Известные люди

»

Евгений Птухин

Евгений Птухин Eugene Ptuhin Карьера: Герой
Рождение: Украина, 3.3.1902
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью ХХ лет РККА.

Родился в семье служащего. Русский. Окончил начальную школу.

В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Член РКП(б) с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Воевал на Южном фронте, был мотористом 3-й Московской авиагруппы. Участвовал в боях на Польском фронте и в разгроме барона Врангеля.

В 1922 г. окончил школу мотористов, а в 1924 г. - военную школу летчиков. Служил во 2-й эскадрилье им. Дзержинского. Был командиром звена, эскадрильи. Затем командовал 142-й авиабригадой Белорусского военного округа, дислоцированной в Бобруйске.

Сослуживцы отзывались о нем как о человеке твердой воли, бесстрашия, неиссякаемой энергии и высокого чувства товарищества.

Вспоминает Маршал авиации Красовский: Птухина я знал давнехонько. Он непочатый край и основательно учился, великолепно летал, обладал хорошими организаторскими способностями, - словом, рос быстро.

Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 28.11.35 г. 2488, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.09.35 г. О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА Птухину было присвоено воинское звание комбриг.

Первым в бригаде освоил истребитель И-16.

В мае 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке он был награжден орденом Красной Звезды. В том же году по результатам окружных маневров приказом наркома обороны был премирован легковым автомобилем.

Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 15.05.37 по 25.02.38 гг. под псевдонимом генерал Хосе. Командовал истребительной группой республиканских ВВС. Принимал участие в Брунетской операции. Затем был главным советником командующего республиканской авиацией на Мадридском, Арагонском и Теруэльском фронтах. Был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Неоднократно вылетая на фронт, Птухин, несмотря на запрет, принимал участие в воздушных боях. Лично и в группе сшиб немного самолетов противника.

4.06.37 г. сшиб истребитель фиат в группе.

На сеговийском направлении во время патрулирования были обнаружены и атакованы фиаты. В последовавшем воздушном бою звено командира группы Евгения Птухина сбило 1 фиат.

9.07.37 г. в паре с Божко Петровичем над Мадридом сшиб новейший германский истребитель Messerschmitt Bf.109.

Рассказывает сочинитель Шингарев: Со стороны солнца мелькнули вытянутые силуэты второй группы мессеров. Резко задрав вверх нос истребителя, Птухин полоснул пулеметными очередями по мотору... Фашист хватко ушел из-под трасс и положил машину в вираж. Птухин устремился за ним. На вираже он нагнать своего противника не смог. Правда, и мессер от И-16 также не оторвался.

Резким переворотом посредством крыло фашистский пилот ввел авиалайнер в пикирование. Птухин повторил маневр мессера. Над площадью Майор И-16 догнал фашистскую машину. Птухин нажал гашетки. Мессер рванул вверх. В лучах солнца блеснули полированные крылья и наглухо закрытая плексигласовым фонарем кабина пилота. Генерал Хосе ещё раз надавил гашетку общего огня. Пулеметные трассы зацепили хвостовое оперение мессера.

И тут на пути фашиста оказался чато Божко Петровича. Югослав успел первым раскрыть жар. Мессершмитт опрокинулся на крыло и рухнул вниз".

Вскоре в одном из воздушных боев Птухин сшиб новейший германский бомбардировщик Heinkel Не.111.

Рассказывает беллетрист Сухачев: Птухин грубо, полупереворотом на полном газу ринулся за одним из трех увиденных им Хе-111 Боясь выпустить противника, он сделал резкий маневр и оторвался от ведомых

Как только дистанция достигла метров 500, от самолета противника вытянулись светящиеся трассы, и в тот же момент Птухин почувствовал дробный стук по левой плоскости. У противника были пулеметы больше крупного калибра, и он мог себе дозволить палить с таковый дальности. Одновременно со стрельбой бомбардировщик вошел в правый разворот с набором высоты. С здоровый угловой скоростью он мелькнул перед капотом самолета Птухина. Атака была сорвана...

Имея превосходство в скорости, разрешается было свершить левый ранверсман вдогонку за противником и очутиться в хвосте. Но в верхней точке без малого всем планом авиалайнер зависнет на малой скорости. Конечно, стрелок не упустит такого момента. Мгновенная оценка обстановки, и Птухин энергично ввел машину в левый вираж, зная, что в текущее время он встретится с противником в лоб.

Видимо, предупрежденный стрелком о маневре истребителя, вражеский пилот переложил из правого виража в левый. Закончив разворот, Птухин увидел, что они находятся в диаметрально противоположных точках виража. Имея без малого одинаковые скорости, противники вертели уже третий вираж. Перегрузка была на пределе. С трудом удерживая поднятую голову, Птухин видел тщетные попытки стрелка переложить турель с правого борта на левый. Из-за здоровущий перегрузки, это оказалось ему не под силу. Противник мог палить только во внешнюю сторону виража.

Обессилев, стрелок сидел вдавленный в сиденье. А потому как он сейчас безоружен с внутренней стороны виража, - мелькнула идея у Евгения Саввича. Увеличив крен больше 90 градусов, Птухин с потерей высоты срезал окружность и на выходе в комплект стал близиться к противнику. Когда, как показалось, стали видны заклепки на обшивке, он с усилием нажал на гашетку

Проскакивая под противником, Птухин уже не сомневался, что Хейнкелю нанесен смертельно опасный потрясение. И точно, супостат неспешно, так происходит при повреждении управления, забросал левый крен с опусканием носа. Так же неспешно вращаясь, он без малого отвесно стал проворно удаляться от Птухина. Затем в том месте, где точка самолета коснулась земли, беззвучно выросло большое огненно - черное облако.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: Евгений Саввич Птухин обладал незаурядным талантом авиационного начальника. Он по-своему, как мы говорим сейчас, по-птухински, разрабатывал, подготавливал и благополучно осуществлял достаточно значительные в тогдашних масштабах воздушные операции.

Боевые задачи решались при тесном взаимодействии различных родов авиации, нередко с наращиванием силы ударов, в особенности в ходе борьбы с самолетами противника. Последние действенно уничтожались не только в воздухе, но и на аэродромах.

Отлично проявили себя и летчики его бригады, участвовавшие в национально-революционной войне в Испании.

Вскоре вслед за тем возвращения на родину комбриг Птухин был назначен командующим ВВС Ленинградского военного округа.

22.02.38 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комкор. Он ещё был награжден юбилейной медалью ХХ лет РККА.

Участвовал в советско-финской войне. С января 1940 г. был командующим ВВС Северо-Западного фронта.

В январе 1940 г. вслед за тем расформирования 1-й армии особого назначения в ВВС фронта входили два отдельных авиаполка (85-й сбап и 149-й иап) и три авиабригады - 27-я дбаб (6-й, 21-й и 42-й дбап), 29-я баб (9-й сбап и 7-й тбап) и 16-я сбаб (31-й и 54-й сбап).

23.02.40 г. для ускорения разгрома финских войск были созданы Объединенные ВВС Северо-Западного фронта под командованием комкора Птухина в составе двух авиабригад (27-й дбаб и 16-й сбаб) и семи отдельных авиаполков (85-го и 57-го сбап, 1-го мтап, 15-го рап, 7-го, 13-го и 149-го иап), которые и нанесли врагу завершающие сокрушительные удары.

За храбрость и отвагу 68 летчиков ВВС Северо-Западного фронта были удостоены звания Героя Советского Союза.

21.03.40 г. за умелое руководство действиями авиации, нанесшей здоровенный урон противнику при прорыве укрепленной линии Маннергейма комкору Птухину Евгению Саввичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 244.

14-17.04.40 г. состоялось совещание при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий супротив Финляндии.

16.04.40 г. на совещании выступил комкор Птухин. Он доложил собравшимся об опыте действий ВВС Северо-Западного фронта: В войне с белофиннами мы в первый раз применяли большую массу авиации и в особенности просторно использовали бомбардировочную... 71% действий авиации Северо-Западного фронта - это служба с войсками, служба по уничтожению и разрушению УРов Карельского перешейка. Вэтого мы имеем 53 тыс. самолето-вылетов, из них 27 тыс. ложится на бомбардировщики, сделавших 19,5 тыс. самолето-вылетов по УРам и сбросивших 10,5 тыс. т бомб. Как видите, цифра колоссальная. Бомбы сбрасывали крупнокалиберные - 250-500 кг.

Что мы сделали ими, как помогли войскам? Имеются данные, что немного железобетонных точек от прямых попаданий бомб крупного калибра были разрушены совсем. Думаем весной, когда стает снег, скрупулезно обследовать укрепленный район и посмотреть эффективность работы бомбардировщиков

Не каждая взрывчатка может угодить верно в мишень, но если взрывчатка в 500 кг упадет рядом с ДОТом - это также действует морально и материально. Мы знаем случаи, когда взрывчатка попадала рядом с ДОТом, а из ДОТа вытаскивали людей, у которых из носа и ушей кровь шла, а количество безупречно погибала. День и темное время суток находиться под бомбометанием несладко, а у нас летало днем по 2,5 тыс. самолетов и ночью 300-400 самолетов. Днем движение на Карельском перешейке стопудово прекращалось...

Я считаю, что авиация провела колоссальную работу по разрушению УРа, но большим недочетом является то, что мы разбрасывали свою авиацию, не сосредотачивали ее действия на главных участках... Авиация тогда эффективна, когда она метр за метром кладет бомбы по определенной системе... Укрепленные районы может поразить только техника, а техникой мы богаты. Надо только трудиться по определенной системе, согласовывать действия различных родов войск и не разбрасываться...

Не плохое у нас было взаимодействие с 7-й армией. В миг прорыва авиация с артиллерией перебросили свой жар по тылам. Бомбардировщики действовали по районам предполагаемого сосредоточения резервов противника. Это способствовало тому, что наши войска при развитии прорыва не имели сильных контратак

Мы впервой бомбили железнодорожные узлы крупными силами. Станция Коувола - большущий ж.д. узел, большая станция. После бомбометания работала как перегон. Станции был нанесен громадный ущерб, но во время перерыва в бомбометании финны успевали кое-как восстанавливаться, и станция все же работала. Нашу работу лимитировала погода, 2-3 дня работаешь, а затем 5 дней плохая погода

По железнодорожным узлам нужно и разрешается бомбить, но для большего эффекта необходимо использовать бомбы крупного калибра 500-1000 кг

Один из наиболее эффективных способов срыва ж.д. движения - это бомбометание по мостам. Но поражать мосты, как узкую мишень с горизонтального полета, шибко тяжело. Есть случаи прямого попадания в мосты, но это требует больших материальных затрат. Мне кажется, что в этом месте разрешено применить два способа: начальный - бомбометание с пикирования, для чего требуется особый авиалайнер - пикировщик, или второй - бомбометание с низкой высоты бомбами на парашютах калибра не меньше 250 кг...

Есть ещё схема прекращения ж.д. движения на перегонах, но для этого нужен особый тип самолета, имеющий вероятность бомбить с низких высот

Для прекращения железнодорожного движения нужно употреблять все методы. Я не отказывался ни от одного приема и считаю, что ВВС Северо-Западного фронта добились определенных результатов в срыве движения по железным дорогам.

Мы добились хороших результатов в выводе из строя паровозов. У нас появилась мысля палить по паровозам истребителями из ШВАКов. Результат оказался хорошим. Так мы вывели из строя 86 паровозов, плюс к этому взорвали строй вагонов с боеприпасами, навалом сожгли вагонов, терроризировали железнодорожников

Паровоз действует под давлением пара в котле, снаряд, попадая в котел, пробивает трубы, получается взрыв и пар выходит, а раз нет пара, значит паровоз мертв Поезд разом останавливается. Нам бы ещё дополнительные бачки к самолетам, чтобы увеличить радиус действия. У финнов некрепкий паровозный парк, а увеличивая радиус действия истребителей до 300 км, позволительно было бы ещё больше парализовать железнодорожное движение. В будущем необходимо попробовать по паровозам реактивные снаряды...

Истребительная авиация работала как всю дорогу хорошо Воздушных боев было мало, но истребительная авиация показала себя замечательно... Истребители немало работали на поле боя, но это только из-за слабой авиации противника. Нам нужно поразмыслить о войсковом самолете, тот, что действовал бы на поле боя с низкой высоты и в условиях неважный погоды. Ведь вы знаете, что приподнять СБ в плохую погоду весьма тяжко. Эта агрегатина может использоваться на поле боя в исключительных случаях - она чрезмерно велика и неманевренна. Необходим одномоторный двухместный авиалайнер со скоростью 380-400 км, с бомбовой нагрузкой в 300-400 кг и радиусом действия 350-400 км. Некоторые товарищи жалуются, что авиация противника бомбила. Надо заявить, что наши войска не знают, что такое бомбометание по войскам. Вы не видели авиации, которая была в Испании. А в этом месте от бомбометания одного самолета паника во всем корпусе. Что бы вы сказали, если бы вас бомбили так, как мы бомбили финнов. Наши командиры должны взращивать себя и войска так, чтобы быть готовыми к отражению действий больше сильного авиационного противника, чем финны.

Мы будем принимать все меры к тому, чтобы не предположить бомбардирования наших войск, но полной гарантии вручить воспрещено.

Одним из недостатков нашей авиации является большая уязвимость бомбардировочных самолетов, в особенности ДБ. Плоскость имеет 14 бензобаков и при стрельбе противника специальными пулями агрегатина резво загорается.

Машина должна быть больше живучей. Конструкторам следует порассудить над этим вопросом Вооружение на бомбардировочных самолетах имеет невпроворот мертвых конусов. У штурмана на СБ два пулемета, а палить по самолетам противника ему не приходится, так как встречных атак, благодаря большим скоростям, без малого не производится, так получается, что в бою, происходящем главным образом в задней полусфере, штурман не участвует, и вся тяжеловесность боя ложится на стрелка, у которого вооружение

слабее и немалый безжизненный конус...

Надо обучать летный состав летать вслепую, в трудных метеоусловиях... В полку следует располагать одну эскадрилью, которую необходимо обучать слепым полетам...

Следующий вопросительный мотив о распределении авиации... Решать, куда кидать авиацию должен высший шеф... Авиация эффективна тогда, когда она действует массово и сосредоточенно, а точно дать оценку обстановку может командующий армией и фронтом, кому она и должна повиноваться.

Надо больше делать по глубоким тылам противника - это большое занятие. Посмотрите на Выборг - от него ничего не осталось. Город на сто процентов разрушен...

Вступили мы в войну с 1500 самолетами на все сто подготовленными и во время войны подготовили ещё два полка СБ. Это подготовка частей. Подготовка же территории для таковой массы самолетов отстала На некоторых оперативных направлениях аэродромная сеть на сто процентов отсутствовала (ухтинское направление)... Запаса бомб и горючего оказалось мало для действующего количества самолетов.

Одной из причин такого недостатка является то, что командующие ВВС не знали плана войны и количества развертываемых частей в том или ином направлении.

Считаю необходимым тотчас заняться вопросами подготовки территории к войне с учетом сил, развертываемых в том или ином направлении, и сообразно этому сооружать аэродромы и созидать запасы не менее, чем на три месяца.

4.06.40 г. комкору Птухину было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В июне 1940 г. он был назначен командующим ВВС Киевского особого военного округа.

Округ был самым мощным в СССР. Под командованием Птухина были сосредоточены огромные силы. В 11 авиадивизиях округа насчитывалось 39 авиаполков (17 истребительных, 15 бомбардировочных, 5 штурмовых и 2 разведывательных), имевших в своем составе больше двух тысяч самолетов.

В аттестации, подписанной 26.11.40 г. командующим войсками округа генералом армии Жуковым и членом Военного совета корпусным комиссаром Вашугиным отмечалось: Птухин... древний, бывалый начальник, участник гражданской войны, войны с белофиннами, за образцовые действия супротив белофиннов присвоено звание Героя Советского Союза.

Специальная подготовка как командующего ВВС КОВО хорошая. Организовать и провести операцию ВВС, как это показано на деле, может недурно. Проявляет непочатый край забот над вопросами подготовки театра военных действий в авиационном отношении. Волевой, дисциплинированный и требовательный командующий

Должности командующего ВВС КОВО соответствует.

Однако уже в феврале 1941 г. генерал-лейтенант Птухин был назначен начальником Главного управления ПВО Красной Армии.

В январе 1941 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление Об организации противовоздушной обороны. В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 км от государственной границы. На этой территории в пределах военных округов были созданы зоны противовоздушной обороны, в них - районы противовоздушной обороны, а ещё пункты ПВО. Вэтого к началу Великой Отечественной войны войска ПВО имели: зон ПВО - 13; корпусов ПВО - 3; дивизий ПВО - 2; бригад ПВО - 9; бригадных районов ПВО - 39. Численность личного состава войск ПВО составляла 182 тыс. джентльмен. Для решения задач противовоздушной обороны наиболее важных центров страны было выделено ещё 40 истребительных авиаполков, насчитывавших возле 1500 боевых самолетов, 1206 экипажей.

В марте 1941 г. Птухин сдал дела генерал-полковнику Штерну, а сам был сызнова назначен командующим ВВС КОВО.

По состоянию на 22.06.41 г. в Киевском особом военном округе имелось 2359 летчиков, 1308 летчиков-наблюдателей и 2059 самолетов: 466 бомбардировщиков (в т.ч. 74 пикирующих бомбардировщика Пе-2), 1343 истребителя (в т.ч. 189 МиГ-3), 5 штурмовиков Ил-2, 247 разведчиков (в т.ч. 99 ближних бомбардировщиков Су-2).

К сожалению не весь летный состав на сто процентов овладел вверенной ему техникой и к боевым действиям был подготовлен слабо. Особенно трудное положение сложилось в девяти сызнова сформированных авиаполках, укомплектованных в основном молодыми летчиками.

Начатую весной 1941 г. реконструкцию авиабаз к началу войны завершить не удалось. Из-за ремонта многие из действующих аэродромов были ограниченно годны. Авиачасти запасных аэродромов не имели, почему размещались крайне скученно.

После волны арестов генералов - испанцев в конце мая и начале июня положение Птухина было крайне шатким.

Главный маршал авиации Новиков вспоминает: 20 июня меня нежданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и сразу позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г Киев.

Естественно, я немедленно подумал о генерале Е.С. Птухине и узнал, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и позже недолгой паузы ответил, что вопросительный мотив о Птухине ещё не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку.

Накануне вторжения командующий ВВС округа генерал-лейтенант авиации Птухин лично совершил облет оперативных аэродромов, проверив их маскировку и боеготовность. Мероприятия по маскировке, предпринятые с весны по его инициативе, позволили утаить от немецкого командования до 10 % самолетов. Но этого было очевидно мало.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал ВВС Юго-Западного фронта.

22.06.41 г. с 4 до 5 часов утра примерно 400 самолетов 5-го авиакорпуса штурмовали 24 передовых аэродрома округа. Для советских ВВС потрясение оказался неожиданным

Из-за отсутствия конкретных указаний со стороны командующего ВВС округа о выводе авиачастей из-под удара они понесли большие потери. Даже потом отражения первого удара, большинство авиаполков не сменило местоположение дислокации, и было уничтожено в последующих налетах.

Вэтого за первостепеннный день войны ВВС Юго-Западного фронта потеряло 204 самолета на аэродромах и 97 в воздушных боях. Советские летчики сшибли 46 самолетов противника

Штаб ВВС фронта на практике не возглавлял действиями авиачастей, так как был занят переездом из Киева в Тернополь. В результате попытка приблизить штаб к району боевых действий привела к нарушению управления.

Рассказывает Маршал авиации Скрипко: Птухин энергично стремился перестроить работу по-фронтовому, привести авиачасти и соединения в боевую подготовленность. Однако не знал Евгений Саввич того, что в эти дни решался вопросительный мотив о нем как о командующем и что 20 июня 1941 года приказом Главного Военного совета он будет снят с должности за аварийность. Так и не получив этого приказа, генерал Е.С. Птухин встретил на посту командующего ВВС Киевского особого военного округа испытания первых дней войны и 24 июня 1941 года был вторично освобожден от служебных обязанностей с ещё больше грозной формулировкой.

Вечером 20 июня 1941 года основополагающий эшелон с полевым управлением округа двинулся специальным поездом на новоиспеченный командный пункт, расположенный в Тарнополе, а утром 21 июня на КП выехала на автомашинах основная группа штаба округа. В одной колонне с ней следовало и управление командующего ВВС.

В Киеве был оставлен запасной командный пункт ВВС округа (фронта), возглавляемый заместителем начальника штаба ВВС по организационным вопросам генерал-майором авиации Мальцевым. При нем находилась небольшая группа представителей различных отделов и служб, охватывая шифровальщиков. События потребовали уже на следующий день вовлечь всю группу в активную оперативную работу, хотя она и не предназначалась для этой цели.

Дело в том, что узел связи штаба ВВС в Киеве имел связь со всеми аэродромами округа (фронта), тогда как КП в Тарнополе ею не был обеспечен.

На рассвете 22 июня 1941 года, когда колонна штабных автомашин втягивалась в Броды (65 километров северо-восточнее Тарнополя), вражеская авиация нанесла потрясение по нашим аэродромам

Война застала авиаполки округа в приграничной аэродромной зоне, куда их вывели в ходе оперативного учения, проводимого генералом Е.С. Птухиным. Однако части не были приведены в состояние боевой готовности. Штабы смешанных авиадивизий, то есть армейской авиации, находились в местах своей постоянной дислокации

Е.С. Птухин совместно со своим заместителем по боевой подготовке С.В. Слюсаревым к 14 часам 22 июня 1941 года прибыли на КП в Тарнополь... Прямая проволочная связь была только с 14-й, 16-й и 17-й авиадивизиями. Со всеми остальными частями и соединениями контакты поддерживались посредством Киевский узел связи.

Находившаяся там группа генерала Мальцева собирала данные об обстановке во всех полках и передавала их на КП ВВС фронта в Тарнополь, по этому же каналу из Тарнополя передавались распоряжения в дивизии. Однако из-за недостатка шифровальщиков в Киеве скопилось большое число срочных нерасшифрованных кодограмм, шифрограмм - все это броско усложнило управление.

В первостепеннный день войны потери ВВС Юго-Западного фронта составили 192 боевых самолета, с учетом учебных - 301 авиалайнер. Из общего числа наших потерь на земле было уничтожено и повреждено 95 боевых самолетов, 109 учебно-тренировочных.

24.06.41 г. Птухин был отстранен от командования и арестован. Содержался в Саратовской тюрьме.

29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, числящихся за НКВД СССР. Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста пост. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.

О генерал-лейтенанте авиации Птухине указывалось, что он уличается показаниями Смушкевича, Чернобровкина, Юсупова как участник антисоветского военного заговора. Дал показания, что с 1935 г. являлся участником антисоветского военного заговора, куда был завербован Уборевичем, но от данных показаний отказался, признав, что преступно стоял во главе вверенными ему войсками.

Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин.

13.2.42 г. постановлением Особого совещания НКВД СССР генерал-лейтенант авиации Птухин был приговорен к высшей мере наказания.

23.02.42 г. расстрелян. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Реабилитирован 6.10.54 г.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Савицкий Eugene Savitskiy

В годы Великой Отечественной войны командовал истребительной авиадивизией, авиагруппой, а с декабря 1942 года 3-м истребительным авиакорпусом...
читать далее

Евгений Степанов Eugene Stepanov

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени,..
читать далее

Евгений Туренко Eugene Turenko

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Красной Звезды,..
читать далее

Евгений Федоров Eugene Fedorov

Во время советско-финляндского конфликта Е. П. Федоров успешно произвел 24 боевых вылета, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий