Известные люди
»Иван Дзюба
Рождение: Россия, 1.5.1918
Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолётов противника. 0 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Иван Дзюба родился 1 Мая 1918 года в селе Огульцы, в настоящий момент Валковского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично заводское училище. Работал слесарем на Харьковском паравозоремонтном заводе. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии. Вскоре окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командир эскадрильи 12-го истребительного авиаполка ( 57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт ) Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сшиб лично 6 самолётов противника. 21 Июля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
К Сентябрю 1943 года Иван Михайлович Дзюба совершил 238 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, 9 самолётов противника сшиб лично и 12 - в группе ( по другим источникам имел 12 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами ). Подмосковье, Старая Русса, Сталинград, Волхов - это те горячие точки, сквозь которые пролегал его боевой дорога. Затем он был переведен на лётно - испытательскую работу.
... Шел уже третий год войны, когда Иван Дзюба пришел в НИИ ВВС. Поскольку Испытательный институт продолжал утрачивать своих сотрудников - одних уносила махаловка, другие погибали при испытаниях, - ему всю дорогу требовались опытные лётчики, инжененры и техники. Многолетняя работа Ивана Михайловича в НИИ ВВС показала, что руководство не ошиблось, направив его на эту ответственную работу. Он получил направление туда не только в силу того что, что у него уже был кой-какой навык летных испытаний - намедни войны вкупе с Григорием Бахчиванджи он принял участие в войсковых испытаниях истребителя Як-1, но и потому как, что нелегкий и серьезный работа испытателя, требующий от лётчика не только большого морального и физического напряжения, но и творческого горения, был Дзюбе по душе.
Уже в 1944 году он провел немного различных испытаний самолётов семейства Лавочкина, при этом выявил серьезные недостатки Ла-7, имевших, в частности, недоброкачественно выполненные предкрылки, и дал ценные рекомендации по совершенствованию оборудования этой машины.
Иван Михайлович нередко говорил, что толк испытательской работы состоит в превращении самолёта - загадки в лучшего боевого друга. Но эти "превращения" давались Дзюбе нелегко. Один несимпатичный сюрприз следовал за другим. Однажды, в частности, в одном из полетов при испытании средств спасения на самолёте непроизвольно сорвалась подвижная доля фонаря кабины и ударила Дзюбу по голове. Лётчик потерял рассудок. Когда очнулся, агрегатина одним духом пикировала, почва неумолимо приближалась. Собрав все силы, превозмогая боль, лётчик вывел самолёт в горизонтальный полет, а следом произвел благополучную посадку. Вскоре потом выяснения дефекта на системе сброса фонаря были проведены соответствющие доработки. В результате "строптивая" была укрощена.
В 1946 году в Москве в честь 29-й годовщины Октябрьской революции состоялся начальный воздушный парад на реактивной технике. Подполковник И. М. Дзюба вкупе с товарищами демонстрировал перед всем народом мощь нашей авиации, за что совместно с остальными участниками парада был награжден орденом Красного Знамени.
Вскоре Дзюба поднял в воздух тертый всепогодный двухместный реактивный истребитель - перехватчик. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров как гром среди ясного неба оборвалась согласующая тяга выпуска закрылков. По этой причине закрылок выпустился только с одной стороны, потому самолёт грубо вошел в крен, готовый перевернуться на "спину". Но Дзюба среагировал молниеносно. Он разом же убрал закрылок, выровнял машину и завел её на посадку.
Прошло всего только немного дней, и Ивана Михайловича ещё постигла невезуха. На самолёте - лаборатории УТИ МиГ-15 в миг катапультирования из второй кабины парашютиста - испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила Дзюбу. Но понемногу он пришел в себя и, собрав всю свою волю, привел пораненый "МиГ" на аэровокзал.
Военная авиация стала калыбелью и космонавтики. В 1959 году по решению ЦК КПСС начался отбор, из числа лётчиков истребительной авиации, в основополагающий отряд космонавтов ( всего 20 дядя ), а 11 Января 1960 года было принято заключение о формированиии Центра подготовки космонавтов. Для занятий с будущими космонавтами по лётной и парашютной подготовке, в числе других известных пилотов, был подключен и Иван Михайлович Дзюба.
С 1972 года Полковник И. М. Дзюба - в отставке. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Освоил 117 типов и модификаций самолётов. С 1974 года - в Главном штабе ВВС. За отрезок времени службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Докукин Ivan Dokukin
Капитан И. А. Докукин совершил 55 боевых вылетов, уничтожил несколько самолётов, большое число танков, бронемашин, артиллерийских орудий, автомашин,..
читать далее →
Иван Доронин Ivan Doronin
Именем Героя названы улицы в Астрахани и Москве, школа в городе Балаково Саратовской области. Герой Советского Союза (20.04.34). Награжден двумя..
читать далее →
Иван Драченко Ivan Drachenko
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали 'Золотая Звезда' Ивану Григорьевичу Драченко присвоено 26 октября 1944 года.
читать далее →
Иван Егоров Ivan Egorov
После окончания войны Иван Алексеевич некоторое время служил в Австрии и Венгрии. Летал на самолётах Ла-9, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17. Работал на заводе..
читать далее →