Известные люди

»

Жан Бабиле

Жан Бабиле Jean Babilee Карьера: Танцор
Рождение: Франция
Я не люблю копировать чужие роли, и мне не нравится, когда кто-то копирует мои...

Легендарный французский танцовщик и артист, 82-хлетний Жан Бабиле - любимец Жана Кокто, Лукино Висконти, Ролана Пети и Мориса Бежара, создавший главную образ в культовом европейском балете 50-х Юноша и смерть, - в первый раз приехал в Москву по приглашению Французского культурного центра.

- Вас, надо думать, беспрестанно спрашивают о том, как создавался балет Юноша и смерть?

- Ну что поделаешь. Идея принадлежала Жану Кокто. Он опекал многих талантливых артистов, постановщиков, художников, мне посчастливилось быть в их числе. Так вот, Кокто сказал: У Нижинского был его фирменный балет Призрак розы, а я тебе придумаю твой Призрак розы. Я ужасно загорелся этой идеей. Призрак розы Нижинского мне также довелось танцевать, и, говорят, я недурственно справлялся (смеется). Но мне вечно было увлекательно созидать свои роли. Я не люблю копировать чужие, и мне не нравится, когда кто-то копирует мои. Спектакль решили действовать в Театре Елисейских полей, где Борис Кохно, бывший секретарь Дягилева и товарищ Кокто, был художественным руководителем. Я изображал молодого человека, тот, что ждет девушку, мучается поэтому, что она опаздывает, а вслед за тем понимает что его возлюбленная это кончина. Мы начинали было вкалывать под джазовый аккомпанемент, но мне это вскоре стало поперек горла. Я заявил об этом Кокто, он сказал: Ладно, музыку подберем под готовые движения. И ближе к премьере обнаружилось, что лучше всего подходит Пассакалия Баха.

- Как Кокто ставил, не будучи хореографом? И каков вклад Ролана Пети, а каков ваш?

- Ролан ставил движения, а Кокто говорил: Нет, это не подходит. А вот это оставь. А вот это недурственно, но необходимо воспроизвести три раза. В начальный раз публика увидит, во второй поймет, в третий примет. Что-то я предлагал сам, импровизировал, и эти движения вошли в образ. Костюм также придумал я. Незадолго до работы над этим балетом я повредил ногу, ещё не возродил форму позже травмы и не хотел вылезать в трико. Репетировал в комбинезоне и предложил остаться в нем. Кокто измазал мне его краской, как будто я художник в мастерской. Так мой рабочий комбинезон стал костюмом.

- Юношу и смерть позже вас исполняли чуток ли не все ведущие современные танцовщики. Говорят, вы крайне ревниво к этому относитесь. Неужели нет никого, кем вы были бы довольны в этой роли?

- Видите ли, все копируют хореографию, забывая, что это не балет, а мимодрама. Так определил жанр этой постановки Кокто. Мой папа, дядя шибко образованный и эрудированный в области театра, позже премьеры сказал: Да, потрясно. Но ты же не танцуешь, а только ходишь, прыгаешь, мимируешь Весь толк в том, чтобы движение рождалось из внутреннего состояния. Из ожидания, вспышек злости и отчаяния, смятения в мыслях, осознания хода времени Я там все время смотрю на часы сперва с нетерпением, когда же придет девица, а следом с ужасом: сколь осталось до смерти. Я исполнял эту образ в течение двадцати лет, не танцевал, а проживал ее. И когда я вижу, как неподходящие для нее люди без затей воспроизводят движения, подчас неправильно заученные Ив Сен-Лорану я как-то сказал: Представь что это твоя модель, но скопированная где-нибудь в Бангкоке.

- Версию Мариинского театра вы видели?

- Что я могу произнести? Декорации не те, хореография не та (разводит руками) Бангкок!

- Вы могли бы воспретить осуществление?

- Авторские права принадлежат наследникам Кокто, но у меня есть протокол, написанный им самим и удостоверяющий, что как раз меня он считает носителем и хранителем подлинника. Так что при желании воспретить мог бы. Но я не сутяга.

- Вы учились у лучших русских педагогов Гзовского, Князева, Волынина. А сами преподаете?

- Я зачастую репетирую с молодыми артистами, люблю консультировать. Но преподавать - это требует расписания, регулярности, а я люблю спонтанность. Когда я что-то планировал, это типично не осуществлялось. А самые удачные проекты рождались спонтанно. Бежар придумал применять на сцене металлическую конструкцию, где я висел на руках, обвивался кругом опор и т.д. И сделал балет Life. Или, к примеру, служба с Висконти. Он замыслил балет Волшебник Марио по мотивам Томаса Манна, спросил у него дозволение, Томас Манн согласился. И вот в La Scala Леонид Мясин под руководством Висконти поставил тот самый балет с моим участием. Одно из моих сильнейших театральных впечатлений мизансцены его Травиаты в La Scala. Какой манера, какие повадки! Я спросил его, как он этого добился? Он ухмыльнулся и ответил: Видишь, в сцене бала все держат в руках бокалы? Это настоящие антикварные бокалы, любой стоит целое состояние. Отсюда и манеры. Я счастлив, что работал с Висконти, у него было то, что я бы назвал плодотворным взглядом. От одного его замечания в тебе пробуждался дар.

- А сегодня вам нужен чей-то воззрение, совет?

- Да, воззрение моей жены Запо. Она фотохудожник, от нее ничего не скроешь! (Смеется)

- У нас говорят: Муж башка, супруга шея.

- Не-е-ет! У нас в семье супруга - башка. А супруг (я то есть) ноги!

Перетанцевавший кончина

Жан Бабиле родился в 1923 году в Париже. В 1941-м окончил школу при парижской Опере, где учился у лучших русских танцовщиков-эмигрантов. Прославился как виртуоз, поражая публику рекордным количеством вращений и легкостью исполнения сложнейших академических па. Выступал в труппах Марики Безобразовой, Ролана Пети, в 195256 годах - солист парижской Оперы, в 195659 годах возглавлял собственную труппу. Кроме ведущих партий в классических балетах и постановках ХХ века снимался в кино, играл в драматическом театре. Ныне 82-летний Бабиле продолжает выступать в спектаклях, поставленных сознательно для него.

Так же читайте биографии известных людей:
Жан Алези Jean Alesi

Жан Алези выглядел в Венгрии очень счастливым человеком, вернувшись к Эдди Джордану спустя примерно 12 лет после гонок в "Формуле-3000". Его..
читать далее

Жан Тодт Jean Todt

Французский спортсмен, конструктор и спортивный менеджер. Главный спортивный директор команды Ferrari Формулы-1.
читать далее

Жан Тигана Jan Tigana

Дюваль так возненавидел Жанно, что по прошествии двух лет, когда Мишель Идальго впервые назвал его в числе кандидатов в сборную, он послал ему..
читать далее

Жан Бокасса Jahn Bokassa

Тиран, садист, людоед - эти страшные эпитеты навсегда останутся с бывшим правителем Центральной Африканской Республики (ЦАР).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий