Известные люди

»

Иван Леонович

Иван Леонович Ivan Leonovich Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 14.11.1920
Гвардии старший лейтенант И. С. Леонович совершил 330 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 26 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 14 Ноября 1920 года в деревне Слободка, теперь Борисовского района Минской области, в семье крестьянина. После окончания средней школы работал слесарем на Минской кондитерской фабрике "Коммунарка". В 1938 году окончил аэроклуб. В 1939 году окончил Харьковскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота, работал инструктором - лётчиком Сталинградского областного аэроклуба. С 1940 года в Красной Армии. В том же году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов, служил в ней лётчиком - инструктором.

В боях Великой Отечественной войны с Декабря 1942 года. В составе 154-го ИАП ( 29-го Гвардейского ИАП ) сражался на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах. Был рядовым пилотом, командиром звена, заместителем командира и вместе с тем штурманом эскадрильи.

В Декабре 1942 года полк был перевооружён с американских истребителей Р-40 "Томагаук" и "Уорхаук" на новые советские Як-7Б и немедленно же начал к активным боевым действиям. 23 Января 1943 года Леонович одержал свою первую победу, сбив истребитель Ме-109 в районе Мустолово.

26 Мая 1943 года посты наблюдения сообщили, что к переднему краю приближаются десятки бомбардировщиков и истребителей врага. Взлетев по тревоге, наши истребители завязали тяжёлый мордобой. В ходе его 7 самолётов противника были сбиты, остальные разогнаны. Один "Юнкерс" поджёг юный лётчик Леонович. Товарищи горячо поздравили его с победой. А уже посредством год поздравляли и с "круглой" цифрой - 30 Мая 1944 года Иван Семёнович уничтожил 25 по счёту самолёт врага. "Круглым" это счёт оставался непродолжительно. Через 3 дня, бросившись на поддержка раненому товарищу, Леонович с 50 метров сшиб ещё единственный германский самолёт.

Особенно успешными стали для Гвардии Лейтенанта И. С. Леоновича бои в Марте 1944 года на Нарвском направлении, где за 20 дней на Як-9Д он сшиб 8 самолётов противника.

К Ноябрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная вооруженные силы, Карельский фронт ) Гвардии старшой лейтенант И. С. Леонович совершил 330 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сшиб 26 самолётов противника. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого за время боевых действий штурман 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка, он же заместитель командира эскадрильи Гвардии старшой лейтенант И. С. Леонович, провёл 340 боевых вылетов ( из них 127 - на сопровождение, 95 - на разведку, 106 - на прикрытие наземных войск и 12 - на "свободную охоту" ). В 51 воздушныом бою уничтожил 29 самолётов ( Ju-88, 2 Ме-110, 8 Ju-87, 5 Ме-109, 14 FW-190 ) лично и 1 ( Ju-87 ) - в паре. В последнем бою одержал 2 победы. В воздушных схватках был трижды ранен. Полк прекратил боевую работу в Ноябре 1944 года, следом освобождения Советского Заполярья.

13 Января 1946 года погиб в автомобильной катастрофе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, медалями.

* * *

Товарищи славно запомнили его явление в полку. Было это в Ноябре 1942 года. Невысокого роста, густо сбитый крепыш, в ладно пригнанной шинели, с двумя кубиками в петлицах, перешагнув порог комнаты, прищёлкнул каблуками и чётко доложил:

- Товарищ Майор, Лейтенант Леонович прибыл для дальнейшего прохождения службы.

Всё правильно: Лейтенант Леонович Иван Семёнович направлялся в предписание командира 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Выглядел прибывший крайне молодо, над верхней губой только - только начал пробиваться чуть видимый пух. Начальник штаба спросил его:

- Прямо из училища ?

Лейтенант улыбнулся, поняв тайный толк вопроса.

- Из училища. Только выпущен давнехонько - ещё в 1939 году.

- Сколько же вам лет ?

- Много: 22 уже стукнуло.

Несколько позже, когда младой лётчик был представлен командиру части Гвардии подполковнику А. Матвееву, он рассказал свою нехитрую биографию.

Сын белорусского крестьянина - бедняка. Рано умер папа. Мать осталась с 4-мя малолетними детьми. Нелегко приходилось семье, и потому что Иван с братом Леонидом поступили учениками на Минскую фабрику "Коммунарка". Однажды, возвращаясь с работы, а было это весной 1937 года, пацаны увидели объявление о приёме в аэроклуб. Иван, давнехонько "заболевший" авиацией, сказал:

- Пойду, браток, обучаться. Лётчиком буду.

На следующий день прошёл медицинскую комиссию - и стал учлётом.

- А образование - 7 классов. Сами понимаете: нелегко было обучаться. Зато занятно. После аэроклуба закончил школу лётчиков. Потом 2 года служил командиром звена - инструктором. Теперь вот - тут.

Последние слова Иван произнёс с нескрываемым удовлетворением. Все недурственно понимали его. Нелегко, видимо, было ему в то время, когда его сверстники дрались с врагом, "таскать лямку" инструктора. Довод, что кто - то должен заниматься обучением новых лётчиков, являлся слабым утешением. Конечно же, он рвался на фронт, неустанно бомбардируя руководство рапортами. Всё так и было. И думы о фронте и рапорты начальству. Прошло немного месяцев, в то время как в конце концов наступил день, когда его вызвал руководитель Сталинградской авиационной школы Полковник Нечаев и сказал:

- Можете ликовать, Лейтенант, всё - таки добились своего. Поедете на фронт. Только в первую голову отправитесь на курсы усовершенствования лётного состава.

Так Лейтенант И. С. Леонович на немного месяцев из обучавшего еще раз превратился в обучаемого.

Городок, в котором размещались "курсы воздушного боя", как называли их лётчики, встретил Ивана напряжённой, деловой жизнью. Теоретические занятия сменялись полётами. После полётов - заново занятия в классах. И так изо дня в день немного месяцев. Хотя сроки обучения были жёсткими, но их целиком хватило для освоения нового типа самолёта, основательного испытания его в воздухе, изучения новых тактических приёмов воздушного боя, которые демонстрировали перед обучаемыми лётчики - фронтовики.

Леонович прибыл в полк в пору ожесточённых сражений в небе блокированного Ленинграда. Враг стремился удерживать городок в кольце не только на земле, но и в воздухе. Ежедневно завязывались жестокие схватки, из которых наши лётчики, охранявшие от налётов вражеской авиации Дорогу жизни и другие важные объекты, выходили победителями. В первые дни войны таранили немецкие самолёты Капитан Владимир Матвеев и Лейтенант Сергей Титовка. По немного самолётов уже сшибли Пётр Пилютов, Георгий Петров, Алексей Сторожаков, Андрей Чирков, Пётр Покрышев, Фёдор Чубуков и другие.

Это были бесстрашные соколы Ленинградского неба. Их боевая слава вызвала у Леоновича страстное возделение как разрешается скорее вступить в схватку с врагом, сделаться таким же мастером воздушного боя, как и его прославленные однополчане. Такая вероятность представилась ему сильно быстро.

...Четвёрка истребителей, возглавляемая Гвардии старшим лейтенантом Чемодановым, вылетела для отражения налёта вражеской авиации на перевалочные базы "Дороги жизни". На высоте 6000 метров под прикрытием 8 Ме-109 шла группа бомбардировщиков, чтобы обрушить смертоносный груз на ладожский лёд.

Качнув крылом и увлекая за собой ведомого Гвардии лейтенанта Ковалёва, Иван быстро пошёл на сближение с "Мессерами". Когда последний левый попал в перекрестие прицела, со всей силой нажал на гашетку и чуть-чуть выдержал от радостного возгласа: вражеский самолёт запылал, клюнул носом и скоро понёсся к земле.

Второго "Мессера" сшиб Чемоданов. Советские лётчики бесстрашно штурмовали врага, вели меткий жар по истребителям. Противник не выдержал и покинул поле боя. Оставшиеся без прикрытия "Юнкерсы" поторопились скинуть бомбовый груз в болотце.

Так пришла к молодому защитнику Ленинграда Ивану Леоновичу первая виктория. А сколь их ещё было спереди ! Одна из них имела особое значимость для города на Неве и как воспрещено лучше подтвердила поговорку авиаторов о том, что и единственный в небе - боец. Конечно, если тот самый боец обладает такими высокими боевыми, волевыми и моральными качествами, которые свойственны советскому человеку - защитнику своей Родины. Впрочем, расскажем обо всём по порядку.

Стояла осень 1943 года. Утром в "последних известиях" сообщили о завершении Смоленской наступательной операции, которую проводили Калининский и Западный фронты. Наши войска целиком очистили Смоленскую, Брянскую области и вступили в Белоруссию, вышли на подступы к Витебску, Орше, Могилеву.

От Могилева до Минска - 200 километров. А там и до близкий Красной Слободы под боком. На своём "Яке" за каких - нибудь 30 минут долетел бы. Хорошая агрегатина ! Вчера на ней ещё одну звёздочку нарисовали. Юбилейную - 10-го врага в землю вогнал. А потому как не прошло и года, как пришёл в количество. Этот год дал ему многое. Побывал не в одном воздушном бою. Двумя орденами Красного Знамени награждён. Теперь он славно понимает, что значит быть воздушным бойцом. Ведь он, по существу, совмещает немного профессий - лётчика, штурмана, радиста и стрелка. И не без затей совмещает, а владеет каждой из них в совершенстве.

Иван Леонович с полным правом мог заявить, что стал настоящим лётчиком - истребителем. Не ненароком аккурат его начальник эскадрильи рекомендовал в группу воздушных разведчиков. Вскоре его назначили командиром звена истребителей - разведчиков.

Даже в их знаменитом полку, где произвольный лётчик был мастером воздушного боя, в группу разведки назначали после этого тщательного и всестороннего отбора только тех, кто твердо летал при всякий погоде, в любое время суток, кто недурственно ориентировался в воздухе и на земле, действовал смело и в то же время осмотрительно, хитро.

Много раз вылетал Иван Леонович на разведку переднего края противника, артиллерийских батарей, железнодорожных узлов, шоссейных дорог, различных объектов в тылу и во фронтовой полосе. Старался, конечно, явиться над расположением противника нежданно, застигнуть врага врасплох. Но и немцы не дремлют. Разведчикам также не раз приходится входить в мордобой. Вот как вчера, к примеру...

Так, перескакивая с одной мысли на другую, Иван внимательным взглядом обшаривал облака: не появятся ли вражеские самолёты ? Нет, не видно.

Взглянув на часы, заметил, что время приближается к обеду, и непредумышленно перевёл точка зрения в сторону аэродрома. На лётном поле заметил оживление. А тут и знак сирены раздался.

"Тревога", - подумал Леонович и бросился к стоянке самолётов.

Дежурный по стартовому командному пункту подал знак тревоги по приказанию командира полка, переданному на аэровокзал по телефону. В штабе в это время находился Полковник - агент Воздушной армии, в которую входила их доля. Он прибыл со специальным заданием, о котором уже сообщил командиру и о котором должен был поведать лётчикам.

Командир приказал соорудить полк. Он представил лётчикам Полковника, тот, что рассказал о цели своего прибытия: необходимо выискать тяжёлое орудие где - то в районе Гатчины, координаты которого ещё не удалось определить. Оно систематически ведёт жар по Невскому проспекту и Дворцовой площади.

Выполнение этого задания было поручено Ивану Леоновичу в паре с Гвардии лейтенантом Ковалёвым. Через 30 минут пара "Яков" ушла на поручение. Над линией фронта они были встречены шквальным, заградительным огнём. Неподалеку барражировала четвёрка вражеских истребителей. Не вступая в мордобой, разведчики грубо спикировали и над самым лесом на бреющем полёте проскочили линию фронта.

Продолжая полёт на предельно малой высоте, прошли над Гатчиной. Внимательно вглядываясь в местность, Иван увидел посреди паутины железнодорожных путей коротенькую, неизвестно отчего обрывающуюся ветку.

"Она ! - подумал Иван. - Вот, значит, откель ты ведёшь огонь".

Качнув крылом, Леонович дал раскусить ведомому, чтобы он следовал за ним, и резким маневром повернул назад. Хитрость удалась. Немцы, думая, что истребители ушли, сняли с платформы маскировочные сети и, придав стволу надобный уголок возвышения, изготовились к стрельбе. Но советские самолёты возвратились. Леонович нажал кнопку фотопулемёта и тут же передал извещение с координатами обнаруженной пушки по радио.

Воздушный разведчик знал, что истребление дальнобойных орудий - занятие бомбардировщиков. Ему и его товарищу необходимо было сразу ворочаться на базу, чтобы рапортовать точное местонахождение вражеской артиллерийской системы, подкрепить рапорт фотоснимком. Но не выдержал от искушения. Резко спикировав, он всей силой оружия "Яка" ударил по орудийной прислуге. То же сделал его ведомый. А ещё сквозь час их занятие довершили наши бомбардировщики...

В постоянных полётах на разведку, в жестоких схватках с врагами одним духом пролетали дни. Приближался свежий, 1944 год. Во время разведывательных полётов над войсками противника, по его тылам Старший лейтенант Леонович замечал, что немцы по всей линии фронта ведут работы по укреплению своей обороны. Замечал он и перемены в нашей обороне: усилилось движение по дорогам, к переднему краю подходили всё новые части - стрелковые, танковые, артиллерийские.

- Будем надвигаться, не по иному ! - решил Иван. И не ошибся. 14 Января началось штурмование войск Ленинградского фронта. Впереди стрелковых и танковых подразделений без малого непрерывно находились группы штурмовиков, уничтожавших и подавлявших огневые средства противника.

26 Марта группа самолётов 29-го Гвардейского авиационного полка, возглавляемая заместителем командира эскадрильи Гвардии старшим лейтенантом Леоновичем, патрулируя над полем боя, встретила группу немецких бомбардировщиков. "Юнкерсы" под прикрытием "Фокке - Вульфов" направлялись в сторону Ленинграда.

Леонович тут же связался с ведущим соседней группы, которую возглавлял начальник эскадрильи Гвардии капитан Чемоданов. И через миг, идущая спереди шестёрка "Яков" ринулась на вражеские истребители. Тем временем Леонович и его ведомый Ковалёв с ходу штурмовали ведущего "Юнкерсов". Другие "Яки" навалились на бомбардировщики с двух сторон. Строй "Юнкерсов" нарушился. Вражеские лётчики стали спешно сбрасывать бомбы на свои войска. Туда же огромным пылающим факелом полетел ведущий Ju-87, сбитый Леоновичем.

В тот день Гвардии старшой лейтенант И. С. Леонович совершил 4 боевых вылета. Каждый из них - жаркая схватка с противником. В этих схватках он лично сшиб 6 вражеских самолётов - 3 бомбардировщика и 3 истребителя. А всего его группа уничтожила 10 неприятельских самолётов.

Вечером начальник полка подвёл итоги боевого дня и в особенности отметил действия Ивана Леоновича, тот, что ещё раз доказал, что и единственный в небе - боец ! Сбил 6 самолётов и ещё 4 - его группа. В тот самый знаменательный для полка день Гвардии старшой лейтенант И. С. Леонович довёл цифра своих личных воздушных побед до 20. Так он воевал и впредь - не ведая страха, не давая пощады врагу.

9 Октября 1944 года было отмечено в особенности упорными воздушными схватками. В течение этого дня лётчики 7-й Воздушной армии провели 32 воздушных боя, в которых сшибли 37 неприятельских самолётов. Характерно, что большая количество воздушных боёв происходила над территорией противника, что свидетельствует о наступательной тактике нашей авиации.

Вместе с другими, отважно сражались и лётчики 29-го Гвардейского истребительного авиаполка. Сопровождая группу бомбардировщиков Ил-4, мужество и выдержку в воздушном бою проявил заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант И. С. Леонович. Отражая нападение вражеских истребителей на охраняемых бомбардировщиков, он на высоте 3000 метров атаковал пару Ме-109 и с короткой дистанции сшиб ведомого. Командир немецкой пары, бесспорно не заметивший гибели своего напарника, продолжал набирать высоту. Леонович воспользовался этим и следующей очередью поджёг ведущего "Мессера". Однако он сам был атакован двумя другими немецкими истребителями, а ещё одна пара Ме-109 напала на его ведомого.

В ходе дальнейшего боя, Леоновича ранило осколком снаряда, самолёт был повреждён. Но Гвардеец не вышел из схватки: вкупе с товарищами он продолжал ограждать бомбардировщиков. "Илы" вернулись на аэровокзал без потерь. В этом бою Иван Семёнович Леонович довёл свой боевой счёт до 30 сбитых самолётов. Спустя 3 недели, 2 Ноября 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

...Когда 24 Июня 1945 года дикторы Всесоюзного радио вели репортаж с Красной площади и называли имена многих прославленных фронтовиков - участников парада Победы, посреди них был назван и Гвардии капитан Леонович Иван Семёнович, пролетавший в то время в парадном строю авиаторов над торжественной, праздничной Москвой.

- Герой Советского Союза, Гвардии капитан Леонович, - говорил диктор, - совершил больше 300 боевых вылетов, уничтожил 30 вражеских самолётов.

Сгрудившись у репродуктора, многие внутренне были в эту минуту на Красной площади. И сердца однополчан наполнялись чувством гордости за своего боевого товарища, одного из тех, чьим мужеством, самоотверженностью и высоким боевым мастерством ковалась великая Победа...

* * *

13 Января 1946 года Герой Советского Союза Леонович Иван Семёнович был сбит автомашиной на шоссе, возвращаясь со свадьбы своего товарища в селе Лопасня ( нынче городок Чехов ). Он был похоронен в деревне Волосово, на окраине дороги, там где базировался 196-й авиаполк. В 1965 году ( к 20-летию Победы ) был перезахоронен на городском кладбище города Чехова в братской могиле войнов, погибших в годы Великой Отечественной войны...

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Лихобабин Ivan Lihobabin

Гвардии майор И. Д. Лихобабин произвёл 276 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 9 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Иван Лойко Ivan Loyko

На счету этого авиатора 6 достоверных побед и 10 - с вероятно сбитыми. Он был награждён многими орденами: св. Анны 4-й степени, св. Анны 3-й степени..
читать далее

Иван Любимов Ivan Lubimov

Гвардии Подполковник И. С. Любимов совершил 109 боевых вылетов, провёл 21 воздушный бой, лично сбил 8 вражеских самолётов. 22 Января 1944 года за..
читать далее

Иван Меркулов Ivan Merkulov

0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, снайпер 610-го полка Иван Петрович Меркулов, уничтоживший 113 фашистов, был..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий