Известные люди

»

Иван Глухих

Иван Глухих Ivan Gluhih Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 25.9.1916
Капитан И. М. Глухих произвёл 141 боевой вылет. В 38 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 4 самолёта противника. Ещё 11 самолётов уничтожил на аэродромах. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 25 Сентября 1916 года в деревне Куликово, нынче Макушинского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем в железнодорожном депо, техническим секретарём Копейского горкома комсомола. С 1935 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков. Участник похода советских войск в Западную Белоруссию в 1939 году и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Октября 1941 года в действующей армии. Сражался на Калининском фронте, летая на самолёте Як-1. В 1942 году участвовал в боях за Сталинград, а кроме того на Северо - Западном фронте, под Демянском.

К Февралю 1943 года штурман 271-го истребительного авиационного полка ( 274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный остов, 3-я Воздушная вооруженные силы, Калининский фронт ) Капитан И. М. Глухих произвёл 141 боевой вылет. В 38 воздушных боях сшиб лично 10 и в составе группы 4 самолёта противника. Ещё 11 самолётов уничтожил на аэродромах. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С Декабря 1955 года Полковник И. М. Глухих - в запасе. Работал на одном из московских авиационных заводов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), 6-ю медалями.

* * *

Иван Глухих родился в деревне Куликово Макушинского района Курганской области в крестьянской семье. В 1932 - 1935 годах после этого окончания Макушинской школы - семилетки работал секретарем отдела найма завода "Востокококс" в городе Магнитогорске, следом трактористом Макушинской МТС, секретарем стройконторы зерносовхоза "Пионер". В 1937 году окончил Оренбургскую военную школу лётчиков. В 1939 - 1940 годах участвовал в оккупации Восточной Польши и в боях с белофиннами.

К началу Великой Отечественной войны Иван Глухих был уже опытным военным лётчиком. За бои в отрезок времени Советско - Финляндской войны был удостоен первой боевой награды - ордена Красной Звезды. И, видимо, во что бы то ни стало следует пометить, что у истоков его лётного мастерства стоял таковый отличный педагог как Александр Константинович Горовец. О незаурядных лётных и боевых качествах этого человека свидетельствует его завершающий махач 6 Июля 1943 года в небе Белгородчины. В тот день лётчик - истребитель Горовец, возвращаясь с боевого задания, встретил 20 вражеских бомбардировщиков. Силы были сверх меры неравные и разрешается было уклониться от боя, но Горовец решил по иному. Цена жизни героя - 9 сбитых вражеских машин в одном бою, чего раньше не удавалось ни одному лётчику мира.

271-й истребительный авиационный полк, где командиром эскадрильи был Иван Глухих, базировался под Ростовом - на - Дону. Здесь он вступил в свой первостепеннный махач в этой войне и сшиб основополагающий вражеский бомбардировщик Ju-87. А вскоре прославился как мастер лобовых атак, которые не выдерживали более того опытные немецкие пилоты.

Своим боевым опытом начальник эскадрильи щедро делился с лётным составом. Каждый воздушный махач, все положительные моменты и недостатки непременно разбирались в коллективе. На таких разборках Иван Глухих старался проанализировать все тактические приёмы и хитрости противника, противопоставить им свою наступательную тактику. Особое внимательность он уделял наблюдению каждым лётчиком за ходом боя, использованию радиосвязи, взаимной выручке, надёжному прикрытию штурмовой и бомбардировочной авиации, ведению воздушного боя парой и чёткому взаимодействию пар в бою.

Ежедневная, упорная учёба лётного состава сказалась на результатах. В самый-самый тяжёлый отрезок времени войны, в боях 1941 года эскадрилья Ивана Глухих сшибла 21 самолёт противника и сожгла на аэродромах 12 вражеских машин. Потери эскадрильи составили три экипажа. На личном счету командира к концу года было 6 сбитых вражеских самолётов. О высокой технике ведения каждого воздушного боя эскадрильей под его командованием убедительно говорится в наградном листе:

"Штурмовая и бомбардировочная авиация, прикрытая лётчиками эскадрильи Капитана Глухих, завсегда действовала твердо и возвращалась без потерь. Никакое численное превосходство противника не могло принудить его питомцев вылезти из боя или просадить его. Ярким примером может служить воздушный махач 16 Января 1942 года: 5 самолётов ЛаГГ-3 под командованием Капитана Глухих прикрывали боевые действия 10 штурмовиков. Около самой цели на "Илы" внезапно набросились 12 истребителей противника. Группа истребителей Капитана Глухих сразу же вступила в мордобой, отогнала стервятников, сковала их боем, чем дала вероятность штурмовикам претворить в жизнь задачу без потерь. В ожесточённой короткой схватке было сбито 2 "Мессершмитта". Остальные, прикрываясь облаками, спаслись бегством. В этом бою у самолёта Глухих были идеально разбиты руль поворота и руль глубины. Несмотря на такие серьёзные повреждения, он сумел привести свой самолёт на аэродром".

...В конце Декабря 1942 года, подтянув свежие силы и совершив перегруппировку войск, неприятель возобновил контрнаступление на Великие Луки. В воздухе шли непрерывные ожесточённые бои.

29 Декабря группа Як-7Б под командованием комэска 271-го ИАП Капитана И. М. Глухих вылетела на сопровождение штурмовиков Ил-2. В районе цели наши истребители подметили большую группу немецких бомбардировщиков, приближавшихся к полю боя. В задачу истребителей прикрытия битва с бомбардировщиками противника не входила. Но Глухих, оценив ситуацию, пошёл на сознательный риск. Он решил частью сил штурмовать бомбардировщиков. Напуганные решительной атакой "Яков", вражеские бомбовозы сбросили свой груз куда попало и повернули на свою территорию. Два вражеских самолёта чадящими факелами рухнули на землю. Ни истребители, ни штурмовики потерь не понесли.

Исключительно широкого диапазона была военная служба Ивана Глухих. К Февралю 1943 года он совершил 141 боевой вылет, в их числе: 18 - на штурмовку войск противника, 55 - на прикрытие штурмовой и бомбардировочной авиации, 46 - на прикрытие наземных войск, 20 - на разведку войск противника, 2 - на штурмовку вражеских аэродромов. Во время выполнения этих заданий участвовал в 38 воздушных боях и сшиб 14 самолётов противника ( 10 лично и 4 в группе с товарищами ). И лучшей характеристикой отважному воину может послужить высказывание командира 271-го истребительного авиаполка Майора Морозова: "Иван Михайлович Глухих беззаветно предан социалистической Родине, мужчина не жалеет сил и жизни за её отбояривание. Он бесстрашный воздушный воин, мастер лобовых атак, отменный начальник и воспитатель".

1 Мая 1943 года штурману полка Капитану И. М. Глухих было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Радость награждения усиливалась сознанием того, что Родина приподнято отметила военные заслуги и его учеников. В тот самый же день Героями Советского Союза стали: его ведомый Пётр Михайлович Вострухин, с которым в паре Иван Глухих летал рядом года, командиры эскадрилий полка Павел Игнатьевич Муравьёв и Виктор Яковлевич Хасин. Они занимались эдакий же военной работой, что и их начальник, и на их счету к этому времени было 44 сбитых вражеских самолёта.

В Июле 1943 года Ивана Михайловича как опытнейшего лётчика назначили инспектором по технике пилотирования в 323-ю истребительную авиационную дивизию, а посредством 3 месяца руководство решило, что его боевой навык, блестящую технику управления самолётом, необходимо применять больше полно. Он был отозван из действующей армии и направлен в качестве старшего лётчика - испытателя новых боевых машин на авиационные заводы страны. К тому времени, соответственно данным приведённым в книге Н. Г. Бодрихина "Советские асы", он выполнил рядом 300 успешных боевых вылетов и лично сшиб в воздушных боях 16 самолётов противника ( другие источники указывают на 16 побед, одержанных лично и в составе группы ).

С Октября 1943 года по Январь 1956 года Иван Глухих работал лётчиком - испытателем новых боевых машин. Летал на всех типах поршневых и реактивных истребителей. Одним из первых освоил реактивный бомбардировщик Ил-28. О том, как он работал в этой должности, красноречиво свидетельствует аттестация на представление его к воинскому званию Полковника, составленная военным представителем одного из авиазаводов в Сентябре 1951 года:

"Герой Советского Союза Подполковник Глухих Иван Михайлович служит в системе военных приёмов с Октября 1943 года. Будучи старшим лётчиком - испытателем военного представительства на заводе 30 показал себя дисциплинированным, требовательным, политически развитым офицером. Является ветераном советской реактивной авиации. Летал на всех типах современных, в том числе и реактивных истребителях. При внедрении в серию реактивного бомбардировщика освоил одним из первых лётчиков - испытателей тот самый самолёт. Хорошо знает материальную количество и грамотно эксплуатирует её в воздухе. Правильно анализирует встречающиеся дефекты и даёт обоснованные заключения о качестве принимаемой продукции для частей ВВС Советской Армии. За высокую лётную квалификацию допущен к высотным испытательным полётам в сложных метеоусловиях, с пробиванием поголовный облачности при высоте нижней кромки 300 метров и видимости 4 км".

С большущий гордостью Иван Михайлович вспоминал о том, что на этой работе он всю дорогу чувствовал поддержку своих друзей, таких известных лётчиков - испытателей, как дважды Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паршина, погибшего при испытании самолёта в 1956 году, Героев Советского Союза Сергея Николаевича Анохина, Фёдора Ивановича Бурцева, знаменитого в авиационных кругах Марка Лазаревича Галлая. Ответственная и опасная служба сблизила их, взаимно обогащала.

Более 12 лет Полковник И. М. Глухих пробыл на испытательной работе. Только в Январе 1956 года по состоянию здоровья оставил её. Но авиации не изменил и ещё без малого четверть века работал авиадиспетчером на военных заводах страны. Последнее местоположение его службы - Московский вертолётный предприятие имени М. Л. Миля.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Гнездилов Ivan Gnezdilov

Гвардии Старший лейтенант И. Ф. Гнездилов совершил 245 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 1 самолёт противника. 0..
читать далее

Иван Голубин Ivan Golubin

Лейтенант И. Ф. Голубин совершил 125 успешных боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сбил 7 и в составе группы - 2 самолёта..
читать далее

Иван Голчин Ivan Golchin

Гвардии Капитан И. К. Голчин к Маю 1945 года совершил 106 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы, боевой техники и..
читать далее

Иван Горбачев Ivan Gorbachev

Совершил более 200 боевых вылетов, сбил 7 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы. Награждён 4 орденами, в том числе: Ленина, Красного..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий