Известные люди
»Жан Вержбицкий
Рождение: Россия, 2.2.1932
Творчество Ж.М. Вержбицкого во всех его проявлениях неотделимо от традиций петербургской архитектуры. Не только понять, но и почувствовать их характер и передать в своем творчестве - в этом, наверное, состоит главное достоинство каждого петербургского зодчего, которому выпало счастье строить в северной столице.
Родился 2 февраля 1932 года в Ленинграде. Отец - Вержбицкий Матвей Григорьевич (1896-1982), юрист, участвовал в Первой важный, Гражданской и Великой Отечественной войнах. Мать - Тороквей Мария Юрьевна (1910-1986), всю существование работала в системе Ленэнерго, в отрезок времени блокады Ленинграда принимала участие в оборонных работах. Супруга Красикова Ирина Александровна (1955 г. рожд.). Сын Вержбицкий Юрий Жанович (1964 г. рожд.).
Сегодняшний образ Санкт-Петербурга уже не воспринимается без сооружений, возведенных по проектам Ж.М. Вержбицкого. Он автор больше 30 архитектурных работ, многие из которых заняли достойное местоположение на центральных улицах и площадях города на Неве и органично вписались в ансамбль его центральной части. Будучи членом Президиума Градостроительного совета Санкт-Петербурга, Жан Матвеевич принимал участие в обсуждении всех значимых проектов 1980-90-х годов.
Творческий стезя Ж. Вержбицкого начался в 1957 году, когда его дипломный план был удостоен первой премии Союза архитекторов СССР на Всесоюзном смотре-конкурсе дипломных проектов посреди архитектурных вузов. В Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1951-57) он прошел школу таких классиков архитектуры своего времени, как академик Е.А. Левенсон и В.И. Кочедамов. Историю архитектуры читал профессор Г.Г. Гримм, а градостроительство - Л.М. Тверской.
После защиты диплома творческая судьбина на долгие годы связала архитектора с ведущим проектным институтом родного города - Ленпроектом (позднее - ЛенНИИпроектом). Он начал вкалывать в 3-й мастерской под руководством известного ленинградского зодчего О.И. Гурьева. Здесь он принял участие в проектировании первого и наиболее значительного концертного зала города - "Октябрьского". Впоследствии служба в институте была продолжена в мастерской 13, которой возглавлял Народный архитектор СССР, действительный член Академии художеств СССР профессор А.В. Жук. Здесь же Жаном Матвеевичем было задумано проектное вывод аэровокзала Пулково.
Судьба дала зодчему вероятность долгое время проработать бок о бок с представителем старейшей семьи петербургских архитекторов Л.Л. Шретером. В 1972 году от него к Ж.М. Вержбицкому перешла эстафета руководства 2-й мастерской.
В 1957-60 годы Жан Вержбицкий включился в творческую работу по проектированию универсального концертного зала на 4000 мест под рабочим названием "Невский" (Ленпроект, мастерская 3). Необходимость возведения такого объекта ощущалась в городе с каждым годом все острее. В авторский коллектив входили: действительный член Академии строительства и архитектуры СССР В.А. Каменский, О.И. Гурьев, Ж.М. Вержбицкий, К.Д. Гербер, инженер-конструктор Н.В.Максимов. В этом составе был завершен технический план здания.
Ныне Большой концертный зал "Октябрьский" имеет важнейшее градостроительное и смысловое важность. Он располагается в самом центре города, тот, что традиционно является и центром культурной жизни северной столицы.
Фасады здания лишены традиционного для Петербурга архитектурного декора и более того излишней детализации. Внешние формы максимально упрощены тем самым подчеркивается значимость внутреннего пространства. Тем не менее единственный из первоначальных вариантов проекта (предложение Ж.М. Вержбицкого) предполагал вынесение колоннады на фасад за линию остекления, что отвечало бы традициям петербургской архитектуры. Тем самым обогащалась его пластическое вывод и создавались активные вертикали, визуально уравновешивающие горизонтали междуэтажных членений. С отказом от этого приема больше активно стали "работать" не детали, а объемы здания. Роль наиболее визуально привлекательного элемента взяло на себя скрытое за сплошным остеклением трехэтажное пространство фойе. Открытое к площади, оно в особенности эффектно в вечернее время, когда объемы здания растворены в вечерних сумерках, а освещенное фойе привлекает своим таинственным и в то же время ярким освещением.
Ж.М. Вержбицкий работал главным образом над интерьерами киноконцертного комплекса и в первую очередность - над организацией пространства зрительного зала. Оно решено в двух уровнях: партер-амфитеатр и балкон. Партер плавно переходит в амфитеатр, создавая оптимальные возможности для восприятия сценического действия из зрительного зала. Удобно решена задача эвакуации зрителей. Выходы по лестницам расположены как прямо в партере (они ведут в фойе и гардероб), так и в торцах зрительного зала. Зрительские выходы организованы из балкона в фойе второго яруса. Комплекс аппаратной расположен под балконом, что позволяет немаловажно оптимизировать акустические параметры всего зала. Несомненным достижением зодчего явились поразительно гармоничные пропорции зала, что, конечно, сказывается и на его великолепной акустике.
Почти обо всех элементах оборудования зрительного зала не возбраняется проронить, что они в первый раз появились в этом здании. Здесь спроектирован больших размеров экран - шириной 42-48 м с дугой 40 м. Благодаря появляющемуся из-за кулис киноэкрану размером 15х34 м быть может применение панорамной кинопроекции. Оборудование сцены, призванное улучшать акустику зала, несет функцию ее украшения.
Сстоимость шириной 25 и глубиной 10 м оборудована разнообразными подъемными механизмами, что ещё было новацией для своего времени. Она может быть увеличена за счет поднимающейся оркестровой ямы, расширяющей сценическое пространство на 50 кв. м. Сама же сцена впервой в стране дополнена специальными транспортерами, благодаря которым появлялась вероятность обогатить режиссуру сценических постановок. Трансформация сцены делает возможной акустическую настройку разных параметров звука, широта диапазона которого в равной мере неплохо позволяет проводить эстрадные концерты с применением звукоусиливающей аппаратуры и выступления камерных симфонических коллективов. Электроорган позволяет применять возможности органной музыки.
При проектировании освещения интерьеров как зрительного зала, так и фойе использован прием преимущественно отраженного света в сочетании с ленточным, точечным и только в некоторых случаях (фойе) - светильников, выполненных по индивидуальному проекту и не нарушающих общего замысла световой партитуры.
Удачно функциональное вывод здания, сильно удобного в эксплуатации, о чем говорит его персонал. На первом этаже размещается гардероб, помещения администрации и свободный вестибюль, на втором - вход в амфитеатр зрительного зала. С балкона двусветного фойе организован вход на балкон. Со стороны Греческого переулка расположены помещения для артистов и обслуживающего персонала.
Петербуржцы ещё помнят времена, когда на месте зала находилась церковь св. Дмитрия Солунского (архитектор Р.И. Кузьмин, 1861-66) - одна из последних, разобранных в годы хрущевской оттепели. Справедливости для нужно проговорить, что первоначальное градостроительное предложение предусматривало сохранение уникального памятника архитектуры - первого храма византийского стиля в Санкт-Петербурге. Объем концертного зала предполагалось разместить по оси Лиговского проспекта. В этом случае возводимое сооружение замыкало бы перспективу Лиговского проспекта и добро было бы видно со стороны площади Московского вокзала. В парке недалеко от храма располагался бы только невеликий кассовый павильон. Как известно, был принят прочий вариант, не предусмотренный в ранних предложениях: собор сносился, а на его месте, без малого по оси улицы Жуковского, возводился объем зала.
Прием светового объединения пространств интерьера доминирует в другом крупном проекте, над которым архитектор работал в 1965-73 годах. Здание пассажирского аэровокзала Пулково (архитекторы А.В. Жук, Ж.М. Вержбицкий) - покуда единственные воздушные ворота Санкт-Петербурга - относится к числу важнейших в градостроительном значении, раскрывающих образ города.
При проектировании здания аэровокзала необходимо было учитывать жесткие функциональные требования к проектированию зданий этого типа и при этом сформировать ослепительный запоминающийся художественный образ. При этом сооружение не могло быть чрезмерно высоким для создания выразительного силуэта, действующего на облегающее пространство. Как бы контрастируя с непредумышленно присутствующими горизонталями, некой распластанностью, авторами проекта дана подчеркнуто вертикальная расстекловка верхнего яруса здания. Но наиболее сильным акцентом, уравновешивающим горизонтальное движение форм, служит строй световых фонарей, берущий на себя организацию запоминающегося силуэта. Появление в композиции здания активных световых вертикалей продиктовано необходимостью освещения внутреннего пространства аэровокзала. В интерьере световые потоки, льющиеся более того ночью, пронизывают сооружение сверху вниз.
Как и в предыдущем проекте, в этом месте использованы всевозможные типы освещения: прямой и просторно примененный отраженный свет, точечное освещение галерей и балконов. Жесткость функциональной структуры здания нивелируется за счет криволинейных очертаний мощных световых проемов и выведенных в интерьер лестничных маршей. Благодаря ясной продуманной структуре здания, основанной на принципе симметрии, оно подходяще в эксплуатации.
После завершения работы над зданием аэропорта Пулково, Ж.М. Вержбицкий строит в самом центре города, на Петроградской стороне. В течение 10 лет в этом месте были возведены три здания: свежеиспеченный остов Петроградской АТС (1972-75), административное сооружение на Большой Монетной улице (бывший Петроградский районный комитет КПСС, 1977-80) и Дом цветов (1972-82).
При работе над этими проектами зодчий ставил перед собой мишень органичного включения новых зданий в исторически сложившуюся городскую застройку. В каждом из трех случаев автор проектов нашел разные решения этой задачи.
Новый остов телефонной станции - лаконичный четырехэтажный объем, пристроенный к старому зданию, выходит фасадом в маленький парк на Большой Пушкарской улице. Ограниченная этажность, изящное вертикальное членение фасадов с удачно найденными пропорциями делают новое сооружение не спорящим с окружающей застройкой и соответствующим ее масштабу.
По-иному эта проблема решена в здании на Большой Монетной. Фасад спроектирован с отступлением от красной линии, благодаря чему перед зданием образуется своеобычный внутренний дворик. С обратной стороны объем ещё окружен деревьями. Его габариты сомасштабны окружению. Главный фасад здания выражает его внутреннюю структуру: три арки на его фасаде отвечают фойе первого этажа и объему зрительного зала на 650 мест, тот, что доминирует во внутренней планировке. С окружающей застройкой жилье роднит не только применение трехчастной аркады со сдвоенными колоннами, но и форма кровли, отвечающая покрытиям соседних строений.
Прием отступления от красных линий в глубь квартала и принцип соответствия масштаба нового строительства окружающей застройке сохранился и при возведении Дома цветов на Каменноостровском проспекте. Усложненная фасадная пластика не контрастирует, а находится в гармонии со сложной детализацией окружающей застройки. Разные по функциональному назначению объемы - для деловых переговоров, экспозиций, научных опытов, обучения - имеют разное ритмическое построение фасадов. Двухэтажный выставочный остов - изрядный шаг сложных пилястр и двухчастное членение фасадов со сплошным остеклением. Семиэтажный остов - больше мелкая расстекловка и большая детализация фасада, соответствующая расположенному рядом дому, построенному в 1899-1906 годах (арх. Ф.И. Лидваль). В то же время тот самый объем по своей пластике, ритму и детализации - переходное звено от ритма жилого дома Ф.И. Лидваля к укрупненному масштабу общественного здания.
Архитектор тактично отступил фасадами здания в глубь квартала, чтобы вскрыть зрителю, идущему по проспекту, панораму фасадов Малой Посадской улицы. Этот прием создал перед Домом цветов небольшую площадь, на которой со временем может явиться монумент одному из видных деятелей культуры Санкт-Петербурга.
В северной части города находится Дом культуры "Светлана". Почти все его планировочное заключение основано на криволинейных очертаниях. В целом симметричный первостепенной важности объем венчает асимметричное основание, облицованное по фасадам естественным камнем. Архитектурное вывод было продиктовано следующими главными обстоятельствами: расположением Дома культуры в парковой зоне у пересечения проспектов Ф. Энгельса и М. Тореза, отсутствием требования "привязки" к масштабу окружающей застройки, необходимостью сочетания закономерностей, присущих парковой застройке и в то же время крупным общественным зданиям. Выбранное архитектурное заключение позволило органично подключить цивилизованный комплекс в окружающий ландшафт и вместе с тем задать надобный размах, позволивший ему сделаться одной из доминант этого района города. Создание необходимой в данном случае высоты было достигнуто за счет оригинального приема: репетиционный зал расположен над сценической частью комплекса.
Для этого эдания, как и для большинства других проектных решений Ж.М. Вержбицкого, свойственны только справедливо найденные пропорции всех пространств: зрительного зала на 2200 мест, фойе, вестибюлей. Пространства интерьеров не замыкаются в себе, а стремятся к движению, переводя посетителя из вестибюля в фойе, из фойе - в зрительный зал. Зрительное пространственное движение сопровождается световой динамикой. Особенно образ света как в интерьере, так и во внешнем облике здания ощущается вечером, когда архитектура света служит для зрителя ориентиром в полумраке окружающего парка.
Опыт проектирования театрального пространства был обобщен в монографии Ж.М. Вержбицкого "Принципы свето-пространственной композиции театрально-зрелищных зданий" (Л., 1989).
Одним из наиболее интересных проектов последнего времени является проект жилого дома на пересечении Кронверкского проспекта и Введенской улицы. Знание особенностей исторической среды конца XIX - начала XX века, как и немалый творческий навык зодчего привели к тому, что представленный на конкурс план получил первую премию. Объем здания органично вошел в окружающую застройку, отвечая ее масштабу и не вступая в возражение с ней своими традиционными для Петербурга формами. Пересечение двух улиц удачно акцентировано невысокой башенкой классической стилистики. Этот прием типичен для застройки городских кварталов Петербурга. Единственное, что "выдает" время создания проекта, - размах аркады первого этажа, надлежащий задачам общественного здания. Но в данном случае это оправдано: на первом этаже находятся магазины и другие помещения общественного назначения.
Свет неизменно исполняет чуть-чуть ли не определяющую, доминирующую партию в симфонии пространств, созданных архитектором. В композиции здания аэровокзала Пулково пять световых объемов, выявленных во внешнем облике и составляющих своеобразие его композиции, освещают залы всех этажей. Свет, льющийся сверху, пронизывает весь объем и создает приподнятое, праздничное расположение. Фойе концертного зала "Октябрьский", Дома цветов открыты высокими остекленными пространствами своих интерьеров пространству улиц и площадей города, объединяя, в известном смысле, новые интерьеры с исторически сложившейся декоративно насыщенной исторической средой города. Интерьеры Ж.М. Вержбицкого завсегда созвучны исторической застройке, посреди которой они находятся, демонстрируя трепетное касательство их автора к традициям архитектуры Санкт-Петербурга.
Ж.М.Вержбицкий - автор ряда монументов в Санкт-Петербурге и Москве: памятника архитектору В.П. Стасову у Троицкого храма на Измайловском проспекте (скульптор - Заслуженный художник РСФСР М.Т. Литовченко); памятника П.И. Чайковскому в Таврическом саду (скульптор - Народный художник РСФСР, академик Б.А. Пленкин). К юбилею композитора был сделан кроме того план памятника на Театральной площади. Установлено немного памятников над местом погребения деятелей русской культуры: потомка А.С. Пушкина профессора А.С.Данилевского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, Народной артистки СССР А.К. Тарасовой и генерала А.С. Пронина в Москве.
Ж.М. Вержбицкий является постоянным участником архитектурных конкурсов. В его творческом арсенале - план гостиничного комплекса и планировки площади А. Невского (первая премия, 1965), план памятника героическим защитникам Ленинграда в Великой Отечественной войне, Дома Советов в Волгограде и станции метро Василеостровская (первая когорта, 1966), план концертного зала в Тбилиси, план жилого комплекса у пересечения Введенской улицы и Кронверкского проспекта (первая премия, 1997) и другие.
В 1970-90 годах Ж.М. Вержбицкий выполнил проекты здания ЛенНИИпроекта, культурно-спортивного центра Выборгской стороны, Мемориального комплекса жертвам войны для ПО "Большевик", гостиницы на 300 мест для объединения "Светлана", девятиэтажного жилого дома. Одна из последних работ - Полежаевский парк с храмами основных российских религиозных конфессий. Для кафедрального собора в Петрозаводске создан план иконостаса, тот, что решает интерьер этого исторического здания.
В творческом багаже зодчего имеются значительные градостроительные проекты, такие как, к примеру, планировка Московской площади. Много интересных градостроительных находок было сделано при работе над проектными предложениями по планировке и благоустройству северных районов города - квартала 46-а севернее Муринского ручья, комплексной реконструкции проспекта Ф. Энгельса, планировки и застройки проспекта Просвещения.
В научных работах, обобщающих свой творческий навык, главное внимательность Ж.М. Вержбицкий уделяет выразительным средствам архитектуры, играющим ведущую образ в его проектах: выразительность пространств, их световое вывод, существование нового здания в исторической среде. Творческий навык зодчего обобщен в нескольких небольших монографиях: "Принципы свето-пространственной композиции театрально-зрелищных зданий", "Композиционная целостность новых общественных зданий в историческом городе" и "Архитектурная культура" (СПб., 1998).
Наряду с проектной и научной деятельностью Ж.М. Вержбицкий отдает немало сил и времени передаче своего опыта начинающим зодчим. В 1966-68 годах он преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной. В 1976 году Жан Матвеевич был избран на место доцента кафедры архитектурного проектирования Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. С тех пор - вплоть до сегодняшнего дня - его творческая судьбы оказалась связанной с этим старейшим художественным учебным заведением России. Здесь он возглавил персональную творческую мастерскую, в которой и в эти дни руководит курсовым и дипломным проектированием. Из его творческой мастерской вышло больше 150 архитекторов-художников. В 1980 году он переходит из ЛенНИИпроекта на постоянную работу в институте. В 1985 году он был назначен на место проректора по научной работе, в 1992-м утвержден в звании профессора.
Как настоящий зодчий, Ж.М. Вержбицкий великолепно владеет техникой живописи и графики. Его произведения постоянно участвуют в художественных выставках в Институте имени И.Е.Репина, в других экспозициях. Как правило, свои проектные предложения архитектор сопровождает графическими листами. Уверенно очерченный архитектурный пейзаж или антураж, перспективные изображения интерьеров подчеркивают не только нрав архитектурных решений, но и раскрывают эмоциональную окрашенность пространственных построений проекта.
Графическое творчество зодчего имеет и самостоятельное значимость. Он работает в жанре портрета, натюрморта и, конечно, пейзажа. Графические листы передают многообразные состояния петербургской природной и архитектурной среды. Как правило, каждое произведение эмоционально окрашено. Те состояния души, которым не неизменно разрешается отыскать выражение в архитектуре, живут в акварелях и графических произведениях зодчего.
Творчество Ж.М. Вержбицкого во всех его проявлениях неотделимо от традиций петербургской архитектуры. Не только уяснить, но и испытать их нрав и передать в своем творчестве - в этом, видать, состоит главное достоинство каждого петербургского зодчего, которому выпало фортуна создавать в северной столице. Это представляет тем большую ценность, чем сложнее было отстаивать приоритеты образного, художественного начала в зодчестве в то время, когда, казалось, аргументы творческого человека имели нисколько не первостепенное значимость. Ж.М. Вержбицкий во всех областях своего творчества остается человеком, живущим традицией подлинного зодчества, где первую скрипку вечно играет его величество искусство.
Жан Матвеевич Вержбицкий - Заслуженный архитектор СССР (1990), лауреат Государственной премии СССР (1974, за план аэровокзала Пулково), член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной академии архитектуры, кандидат архитектуры, профессор.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Так же читайте биографии известных людей:
Жан Пигаль Jahn Pigal
Французский скульптор. Учился у Робера Ле Лоррена и Жана Батиста Лемуана, а затем, в 17361739, пополнил свои знания и опыт во время пребывания в..
читать далее →
Жан Шаплен Jean Shaplen
Французский поэт и литературный критик XVII века.
читать далее →
Жан Кокто Jan Cocteau
Жан Кокто - французский писатель, художник и режиссёр. Родился 5 июля 1889 года.Наиболее известными произведениями Жана Кокто являются: пьесы..
читать далее →
Жан Мореас Jean Moreas
В(1891) Мореас обосновал романскую школу, которая была первым проявлением неоклассицизма во французской модернистской поэзии.
читать далее →