось сражаться в составе 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка. О самоотверженности и мужестве лётчиков этой части, воевавших под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, вo время Львовско - Сандомирской операции, под Берлином и Прагой, не возбраняется судить хотя бы по такому факту: они сшибли 546 вражеских самолётов, уничтожили несть числа активный силы и техники, 10 воздушных бойцов полка стали Героями Советского Союза.

Почти всю войну Евгений летал на самолёте Р-39 "Аэрокобра" с бортовым номером "4". Бессменным механиком, обслуживающим машину, стал Николай Волков.

- В жизни каждого человека есть незабываемые события, Одним из них для меня стало боевое крещение 6 Января 1944 года под Кривым Рогом.

С пункта наведения доложили, что в небе появился германский разведчик - корректировщик FW-189. Группе лётчиков во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Фёдором Архипенко было приказано истребить вражеский самолёт.

Мы взлетели, и вскоре в полукилометре выше нашего строя увидели разрисованный полосами и пятнами для маскировки в особенности ненавистный для наземных войск корректировщик артиллерийского огня и наводчик вражеских бомбардировщиков FW-189 - "раму", как называли его за двухбалочный фюзеляж.

- Мариинский, атакуйте ! - приказал мне комэск.

Даю максимальные обороты мотору и передо мной совершенно рядом возникает вражеская агрегатина. Неожиданно навстречу полоснула пулемётная очередность - пламень вёл вражеский стрелок. Момент серьезный, но знаю, рядом товарищи, надобно обосновать, что способен реализовать инструкция командира - сшибить врага. А сшибить его необходимо во что бы то ни стало. Ведь вражеский корректировщик фотографирует нашу линию обороны, направляет пламень по нашим войскам, и там, на земле, надеются на нас. Вспоминая советы товарищей, подхожу к "раме" снизу позади, жму на гашетки и вижу, как дернулся у своей турели вражеский стрелок, прихлопнутый прямым попаданием снаряда; от ясного крыла корректировщика, крошась, отлетела белая консоль, загорелся правый движок, "рама" грубо нырнула вниз. Еле успеваю развернуться следом за ней. Добить ! От второй очереди вражеская агрегатина камнем идёт к земле. Чувство неудержимой радости охватывает меня. Открыт мой боевой счёт.

Потом я собью лично ещё 18 фашистских самолётов, будут ситуации и намного потрудней, но не изгладится из памяти тот самый день. Буду неизменно не забывать о нём ещё и потому как, что потом этой первой победы написал заявление в нашу партийную организацию с просьбой принять меня в ряды коммунистов.

О том, как сражался Мариинский в годы Великой Отечественной войны, обстоятельно поведал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза бывший начальник 205-й истребительной авиационной дивизии Генерал - Майор Леонид Иванович Горегляд.

- Евгений Пахомович Мариинский, - рассказывает он, - служил в моём подчинении в звании Младшего лейтенанта. Как он воевал ? Сильно, смело, с полной отдачей - по-другому не быть бы ему Героем. Ну, про страсть сколько боёв не расскажешь - продолжительный это будет расклад и немного однообразный, так как все они в чём - то схожи. Так что остановлюсь на одном - единственном, но, как мне кажется, самом примечательном бое Евгения Пахомовича, самом его результативном - он сшиб тогда 3 самолёта.

Было это в Марте 1944 года, а точнее 21 числа, в районе Днестра, у Ямполя. Обстановка тут складывалась такая: авиация противника крайне активна, бомбит и бомбит переправы. Получили мы от командования указание закрыть в очередной раз важную переправу. Посылаем на это занятие четвёрку истребителей под началом Старшего лейтенанта Архипенко. Ещё трое - это Мариинский, Лусто и Королёв - молодые лётчики, но не новички, с уверенной авиационной хваткой.

Началось патрулирование. В небе - только наши, всё как будто постепенно. И неожиданно - не совершенно, конечно, как черт из табакерки, ждать такого поворота событий позволительно было в любую минуту - появились немцы, большая группа пикирующих бомбардировщиков Ju-87.

Я в это время находился на КП дивизии. Всё видно великолепно. Так вот, насчитали мы рядом 80 машин. Сила грозная. Дрогнут наши, и недруг навяжет им свою тактику. Архипенко великолепно понимает, что надобно повстречать "Юнкерсы" самое малое в 4 - 5 километрах от переправы, приневолить там отбомбиться. Напоминаю об этом по радио Старшему лейтенанту. Тот подтверждает: будет сделано !

Словом, заставили фашистов стать в три оборонительных круга на подступах к переправе и ринулись в атаку. Только в атаке - залог успеха !

Все четверо действовали категорично и грамотно. А Мариинский немедленно же отличился: в первой атаке сшиб "Юнкерс". Ещё две атаки - и ещё 2 уничтоженных самолёта. Но его агрегатина получила серьёзные повреждения, из - за утечки бензина загорелась. Надо было усаживаться, и он выполнил посадку мастерски, на незнакомой местности, в поле, не выпустив при этом шасси. С трудом выбрался из горящей машины - обессиленный позже невероятного напряжения, обожжённый, но активный, спасшийся. К счастью, свой КП оказался поблизости.

Общий результат действий нашей четвёрки был отличный: 8 вражеских самолётов сбито, остальные разрозненными группами удалились. Удар по переправе не состоялся, она уцелела, продолжала впускать войска.

Этот скоротечный и ожесточённый мордобой ещё раз подтвердил высокие профессиональные качества всей четвёрки, а Мариинского - в особенности. Под профессиональными качествами подразумеваю не только умение пилотировать, мгновенную реакцию, маневр, точный жар, но и хладнокровие, выдержку, мужество.

А что до его человеческих качеств, то и тут всё в норме. Как мы в таких случаях выражались, контактный был парнишка, общительный, товарищей не подводил. И ведомые, и все, кто в одно звено с ним входил, знали отлично: ни в жизнь Женя Мариинский в беде не оставит. Горжусь, что шёл посредством бои с храбрыми лётчиками, настоящими патриотами, которые так невпроворот сделали для победы.

Запомнился и воздушный мордобой 30 Мая 1944 года в районе Тыргу - Фрумос. Запомнился не только тем, что тогда Мариинскому удалось точной очередью сшибить истребитель Ме-109, зашедший в хвостище "Аэрокобры" Фёдора Архипенко. Запомнился и тем, что в этом бою погиб Виктор Королёв - единственный из его ближайших друзей...

К последних числах Мая 1944 года лётчики 129-го ГвИАП в первый раз столкнулись с новыми немецкими двухмоторными штурмовиками Hs-129. В одном из вылетов, встретив группу таких машин, Мариинский и Бургонов сшибли по одному истребителю Ме-109 из группы прикрытия. А Фёдор Архипенко "завалил" штурмовика.

В конце 1944 - 1945 годов Евгений сражался в Румынии, Польше, участвовал в Берлинской операции. Вэтого он выполнил 210 успешных боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв.

27 Июня 1945 года за 20 сбитых самолётов Мариинский удостоился звания Героя Советского Союза. Правда, на самом деле он сшиб не 20, а 24 самолёта. Однако ничего не попишешь. В годы войны был эдакий строй, и в сущности справедливый: что пехота не зафиксировала, в счёт лётчикам не шло. Не видела она упавший самолёт, значит, не разрешено его официально признавать уничтоженным.

Но вот пришла виктория с её радостями и скорбью. Как же было не скорбеть, когда столь дорогих товарищей ты потерял, вовсе молодых, существовать бы им и существовать, вкалывать славно, семьями бы обзавестись, детей растить.

Говорят, всё познается в сравнении. Последний самолёт, на котором Мариинскому довелось летать, был МиГ-15, по существу первостепеннный общественный серийный реактивный истребитель. В те годы все гордились этой машиной, её отличными боевыми качествами.

Но махаловка не прошла бесследно для Евгения Мариинского. Он был весь изранен и вследствие того что не мог долговременно оставаться в армии. Пришлось круто изменять бытие, активизировать её по - новому.

Как и отцу, самочувствие не позволило Евгению Мариинскому продолжать службу в военной авиации. Но и сделаться геологом, как мечталось когда - то, не смог по той же причине. Поскольку пописывал, решил к журналистике пристать. Поступил в Московский универ, закончил его, начал печататься. От очерков - к книгам. О фронтовой молодости, о героях, с которыми свела боевая служба, о себе, только в третьем лице, скромность не разрешала живописать свой нелегкий ратный работа. Названия его книг сами за себя говорят: "Внизу - передний край", "До земли - 15 сантиметров", "Жаркое лето боёв" и так дальше...

Вскоре, он был назначен редактором альманаха "Подвиг", тот, что выпускался издательством "Молодая гвардия". Много лет вёл тот самый альманах, для которого неизменно был характерен розыск малоизвестных или окончательно неизвестных героев. Чтобы вписать свою лепту в создание истории Великой Отечественной войны, чтобы те, кто за Родину проливал кровь, жили в памяти и нынешнего и будущих поколений.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Михайлов Eugene Mihailov

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. Навечно зачислен в списки воинской части. Памятник Герою установлен у..
читать далее

Евгений Пепеляев Eugene Pepelyaev

0 года за мужество и отвагу, проявленные в период Корейской войны, командиру 196-го истребительного авиационного полка Полковнику Е. Г. Пепеляеву..
читать далее

Евгений Пичугин Eugene Pichugin

Младший лейтенант Е. И. Пичугин совершил 82 боевых вылета. 0 года вступил в бой с 8 бомбардировщиками и 4 истребителями в районе города Калинин...
читать далее

Евгений Пылаев Eugene Pulaev

Всего выполнил более 300 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 19 самолётов лично и 5 в группе с товарищами.После войны продолжал службу в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий