Известные люди
»Иван Бочков
Рождение: Россия, 17.9.1915
Гвардии капитан И. В. Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника.Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Родился 17 Сентября 1915 года в деревне Филькино, сейчас Барятинского района Калужской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. 13-летним мальчиком приехал к своему старшему брату в Москву и начал действовать землекопом. Позднее, закончив курсы шофёров, Иван поступил на предприятие "Калибр". В течение двух лет он по вечерам учился и благополучно закончил лётную школу аэроклуба. В 1937 году был призван в Красную Армию и направлен на учёбу в Борисоглебское военное авиационное училище, которое окончил в 1939 году.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью "За отвагу".
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Февралю 1943 года босс воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 258-я Истребительная авиационныя дивизия, 7-я Воздушная вс, Карельский фронт ), Гвардии капитан И. В. Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сшиб 7 и в составе группы 32 самолёта противника.
4 Апреля 1943 года погиб в воздушном бою. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Похоронен в братской могиле на станции Шонгуй ( Кольский район Мурманской области ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. На месте захоронения и в посёлке Килпъявр Кольского района установлены мемориальные доски. Его именем названы улочка на станции Шонгуй, в Москве и Мурманске, головной траулер флота объединения "Мурманрыбпром". В саду завода "Калибр" в 1959 году установлен бюст Героя.
* * *
В конце первой декады Августа 1941 года большая группа немецких самолётов попыталась сделать налёт на Мурманск. Её встретила наша истребительная авиация. Завязался бесчеловечный воздушный махач. Наши лётчики первым же стремительным и мощным ударом расстроили боевой строй противника. Вражеские самолёты потеряли общее управление и рассыпались небольшими группами. Началось истребление отдельных машин и целых групп противника. Было сбито 13 бомбардировщиков. Советская авиация потеряла 1 самолёт.
Вскоре узнали, что одним из героев этого боя стал лётчик 145-го истребительного авиационного полка Капитан Иван Васильевич Бочков. Кто тот самый герой, каков был его тракт в авиацию ?
Родился Иван Бочков в 1915 году в деревне Филипповке Барятинского района Калужской области. 13-летним мальчиком он приехал к своему старшему брату в Москву и начал действовать. Ещё подпаском, а потом и учеником на Московском заводе "Калибр" он мечтал сделаться лётчиком. Паренёк оказался прилежным, стремился ко всему, что связано с техникой, с моторами, и вскоре приобрёл профессию водителя автомобиля. Профессию свою любил, но... не хватало в ней скорости... Да и мечте своей остался верен.
Верность эта привела его в аэроклуб Осоавиахима. Вот где началась настоящая учёба ! Как и все юноши, занимался без отрыва от производства, использовал каждую свободную минуту, чтобы овладеть сложной апиационной техникой. Ночи напролёт просиживал за книгами, с увлечением изучая новые для него науки, познавая тайны полёта в воздухе.
В технических классах аэроклуба было полно схем, деталей самолёта. Всем этим Бочков в особенности заинтересовался, старался запоздать в классе после этого занятий, чтобы всё разобрать, досконально запомнить устройство и направление каждой детали.
Среди курсантов клуба он отличался здоровенный любознательностью, стремлением до всего докопаться, всё разобраться. Преподаватели фиксировали в нём и такие качества, как исполнительность, трудолюбие. Бочков был горд тем, что сбывается в конце концов его греза. День, когда он впервой поднялся в воздух, был для него самым счастливым в жизни.
В 1937 году Бочков был призван в ряды Красной Армии и по набору Центрального аэроклуба СССР направлен на учёбу в лётную школу имени В. П. Чкалова, в град Борисоглебск.
В 1939 - 1940 годах младой лётчик принял боевое крещение. Он храбро сражался в отрезок времени военного конфликта с Финляндией и был награждён медалью "За отвагу".
Великая Отечественная битва застала Бочкова в далёком Заполярье, у северных границ нашей Родины. В воздушных боях при защите Мурманска и Петрозаводска росло мастерство лётчика. За годы войны он прошёл боевой дорога от рядового пилота до начальника воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка.
...Полк стоял под Мурманском. Ночи не было. Круглые сутки - светило. Когда объявили тревогу, подумалось, что это обычная, учебная. Но вот пронеслось по рядам тревожное словечко "Война", и всё стало ясно. Молодые лётчики с надеждой поглядывали на "старичков", на тех, кто уже побывал в боях с белофиннами. Таких было негусто, и посреди них - Иван Бочков.
Первые боевые вылеты не принесли успеха. Немецкие лётчики уклонялись от встречного боя. Бочков мучительно переживал первые неудачи, старался сыскать им разъяснение, а главное, отыскать метод ударять врага. С каждым вылетом он всё больше узнавал о противнике. И не только сам изучал врага, а расспрашивал других лётчиков, возвращавшихся с задания, хотел изведать их точка зрения и сопоставить его со своими наблюдениями. Всё яснее и яснее вырисовывался у него вывод: бомбардировщиков необходимо штурмовать только с передней полусферы. В лоб или под углом. Если мы не можем их нагнать, то их необходимо встречать. Враг не выносит лобовых атак. А это уже значит, что инициативу нужно хватать в свои руки.
Однажды, Бочков во главе группы самолётов вылетел на штурмовку мотопехоты врага. Немецкую мотоколонну нашли проворно. Перестроились для боевого захода и прошлись по ней с головы до хвоста, поливая пулемётным огнём. Снова боевой разворот и пикирование. Теперь пулемётные очереди прошили колонну от хвоста к голове. Уже позволительно и ворочаться к себе на аэропорт. Но появились истребители противника. Они стремились перехватить наши самолёты. Скорость у них больше, вооружение сильнее: помимо пулемётов ещё и пушки. Уйти от них нелегко.
Но не случайно Бочков изучал противника, его тактику, его слабые и сильные стороны. Ещё на земле он условился с ведомым, что в случае встречи с истребителями противника они попытаются применять лучшую маневренность наших машин.
- У противника превосходство в скорости, - говорил он. - Но маневрирует он хуже. Этим и нужно употребить. Будем сражаться на виражах.
Теперь, выполняя задуманный проект, Бочков начал искусно маневрировать. Когда истребители противника наседали на хвостище, он круто пикировал или набирал высоту. Вражеские самолёты никак не могли заглянуть для прицельного огня. Решив, что у них чуть-чуть хватит горючего на попятный дорога, они в конце концов отстали.
Так росло мастерство, а совместно с ним и вера в свои силы, в свою машину. Но Бочков хотел схлестнуться в открытом бою с лётчиками противника, искал встречи с ними. И такая саммит вскоре состоялась. Группа "Юнкерсов" летела на бомбёжку наших позиций. Навстречу им поднялись "ястребки", ведомые Лейтенантом Иваном Бочковым. Они подошли к вражеским бомбардировщикам, имея превосходство в высоте. И свалились на них сверху, внезапно и дерзко. Противник не выдержал стремительной атаки, строй его рассыпался. Наши лётчики сшибли 2 самолёта. Они почувствовали силу своих ударов. Научились применять преимущества своих самолётов и слабость противника, навязывать ему махач в выгодных для них условиях.
Однажды, производя разведку в районе реки, И. В. Бочков совместно с двумя экипажами самолётов обнаружил 3 катера и 8 лодок с войсками и техникой противника, переправлявшихся на свой берег. Четыре раза лётчик заходил на мишень. В результате меткого пулемётного и пушечного огня 2 катера и 5 лодок противника были затоплены.
За основополагающий год войны Иван Васильевич Бочков провёл десятки боёв. Сражаться приходилось в меньшинстве: недруг тогда господствовал в воздухе. Победы нашим лётчикам давались нелегко. Но счёт их у Бочкова рос скоро.
15 Мая 1942 года 19-й Гвардейский истребительный авиаполк, закончив перевооружение на новые самолёты, продолжил боевые действия. В тот отрезок времени, полком командовал Майор Г. А. Рейфшнейдер. Личный состав полка насчитывал 22 лётчика, на вооружении находилось 16 истребителей "Аэрокобра" ( первых моделей ) и 10 Р-40Е. Уже вечером 15 Мая лётчики полка совершили боевой вылет, в котором четвёрка "Аэрокобр" перехватила над озером Тулп - Ярв группу из 12 истребителей Ме-109 и 8 двухмоторных Ме-110. В воздушном бою по одному самолёту противника сшибли Капитан Кутахов и Старший лейтенант Бочков - это первые победы, одержанные на "Аэрокобрах" советских ВВС. На следующий день Иван Бочков добился ещё одной победы - сбивает истребитель Ме-109.
В те дни недруг не ограничивался только налётами на Мурманск. Его авиация стремилась наносить удары ещё по караванам судов в Баренцевом море и Кольском заливе и по Кировской железной дороге. 21 Мая 1942 года бомбардировщики Ju-88 совершили налёт на станцию Оленья, где стоял ж-д состав с вооружением. На перехват вылетело звено 19-го ГвИАП, ведомое Капитаном И. В. Бочковым. Советские лётчики штурмовали "Юнкерсов" и двух сшибли. Одного бомбардировщика уничтожил лично Бочков.
Один из боёв, когда руководимая Бочковым шестёрка истребителей сражалась супротив 30 вражеских самолётов и победила, вошёл яркой страницей в летопись боевых геройских поступков защитников Заполярья в годы Великой Отечественной войны.
Это случилось 15 Июня 1942 года. На аэродроме получили извещение о том, что большая группа вражеских самолётов идёт на Мурманск. Но это не смутило наших лётчиков, хотя и ставило их всякий раз в жутко трудное положение. Конечно, биться с превосходящим тебя по численности противником нелегко, противник постоянно может заглянуть позади, как снег на голову штурмовать. Тут нужна особая осмотрительность и дерзость в атаке. Наши лётчики научились так сражаться, ударять врага не числом, а умением. Вот зачем надежды врагов на то, что они в безопасности, оттого что летят здоровый группой, зачастую но оправдывались. Первая же дерзкая штурмовая вылазка расквасила их строй. А это уже если не половинка, то четверть победы.
"Смелость и тверёзый расчёт, помноженные на мастерство, - вот что приносит успех", - так думал истребитель Иван Бочков, сидя в полной готовности перед этим знаменательным вылетом у себя на аэродроме. В жизни Ивана Васильевича произошло за последнее время полно перемен. Прежде всего, он стал командиром эскадрильи и отвечал ныне не только за себя, а и за всё подразделение, за мастерство его лётчиков, за их успехи в боях. Вот зачем Бочков стал полно внимания уделять учёбе молодых товарищей по эскадрилье, своих подчинённых. Он продумывал с ними различные варианты боя, учил осмотрительности в бою, смелому маневру, внезапной атаке и, конечно же, взаимной выручке.
- Сам погибай, а товарища выручай - эту мудрую пословицу не случайно так любят у нас в народе, - говорил он. - Конечно, лучше и самому остаться живым, и товарища выручить. А вот как это свершить, давайте поговорим.
Это была учёба, выработка тактических приёмов, отработка на земле таких маневров, на которые в воздухе отводятся секунды.
Поздравляя командира эскадрильи с присвоением воинского звания Капитана, начальник полка Майор Новожилов говорил:
- Надеюсь на тебя, Иван. Ты ветеран полка. Прошёл Финскую кампанию, уже год воюешь супротив немецких хахватчиков. Это большая учебное заведение. И как пилот ты освоил её отменно. Показал себя мастером воздушного боя. Это я не для красного словца говорю, а чтоб знал, как тебя оценивает руководство. Теперь у тебя проблема посложнее. Но оттого и выдвинули на эскадрилью, что верим: справишься. Будь внимательным к товарищам. В дружной спайке, когда произвольный за всех, а все за одного, - большая мощь. Береги фронтовую дружбу. Хочется, чтобы эскадрилья была у тебя, как единственный мужчина, слаженной, боевой.
Крепко запомнил эти слова Иван Бочков. Сам он ни при каких обстоятельствах не бросал товарища в беде. За это крепко-накрепко любили его в полку. Такие же качества он прививал в настоящий момент и подчинённым.
Такие чувства испытывал Иван Бочков, когда получил указание на взлёт. Эскадрилья стремительно поднялась, и Бочков повёл её на запад навстречу врагу. Вот и самолёты противника. Бочков прикинул: эдак 30 машин. Превосходство больше чем двойное. Бомбардировщики идут под прикрытием истребителей. Бочков набирает высоту, чтобы свалиться на врага сверху с преимуществом в скорости и маневре. В таковый ситуации вывод может быть только одно: штурмовать как позволительно смелее, решительнее.
- Внимание, штурмовая вылазка ! - командует Бочков. - Иду на ведущего.
Немцы надеялись на своё превосходство в силах и рассчитывали, что советские самолёты, не приняв боя, отвернут в сторону. Дерзкая штурмовая вылазка ошеломила врага. Как и ожидал Бочков, строй немецких самолётов распался. Теперь нужно делать ещё решительнее и ударять врага поодиночке. Бочков прибавляет прыть. Вот он, вражеский истребитель, - предмет атаки. Лучше заскочить на него позади, раз есть такая вероятность. Бочков разворачивает машину и штурмует "Мессер" с задней полусферы. Очередь из пулемёта, и тот, задымив, пошёл вниз. Это только кажется, что всё так легко. А на самом деле секунды, ушедшие на атаку, потребовали колоссального напряжения всех духовных и физических сил. Сейчас бы расслабиться, перевести дух. Но запрещено. На карту поставлена существование. Не только своя. Не только своей эскадрильи. От того, как они будут сражаться, зависит бытие многих других людей.
Проводив секундным взглядом сбитый самолёт, Бочков осмотрелся. Где свои, где вражеские машины ? Заметил, что к командиру звена Лейтенанту Фомченкову подбирается иной истребитель. Бочков тут же предупреждает товарища об опасности, а сам кидается на враrа. Теперь "Мессер" оказался зажатым в клещи. Огненные струи бьют по нему с двух направлений. "Мессер" попытался выскочить, взмыть вверх. Но тщетно. Беспощадные стрелы пронзили его, и он начал валиться. Бочков не стал догонять его. Он погнался за бомбардировщиком Ju-88, тот, что остался без прикрытия.
"Юнкерс", развернувшись, пытался оставить. Чтобы увеличить прыть, лётчик открыл бомболюки и сбросил в беспорядке бомбы. Это было уже достижением: супротивник не сумел донести свой смертоносный груз до Мурманска. Но значимо сшибить его, чтобы больше он уже ни при каких обстоятельствах не появлялся в небе. "Врёшь, не уйдёшь !", - тихонько сказал про себя Бочков, стараясь развить предельную прыть. Он догнал врага и, поймав самолёт в перекрестие прицела, выпустил по нему весь оставшийся боезапас...
Искусно маневрируя, отважная шестёрка внесла смятение в ряды противника и взяла инициативу боя в свои руки.
"Те, кто в эти минуты наблюдал за сражением в воздухе, - писала газета "Правда, - не могли не восторгаться мастерством Гвардейцев... их умением известия точный прицельный огонь".
Эскадрилья разворачивалась для следования на свой аэропорт. Бочков покачал крыльями самолёта: "Домой !" Несмотря на утомленность, расположение у него было хорошее. Он был доволен действиями своих боевых товарищей. Радовало и то, что и сам не сплошал, сшиб лично и в группе 3 самолёта. Знал, что образец командира крайне важен в бою и, конечно, распоряжаться эскадрильей ныне будет легче. И опять захотелось Капитану расслабиться, кот наплакал передохнуть. И во второй раз он выдержал. Расслабляться раньше времени. Опасность может подстерегать на каждом шагу. Вражеские истребители ещё могут возвратиться, чтобы постараться забрать реванш за неудачный махач. Поэтому - предельное внимательность, осмотрительность.
Лишь посадив все самолёты эскадрильи на аэродроме, доложив командованию об итогах боя, уже в столовой, куда он зашёл вкупе с товарищами, чтобы пообедать, Гвардии капитан Бочков позволил себе порадоваться. Он стал прежним весёлым и остроумным парнем, тот, что может и прикол поведать, и посмеяться вдоволь, и поюморить в кругу товарищей.
Бочков в том бою уничтожил 1 Ме-110 лично и ещё 2 самолёта ( Ме-110 и Ju-88 ) - в группе. Но, пожалуй, больше всего его обрадовали успехи друзей: Фомченков и Кривошеев сшибли по 2 самолёта, а Гайдаенко и Ибрагимов - по одному.
К. Фомченков, П. Кутахов, И. Бочков.
Тут же он записал в боевой журнал эскадрильи: "15 Июня 1942 года. Эскадрилья вела мордобой с 30 самолётами противника, пытавшимися пpoрваться к Мурманску. Сбито 9 машин ( 7 бомбардировщиков и 2 истребителя ). Сами потерь не имели".
[ По другим источникам в тот день 6 наших истребителей отразила налёт на Мурманск 6 бомбардировщиков Ju-88, летевших в сопровождении 16 Ме-110 ( то есть, всего 22 самолёта ). При этом, Иван Бочков лично сшиб 2 самолёта ( Ju-88 и Ме-110 ) и единственный Ме-110 в группе ].
П. С. Кутахов, в эскадрильи которого в своё время служил Иван Бочков, вспоминая о том бое, писал:
"У каждого в жизни есть минута, когда он достигает своей вершины. Тогда мастер создает лучшую свою вещь, а боец добивается высшей победы. В жестоких сражениях наших лётчиков вдохновляет и ещё не раз вдохновит героический мордобой шести наших лётчиков с 30 фашистами. Они сражались под командой Гвардейца Бочкова, уничтожили 9 вражеских самолётов и возвратились домой с победой. Схватка эта - незабываемый образец искусства побеждать не числом, а умением. Здесь отличный российский лётчик Иван Бочков поднялся во весь свой мощный рост".
Эта же шестёрка вскоре одержала ещё одну блестящую победу. Правда, тогда самолётов противника было немного меньше - только 19. Бочков, верный своему принципу не повторяться в атаках, на тот самый раз решил забежать со стороны солнца и на встречных курсах огнем с длинной дистанции в первую голову расколотить строй, а следом, подступить поближе, садануть по разрозненным бомбардировщикам. Своих ведомых он настроил перед атакой таким образом, что - бы на единственный "Юнкерс" были нацелены тотчас 2 истребителя. Он решил: лучше ограничить цели, но зато штурмовать точно. В результате проведённого боя враг недосчитался ещё нескольких самолётов, а отважная шестёрка вернулась домой с очередной победой.
Бочков зачастую вспомнил первые месяцы войны. Тогда лётчики полка воевали так же самоотверженно и дерзко. Но потерь было больше. Почти всякий день они теряли кого - нибудь из своих боевых товарищей. Летали и дрались сутками, забывая счёт дням и часам. Враг был сильным, и за 4 месяца боевых действий полк потерял в боях больше половины своего состава. Однако совместно с другими авиационными частями и соединениями он выполнил свою задачу: не допустил массированной бомбёжки Мурманска. Сами же наши авиаторы нанесли ощутимые удары по войскам и аэродромам противника. Бочков помнил, что немецким авиасоединениям была поставлена тогда задача: ликвидировать наши авиационные части и снабдить полное господство в воздухе. Об этом открыто говорили захваченные в плен вражеские лётчики. Добиваясь этого, недруг сосредоточил на отдельных направлениях огромное цифра самолётов. Наши лётчики мужественно сопротивлялись, несмотря на численное превосходство врагов в воздухе. Именно тогда Иван Бочков передал в редакцию армейской газеты "Часовой Севера" свою первую заметку. Называлась она "Схватка в воздухе" и была напечатана в газете 19 Сентября 1941 года.
Кажется, не так давнехонько была написана эта заметка, а уже и сам Бочков не Лейтенант, а Гвардии капитан, и не рядовой лётчик, а начальник эскадрильи. Росло цифра боевых вылетов, росло и мастерство лётчиков. Уже затем войны, Главный Маршал авиации П. С. Кутахов, служивший в одном полку с Бочковым, так вспоминал о своём боевом товарище в статье "Венки Герою":
"Простое русское лик человеческий. Смелый, радикальный воззрение. Таким Ваня Бочков запомнился тем, кто дрался сообща с ним, защищая от фашистских захватчиков Мурманское небосвод в дни войны. Не было у нас в полку бойца отважнее и искуснее Ивана Бочкова. 45 воздушных боёв с немцами, 40 сбитых вражеских самолётов на его счету. Мы любили его за отвагу, за то, что он ни при каких обстоятельствах не бросал товарища в беде. Иван не только сам отменно дрался с врагом. Он хотел, чтобы и его товарищи, в особенности молодое пополнение, удачно побеждали врага. Вот отчего его всю дорогу разрешается было лицезреть посреди новичков, которых он учил, готовил к боям... Фашистам Бочков был добро известен. Немало насолил им Иван".
Иван Бочков, воистину шибко быстро стал грозой для вражеских асов. Посланные Герингом на север сознательно для того, чтобы подсоблять таявшее господство в воздухе, они единственный за другим падали на землю. Конечно, не только Бочков сбивал их. Но он показал образец. А сбивали многие. Одного из опытнейших пилотов, обер - фельдфебеля Рудольфа Мюллера, сшиб лётчик - североморец Николай Бокий. Ещё единственный вражеский ас достался Георгию Громову, лётчику 145-го полка, командиру эскадрильи "Комсомолец Заполярья". "Непобедимого" Герхарда Шашке сшиб Александр Зайцев.
Немцы славно знали Ивана Бочкова и охотились за ним. Была более того обещана высокая награда тому лётчику, тот, что сумеет сшибить советского аса. Долго это им не удавалось. Бочков снова и ещё раз возвращался на свой аэропорт с победой. Как оптимальный лётчик, испытанный воздушный воин, он стал возглавлять воздушно - стрелковую службу полка, обучать молодых пилотов, как ударять врага на земле и в воздухе. Но он по - прежнему был неутомим, не знал покоя, участвовал в боях.
Иван Бочков был одним из тех, кто на основе накопленного боевого опыта и постоянного творческого поиска на практике показал, как следует в меньшинстве сражаться с численно превосходящим противником и побеждать его. Он старался "выжать" из техники, на которой воевал, все на что она способна.
Одним из первых в полку он освоил америкосский истребитель "Аэрокобра" I, которые поступили в полк из числа первой партии. Эти машины, имевшие неплохое вооружение и радиосвязь, уступали нашим и немецким самолётам в маневренности, а самое главное - шибко капризно вели себя в условиях Заполярья. Поэтому наши лётчики сперва не весьма доверяли американским самолётам.
Бочков с головой окунулся в штудирование новой машины. Он стремительно изучил её сильные и слабые стороны и в беседах с другими пилотами рассказывал о них. Он не восхволял тот самый истребитель, но убеждённо говорил, что и на нём позволительно одерживать победы. При этом делал упор на то, что маневр нужно создавать так, чтобы приступать атаку с заведомо хорошей позиции и палить наверное, сбивать противника с первой же очереди. Мощное вооружение "Аэрокобры" позволяло это совершать. И Бочков доказал правоту своих слов на деле. В первом же воздушном бою, проведённом на американском истребителе, он сшиб германский многоцелевой самолёт Ме-110.
10 Декабря 1942 года на перехват группы из 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и 12 истребителей Ме-109 ушла шестёрка "Аэрокобр", которую возглавлял Бочков. Советские лётчики завсегда старались сшибить первым головной бомбардировщик, чтобы рассеять строй и постараться нагнать панику. Бочков нетрудно игнорировал истребители прикрытия, атаковав ведущий "Лаптёжник". В первой же атаке было сбито 2 Ju-87, охватывая самолёт командира немецкой ударной группы. Как и ожидали наши лётчики, строй пикирующих бомбардировщиков тотчас распался. В короткой схватке было сбито ещё 3 немецких самолёта. Бочков увеличил свой свой счёт на одну победу. Все 6 "Аэрокобр" успешно вернулись на базу.
К Февралю 1943 года Гвардии капитан И. В. Бочков, ставший уже начальником воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка, совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, во время которых лично сшиб 7 и в составе группы 32 самолёта противника. Газета 7-й Воздушной Армии "Боевая вахта" поместила в своем сатирическом отделе заметку "Затруднительное положение". Вот её совершенный текст:
- Ты слышал, Карл, у русских есть таковой лётчик Иван Бочков ?
- Слышал. Говорят, что для этого Аса нет никаких трудностей ?
- Пустяки. Это только разговорчик. Мы поставили его в весьма затруднительное положение - ему уже на своем самолёте звезды изображать негде !
В те годы газета "Боевая вахта" зачастую писала о геройских поступках Ивана Бочкова, ставя его в образец другим лётчикам. В номере за 9 Апреля 1943 года она призывала: "Лётчик ! Будь таким же стойким, умелым и храбрым в бою, как Гвардии капитан Иван Бочков !". Этот номер газеты вышел уже вслед за тем того, как Иван Бочков провёл свой финальный воздушный махач.
...Произошло это 4 Апреля 1943 года. Как обыкновенно, прозвучал знак боевой тревоги. Гвардии капитан Иван Бочков в паре с Павлом Кутаховым вылетел навстречу врагу и... не вернулся.
Противник немаловажно превосходил в силах. Но его запрещено было пропустить, и Иван Бочков первым ринулся в атаку. Теперь на его стороне был не только навык. В распоряжении лётчиков были и новые скоростные самолёты, не уступающие вражеским истребителям ни в скорости, ни в вооружении. Свой финальный махач он начал в свойственном ему стиле: энергично, расчётливо и мастерски. Действовал, как завсегда, вдохновенно, увлекая за собой ведомых.
Бочков благополучно провёл атаку, связал боем немного вражеских машин, расколотил их строй. И вот в единственный из моментов воздушной схватки он увидел, что его приятель оказался в тяжёлом положении. Пара "Мессеров" атаковала его из выгодного положения. Бочков поспешил на выручку. Товарища он спас, но сам попал под пушечно - пулемётные очереди вражеских истребителей...
Тяжело переживали в полку погибель отважного пилота. "Отомстим врагу !", - поклялись они на его могиле. С тех пор начался в полку особенный счёт мести. Десятки сбитых вражеских самолётов - таков результат клятвы боевых друзей.
"Здравствуйте дорогие Федосья Никифоровна, мамаша нашего любимого боевого друга и Аня его сестра !
Дорогие ! Поверьте нам что утрата Вашего сына в бою это для меня и Кости большая и тяжёлая утрата. Ведь мамаша, Вы можете представить что мы всё время были совместно крепкими друзьями как в воздухе, так и на земле. Потеря Ванюши произошла 4.4.43 года в сильном воздушном бою где нас было только два: я и он, а их 6 штук истребителей. Вот тот самый знойный долговременный махач вырвал из нашей лётной среды лучшего человека, мастера своего дела, имеющего что ни на есть богатейший навык. Как и дрался как лев с заклятым врагом фашизмом. Мамаша - собственный состав отомстит, Вашу просьбу выполнит. Жизнь и боевая служба идут по-прежнему. Вот в то время как всё.
До свидания. Остаёмся живы здоровы. Кутахов и Фомченков".
1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в схватках с врагами, Гвардии капитану И. В. Бочкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В отечественной литературе совместный результат боевой деятельности Ивана Бочкова обыкновенно оценивается по данным наградного листа ( 308 боевых вылетов, 45 боёв, 7 сбитых лично и 32 в группе ). Однако всего ничего кто обращает внимательность на то, что эти данные действительны только "...к Февралю 1942 года", а погиб он уже в начале Апреля... Поэтому, справедливости для, мне хочется привести выдержку из одного зарубежного источника, которая довольно интересна:
"Выполняя 4 Апреля 1943 года свой 350-й боевой вылет Бочков с ведомым были перехвачены шестёркой Ме-109. Самолёт ведомого стремительно получил повреждения, но Бочков смог закрыть отход боевого товарища. Ас одержал 8 личную победу, некогда чем его сшибли "Мессершмитты"...
В Москве между проспектом Мира и Средним переулком есть улочка Бочкова. Названа она так в честь лётчика - истребителя Героя Советского Союза Ивана Васильевича Бочкова. А на Московском заводе "Калибр", где до ухода в авиацию работал Иван Бочков, на территории сада установлено 5 бюстов Героев Советского Союза - рабочих завода. В их числе и бюст Ивана Бочкова. Свято хранят в этом месте память об отважном Герое.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Вишняков Ivan Vishnyakov
Совершил 296 боевых вылетов, провёл 100 воздушных боёв, сбил лично 20 и в составе группы 3 самолёта противника. 23 Февраля 1948 года за мужество и..
читать далее →
Иван Герман Ivan German
Гвардии Капитан И. М. Герман совершил свыше 60 боевых вылетов на штурмовку, в воздушных боях сбил 7 самолётов и сжёг на земле ещё 22. Кроме того, он..
читать далее →
Иван Глухих Ivan Gluhih
Капитан И. М. Глухих произвёл 141 боевой вылет. В 38 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 4 самолёта противника. Ещё 11 самолётов..
читать далее →
Иван Гнездилов Ivan Gnezdilov
Гвардии Старший лейтенант И. Ф. Гнездилов совершил 245 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 1 самолёт противника. 0..
читать далее →