Известные люди
»Евгений Ерлыкин
Рождение: Россия» Тверская область» Тверь, 24.12.1909
Герой Советского Союза (21.03.40). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Родился в семье служащего. Русский. Окончил с золотой медалью профтехшколу в 1925 г. Работал в паровозном депо на станции Калинин.
С 1928 г. в рядах РККА. В 1929 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. 2-ю военную школу лётчиков КВФ в Борисоглебске. Член ВКП(б) с 1931 г.
Служил в 92-й истребительной авиабригаде Московского военного округа. В 1933 г. был назначен начальником штаба эскадрильи, а в 1935 г. - комиссаром эскадрильи.
В августе 1936 г. старшего лейтенанта Ерлыкина вызвали в Москву в ЦК ВКП(б) и предложили поехать в Испанию. Он был включен в первую группу советских авиаспециалистов, направленных по решению советского правительства в Испанию.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 г. по 27.03.37 г. Совершил 214 боевых вылетов, сшиб 1 авиалайнер лично и 2 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.01.37).
В Испанию Ерлыкин летел самолетом сквозь всю Европу с паспортом на имя графа дона Педро Ривареса Сольтеро, испанского коммерсанта. Играть образ графа ему помогало прекрасное знание испанского языка. Но без неожиданностей не обошлось. В Берлине он был арестован и помещен в тюрьму Моабит. Причины ареста неизвестны до сих пор, при всем при том, посредством немного дней дон Педро Риварес вышел на свободу и вылетел в Париж, а оттуда в Барселону.
Он был назначен командиром первой сборной интернациональной группы истребителей.
Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: В моей интернациональной группе было пять русских, два француза, два испанца, чех, югослав, гражданин сша и болгарин. И все они работали отменно, несмотря на то, что первые боевые вылеты приходилось работать на гробах старых Ньюпорах, Девуатинах и Боингах. В результате моя группа первое время несла потери, и количество летчиков с крупный неохотой садилась в эти летающие гробы.
28.10.36 г. на теплоходе Карл Лепин в Картахену прибыли 25 истребителей И-15 и 15 летчиков.
3.11.36 г. первые 11 истребителей И-15 были собраны, приведены в боеготовое состояние и перелетели на аэропорт Алькала-де-Энарес. Группу лидировал комбриг Пумпур. На самолете Ерлыкина двигатель завелся не сию минуту и два его ведомых взлетели без ведущего следом за ушедшей группой.
Для обоих тот самый перелет окончился трагически. Потеряв ориентировку они приземлились на захваченной франкистами территории и попали в плен.
4.11.36 г. над Мадридом Ерлыкин сшиб легкий бомбардировщик Ro.37bis.
В тот самый день утром два находившихся в строю Potez.54 бомбили франкистов, подошедших впритирку к столице. Когда бомбардировщики подошли к пригороду Мадрида, они столкнулись группой самолетов противника 12 Ju.52, 5 Ro.37bis и 9 CR.32 из эскадрильи Кукарача. Увидев легкую добычу, итальянцы ринулись на бомбардировщики. И нелегко пришлось бы республиканским летчикам, если бы к месту предстоящей бойни не подоспела девятка И-15 во главе с Пумпуром. Но навык есть навык - первыми сориентировались итальянцы. По воспоминаниям Кондрата, бросив преследовать потезы, итальянцы лихо развернулись навстречу республиканским истребителям. В плотном строю самолеты сошлись в лобовой атаке, тотчас следом начала которой, строй рассыпался и воздушный мордобой разбился на индивидуальные схватки. В этом бою И-15, имевший лучшую маневренностью, обеспечил советским летчикам определенные преимущества. Почти всякий республиканец нашел свою мишень.
Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: Я вначале хотел сделать 1 атаку, а вслед за тем смотрю: от конца плоскости к фюзеляжу стали являться дырочки; оборотиться тяжело было, я перевернулся, вышел позади него, вошел в вираж, он также. Сделали кругов 12, я что надо видел летнаба, турельную установку, пулеметы. Видел, как он поставил диск пулемета. Я дал наддув, не по инструкции, а побольше, увеличил радиус виража, закладывал крен. Летел я на И-15, агрегатина новая, хорошая. Сделал 6 виражей и стал к нему забираться выше и ближе в хвостище. Думал, что он из заднего пулемета будет палить, а пилот ничего не делает, у него передний пулемет на виражах не стреляет, а задний... Вижу, что ему нелегко удерживать в плоскости цели. Я это заметил. Я читал воспоминания Рихтгофена, когда он вел воздушный мордобой... Немец сию минуту с виража вышел на иммельман. Он очутился выше и перевернулся. Я всадил в него из пулемета штук 200 пуль, агрегатина пошла к земле. Смотрю, она упала.
13.11.36 г. под Мадридом сшиб Фоккер.
Вспоминает генерал-майор авиации Ерлыкин: У меня звено было смешанное француз капитан Дари, 2 испанца и 1 российский. Смотрим: идет три самолета; белые с черными крестами. Не сговариваясь, с капитаном Дари на пару по ведущему слева открыли жар и сию минуту сшибли его, два других ушли.
В ноябрьских боях за столицу Испании Ерлыкин был ранен, но оставался в строю.
9.12.36 г. в паре сшиб 1 авиалайнер.
18.01.37 г. 6 И-15 под командованием Ерлыкина были переброшены в Малагу для отражения наступления мятежников на Центральном фронте.
22.01.37 г. группа в составе 5 И-15 произвели штурмовку наземных частей противника.
Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: В Альбасете я получил немного коротеньких инструкций; прочее было представлено моей инициативе... Наиболее серьезным успехом я считаю атаку наземных войск противника в районе Алхама - Лоха. Во время воздушной разведки на узкой горной дороге было обнаружено движение колонны до 200 больших грузовых автомобилей с провиантом, боеприпасами и снаряжением и 3-4 эскадронов конницы. Противник, как я решил, готовил потрясение в сторону Мотриля, для окружения Малаги. Поэтому, прекратив дальнейшее ведение разведки, я решил шлепнуть всю эту группировку. При наличии 24 пулеметов и 19000 патрон я имел откровенный перевес. Первая и вторая атаки были произведены по грузовикам. Вся колонна встала: люди побежали, немного машин взорвались и загорелись. Все 4 пулемета, как и неизменно, работали безотказно. Конница стремительно спешилась и разбилась на 15-16 кучек, всадники спрятались за лошадей, мулов и ослов, этого только я и ждал. Первую атаку по коннице произвожу отвесным пикированием на полном газу, чтобы сформировать панику посреди лошадей и гарантировать себя от огня противника; летчики следуют моему примеру. Производим 6-7 атак по коннице. Цели крайне удобные и заметные. Люди и лошади ложатся, как трава из-под косы: нестись некуда маленькая лощина. Вывожу авиалайнер из пикирования на высоте 10-15 м только бы не врезаться в горы. Ясно видны черные лица марокканцев, их одежка и большие глаза; ясно видно, как они пачками падают мертвыми. Среди лошадей произошла паника. Эффект мировой. Патроны все. Собираю группу и увожу ее на аэровокзал. Техники докладывают, что все машины имеют пробоины; единственный авиалайнер сел на аэровокзал с остановленным винтом (был пробит бак). Этой атакой на целых 10 дней было приостановлено наступление.
Вскоре Ерлыкина ранили во второй раз: во время полета в глубокую разведку его авиалайнер попал под зенитный обстрел и с трудом дотянул до своего аэродрома. Но не постоянно фатум была так благосклонна к нему.
В воздушном бою над Бискайским заливом авиалайнер Ерлыкина был сбит, а его самого, контуженого, спасли от неминуемой гибели испанские рыбаки. Однако затем непродолжительного нахождения в госпитале дон Педро снова встал в строй.
5.02.37 г. в составе группы сшиб Heinkel Не.59.
В конце марта загранкомандировка Ерлыкина закончилась и он вернулся на Родину.
5.04.37 г. состоялась болтовня между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:
ЕРЛЫКИН: Мы в первое время никакой тактики для себя не могли выдумать. Прилетали самолеты, и мы набрасывались на них, как собаки. Немцы видят, что занятие скверно, безотлагательно отвесное пике и уходят. Тогда мы нападали на иной авиалайнер. Вообще, у нас было принято набрасываться на одного-двух, сбивать к земле и тогда подыматься кверху на других. Мы завсегда ходили кучкой, ни при каких обстоятельствах не разбрасывались...
На опыте первых боев мы решили не уступать ни в коем случае воздуха и в последующих боях стали набрасываться первые и выработали свою тактику. У нас было четыре звена - четверка ведущая, четверка замыкающая, по две тройки с правой стороны и слева. Одна из троек была немаловажно выше, патрульной охраняющей...
Был этакий происшествие, когда прилетел единственный, свалился на нас и разом смылся. Мы ничего не предприняли, чтобы его изловить, рядом были от линии фронта, а нам было запрещено ее перелетать...
Однажды мне в Гвадалахаре попался танк. Пуль был совершенный комплект бронебойных, зажигательных и т. д. Я стал мыслить, есть ли у танка пулемет, тот, что стреляет вверх. Если есть, угрожающе, собьет и некрасиво получится - сшиб с танка. Так до сих пор и не знаю. Я на 1000 м сделал немного атак, у него взорвался бензобак, он остановился...
АЛКСНИС: Один вопросительный мотив. Чем втолковать, что наши сшибли достаточно немало истребителей и так негусто Юнкерсов, многомоторных самолетов, - громадный их живучестью или чем-то другим? По донесениям, в воздушном бою сшибли 3 - 5 - 7 Фиатов, Хейнкелей.
ЕРЛЫКИН: Живучесть Юнкерса - первая причина. Три мотора воздушного охлаждения с максимальной скоростью 280 км/час... Во-вторых, достаточно большая агрегатина при малом количестве экипажа, всего 4 человека, из них 2 летчика.
В 1937 г. был направлен в спецкомандировку во Францию по линии советской военной разведки. Стал студентом Сорбонны, слушал лекции профессоров Леншевина и Кюри, немного раз посещал Бельгию.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.
Участвовал в освободительном походе в Западную Украину.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал 59-й истребительной авиабригадой (7-й, 23-й, 25-й и 38-й истребительные авиаполки) ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Лётчики бригады вели разведку наземных сил противника, аэродромов базирования его авиации, проводили штурмовку и бомбардировку обнаруженных объектов. Он вылетали на поддержку пехоты, уничтожали артиллерийские, зенитные и пулемётные точки врага, взаимодействуя с наступающими танкистами. В тяжёлых метеорологических условиях летчики бригады под командованием полковника Ерлыкина совершили 10812 боевых вылетов, сшибли в воздухе 101 и уничтожили на земле 30 самолётов противника. 11 летчиков бригады были удостоены звания Герой Советского Союза. Бригада потеряла 21 авиалайнер в боях и 11 в авариях и катастрофах.
В наградном листе, тот, что подписал командующий 7-й армии командарм 2-го ранга Мерецков, сказано, что Ерлыкин показал себя прекрасным командиром, организатором, отличным лётчиком-истребителем.
Указом Верховного Совета СССР от 21.03.40 г. 12/606 полковнику Ерлыкину Евгению Ефимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 259.
После окончания советско-финской войны учился в Военной академии им. Фрунзе.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 5-й смешанной авиадивизией ВВС 23-й армии Северного фронта.
26.09.41 г. полковник Ерлыкин был назначен командиром 7-го истребительного авиакорпуса ПВО.
27.09.41 г. враг совершил три массированных налета на град. Немецкие самолеты приближались к нему с запада по Финскому заливу, с юго-востока и востока вдоль Невы. Вэтого над городом прошло 197 самолетов, которые сбросили 201 фугасную авиабомбу. Одновременно противник бомбил аэродромы, не давая взлетать с них истребителям. При отражении вражеского нападения в тот самый день летчики 7-го иак ПВО и 61-й авиабригады ВВС КБФ сшибли 5 самолетов.
После окружения Ленинграда снабжение города осуществлялось только по Ладожскому озеру.
В октябре 1941 г. на стоянки судов у мыса Осиновец неприятель произвел 58 налетов, в которых участвовало 290 самолетов. Налеты обыкновенно производились днем группами из 4-5 бомбардировщиков с высоты 2-3 тыс. м.
На прикрытие водной трассы и мыса Осиновец экипажи 7-го иак с сентября по ноябрь 1941 г. произвели больше 2000 самолето-вылетов.
В ноябре 1941 г. из состава 7-го иак ПВО был выделен 123-й иап и направлен на прикрытие Дороги жизни. Он прикрывал объекты западного берега озера и участок трассы от Коккорево до острова Зеленец.
Для отражения налетов авиации противника в темное время суток в 7-м иак ПВО единственный полк - 26-й был преобразован в ночной, в тот, что руководство перевело и наиболее подготовленных летчиков из других полков.
Придавая особенно важное важность противовоздушной обороне Ленинграда, Военный совет Ленинградского фронта 26.11.41 г. подчинил 7-й иак начальнику Ленинградского корпусного района ПВО и потребовал применять его только для защиты города от налетов вражеской авиации.
Против Ленинградского фронта в октябре 1941 г. осталось примерно 250 самолетов. Это вынудило противника изменить тактику. Если раньше фашистские летчики летали в ясную безоблачную погоду на средних высотах, то о начала октября - в основном ночью, а днем - только в сложных метеорологических условиях, скрываясь за облаками.
Такие налеты на Ленинград продолжались в течение всей осени 1941 года. При мало развитых средствах радиолокационного обнаружения летчики-истребители вынуждены были непрерывно патрулировать на подступах к Ленинграду и прямо над ним. Ночные истребители барражировали одиночно и парами на высотах 4000-6000 м. Однако ввиду сложности обнаружения противника они не могли на все сто предотвратить разбойничьи налеты вражеской авиации.
В апреле 1942 г. была создана Ленинградская вс ПВО, в состав которой вошел и 7-й иак.
В целях своевременного отражения налетов авиации противника на городок и военно-морскую базу Кронштадт с октября 1942 г. была установлена единая организация управления и наведения истребительной авиации Ленинградской армии ПВО, ВВС Ленинградского фронта и ВВС КБФ.
При налете воздушного противника на Ленинград 7-й истребительный авиакорпус действовал в первом эшелоне, авиация КБФ во втором. Руководство отражением налета возлагалось на командующего Ленинградской армией ПВО посредством командира 7-го истребительного авиакорпуса ПВО. При налете на Кронштадт в первом эшелоне действовала истребительная авиация флота, а 7-й истребительный авиакорпус составлял второй эшелон. Теперь отражением стоял во главе командующий ПВО Кронштадта посредством командующего ВВС КБФ и командира 7 иак. В обоих вариантах истребительная авиация Ленинградского фронта находилась в резерве. Были разработаны единые сигналы наведения и оповещения по радио, установлены зоны перехвата и уничтожения вражеских самолетов.
10.11.42 г. Ерлыкину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
7.07.43 г. приказом НКО 255 7-й истребительный авиационный остов ПВО был преобразован во 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиационный остов.
Неожиданно для всех в середине июля 1943 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был отстранен от командования корпусом. Как считали его бывшие однополчане, причиной тому послужили доносы в Москву, написанные при поддержке заместителя командира корпуса Антонова.
Ерлыкин был назначен командиром 6-го иак 16-й ВА в составе 273-й иад (157-й, 163-й, 347-й иап) и 279-й иад (92-й, 192-й, 486-й иап).
Корпус участвовал в тяжелых боях на Курской дуге, прикрывая штурмовики 299-й и 2-й гвардейской штурмовых авиадивизий.
Основным способом прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков избиралось непосредственное сопровождение их до цели, иад целью и при возвращении. Кроме того, в зависимости от воздушной обстановки предполагалось заблаговременно высылать группы истребителей в район действий наших бомбардировщиков и штурмовиков с целью сковывания истребителей противника.
Затем 6-й иак под командованием генерал-майора авиации Ерлыкина воевал под Черниговом, Гомелем, Бобруйском, Варшавой
В конце 1944 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был назначен начальником Липецкой высшей офицерской авиационной школы ВВС Красной Армии.
К концу войны учебное заведение стала одним из крупных центров по подготовке авиационных командных кадров, обобщению боевого опыта и совершенствованию тактики применения авиации. Это стало возможным благодаря тому, что, во-первых, сюда командировались наиболее заслуженные и перспективные фронтовики, считавшие учебу в Липецке не меньшей наградой, чем боевой орден. Во-вторых, направлявшиеся сюда на двухмесячные курсы усовершенствования начальствующего состава штабные офицеры дивизий, корпусов и армий, привозили материалы о наиболее удачных воздушных боях и операциях. Весь тот самый навык обобщался на кафедре тактики. Не менее важным было и общение слушателей между собой. В-третьих, обеспечивалась постоянная обратная связь путем, так называемых, фронтовых командировок преподавателей кафедр, в ходе которых уточнялись и проверялись на практике будущие методические пособия, инструкции и наставления.
9.05.45 г. на большом стадионе военного городка выстроился весь собственный состав школы и генерал-майор авиации Ерлыкин зачитал извещение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
В конце 1946 г. его ожидал нелегкий и несправедливый потрясение. Он был уволен в припас. Возможно доносы 1943 г. сыграли, в конце концов, свою неблаговидную образ.
После увольнения он уехал в Краснодарский край в городок Горячий Ключ, где жил в течение двух лет, работая заведующим клубом.
В 1948 г. Ерлыкин вернулся в Ленинград, тот, что защищал в годы войны. Но в этом месте он оказался никому не нужен. С большим трудом ему удалось определиться учителем труда и военного дела в вечернюю школу рабочей молодежи, а после этого в 204-ю школу Дзержинского района. Знавшие Ерлыкина по Испании, Финской и Великой Отечественной войнам по-прежнему относились к нему с немалый теплотой. Их не пугала опала, в которую попал приятель.
Положение изменилось только в начале 60-х годов. Ерлыкина начали звать на встречи ветеранов, руководство Ленинградского военного округа стало систематично отправлять ему поздравления с Днем Победы и другими праздниками. Его имя появилось в книгах, посвященных войне в Испании, в частности в сборнике Ленинградцы в Испании.
Умер 18.04.69 г. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Кунгурцев Eugene Kungurcev
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгению Максимовичу Кунгурцеву присвоено звание Героя Советского Союза. 19 апреля..
читать далее →
Евгений Мошков Eugene Moshkov
Становится связным между партийным и комсомольским подпольем. Одновременно он возглавляет одну из групп молодогвардейцев, действовавших в районе..
читать далее →
Евгений Николаенко Eugene Nikolaenko
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й..
читать далее →
Евгений Преображенский Eugene Preobrazhenskij
Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды и..
читать далее →