Известные люди

»

Жан Рамо

Жан Рамо Jean-Philippe Rameau Карьера: Музыкант
Рождение: Франция, 24.9.1683
Большинство сочинений композитора написано в старинных, ныне не существующих формах, но это никак не влияет на высокую оценку его наследия. Рамо можно поставить рядом с Г.Пёрселлом, а что касается современников, то он уступает только Баху и Генделю.

Родился 24 сентября 1683 в Дижоне. В 17021706 и 17161723 служил органистом в Клермон-Ферранском кафедральном соборе; в 17061716 работал в Париже и Лионе. С 1723 и до конца своих дней Рамо жил в Париже, служил органистом в иезуитском коллеже и в церкви Сен-Круа-де-ля-Бретонри (до 1740). В течение многих лет получал поддержку от богатого любителя музыки сборщика налогов А.де ла Пуплиньера. Умер Рамо в Париже 12 сентября 1764.

Наследие Рамо состоит из нескольких десятков книг и ряда статей по вопросам музыки и теории акустики; четырех томов клавирных пьес (единственный из них Концертные пьесы, Pices en concert, для клавира и флейты с виолой да гамба); нескольких мотетов и сольных кантат; 29 сценических сочинений опер, опер-балетов и пасторалей.

Рамо объяснил современное ему употребление аккордов с помощью стройной системы, исходящей из физической природы звука, и в этом отношении пошел дальше известного акустика Ж.Совера. Правда, доктрина Рамо, освещая сущность консонанса, оставляет необъясненным диссонанс, тот, что не образуется из элементов обертонового ряда, а кроме того вероятность сведения всех темперированных звуков в одну октаву.

Сегодня большее роль имеют не теоретические изыскания Рамо, а его музыка. Композитор работал в одно время с И.С.Бахом, Г.Ф.Генделем, Д.Скарлатти и пережил их всех, при всем при том творчество Рамо отличается от музыки его великих современников. В наши дни наибольшей известностью пользуются его клавирные пьесы, при всем при том основным полем деятельности композитора была опера. Он получил вероятность действовать в сценических жанрах уже в возрасте 50 лет и за 12 лет создал главные свои шедевры лирические трагедии Ипполит и Арисия (Hippolyte et Aricie, 1733), Кастор и Поллукс (Castor et Pollux, 1737) и Дардан (Dardanus; две редакции 1739 и 1744); оперы-балеты Галантная Индия (Les Indes galantes, 1735) и Празднества Гебы (Les Ftes d'Hb, 1739); лирическую комедию Платея (Plate, 1745). Рамо сочинял оперы до 80-летнего возраста, и в каждой из них есть фрагменты, подтверждающие его славу великого музыкального драматурга.

Тип оперы у Рамо французский, а не итальянский: музыкальное формирование не прерывается, переход от законченных вокальных номеров к речитативам сглажен. В операх Рамо вокальная виртуозность не занимает главного места; в них полно оркестровых интерлюдий, и вообще оркестровой партии все время уделяется большое внимание; существенное значимость имеют ещё хоры и протяженные балетные сцены. Словом, по сравнению с больше поздней классической оперной моделью у Рамо меньше вокала и эдак столь же оркестра и хора. Мелодика Рамо все время следует за текстом, передавая его толк больше в аккурат, нежели итальянская ария; хотя он был превосходным мелодистом, вокальная черта в его операх в принципе ближе к речитативу, чем к кантилене. Основным выразительным средством становится не мелодия, а насыщенное и экспрессивное употребление гармонии, в этом содержится самобытность оперного стиля Рамо. Композитор использовал в своих партитурах возможности современного ему оркестра парижской Опера: струнные, деревянные духовые, валторны и ударные, причем особое внимательность он уделял деревянным духовым, тембры которых создают своеобразие оркестрового колорита в операх Рамо. Хоровое сообщение варьируется в зависимости от сценических ситуаций, хоры вечно драматичны и зачастую носят танцевальный нрав. Для его бесконечных танцев и балетных сцен типично сочетание пластической красоты с эмоциональной выразительностью; аккурат хореографические фрагменты опер Рамо немедленно покоряют слушателя. Образный мир этого композитора жутко богат, и любое из эмоциональных состояний, данных в либретто, находит отображение в музыке. Так, страстное томление запечатлено, в частности, в клавирных пьесах Робкая (La timide) и Беседа муз (L'Entretien des Muses), а ещё во многих пасторальных сценах из его опер и опер-балетов.

Так же читайте биографии известных людей:
Жан Татлян Jean Tatlian

Его музыкальные способности проявились очень рано. В 18 лет он становится солистом Государственного джаза Армении.
читать далее

Жан Маре Jean Marais

Играл в приключенческих фильмах героические роли смелых и отважных персонажей; вечно находясь в отличной физической форме, сам выполнял различные..
читать далее

Жан Рошфор Jean Rochefort

Жан Рошфор учился своей профессии в первую голову в Драматическом центре, после этого в Консерватории. В различие от многих, он не горит особым..
читать далее

Жан-Антуан Ватто Jean Antoine Watteau

Ватто был одним из самых известных и оригинальных французских художников 18 в., который на основе традиций фламандского и голландского искусства..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий