Известные люди
»Иван Голубин
Рождение: Россия, 1.11.1942
Лейтенант И. Ф. Голубин совершил 125 успешных боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сбил 7 и в составе группы - 2 самолёта противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился в 1919 году в деревне Троицкое, сейчас Чернского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал шофёром на подшипниковом заводе в Москве, в то же время учился в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. Чкалова.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. По Май 1942 года служил в 16-м ИАП, летал на МиГ-3. С Мая по Август 1942 года - в 434-м ИАП, летал на Як-1.
К Декабрю 1941 года заместитель командира эскадрильи 16-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО территории страны ) Лейтенант И. Ф. Голубин совершил 125 успешных боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сшиб 7 и в составе группы - 2 самолёта противника. 4 Марта 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
1 Ноября 1942 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Его имя высечено на памятнике Героев Советского Союза в Туле. Имя Героя носила пионерская дружина Троицкой школы Чернского района. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
* * *
В сквере у главной проходной Люблинского литейно - механического завода высится стела, сложенная из гранита ( авторы И. Каменский и Ю. Ранимский ). Она посвящена памяти работников предприятия, павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. На стеле высечены 500 имен. Среди других, начертано там и имя Героя Советского Союза Ивана Филипповича Голубина.
Иван Голубин считал Москву своим родным городом, хотя родился в деревне и школу окончил в селе Троицком Чернского района Тульской области. Некоторое время он работал в местной газете. Но больше всего его влекла техника, авиация. Ну а вслед за тем - Москва, Люблино, учебное заведение ФЗУ при Люблинском литейно - механическом заводе, служба шофёром заводской автобазы и учёба в аэроклубе, Борисоглебское военно - авиационное училище имени И. Н. Чкалова. Настоящим лётчиком - истребителем Иван Голубин стал 5 Ноября 1939 года.
Незадолго до начала войны с Ваней Голубиным ( так его называли в полку ) стряслась беда: при вынужденной посадке он получил серьёзную травму головы. Зрение грубо ухудшилось и врачи категорически запретили ему летать.
Голубин был переведён на штабную пост. Он заполнял лётные книжки, а сам тосковал по небу. Словом, скучал, несмотря на свой неунывающий нрав. Особенно несладко ему стало, когда началась махаловка и фронт, уже вскоре, приблизился к самой Москве. Его друзья сражались в небе с врагом, а он вынужден был сиживать над штабными бумагами. Он не мог примириться с таким положением, считал, что врачи поторопились со своими диагнозами, списав его на землю, и был твёрдо уверен, что докажет всем, на что он способен.
Однажды по сигналу боевой тревоги Лейтенант Голубин не выдержал и сел в независимый самолёт ( кто - то из лётчиков из - за ранения не мог летать ). Не успела зелёная ракета догореть, как он поднялся в небосвод. В воздухе он оказался вкупе с Михаилом Бабушкиным, сыном прославленного полярного лётчика. В том бою Михаил с первой атаки сшиб вражеский бомбардировщик. Иван Голубин прикрывал его действия. На земле начальник полка Подполковник Ф. М. Пруцков учинил Голубину разнос, грозился более того на гауптвахту усадить за самовольство. Но, не выдержав его просящего и в то же время упрямого взгляда, смягчился. Он разрешил, под свою ответственность, Голубину летать...
Свой начальный "официальный" боевой вылет он совершил 24 Октября 1941 года. Навстречу шестёрке советских истребителей, посреди которых был и его самолёт, летело 12 вражеских машин. По приказу командира Голубин атаковал бомбардировщик Ju-87, поджёг его и преследовал огнем до тех пор, в то время как тот не врезался в землю...
За первым боем последовали другие. С каждым днём росло боевое мастерство лётчика, накапливался навык. На его счету было уже 4 воздушные победы. С уважением относились к нему не только лётчики, но и техники.
29 Октября Иван Голубин одержал 4 победы в четырёх воздушных сражениях. А вскоре в неравном бою над Можайском супротив 9 Ме-109 он сшиб ещё два вражеских самолёта, но, получив ранение, был вынужден выброситься на парашюте из горящего истребителя. Опустился он на территории, занятой противником. Лётчика нашли колхозники, укрывавшиеся в лесу. Они накормили его, оказали медицинскую подмога.
А произошло в тот Декабрьский день следующее. Иван Голубин вылетел на штурмовку вражеских войск в паре с Младшим лейтенантом Шишковским. Сразу же за линией фронта "МиГи" попали под литой пламень вражеских зениток. Осколок снаряда разворотил руль высоты на машине ведомого, истребитель стал погано слушать пилота. Голубин приказал напарнику возвратиться вспять. Сам же продолжил выполнение задания, но уже в одиночку.
Ориентируясь по что надо видимому рельефу местности, Иван вскоре вышел на шоссе. Впереди по курсу заметил длинную цепочку темневших на фоне заснеженного поля коробок. Трижды заходил на них с крутого пикирования. Хорошо видел, как машины сбивались в кучи, а некоторые сварачивали на обочину дороги и там застревали в глубоком снегу. Отстрелявшись, Голубин на бреющем прошёл над загоревшимися машинами, резво набрал высоту и взял вектор движения на свой аэропорт.
Вскоре он заметил группу немецких истребителей, которые вертели "карусель" неподалёку от линии фронта. "Карусель" - это хитрая уловка, когда вражеские истребители имитировали воздушный мордобой, чтобы втянуть наших пилотов в драку. Голубин уже ладно знал, что такие отвлекающие "карусели" немцы применяли и при налётах на наши тыловые объекты. Он не хотел залезать в эту свалку: уж сильно неравным было соотношение сил, и вследствие того что решил объехать врага стороной, но его отметили.
Девятка Ме-109 стала вылезать из "карусели", готовясь к атаке. Угулять было уже поздненько и Голубин сам устремился на врага, врезавшись в строй "Мессеров". На какое - то время это вызвало замешательство, немецкие лётчики не ожидали от него подобной дерзости. Завязался неравный мордобой...
В хвостище самолёта Голубина стал завертывать Ме-109. Иван решил сманеврировать скоростью: он убавил газ, и вражеский истребитель оказался спереди. Оставалось только словить его в прицел. Короткой очередью Голубин прошил врага. В это время второй "Мессер" стал завертывать слева. Голубин повторил маневр. И сызнова зимнее небосклон перечеркнула чёрная полоска падающего вражеского самолёта.
Обозлённые неудачей, немцы все разом набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнём. От прямого попадания снаряда остановился движок. Заметив рядом видневшегося внизу леса ровную площадку, лётчик пошёл на посадку с убранными шасси. От удара о мёрзлую землю самолёт развернулся без малого на 180 градусов. Голубин, не мешкая, выбрался из горящего "МиГа" и прыгнул в спасительный сугроб. Острая боль в ноге пронзила всё туловище.
Превозмогая боль, Иван доковылял до леса и скрылся в чащобе. Там он вскоре встретился с жителями деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев... Его продолжительно несли в глубь леса. Очнулся он в знойно натопленной землянке. Ивану промыли рану на ноге отваром каких - то трав, перевязали чистым полотенцем. Несколько часов обратно эти люди своими глазами видели, как он вогнал в землю два неприятельских самолёта, видели и финал этого драматического поединка...
Когда Голубин чуть-чуть окреп, его переодели в гражданскую одежду, снабдили на дорогу продуктами и в ту же темное время суток партизанские разведчики провели лётчика посредством линию фронта.
В близкий полк он возвратился посредством 4 дня. И заново в руках Ивана Голубина штурвал истребителя, еще раз он сражается с врагами и сызнова одерживает победы...
Вэтого же, за отрезок времени с 24 Октября по 15 Декабря 1941 года Иван Филиппович Голубин сшиб по официальным данным 10 самолётов врага ( 7 Ме-109 и 3 Ju-87 ) лично и ещё 2 Ме-109 - в группе с товарищами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени Иван Голубин служил уже в отделе истребительной авиации инспекции ВВС, тот, что возглавлял участник боёв в Испании Подполковник М. Н. Якушин.
Однако уже вскоре, 1 Ноября 1942 года, отважный лётчик погиб в авиационной катастрофе. На его счету числилось тогда примерно 200 выполненных боевых вылетов и 18 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами [ М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 13 личных и 2 групповые победы ].
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Голчин Ivan Golchin
Гвардии Капитан И. К. Голчин к Маю 1945 года совершил 106 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы, боевой техники и..
читать далее →
Иван Горбачев Ivan Gorbachev
Совершил более 200 боевых вылетов, сбил 7 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы. Награждён 4 орденами, в том числе: Ленина, Красного..
читать далее →
Иван Горбунов Ivan Gorbunov
Иван Михайлович Горбунов был единственным Героем Советского Союза, погибшим в Корее. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ),..
читать далее →
Иван Дзюба Ivan Dzyuba
Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолётов противника. 0 года ему..
читать далее →