Известные люди
»Иван Кузнецов
Рождение: Россия, 5.1.1917
Гвардии Старший лейтенант И. А. Кузнецов совершил 219 боевых вылетов. В 59 воздушных боях сбил 10 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 5 Января 1917 года в селе Репное, в настоящее время Уваровского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и 2 курса сельскохозяйственного техникума. В 1936 - 1938 годах проходил срочную службу в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором в Донецком аэроклубе.
С Декабря 1942 года в действующей армии. К Маю 1945 года начальник эскадрильи 107-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант И. А. Кузнецов совершил 219 боевых вылетов. В 59 воздушных боях сшиб 10 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил немало активный силы и техники врага. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Участник парада Победы в 1945 и 1990 годах.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, служил в Войсках ПВО страны, командовал соединением. С 1972 года Генерал - Майор авиации И. А. Кузнецов - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), советскими и иностранными медалями. Имя Героя носил пионерский отряд школы 19 в городе Астрахани. Последние годы Иван Александрович жил в Астрахани, работал председателем областного комитета ДОСААФ.
* * *
Почётный гражданин города Астрахани Иван Александрович Кузнецов о самолётах мечтал с детства. Впервые он поднял самолёт в небеса в 1936 году и летал до 1973 года. Прошёл дорога от курсанта Качинской военной авиационной школы до командира авиационной дивизии, Генерал - Майора авиации.
Окончив школу, он поступил в сельскохозяйственный техникум, и если бы не призыв страны "150 тысяч комсомольцев - на самолёты", неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая фатум. Но благодаря этому спецнабору со 2-го курса техникума 19-летний паренёк был зачислен в Качинское военно - авиационное училище лётчиков. Там Иван в первый раз увидел самолёт - учебный У-2, тот, что показался ему истинным совершенством. Он смотрел на это диво техники и не верил, что когда - нибудь сможет им править.
На фронт Иван Александрович попал в Декабре 1942 года. К этому времени он уже имел зажиточный лётный навык. Работа инструктором - лётчиком в ОСОАВИАХИМе и курсы командиров звеньев помогли ему получить необходимые навыки. К концу войны он совершил 219 успешных боевых вылетов, провёл 59 воздушных боёв. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами.
Свой основополагающий и завершающий воздушный мордобой он насовсем запомнил до мельчайших подробностей. Первый принял на Юго - Западном фронте в средней излучине Дона, под Богучаром. На 5-й день затем прибытия в количество, группа истребителей совершала ознокомительный полёт над территорией врага. Иван Кузнецов внезапно заметил точку, которая скоро приближалась. Это был германский самолёт, тот, что стрелял в него короткими очередями. Когда он приблизился, "Як" сделал внезапный маневр и оказался в хвосте у Ме-109. Первой же атакой вражеский истребитель был сбит. Командир эскадрильи поздравил его с первой победой и подсказал, что особое участливость надобно поворотить на исследование тактики боя, разбор своих и чужих ошибок.
- Мне тогда было едва-едва больше 20 лет, - вспоминал позднее Иван Александрович. - И таковый у меня был порыв, что капельку ли не зазнайство. Как же, в первом же вылете сшиб вражеский самолёт. Между тем тактически тогда мы были идеально не подготовлены. Это уже следом, следом того как меня 3 раза сшибли, я понял, что к чему, и стал обучаться драться по - настоящему.
Боевой навык приходил к нему стремительно и уже вскоре в грозном военном небе он чувствовал себя твердо, знал, как уберечься от зенитных снарядов, как оставить от боя, как застичь врага врасплох.
Когда уже ближе к концу войны 1-й Украинский фронт окружил немецкую группировку в Юго - Восточном Берлине, 107-й Гвардейский истребительный авиаполк, в котором воевал Иван Александрович, стоял на аэродроме в нескольких десятках километрах от города. Здесь впервой советские лётчики встретились с новинкой вражеской авиационной техники - реактивным истребителем. Длинный фюзеляж с приподнятым хвостовым оперением и стреловидные крылья с двумя двигателями без воздушных винтов грубо отличали его от других неприятельских самолётов, с которыми им приходилось сражаться некогда. Это, как выяснилось позднее, был Ме-262.
Однажды группа таких самолётов попыталась штурмовать наши штурмовики Ил-2, которые ожидали над аэродромом группу прикрытия. Когда в воздух взлетело звено истребителей, немецкие лётчики, не приняв боя, стали покидать в сторону Берлина. Командир полка поставил задачу: сшибить реактивный самолёт противника. В те дни на аэродроме только и говорили, что о способах и возможных приёмах боя с новинкой немецкой авиационной техники.
Время в бою сравнительно. Чем больше скорости полёта, дальше досягаемость оружия истребителей и чем быстрее оно может огорошить противника, тем короче становятся командирские минуты и секунды, выше оказывается их стоимость...
Упредить противника в маневре, в применении оружия, всемерно сократить время сближения и саму атаку - значит добиться внезапности. Нельзя разрешить противнику преждевременно приметить себя, предположить его на дистанцию открытия прицельного огня, вручить время на подготовку к отражению атаки.
Быстрота действий... О её значимости уже довольно сказано. Где быстрота, там и внезапность. Опоздал с обнаружением врага - не рассчитывай на фарт. Это правило, являющееся производным от правила "первым увидеть", обеспечивает достижение внезапности более того в бою с технически превосходящим противником. Так было и в первые дни войны, и в последние - на подступах к Берлину, где появились немецкие реактивные Ме-262. Обладая превосходством в скорости, они, казалось, были неуязвимы. Но упомянутое правило сработало безотказно.
Старший лейтенант Кузнецов вёл звено и увидел Ме-262, летевший ниже. На полных оборотах моторов со снижением, используя для маскировки тоненький слой облаков, звено как обухом по голове сблизилось с Ме-262 до дальности 250 - 200 метров. Новая техника не спасла врага от внезапной атаки. Он сверх меры поздненько увидел наших лётчиков, не успел изготовить несложно выполнимый маневр для выхода из - под удара, и участь его была решена.
Кузнецов направил машину "Мессеру" наперерез и выпустил длинную очередность из крупнокалиберного пулёмета. Правый реактивный мотор задымил. Вражеская агрегатина увеличила прыть и, набирая высоту, попыталась оставить в сторону. Однако следом за Як-7 Кузнецова, ещё три советских истребителя вместе с тем открыли пламень по реактивному "Мессершмитту". Он накренился на крыло и рухнул на землю.
К вечеру пришла телеграмма о том, что всё звено наших лётчиков, сбивших в районе Котбуса реактивный Ме-262, награждено орденами. В тот день ещё никто не знал, что тот самый воздушный мордобой станет последним, как последним оказался и вражеский самолёт, сбитый лётчиками 107-го Гвардейского Одерского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка в годы войны.
Войну Иван Александрович закончил в звании Гвардии Старшего лейтенанта. В одном из боёв под Харьковом получил тяжёлое ранение. Вражеский снаряд разорвался прямо в кабине его самолёта. Один осколочек увязнул в правом лёгком, иной повредил левое колено. 27 Июня 1945 года за 17 сбитых вражеских самолётов ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Иван Александрович продолжал служить в авиации. До 1953 года пришлось поколесить по Европе - Германия, Чехословакия, Австрия, Венгрия. Лишь в 1953 году вернулся он в Россию. Первым делом решил принять военное образование. Окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Потом была работа в Ханкале, Астрахани, Красноводске, сызнова в Астрахани. Там он был назначен в первую очередь заместителем командира 393-го Гвардейского авиационного полка, а позже командиром дивизии ПВО. Именно в этом месте он получил Генеральское звание, в первый раз сел за штурвал сверхзвукового самолёта "Су".
После выхода в отставку в 1972 году И. А. Кузнецов был избран председателем Астраханского областного комитета ДОСААФ и возглавлял его 13 лет. В 1985 году был избран председателем Астраханского областного совета ветеранов войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Прослужил на этом посту до 1992 года, принимал участие в военно - патриотической работе с молодёжью города. Он опубликовал свыше 20 работ, направленных на укрепление обороноспособности Вооруженных Сил. В 1996 году в Астрахани вышла в свет брошюра "Почётные граждане Астрахани", где И. А. Кузнецову посвящён очерк "Иваново небо".
Сейчас Иван Александрович, совместно с женой Клавдией Павловной нянчит внуков, выращивает цветы. Старые раны дают быть в курсе о себе, подводят и ноги. Поэтому без палочки он в настоящее время бродить не может. Из - за болезней он, участник парадов Победы в 1945 и 1990 годах, уже не смог посетить на параде в Москве в 2000 году. А так хотелось...
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Кузьмичев Ivan Kuzmichev
Гвардии Майор И. Ф. Кузьмичев проводя большую партийно - политическую работу в полку, показывая личный пример, совершил 166 успешных боевых вылетов..
читать далее →
Иван Лавейкин Ivan Laveykin
Гвардии Капитан И. П. Лавейкин совершил 498 боевых вылетов в 106 воздушных боях лично и в составе группы сбил 24 самолёта противника. 0 года за..
читать далее →
Иван Леонов Ivan Leonov
ИВАН ЛЕОНОВ единственный в мире летчик (занесен в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолете без одной..
читать далее →
Иван Леонович Ivan Leonovich
Гвардии старший лейтенант И. С. Леонович совершил 330 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 26 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее →