Известные люди
»Евгений Урбанский
Рождение: Россия» Москва, 27.2.1932 - 5.11
Евгений Урбанский - советский актер театра и кино.Родился 27 февраля 1932 года.Широкому кругу зрителей Евгений Урбанский известен по ролям в таких фильмах как: "Коммунист" 1957 год, "Баллада о солдате" 1959 год, "Чистое небо" 1961 год, "Пядь земли" 1964 год, "Царь и генерал" 1965 год и др.
Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Его папа - Яков Самойлович Урбанский - был видным партийным работником, которого в середине 30-х направили в Узбекистан на место второго секретаря ЦК ВКП(б). Однако на этом посту тот проработал недолго: в 1937 году его арестовали как "врага народа" и отправили в лагерь под Воркутой. Его жену - Полину Филипповну - с детьми выслали в Алма-Ату. Там Евгений пошел в школу, в которой проучился до 9-го класса. В 1946 году его отцу снизили срок и определили рабочим на шахту в Инте. После этого его семейство в полном составе переехала к нему.
Десятый класс Урбанский заканчивал в средней школе города Инты. Учился что надо. Помимо учебы увлекался акробатикой и показывал неплохие результаты в этом виде спорта. Кроме этого, свой герой замечательно читал вирши и зачастую выступал с ними на различных торжественных мероприятиях. Особенно удавались ему вирши В. Маяковского. Однако большого желания посвятить себя драматическому искусству у Урбанского тогда не было. Именно вследствие этого в 1950 году он сперва поступил в Московский дорожный институт, потом оттуда перевелся в горный. Именно в последнем творческие устремления Урбанского как снег на голову нашли себе достойное употребление - он стал активным участником художественной самодеятельности, в первый раз задумался об актерской карьере. В конце концов эти мысли привели его в Школу-студию МХАТа на прослушивание. Несмотря на беспокойство, которое Урбанский тогда испытывал, был он до такой степени убедителен и азартен, что педагоги, слушавшие его, оказались им очарованы. "Вам во что бы то ни стало нужно поступать на актерский!" - посоветовали ему тогда. Он так и сделал. В 1952 году он явился на экзамены в ту же Школу-студию, великолепно прочитал немного стихотворений В. Маяковского (его любимым произведением было "Во весь голос") и был принят на вектор движения народного артиста СССР В. О. Топоркова.
По словам очевидцев, первые два года учебы в студии дар Урбанского был без малого не заметен. Лишь на третьем курсе он "ожил", стал намного смелее и ярче. Его однокурсник О. Табаков вспоминал: "Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый". (В то время Урбанский без малого год ходил в студию в горняцком кителе, тот, что он получил, ещё будучи студентом горного института.)
Можно смело изречь, что свою творческую карьеру Урбанский сделал себе сам. В различие от многих своих коллег по актерскому ремеслу, которые по разным причинам (кто по протекции, кто по воле случая) оказались на вершине славы, Урбанский своей главной роли добился независимо. Узнав в 1956 году, что на "Мосфильме" режиссер Юлий Райзман начал к съемкам фильма "Коммунист", он явился на киностудию и предложил себя на главную образ. В тот же день сделали его фотопробы, которые не всем понравились. Однако режиссер, успевший к тому времени просмотреть многих актеров, решил рискнуть с никому не известным студентом. Так Урбанский получил образ коммуниста Василия Губанова.
Натурные съемки картины проводились в городе Переславле-Залесском. Урбанскому они запомнились не с самой лучшей стороны. Вот что он рассказывал позднее: "Съемки - это какая-то мука, знал бы, не пошел. Я практически подыхал на съемочной площадке от ужаса, что ничего не выходит. Моя неповоротливость, неумелость угнетали меня без малого физически. А Райзман был доволен. Я считал, что половину придется переснимать, а он был доволен и затем просмотра материала ходил торжествующий. Только увидев кино смонтированным, я понял: все мое - самое мою неумелость - использовал режиссер для Губанова. Так ибо это он - умница!"
Действительно, в самом начале работы у Урбанского на практике ничего не получалось. На площадке он был чрезмерно скован, неповоротлив и стеснялся своих партнеров до неприличия. Даже первостепенной важности его партнер актриса Софья Павлова (она также была дебютантом и играла его любимую девушку) была им шибко недовольна. Из-за своей чрезмерной стеснительности Урбанский казался ей капельку ли не мальчиком, и его зажатость в любовных сценах порой выводила актрису из себя. Да и другие участники съемочного процесса ещё были недовольны молодым актером и настойчиво убеждали Райзмана заместить его, покуда не поздненько. Но режиссер остался при своем мнении. И оказался прав.
Фильм "Коммунист" вышел на экраны в 1957 году и был тепло принят публикой. На фестивалях в Венеции (1958) и Киеве картина получила главные призы. Кроме этого, в 1959 году "Коммунист" был назван в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала "Советский экран".
В год, когда кино "Коммунист" вышел на просторный экран, Урбанский закончил Школу-студию МХАТа. Его мечтой постоянно была прославленная сцена Художественного театра, и все-таки туда его не взяли. Наш герой стоял на распутье, когда артист Театра имени Станиславского Евгений Шутов, с которым он познакомился на съемках "Коммуниста", предложил: "Давай поступай к нам в театр!" Уговаривать Урбанского не пришлось.
Первой ролью Урбанского на сцене Театра имени Станиславского был Ричард в пьесе Б. Шоу "Ученик дьявола". И так уж вышло, что в день премьеры "Коммуниста" Урбанский играл свой начальный спектакль на театральной сцене.
С успехом фильма "Коммунист" к молодому актеру пришла всесоюзная слава. Люди стали осведомляться его на улице, хлопотать автографы. Многие режиссеры бросились предлагать ему роли в своих новых картинах. Однако Урбанский не торопился принимать их предложения. Видимо, помня свои муки на съемках "Коммуниста", он боялся испытать их снова. Ведь не всякий режиссер смог бы, как это делал Ю. Райзман, лепить из молодого актера звезду. Поэтому в течение двух лет Урбанский набирался актерского опыта на театральной сцене, играя в месяц по 22-25 спектаклей. И только в середине 1958 года он в конце концов вспомнил о кино.
В фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате" ему досталась образ безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов (артист В. Ивашов) ненароком встречает на вокзале (момент снимался в Ярославле).
Между тем вскоре вслед за тем работы фильма в судьбе Урбанского произошло важное событие - он встретил женщину, которая вскоре стала его женой. Незадолго до этой встречи у него был роман с некой актрисой Театра имени Станиславского, тот, что закончился разрывом.
Новую влюбленность Урбанского звали Дзидра Ритенберг. В ту пору ей было 30 лет, она была уроженкой латышского города Лиепаи и уже год как была известна широкому кругу знатоков кино. Слава пришла к ней в 1957 году, следом того как она сыграла образ горьковской Мальвы в фильме с одноименным названием. На фестивале в Венеции за эту образ ей был присужден кубок Вольпи. Соперницами Д. Ритенберг в борьбе за тот самый почетный трофей были такие звезды западного кино, как Марина Влади, Мария Шелл, Ясудзу Ямада.
С Урбанским Ритенберг познакомилась абсолютно невзначай - во время кинопраздника в Москве в 1960 году. Дзидра приехала из Риги вкупе с подругой - актрисой Вией Артмане. Вечером они сидели в теплой киношной компании, как как гром среди ясного неба отворилась ворота и в комнату вошел шикарно облаченный мужик. Это был Урбанский. Чуть позже он первым подошел к Дзидре и сказал: "А я вас знаю". Та ответила: "И я вас тоже". Так состоялось их знакомство.
Буквально сквозь три недели потом их первой встречи Ритенберг легла в больницу - ей должны были изготовить операцию на сердце. И Урбанский немного ли не каждый день навещал ее. А как только Дзидру выписали, он тут же повел ее в загс. Почему он так спешил? Он боялся, что, если не сделает этого, Дзидра уедет к себе в Ригу и их роман завершится.
Первоначально молодожены жили в шестиметровой комнатке общежития Театра имени Станиславского. И только позже благодаря хлопотам М. Яншина им удалось обрести отдельную шестнадцатиметровую квартиру вблизи метро "Сокол".
Чуть раньше работы в фильме "Баллада о солдате" он начал работу над своей второй крупной ролью в кино. Это была картина Михаила Калатозова "Неотправленное письмо", в котором он должен был сыграть образ таежного проводника Сергея. Сюжет фильма был незамысловат: пожар в тайге отхватил четверых геологов от лодок с продовольствием и снаряжением, и им пришлось спасать приятель друга от разбушевавшейся стихии. Однако настоящей удачей для Урбанского эта образ так и не стала.
Эта невезуха броско отразилась на творческой карьере Урбанского - в течение последующих полутора лет он отвергал все другие предложения сниматься в кино. И только в 1960 году согласился сняться у режиссера, которого от всего сердца уважал, - у Г. Чухрая.
В различие от "Баллады о солдате", где у Урбанского был недлинный момент, в новом фильме Чухрая "Чистое небо" ему досталась главная образ - Героя Советского Союза, летчика Алексея Астахова. По своей драматургии эта служба была одной из самых сложных в творческой биографии актера. По сюжету картины его герою пришлось испытать самые разные жизненные коллизии: счастливый момент на службе, внезапную влюбленность, вражеский плен, изгнание из партии, неверие в людей и, в конце концов, медленное обретение веры в себя, в любимого человека.
Широкому зрителю кино понравился. В том же году он собрал единый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско. По опросу журнала "Советский экран", он был признан лучшим фильмом года.
Не менее любопытно складывалась и театральная фатум Урбанского. За восемь лет своего пребывания в Театре имени Станиславского он сыграл на его сцене 14 ролей. Он играл Мышлаевского в "Днях Турбиных" М. Булгакова, Джона Проктора в "Сейлемских ведьмах" А. Миллера, чекиста Лациса в "Шестом июля" М. Шатрова, Пичема в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта. И все же, несмотря на то что к середине 60-х годов Урбанский был одним из ведущих актеров Театра имени Станиславского, ни одну из сыгранных им ролей в театре он не считал до конца удавшейся.
В повседневной жизни Урбанский был достаточно общительным и взрывным человеком. Он превосходно играл на гитаре, напевал, о чем есть много свидетельств людей, рядом знавших его в то время. Ю. Никулин вспоминал: "Урбанский был незаменимым человеком в компании. Как он напевал - никто не мог. Я любил напевать под гитару, старался, но ни при каких обстоятельствах не мог, как он..."
Различные творческие вечера, в которых ему приходилось участвовать, Урбанский не любил. Причем в этом не было ни грамма пренебрежения к зрителям, которые пришли на встречу с любимым кумиром. Просто артист не считал себя кем-то выдающимся, открыто стеснялся своей славы и, чтобы утаить это близкое состояние, порой дерзил со сцены наиболее ретивым зрителям.
Совершенно другим человеком Урбанский был в семейной жизни. По словам его жены Д. Ритенберг, он был добрым и хорошим мужем, называл ее ласковым именем Джуника.
В театре одним из близких его друзей был тезка - Евгений Леонов. Вот что он вспоминал позднее об Е. Урбанском: "Мы дружили крайне с Женей... Он любил приспевать к нам на Вторую Фрунзенскую, но мы с ним нередко ссорились... Я его вводил в "Ученика дьявола", и в одно прекрасное время он мне сказал: "Ты артист трюковых приемов, трюкач, нам, героям, сложнее..." И меня это так обидело... Конечно, он это сказал в запале, он был отходчивый и затем все время ко мне приставал: "Чего ты сердишься, за что ты сердишься?" А я не объяснял..."
В 1962 году в жизни Урбанского произошло два важных события. Во-первых, он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Во-вторых, его приняли в ряды КПСС. Это было полностью вестимо, если учесть те роли, что он сыграл в кино, - Василия Губанова и Алексея Астахова.
В 1963 году он впервой выехал за границу- в Мексику.
В том же году он принял очередное предложение сняться в кино. Это был кино режиссера Василия Ордынского "Большая руда", в котором актеру досталась главная образ - Пронякина. Однако когда артист увидел смонтированный материал, он расстроился. Урбанский как снег на голову понял, что образ ему не удалась, да и сам кино его огорчил. В эти минуты он, видимо, вспомнил о том, что в том же году у него сорвалась образ, которая могла доставить ему вовсе другие чувства. Речь идет о фильме "Председатель". Вот что вспоминает об этом М. Ульянов:
"На образ Егора Трубникова пробовали и Евгения Урбанского... Он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и шибко выразительной, прямо скульптурной внешностью. Казалось, и сомнения быть не могло, что Урбанский больше подходит к образу Егора Трубникова, к его темпераменту, напору, его силе. Но режиссеры Алексей Салтыков и Николай Москаленко мне после этого объяснили: Урбанский воистину подходит к роли, но может сыграть чересчур героически, шибко здорово, и исчезнет Егорова мужиковатость, заземленность".
В результате на образ утвердили М. Ульянова.
К сожалению, малоудачная образ в фильме "Большая руда" оказалась последней крупной ролью в творческой судьбе талантливого актера Е. Урбанского. Вскоре нелепая случайность оборвала его существование. Произошло это при следующих обстоятельствах.
Режиссер А. Салтыков (тот что ни на есть, тот, что не утвердил Урбанского на образ Егора Трубникова) в очередном своем фильме - "Директор" - предложил ему главную образ. На тот самый раз актеру предстояло перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗИЛа Иван Лихачев. Съемки картины должны были проходить как в Москве, так и в пустыне Каракумы под Бухарой (там снимались кадры автопробега).
Натурные съемки в столице закончились в конце октября 1965 года, и в начале ноября все участники группы вылетели в Узбекистан. 4 ноября Урбанский и его партнер по фильму артист Иван Лапиков отправились на встречу со зрителями в Бухарский гарнизон. Встреча прошла удачно, и, полностью удовлетворенные ее итогами, актеры за полночь вернулись в гостиницу. Утром должны были возникнуть съемки. Стоит пометить, что все рискованные трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был беспрерывный дублер - спортсмен Юрий Каменцев. Вот что рассказывал спортсмен Ю. Марков, тот, что в тот роковой миг находился в одной машине с Урбанским:
"На съемочную площадку, в сорока километрах от Бухары, мы выехали до времени утром... Снимали проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию агрегатина Зворыкина должна промчаться прямо посредством барханы, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее непростой кадр в этой сцене - скачок машины с одного из барханов. Опасного в этом не было ничего, но мы все же предложили, чтобы снимался дублер. Женя подошел к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отменный немалый проект и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел привычно. Но второй режиссер, тот, что вел в тот самый день съемку, предложил изготовить ещё единственный дубль...
Машина без труда рванулась с места, промчалась по настилу, на момент повисла в воздухе и неожиданно накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее миг меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый "газик", а под ним - Женю..."
Гибель Урбанского породила массу всевозможных сплетен и пересудов. Одни судачили о том, что артист захотел получить лишние 70 рублей и согласился осуществить связанный с опасностью трюк независимо, другие - что он и совсем был пьян. Но было ли это правдой? Вот что говорили коллеги погибшего артиста.
Ю. Никулин: "Об артистах немало врут. Вот я прочитал в газете: артист Урбанский погиб на съемках потому что, что в его машине заклинило дверцу. Дескать, по сюжету его агрегатина летела с обрыва, а он должен был в последнее момент из нее выпрыгнуть. А дверцу заклинило.
Я сидел в Союзе кинематографистов у Кулиджанова, только разлили коньяк-звонок. Кулиджанов поднял трубку и вскрикнул: "Как?! Как это произошло?" - пришло извещение о смерти Урбанского. Мы сильно любили его...
Погиб он по-другому. Машина должна была подпрыгнуть на ходу. Урбанский снимался без дублера, потому как что за трюковую съемку платят вдвойне. Сделали единственный дубль, оператор сказал: скачок не шибко смотрится, надобно, чтобы агрегатина подпрыгнула выше. Подложили кирпичей под песок. Машина никак не могла перевернуться. Потом проверяли: эдакий исход был вероятен в одном из тысячи случаев. Надо было, чтобы определенным образом совпали прыть движения, мощь ветра, уголок наклона горки, уголок поворота, вес машины - и все это внезапно совпало. И агрегатина перевернулась. Урбанский сидел рядом с водителем. Если бы он нагнул голову-остался жив. А он откинулся назад-и перебило позвонки, в больницу привезли мертвым..."
А. Баталов: "Когда про Урбанского сказали, что он погиб, потому как что был бухой, ничего обиднее представить себе запрещено. Я единственный раз не поругался с залом, чего ни при каких обстоятельствах не делаю, оттого что сплетня про Урбанского чудовищно несправедлива. Я-то знаю, что он был наидобросовестнейшим актером, что если он полез в эту машину, которая стала его могилой, то только для того, чтобы эти самые зрители поверили в его героя..."
Между тем на миг смерти Урбанскому было всего 33 года. Он так и не смог заметить дочка, которая родилась сквозь немного месяцев после этого его Гибели (в честь отца ее назвали Евгенией). Вспыхнув яркой звездой, он так и остался в памяти современников молодым и красивым мужчиной, принявшим достойную его экранных героев кончина. В 1968 году на экраны страны вышел документальный кино режиссера Е. Сташевской-Народицкой "Евгений Урбанский".
Р. S. Гибель Е. Урбанского поставила крест на съемках картины "Директор". Приказом председателя Госкино они были тут же запрещены, группа распущена. Режиссера А. Салтыкова отлучили от режиссуры на полтора года. Только в 1967 году он снова вернулся на съемочную площадку и снял кино "Бабье царство". В 1969 году добился разрешения сызнова становить "Директора". В роли Зворыкина снялся Николай Губенко. Фильм вышел на экраны страны и был нехило принят публикой.
Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Гуслинский Eugene Guslinskiy
Оператор.Заслуженный деятель искусств РФ.
читать далее →
Евгений Татарский Eugene Tatarskiy
РЕЖИССЕР Евгений Татарский, председатель Союза кинематографистов Петербурга, умеет снимать кино, которое нравится зрителю стильное, доброе, с..
читать далее →
Евгений Юфит Eugene Ufit
К концу восьмидесятых некрореализм входит в моду, а Евгений Юфит становится известен как один из отцов-основателей параллельного кино.
читать далее →
Евгений Майхровский Eugene Maihriovsky
Евгений Майхровский вырос в цирковой семье, а значит, в цирке, но его путь на манеж оказался далеко не простым.
читать далее →