Известные люди
»Евгений Замятин
Рождение: Россия, 20.1.1884
В 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. В этом же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт.
ЗАМЯТИН, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (18841937), российский беллетрист. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (в настоящий момент Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или по-другому были связаны многие русские писатели Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, большое воздействие оказало на Замятина домашнее воспитание. Рос под роялем: мамаша хорошая музыкантша, писал он в Автобиографии. Гоголя в четыре уже читал. Детство без малого без товарищей: товарищи книги. Впечатления лебедянской жизни воплотились потом в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914).
В 1886 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю вероятность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце Потемкин, о чем в дальнейшем написал в рассказе Три дня (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел немного месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы штудировать британский язык и строчить вирши. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откель ещё раз был выслан в 1911, уже по окончании института.
Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий счастливый момент ему принесла публикация в петербургском журнале Заветы (основополагающий редактор критик Р.Иванов-Разумник) повести Уездное. В Уездном литератор изобразил косную, застывшую провинциальную бытие, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Замятин уподобил его старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе. Повесть получила высокую оценку современников в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А.М.Горький через семь лет написал о Замятине: Он хочет чиркать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, покуда, не написал ничего лучше Уездного. Критики находили в повести мотивы, схожие с Мелким бесом Ф.Сологуба. В.Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вкупе с тем отмечал: Симпатия к человеку грязному, пришибленному, более того одичавшему, сквозит на его страницах.
Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика его произведений отчасти соотносится с орнаментальной прозой А.Ремизова, и все-таки Замятин довел эту манеру до гротескного сюрреализма.
За антивоенную по духу повесть На куличках (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся загнанная на кулички Русь, Замятин был привлечен к суду, а номер журнала Заветы, в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть На куличках это политическая художественная сатира, которая делает понятным многое из того, что случилось после этого, следом 1914 года. Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере в частности, в повести Север.
В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола Святой Александр Невский, после этого Октябрьской революции названного Лениным. Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей Островитяне (1917) и Ловец человеков (1921). Уважение к людям, обеспечившим большой порядок развития цивилизации, не помешало писателю углядеть недостатки западного общественного устройства. Повесть Островитяне посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.
В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал воздействие на литературную группу Серапионовы братья, с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал вектор движения новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и вектор движения техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии Всемирной литературы, в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и Алконост, редактировал немного литературных журналов. При этом скептически относился ко всяческим всемирным затеям, возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям кроме того не способствовали историческому оптимизму. В рассказах Мамай (1920) и Пещера (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.
Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии Мы (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе уничтожения в человеке души и чувства любви. Действие романа Мы происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, обитатели всецело лишены права на личную бытие, влюбленность сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 возлюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная повадка, в которой написан роман, приметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык в этом месте предельно прост, метафоры носят рационалистический нрав, контент изобилует техническими терминами.
Роман Мы стал первым в череде европейских романов-антиутопий Прекрасный свежий мир О.Хаксли, Звероферма и 1984 Дж. Оруэлла, 451 градус по Фаренгейту Р.Брэдбери и др.
Замятин отправил манускрипт Мы в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 контент был переведен на британский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в Мы лютый памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено. Другие критики посчитали, что Замятин готов стать на дорога обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина Блоха (1925, инсценировка Левши Лескова), запрещена постановка его трагедии Атилла (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков Огни святого Доминика (1923).
В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на убытие за рубеж, мотивируя свою просьбу тем, что для него как для писателя как раз смертным вердиктом является лишение возможности писать. Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, к примеру, расклад Русь (1923), одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог уехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937.
Библиография
Один (1908)
Девушка (1911)
Уездное (1912)
На куличках (1913)
Алатырь (1914)
Студенческий сынуля (1914)
Правда истинная (1914)
О святом грехе Зеницы-девы (1916)
Картинки (1916)
Мученица науки ([916)
Глаза (1917)
Островитяне (1917)
Пещера (1920)
О блаженном старце Памве Нересте (1920)
Ловец человеков (1921)
Мы (1921)
Я боюсь (1921)
Арапы (1922)
Русь (1923)
Видение (1924)
Буриме (1924)
О чуде, происшедшем в Пепельную Среду (1924)
Краткая история литературы от основания и до этого дня (1924)
Десятиминутная драма (1925)
Икс (1926)
Слово предоставляется товарищу Чурыгину (1927)
Ела (1928)
Наводнение (1929)
Мученики науки (1929)
Эпитафии 1929 года (1929)
Часы (1934)
Лев (1935)
Бич Божий (1935)
Встреча (1935).
Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Кропивницкий Eugene Kropivnitskiy
Родился 25 (13 по старому стилю) июля 1893 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего, интересовавшейся музыкой и литературой. Отец..
читать далее →
Евгений Лансере Eugene Lansere
С именем Евгения Евгеньевича Лансере связан весомый вклад в различные области отечественной художественной культуры: известный главным образом как..
читать далее →
Евгений Максимов Eugene Maksimov
В 1999 году Е.Н. Максимова избрали членом-корреспондентом, а в 2000 году членом президиума Российской академии художеств. В 2001 он стал..
читать далее →
Евгений Чарушин Eugene Charushin
Евгений Чарушин - известный советский график, скульптор и писатель. Родился 11 ноября 1901 года.В 1930-е годы Евгений Чарушин являлся одним из..
читать далее →