Известные люди

»

Иван Копец

Иван Копец Ivan Ivanovich Kopec Карьера: Герой
Рождение: Россия, 19.9.1908 - 21.6
Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени.

Родился в семье рабочего. Русский. В 1925 г. окончил восьмилетнюю школу 2-й ступени им. К.Маркса в г. Ишим Тюменской области. Работал секретарем окружного суда.

В РККА с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1929 г. - 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Затем служил в авиабригаде при ВВА им. Жуковского.

Член ВКП(б) с 1931 г.

В 1935 г. окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии Генштаба.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 по 17.06.37 гг. Командовал истребительной авиацией. Летая на И-15, лично сшиб 6 самолётов противника. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).

Прибыв в Испанию старшой лейтенант Копец не дожидаясь прибытия закупленных республиканским правительством советских истребителей, совершал боевые вылеты на том, что имелось.

Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: За столом завязывается оживленный разговорчик. Мы участливо слушаем наших старших товарищей

- На чем ты летал? - спрашивает Павел Агафонов Ивана Копеца.

- На ньюпоре.

- На чем?! - изумляется Агафонов, опуская ложку.

Я и сам есть перестал - смотрю на Ивана до неприличия продолжительно. А Копец продолжает есть, будто не о нем и речь. На ньюпоре, из которого по ветхости больше ста двадцати километров не выжмешь, супротив фиатов?.. С ручным пулеметом супротив крупнокалиберных? Да его пальцем разрешено проткнуть, тот самый ньюпор!.

21.06.37 г. полковник Копец был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как особого знака отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 16.

В представлении к званию Герой Советского Союза указывалось: Старший лейтенант Копец - бесстрашный летчик-истребитель, героически дравшийся с фашистской авиацией с первых дней гражданской войны в Испании В качестве командира группы истребителей И-15 тов. Копец участвовал без малого во всех воздушных боях над Мадридом. Он имеет больше 300 часов боевого налета. Лично им сбиты три Хенкейля и два Фиата. Тов. Копец по праву занимает одноиз первых мест посреди летчиков истребительной авиации, боевая слава которых просторно распространена не только в воздушных, но и в наземных частях республиканской армии. И.В. Сталин лично утвердил представление к награде, зачеркнув при этом звание старшой лейтенант и вписав полковник.

Вскоре он был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.

В декабре 1937 г. был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

22.02.38 г. ему было присвоено воинское звание комбриг. Копец ещё был награжден медалью ХХ лет РККА.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал ВВС 8-й армии. Был награжден орденом Ленина.

ВВС 8-й армии в составе 49-го истребительного авиаполка (58 И-16 и И-15), 72-го скоростного бомбардировочного авиаполка (33 СБ) и 5 самолетов-корректировщиков Р-5 базировались на аэродроме Бесовец в районе Петрозаводска.

Рассказывает генерал-полковник авиации Рытов: Число армейских аэродромов оказалось до крайности негусто. К тому же находились они вдали от границы...

- Надо осмотреть, что представляют собой приграничные озера, воспрещено ли их приспособить под аэродромы, - подал идею Копец

Зима стояла на редкость морозная, и толщина льда совершенно снабжала взлет и посадку самолетов. Чтобы не дерзать понапрасну, сперва на облюбованные озера направили специалистов. Они проверили состояние льда, сделали необходимые расчеты. Их заключение было обнадеживающим: лед выдержит. Свои соображения об использовании озер Копец изложил командующему ВВС округа. Тому понравилась смелая мысль, и он без всяких проволочек утвердил свойский проект. Оставалось обратить туда аэродромную технику, укатать снег, завести все необходимое для боевой работы

В иные дни морозы доходили до пятидесяти и больше градусов. Выпал основательный снег. Дороги замело. На них создавались пробки, ликвидировать которые не удавалось в течение многих часов. Поэтому с подвозом случались большие перебои. Хлеб превращался в булыжник. Солдаты в шутку говорили:

- А ну-ка, старшина, отпили нам полбуханочки.

Собственно, это была более того не юмористика. Мороженый хлеб реально пилили пилой.

Управляться с самолетами было не легче. Нередко моторы не удавалось запустить в течение суток. Техники и мотористы ходили с обмороженными лицами, распухшими руками. Не меньше их страдали и шоферы, в особенности водители специальных машин. Масло на морозе загустевало в такой степени, что заправить им авиалайнер не представлялось никакой возможности. Оно делалось как вар. Не раз случалось, что на самолетах от сильного холода лопались масляные бачки.

Однажды перед наступлением нужно было причинить по переднему краю обороны противника бомбовый потрясение. Самолеты 72-го полка своевременно вознести не удалось. Вызывает меня командующий армией Штерн. Рядом с ним стоял Копец и нервически похрустывал суставами пальцев. С ним разговорчик уже состоялся. Очередь дошла до меня.

- Авиация не выполняет своих задач, а вы в это время проводите беседы с комсомольцами. Сейчас же отправляйтесь в Петрозаводск и наведите на аэродроме порядок

Прилетев на аэровокзал, я спросил, зачем полк бездействует Инженер и руководитель базы оторопело разводят руками:

- Мороз. Все сковало. С самого рассвета бьемся. Вижу, люди трудятся на совесть, более того рукавицы побросали, голые руки примерзают к металлу. Что работать? Руганью положения не исправишь.

И как снег на голову единственный из техников предлагает:

- Давайте закатим бочку с маслом в баню, разогреем, как следует, а затем зальем в самолетный бак.

Смекалистый чувак. Молодец. Идея понравилась всем. Начали более того поражаться, отчего не могли додуматься до эдакий обычный вещи раньше? Вскоре занятие пошло на лад. Затопили баню, подогрели масло и заправили им самолеты. На стоянке развесёло заработали моторы. Люди заулыбались и стали подбрасывать на руках инициативного техника.

Прошло чуть-чуть времени, и вся группа машин, выделенных для поддержки наступающей пехоты, вырулила на старт, поднимая тучи снежной пыли. Взмах флажком - и самолеты единственный за другим поднялись в звенящий от мороза воздух. По телефону сообщаю Ивану Ивановичу и докладываю Штерну, что самолеты ушли на поручение.

- Вот это прочий разговорчик, - с удовлетворением сказал командарм. - Так работайте и впредь. А то болтовня... Сорвете ещё раз боевой вылет - и вам, и Ивану Ивановичу не поздоровится

Нашлись умельцы, которые соорудили брезентовые рукава наподобие пожарных шлангов. Горячий воздух от печек подавался по ним к моторам самолетов и под капоты автомобилей. Нельзя было оставлять машины на темное время суток, и мы организовали дежурство техников и шоферов

Техника Штерн наградил... А командира полка, не сумевшего своевременно снабдить вылет самолетов на боевое поручение, освободил от занимаемой должности

Условия для действий авиации на фронте оказались отчаянно тяжелыми... От станции снабжения наши части находились в 200-х километрах. Если учитывать бездорожье, отсутствие необходимого количества машин, станут понятными трудности снабжения авиации горючим и смазочными материалами, боеприпасами и продовольствием, запасными частями и многим другим... Чтобы четче создать работу в этой области, мы назначили внештатного комиссара по снабжению и тылу ВВС армии, а на авиабазах ввели должности политруков хозяйственных и технических отделов.

Поначалу штурмование 8-й армии развивалось благополучно, потом, как и в 9-й армии, из-за безграмотного руководства строй соединений и частей попал в окружение. Смена командования не помогла. Все попытки деблокировать окруженных ни к чему не привели вплоть до конца войны.

В ходе боев 8-я вооруженные силы потерпела строй тяжелых неудач и понесла большие потери - свыше 31 тыс. чел. убитыми и 63,5 тыс. чел. ранеными. В ходе ликвидации многочисленных котлов финнам в качестве трофеев достались 222 танка, 17 бронеавтомобилей, 36 тракторов, 346 автомобилей, 139 орудий, 793 пулемета, 5898 винтовок и многое другое.

Вспоминает генерал-полковник авиации Рытов: Войска несли большие потери, а штурмование развивалось жутко неторопливо. Больше того, 18-я стрелковая дивизия в результате непродуманного приказа о продвижении вперед была окружена противником и оказалась в чертовски тяжелом положении Одна из наших танковых бригад и количество стрелковой дивизии вырвались вперед. Но дальнейшее продвижение машин застопорилось, горючее кончилось... Финны же, используя подвижные отряды лыжников-автоматчиков, стремительно блокировали их, расставив мины на вероятных путях отхода. В ожидании помощи танкисты и пехотинцы организовали круговую оборону. У окруженных кончались боеприпасы и продовольствие. Надежда была только на авиацию.

Штерн вызвал Копца и меня и поставил задачу: тут же, в то время как не подойдут на подмога наземные части, сформировать доставку по воздуху всего необходимого для зажатой в колечко группировки войск.

Финны старались всячески воспрепятствовать задуманной операции, вели по невысоко летящим самолетам яростный жар. Но экипажи прорывались через зенитный заслон, сбрасывали осажденным бочки с горючим, мешки с продуктами питания, патронами и снарядами, медикаментами и теплой одеждой.

К этому времени, кроме 14-й смешанной авиабригады (49-й иап, 72-й сбап), в состав ВВС армии входили Группа Водопьянова, 13-я сбаб (18-й и 48-й скоростные бомбардировочные и 39-й легкобомбардировочный авиаполки), 11-й лбап и 13-й сбап. Практически все они были задействованы для снабжения окруженных частей.

Генерал-полковник авиации Рытов рассказывает: Финской авиации в полосе нашей армии было мало Наши бомбардировщики ходили за линию фронта бомбить железнодорожные узлы, скопления войск в лесах, автоколонны и обозы на заснеженных дорогах. Но и там нечасто когда встречались с вражескими самолетами. Истребителям же совсем не было работы. Некоторые летчики в глаза не видели вражеских машин Боевые задачи часто ставились без учета средств и возможностей авиации... Образно говоря, порой мы наносили удары не кулаком, а растопыренными пальцами.

11.02.40 г. отрезанная от основных сил 8-й армии Южная группа войск была преобразована в 15-ю армию. В состав ВВС 15-й армии были переданы 49-й иап, 13-я сбад и некоторые другие авиачасти. Тем не менее, к концу войны в ВВС 8-й армии насчитывалось 272 самолета (92 бомбардировщика, 97 истребителей и 83 разведчика).

Рытов вспоминает: В трудную минуту я вечно находил у Ивана Ивановича сочувствие и поддержку. Человек он по складу характера был немногословный, но отзывчивый, душевный. В его дружбе разрешено было не колебаться. О храбром человеке другой раз говорят: он не знает страха в борьбе. Эту поговорку разрешено было отнести без всяких колебаний и к Ивану Ивановичу. Мне не раз приходилось его упрашивать, когда он без особой надобности вылетал на боевые задания:

- Ну, на что ты рискуешь? Разве без тебя не найдется, кому слетать на разведку? Ты же командующий, а не комэск.

А он посмотрит этак осуждающе, махнет рукой и пойдет на взлет. В этом человеке жила какая-то неистребимая слабость быть все время в боевом напряжении, ступать навстречу опасности. И если ему по каким-то причинам приходилось оставаться на земле - он несложно не находил себе места. Это не было рисовкой или стремлением явить свою отвагу. Такой уж нрав у человека. Герой Советского Союза Иван Иванович Копец воевал в Испании, стремительно продвинулся по служебной лестнице. Но в душе он оставался рядовым храбрым бойцом, для которого схватка с врагом в небе была лучшей отрадой.

14-17.04.40 г. состоялось совещание при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий супротив Финляндии.

16.04.40 г. на совещании выступил комбриг Копец. Он доложил собравшимся об опыте действий ВВС 8-й армии: Мы поставили финнов на колени, и они были разбиты потому что, что мы выбросили достаточное численность бомб, снарядов, не давали им ни одной минуты перевести дух и дневные железнодорожные перевозки их без малого абсолютно прекратились. Финны боялись являться днем на дорогах. Нужно проговорить, что в этом отношении большое занятие сделала наша авиация, заставила финнов прервать дневные перевозки и перейти на перевозки только ночью.

Когда мы в достаточной степени ознакомились с театром военных действий, то стали делать и ночью, так как кадры были уже подготовлены. Наша авиация тут сделала родное занятие, затрудняя перевозки ночью, вследствие чего финны вынуждены были передвигаться с потушенными огнями, а на фронте заставляли тушить костры и не давали финнам возможности подогревать себе пищу. В течение этих четырех месяцев финны без малого все время находились под огнем авиации.

Одна край - это то, что мы выбросили большое численность снарядов и бомб и этим самым заставили их сделаться на колени.

Вторая край - это то, что в мирное время наша подготовка в отношении войны велась крайне слабо. Финнов мы не знали так, как нужно было их ведать. Те разведывательные данные, которые были в штабе ВВС Ленинградского округа, относились к 1917 г., больше свежие - к 1930 г. Больше никаких других данных мы не имели, так как агентурная разведка ничего без малого не делала. Мы в этом отношении скромничаем... Я вот возьму себя. Мне приходилось быть в Испании, и я неизменно говорил, чтобы товарищи никуда не лезли, хотелось явить скромность. Нам нужно быть нахальнее. Мы должны применять наших разведчиков. Взять, в частности, туриста - он также должен кое-что совершать. Если он едет по делу, нужно нахально залезать во все щели, не нужно дрейфить. Если они повсюду лезут, то и мы не должны отставать. Поэтому те данные, которые были, не соответствовали реальности, и в результате вот что получилось.

Я был командующим ВВС 8-й армии. Расчет был таковый, я верно вымолвить не могу, но, видимо, таковый, что мы должны были с Ладоги причинить потрясение в тыл Карельского перешейка, тем самым расквасить финнов и опоясать их, отхватить Карельский перешеек от Финляндии, но тот самый потрясение не получился. Почему? Потому что по существу войск было мало, на 250 км фронта было шесть дивизий. Здесь была оплошность, дивизии чересчур были перегружены техникой, более того ненужной, вследствие того что что разрешается было зреть, как валялось на дорогах, и было занесено снегом то, что не нужно армии. Это первое.

В 8-й армии были единственный 72-й полк - 15 самолетов и истребительный полк - 30 самолетов, потом сквозь недлинный срок осталось 9 самолетов СБ. Конечно, никакого массового удара изготовить было не разрешено, кое-как мы могли помогать разведку. Поэтому тот расчет, что подмога будет оказана со стороны Ленинграда самолетами, был ошибочным. То, что не возбраняется было работать на 50 км от фронта, не разрешено было действовать за 100 км, оттого что за 50 км чистое небосвод, разрешается летать, а за 100 км - туманы, летать запрещено, потому со стороны Ленинграда подмога оказать не смогли. Это была наша оплошность, в этом отношении мы просчитались. Поэтому 8-я вс первое время была по существу в авиации ограничена, крайне чуть-чуть было авиации, потом она пополнилась, подошли авиаполки, картина стала другой. После прибытия пополнения в ВВС 8-й армии мы в действительности заставили финнов прервать свои дневные перевозки.

Когда наши войска перешли рубеж и стали надвигаться, финны такого стремительного первого удара не ожидали и бежали в панике. Затем, когда коммуникация наша растянулась, подвоз стал затруднительным, тогда уже свойский основополагающий порыв немного ослаб, оттого что части измотались, основополагающий эшелон выдохся, а второго эшелона, для того чтобы сменить уставшие части не было. Поэтому части остановились и дальше достигнутого рубежа не пошли.

Финны к этому времени перешли к обороне и начали делать по флангам, по тылам и по коммуникациям наших частей, в результате откатилась назад 75-я дивизия, а потом и 139-я. По существу бежали и прилично бежали, более того быстрее, чем наступали

Это было огульное атакование, когда части шли, не учитывая ни сил, ни возможностей, проводили огульное штурмование вперед, ничем не обоснованное.

Взять хотя бы ту же самую переброску танков с одного фланга на иной без горючего

Было ползаправки, позже поставили танки в деревья и там они завязнули. В результате появились гарнизоны. Почему они появились? Потому что техника сковала живые силы. Там было 600 танков, позорно было их вернуть финнам, не разрешено. Эти танки связали людскую силу

Относительно авиации, которая у нас была. Хорошо себя показали истребители. Истребители выполняли основную задачу - вели разведку перед фронтом армии. Истребители дали полную картину военных действий, что делает неприятель, куда двигается, где находится. Это было безупречно ясно. Во время боев истребители целиком показали себя. Истребители непрерывно висели в воздухе и заставляли помалкивать огневые точки противника. Был таковой эпизод на участке первого корпуса. Шло штурмование, враг перешел в атаку. Во время атаки эскадрилья атаковала части противника. Атака была отбита, и враг потерял в этом бою рядом 50-60 мужчина, штурмовая вылазка была приостановлена. Истребители могут известия разведку, но им нужны фотоаппараты, которые могли бы дарить документальные данные.

Относительно бомбардировочной авиации - авиации СБ. По переднему краю эта авиация может делать, но не ближе 1 км, ближе не может делать, в основном может делать по вторым эшелонам и по подвозу.

Штурмовая авиация. Роль штурмовой авиации выполняли истребители. Она свои удары направляла на минометы, на группы, на шалаши, которые были у противника, эта авиация непрерывно висела в воздухе, в особенности во время атак.

Что нужно изготовить? Нам нужно располагать в мирное время и готовить армейскую и войсковую авиацию, которая взаимодействовала бы с войсковыми частями. В мирное время нужно обладать армейское управление ВВС, что бы оно было готово к началу войны.

4.06.40 г. Копецу было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В начале 1941 г. он был назначен командующим ВВС Западного особого военного округа.

ВВС ЗапОВО состояли из 9-й, 10-й и 11-й садик, 12-й и 13-й бад, 43-й иад, 313-го и 314-го отдельных разведывательных авиаполков, девяти эскадрилий корректировочной авиации. В стадии формирования находились две истребительные и одна бомбардировочная дивизии. Вэтого имелось 1789 самолетов: 876 истребителей, 695 бомбардировщиков, 70 штурмовиков, 154 разведчика. Кроме этого, в состав ВВС округа входил 3-й дальнебомбардировочный авиакорпус, состоявший из 52-й и 42-й дбад. Корпус имел 295 самолетов: 1 ДБ-3, 201 ДБ-3Ф (Ил-4) и 93 ТБ-3.

Вспоминает Маршал авиации Скрипко: Копец, 34-летний генерал-майор авиации, был отменный и храбрый пилот. Однако обрести надобный навык командования крупным авиационным объединением он ещё не успел Став командующим, И.И. Копец в штабе не засиживался, нередко бывал на аэродромах вверенных ему частей, занимаясь преимущественно контролем переучивания летчиков на новых самолетах. Особенно нередко он посещал авиаполки 9-й смешанной авиационной дивизии. Прилетал генерал И.И. Копец на немного часов единственный на истребителе И-16, без офицеров штаба, специалистов служб, которые ездили особо по своим планам. Естественно, в одиночку снабдить полноценный и действенный надзор боевой подготовки частей было без затей нельзя. Упущения в организации управления авиацией дали себя располагать информацией в первые же минуты войны.

Усугубила положение немощь начальника штаба ВВС округа полковника Худякова, тот, что находился в госпитале в Москве. Его заместитель по тылу полковник П.М. Тараненко, исполняющий обязанности начальника штаба, мало знал авиасоединения и не имел опыта оперативной работы.

Комиссия, проверявшая боевую подготовленность авиационных частей ВВС округа, по состоянию на 15.04.41 г. сделала вывод: Истребители - не боеспособны (в воздухе без малого не стреляли, воздушных боев не вели), бомбардировщики ограниченно боеспособны (чуть-чуть бомбили, немного выполняли маршрутные полеты). Отмечались скученность, отсутствие маскировки и ПВО аэродромов, неудовлетворительная организация оповещения.

Комиссия Генштаба в мае 1941 г. проверила мобилизационную подготовленность ВВС округа. Результат тот же не готовы к отмобилизованию: 6-й бап - перевооружается на новую матчасть, 98-й, 207-й, 212-й дбап - в стадии формирования; 207-й дбап - не обеспечен самолетами; 215-й и 29-й бап - не укомплектованы личным составом, 126-й, 160-й, 161-й, 162-й, 163-й иап некомплект личного состава и материальной части. Пять авиабаз находятся в стадии формирования, три - не укомплектованы личным составом. Ограниченно годны - 124-й иап, 96-й дбап.

Очень плохое положение было со связью. В гарнизонах не было более того обыкновенной телефонной. В 9-й садик из 21 оперативного аэродрома ни единственный не имел выходов в проводную связь ВВС ЗапОВО. Некомплект только офицеров-связистов составлял 690 джентльмен. Приемных радиостанций было всего 333, приемно-передающих 52. Обеспеченность 53%.

20.05.41 г. командующий ВВС ЗапОВО отметил в своем приказе, что в восьми полках и одном управлении садик нет ни одной радиостанции, большинство командиров губы и взводов связи подготовлены на 6-месячных курсах, порядок их подготовки невысокий, символический.

О плачевном состоянии авиации округа в Записке по плану действий войск в прикрытии на территории ЗапОВО докладывал и командующий ЗапОВО Герой Советского Союза генерал армии Павлов: По состоянию на 1 июня 1941 года: укомплектованность старой матчастью 40-60 процентов, нет запасных авиамоторов, в особенности на СБ;

По истребительной авиации:

а) целиком укомплектованы новой матчастью 4 авиаполка (41-й, 124-й, 126-й, 129-й);

б) целиком укомплектованы старой матчастью 7 авиаполков (123-й, 122-й, 127-й, 160-й, 161-й, 162-й, 163-й);

в) имеет только 44 самолета 1 полк (33-й);

г) идеально не имеют матчасти, личного состава 8 авиаполков (182-й, 183-й, 184-й, 185-й, 186-й, 187-й, 188-й, 189-й).

По бомбардировочной авиации:

а) целиком укомплектованных новой матчастью - нет;

б) укомплектованы до штата старой матчастью - 2 авиаполка (13-й, 121 -й).

По штурмовой авиации:

Из двух имеющихся полков целиком укомплектован матчастью 1 полк - 74-й и имеет только 15 самолетов 215-й полк.

На основании вышеизложенного командующий округом делал вывод, что исполнять в то же время задачи по борьбе за господство в воздухе и по срыву перемещения войск противника не разрешено, и предлагал незамедлительно укомплектовать формируемые 59-ю и 60-ю иад, придать в его приказание ещё 12-15 бомбардировочных полков, в корпусных авиаэскадрильях корректировщиков заместить устаревшие P-зет на СБ, а ещё на 21 самолете определить фотооборудование.

По состоянию на 22.06.41 г. ВВС ЗапОВО состояли из восьми авиадивизий: четырех бомбардировочных, трех смешанных и одной истребительной. Вэтого в округе имелось 36 авиаполков и 8 корпусных авиаэскадрилий (1658 самолетов, в т.ч. 347 - новых типов, и 1286 боеготовых экипажа, в т.ч. 64 переучившихся на новые типы).

Структура организации ВВС округа была неудачной. Группу армий Центр поддерживало крупное авиационное объединение - воздушный флот, что позволяло массированно применять авиацию на направлениях главного удара. ЗапОВО таких объединений не имел. Все соединения распределялись между округом и армиями. Централизованного управления авиацией не было. Более того, треть авиадивизий были смешанными, имевшими на вооружении и бомбардировщики, и штурмовики, и истребители.

Освоение техники шло неспешно. Ощущалась острая нехватка боеготовых экипажей. По официальным данным в округе насчитывалось 224 неисправных самолета, на самом же деле в случае боевой тревоги не смогли бы подняться в воздух 342 боевые машины. 574 летчика прибыли из училища или ещё переучивались. Днем в сложных метеоусловиях летало только 242 экипажа, в т.ч. на самолетах новых типов - только 4.

За три зимних месяца 194041 гг. обычный налет на летчика составил всего 5-9 часов. Пагубно отразилось на боевой подготовке выполнение требований приказа НКО 303 от 4.11.40 г. О переходе к производству полетов с колес в зимних условиях. Лыжи сняли, а укатывать снег было нечем, тракторов не хватало (нужно было 252, а получили только 8). Летчики в течение зимы по сути дела не вылетали на боевое употребление. Укомплектованность техническим составом составляла 81%, техниками спецоборудования самолетов - 75%, фотоспециалистами - 40%. Лимит горючего, выделенный ЗапОВО, позволял снабдить только 30 % летной программы. Запасных частей и авиадвигателей не хватало. Групповые и внеаэродромные полеты были прекращены. В виду весенней распутицы к полетам начали поздненько.

Остро ощущался минус аэродромов. Часть из них не имела необходимого оборудования, подъездных путей, средств связи, емкостей для горючего, запасов боеприпасов. Так из 57 оперативных аэродромов, расположенных западнее Минска, горючее было только на 22. Так как большинство аэродромов могло принимать только самолеты старых типов, шло ускоренное сооружение 39 аэродромов с искусственной взлетно-посадочной полосой. Глубина базирования авиачастей и соединений составляла в среднем 60-110 км для истребительной и штурмовой авиации, 120-300 км - для бомбардировочной. Часть аэродромов истребительной авиации находилась в непосредственной близости от государственной границы. Из-за недостатка аэродромов и реконструкции имевшихся, на некоторых из них скопилось полно самолетов. Причем доля машин находилась на передовых аэродромах, расположенных вблизи границы. Так, в частности, на аэродроме Долубово, находившемся в 10 км от границы, базировалось 73 самолета (в том числе 50 МиГ-3) 126-го иап 9-й садик.

Вспоминает Маршал Советского Союза Мерецков, незадолго до начала войны проверявший округ: Затем я обратился к начальнику авиации округа... Копецу:

- Что же это у вас происходит? Если начнется битва и авиация округа не сумеет вылезти из-под удара противника, что тогда будете работать?

Копец идеально безмятежно ответил:

- Тогда буду стреляться!

Я неплохо помню нашу взволнованную беседу с ним. Разговор шел о долге перед Родиной. В конце концов, он признал что сказал ерунда. Но быстро выяснилось, что болтовня не оказала должного воздействия. И занятие тут не в беседе. Приходится констатировать наши промахи и в том, что мы слабо знали наши кадры. Копец был замечательным летчиком, но оказался неспособным стоять во главе окружной авиацией на должном уровне.

Может быть, как раз так Копец и ответил Мерецкову на его провокационный, по сути, вопросительный мотив. Однако, целиком быть может, что маршал сам в подобной ситуации застрелиться не успевший и довольно натерпевшийся в застенках, вспоминая трагическое лето 1941 г. рассказал вдали не все. Или рассказал не вовсе то, что хотел, а только то, что от него хотели.

19.06.41 г. по приказу Копеца начальник 43-й иад генерал-майор авиации Захаров совместно со штурманом дивизии вылетели на По-2 к границе. Задача - пролететь с юга на север вдоль границы и бросить взгляд, что делается у немцев. Через каждые 30-50 км Захаров сажал авиалайнер, писал донесение и передавал его пограничникам. Пролетев 400 км, к вечеру был в Белостоке. Увиденное потрясло. Немцы уже на исходных позициях вот-вот начнется! Захаров тотчас вылетел на И-16 для доклада Павлову. Докладывал в присутствии Копеца. Командующий округом поблагодарил его за выполненное поручение, но этим и ограничился.

22.06.41 г. в 3.15 утра, в то же время с первыми залпами артиллерии, 637 немецко-фашистских бомбардировщиков и 231 истребитель пересекли советско-германскую рубеж. С рассветом в воздух поднялась следующая волна - 400 бомбардировщиков под прикрытием большого количества истребителей.

При налетах на аэродромы ЗапОВО немецкая авиация направила ключевой потрясение на аэродромы 9-й садик генерал-майора авиации Черных[16], в которой была сосредоточена пятая количество всех недавно поступивших на вооружение истребителей МиГ-3. Командир 11-й садик полковник Ганичев погиб во время воздушного налета. Во время следующего налета был тяжко ранен вступивший в руководство дивизией подполковник Юзеев. В 10-й садик полковника Белова в результате бомбардировок и из-за нераспорядительности командования два полка целиком потеряли материальную количество.

43-я иад генерал-майора авиации Захарова была единственной истребительной авиадивизией ЗапОВО, не понесшей потерь утром первого дня войны.

Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: Уже давнехонько рассвело, когда раздался звонок из штаба авиации округа. Это было, по памяти, между пятью и шестью часами утра. Звонил командующий ВВС округа:

Нас бомбят. С Черных и Ганичевым связи нет...

Это было первое извещение о начале войны, которое я услышал. Копец говорил ровным голосом, и мне казалось, что говорит он чрезмерно неторопливо. Я молчал.

Прикрой двумя полками Минск. Одним Барановичи. Еще одним Пуховичи.

Это был инструкция. Я ответил как полагается, когда директива понят и принят. Вопросов не задавал. Копец помолчал, хотя, мне казалось, он должен проговорить ещё что-то. Но он произнес только одно слово:

Действуй

В первой половине дня, помимо того, о чем мне сообщил утром не телефону командующий ВВС округа И.И. Копец, я никаких других сведений о ходе боевых действий не имел, хотя связь с Минском работала привычно. В первые часы войны, явственно как и многие командиры, не испытавшие тяжести предрассветного удара, я полагал, что, несмотря на внезапность вторжения, военные действия в основном разворачиваются на границе и в приграничных районах. Что же касается налетов вражеских бомбардировщиков на столицу Белоруссии, то, думал я, только два моих истребительных полка уже составляют внушительную силу больше ста замечательно подготовленных истребителей во главе с умелыми командирами. Даже этих двух полков довольно, чтобы надежно закрыть град, рассуждал я.

В 9.30 приказом 1 Копец передал 9-ю, 10-ю и 11-ю смешанные авиадивизии в оперативное подчинение командующим общевойсковыми армиями. Скорее всего, это вывод Копеца было ошибкой. Главные силы ВВС округа по сути дела оказались за пределами его распоряжения. В суматохе и неразберихе первого дня войны командующим армиями было не до авиаторов. Части выходили из-под удара независимо. Их командиры не знали, что происходит на соседних аэродромах. Положение усугублялось диверсионными действиями противника, нарушившего проводную связь штаба ВВС фронта.

С середины дня Копец активно использовал бомбардировочную авиацию 12-й, 13-й бомбардировочных авиадивизий и 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса. Однако, вылеты, проходившие без истребительного прикрытия, не могли не привести к большим потерям бомбардировщиков.

Вспоминает Маршал авиации Скрипко: В 13 часов 40 минут 22 июня первым взлетел начальник 207-го авиаполка подполковник Г.В. Титов и его ведомые. Для сокращения времени экипажи взлетали звеньями... Титов резво собрал свои подразделения и взял вектор движения на запад. Стала образовываться кучевая облачность. По расчету времени звенья вышли под облака; в районе Мерканс обнаружили большую мотоколонну противника, протянувшуюся на многие километры, и в 15 часов 40 минут ведущее звено, возглавляемое командиром авиаполка, нанесло первостепеннный бомбардировочный потрясение по врагу. Бомбардировка с высоты 1000 метров была прицельной, точной. Наблюдались прямые попадания бомб в бронетранспортеры и автомашины противника...

Затем авиаполк бомбардировал другую немецкую колонну, которая приближалась к населенному пункту Лептуны. Бомбы попали в середина колонны. Вторым заходом с высоты 600 метров и ниже наши экипажи проштурмовали огнем пулеметных установок скопление гитлеровцев.

О психологическом эффекте налетов свидетельствует запись в дневнике унтер-офицера из танковой группы генерала Гудериана: 22.06.41 г. Около 20 неприятельских бомбардировщиков атакуют нас. Падают взрывчатка за бомбой, мы прячемся за танки. Мы продвинулись на немного сот метров, и еще раз со всех сторон раздаются взрывы. Наших истребителей не видно. Война с русскими будет тяжелой.

Но стоимость, которую пришлось уплатить экипажам бомбардировщиков, была непомерно высока. Так, большие потери понес 96-й дбап.

Из 70 Ил-4, совершавших первостепеннный боевой вылет, к концу дня на свой аэровокзал не вернулись 22 машины. Кроме того, единственный бомбардировщик 96-го полка во время разбега взорвался на своей же бомбе ФАБ-1000.

Большинство вернувшихся на свои аэродромы самолетов были повреждены.

22.06.41 г. ВВС Западного фронта произвели 1896 самолето-вылетов. Обстановка же требовала вдвое больше. Однако осуществить это не удалось из-за потери управления штабом ВВС фронта.

Вэтого в первые дни войны ВВС Западного фронта потеряли: 528 самолетов сгоревшими на аэродромах, 133 - сбитыми вражескими истребителями, 18 - зенитным огнем, 53 - не вернувшимися с боевого задания по невыясненным причинам. Кроме того, 1 авиалайнер потерпел катастрофу, 2 - аварию и 3 - совершили вынужденные посадки. Общие потери составили 738 самолетов из 1453 исправных, имевшихся в округе.

По донесениям участвовавших в боях советских пилотов, им удалось ликвидировать 143 вражеских самолета, в том числе 32 Bf.109 и 15 Bf.110. По немецким данным, Люфтваффе в полосе группы армии Центр потеряли 12 самолетов.

Вечером 22.06.41 г. генерал-майор авиации Копец застрелился.

Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: Я отправился в штаб ВВС округа. В коридоре встретил начальника штаба полковника С.А. Худякова... Доложил обо всем, что было сделано за день с того момента, когда по телефону получил распоряжение командующего...

Обстановка была неясная. Штаб округа не имел связи с соединениями. Штаб авиации не имел связи с дивизиями, расположенными у границ. Но те отрывочные сведения, которыми располагал Худяков, открыли мне всю тяжеловесность обрушившейся на нас беды.

Несмотря на вдалеке не полную информацию, не возбраняется было рассчитывать, что ещё существуют и дерутся у границы полки, но связи с ними не было, и, главное, нельзя было справить все в кулак и наладить управление... Все, что уцелело отходило, отъезжало и перелетало на восток я имею в виду истребительную авиацию...

Вечером 22 июня мы с Худяковым предполагали, что немцев удастся задержать. Что, во всяком случае, дальше минского укрепрайона они не пройдут, и оттого проблема очистить небеса над Минском была идеально очевидной в тот миг.

Поговорив с Худяковым, я направился к командующему. Может быть, командующий имеет какие-то дополнительные сведения, которыми не располагает Худяков, думал я. Прежде чем ступать, на любой происшествие спросил у Худякова, у себя ли Копец. Худяков как подобно тому как кивнул, но что-то показалось мне странным в его молчаливом ответе. Я абсолютно двинулся по коридору.

Постой, остановил меня Худяков. Я обернулся.

Застрелился Иван Копец.

Вспоминает генерал-полковник авиации Рытов: Когда фашисты в первостепеннный день наступления нанесли массированный потрясение по аэродромам, Копец сел в авиалайнер и решил осмотреть, что с ними сталось. Потери оказались огромные... Он вернулся в штаб, закрылся в кабинете и застрелился... Сейчас не возбраняется о нем вещать всякое: и малодушие проявил, и веру, мол, потерял. Не знаю. В одном я жестко убежден: сделал он это не из трусости.

Факт самоубийства командующего ВВС ЗапОВО вечером 22 июня потом облета им аэродромов, казалось бы, подтверждает, что авиация округа понесла значительные потери в материальной части. Но не всю дорогу то, что случилось потом какого-то события, является его следствием.

Во-первых, то, что самолеты сгорели на земле, ещё не означает, что они сгорели, аккурат, в результате воздушного налета. Большая доля истребителей, в которых так нуждался Западный фронт, была брошена или уничтожена собственным личным составом при панически спешном перебазировании, о чем остались бессчетные свидетельства.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Корчагин Ivan Korchagin

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Ивану Петровичу Корчагину присвоено 17 октября 1943 года за..
читать далее

Иван Корявко Ivan Koryavko

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Ивану Порфирьевичу Корявко присвоено 6 апреля 1945 года.
читать далее

Иван Красильдиков Ivan Krasildikov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Ивану Павловичу Красильникову присвоено 30 октября 1943 года за..
читать далее

Иван Красноюрченко Ivan Krasnoiurchenko

Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий