Известные люди
»Иван Лихобабин
Рождение: Россия, 27.1.1916
Гвардии майор И. Д. Лихобабин произвёл 276 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 9 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 27 Января 1916 года в селе Ширяево, сейчас Калачеевского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, сдал экстерном экзамены на рабфак, учился в техникуме советской торговли и аэроклубе. C 1939 года в Красной Армии, год через окончил военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года. Сражался на Северо - Западном, 1-м и 2-м Прибалтийских, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.
К Августу 1944 года заместитель командира 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная вс, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии майор И. Д. Лихобабин произвёл 276 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сшиб 17 и в составе группы 9 самолётов противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны совершил 321 успешный боевой вылет, провёл больше 60 воздушных боёв, уничтожил 30 вражеских самолётов лично и 9 в группе с товарищами. За это время освоил истребители: МиГ-3, "Харрикейн", "Яки" различных типов.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года Гвардии полковник И. Д. Лихобабин - в отставке. Жил в городе Одинцово Московской области. Именем Героя названа учебное заведение в селе Ширяево. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, монгольским орденом Боевого Красного Знамени. Умер 26 Апреля 1994 года.
* * *
Иван Дмитриевич Лихобабин прибыл на фронт в Ноябре 1941 года. Более года он сражался в составе 402-го истребительного авиационного полка, сформированного, главным образом, из лётчиков - испытателей. В Декабре 1942 года, при выводе 402-го ИАП с фронта на доукомплектование, был переведён в 485-й истребительный авиационный полк ( с Марта 1943 года - 72-й ГвИАП ), где командовал эскадрильей. Вспоминает имеющий известность лётчик - истребитель, Герой Советского Союза Георгий Васильевич Зимин:
"В конце 1942 года в жизни нашего 485-го полка произошло одно важное событие: была создана третья эскадрилья. Из соседнего 402-го истребительного авиаполка, тот, что уходил в тыл на доукомплектование, в свой полк перешла группа опытных лётчиков. Среди них были Капитан И. Д. Лихобабин и Старший лейтенант В. М. Зиборов ( ставшие в будущем Героями Советского Союза ) и некоторые другие. Эта группа была пополнена молодёжью нашего полка и стала именоваться 3-й эскадрильей, командиром которой был назначен Капитан Иван Лихобабин.
Легенды о нём доходили до нас ещё из 402-го полка, с которым мы нередко взаимодействовали в воздухе осенью 1942 года. Расскажу только единственный момент из боевой биографии Капитана Лихобабина того времени.
Одно время, когда мы вели ежедневную и изнурительную борьбу в воздухе, над аэродромом 402-го ИАП стал являться какой - то германский ас. Прилетал он с двумя ведомыми, кружил у всех на виду и всем своим поведением как бы давал урузуметь, что вызывает кого - нибудь из наших пилотов на поединок. Мы отлично знали повадки противника и понимали, что, если кто - то попробует взвиться, германец может употребить своим преимуществом и сшибить его тут же, над полосой. Обычно немецкие охотники так и делали. Поэтому, когда германский ас со своими ведомыми кружил над аэродромом, все наши пилоты расценивали это как примитивную провокацию и поглядыавали на противника постепенно. Все, помимо Лихобабина.
Иван же постепенно взирать на этого наглеца не мог. И вот, когда германец со своей свитой появился в очередной раз над аэродромом, он сорвался с места, подбежал к своему лучшему другу Старшему лейтенанту Николаю Гусеву и тоном, тотчас исключающим всякие вопросы, рубанул: "Летим, Коля !"
Как рассказывали нам после этого лётчики, свидетели этой сцены, всем им показалось, что у Гусева не было тогда особой охоты топать на таковый риск, но, зная нрав Лихобабина, он понял, что тот загорелся всерьёз - уже не удержать ! - и не говоря ни слова направился к своему "Яку".
Ведущий германец находился на здоровущий высоте, а его ведомые - немного в стороне и отчего - то значительно ниже.
Лихобабин, чуть-чуть оторвавшись от полосы и ещё не имея достаточного запаса высоты, неожиданно пошёл не на аса, тот, что по - прежнему кружил в вышине, а на одного из его ведомых и с первой же атаки сшиб его. Зная, что его надёжно прикрывает Гусев, комэск тут же ринулся на второго ведомого. В тот самый миг Иван ничего не знал о тревожных волнениях своих товарищей, наблюдавших за ним с земли. А причины для волнения были...
У Гусева, тот, что взлетел вдогонку за Лихобабиным, не убрались шасси. Он делал над аэродромом круги, пытаясь устранить задержку, и, явственно, не знал, как ему поступить: попробовать ли ещё раз прибрать шасси или присесть, покуда не поздненько. На мелкий высоте с выпущенными шасси Николай не только ничем не мог подсобить своему другу, но и сам был отличной мишенью для противника.
Между тем Лихобабин продолжал штурмовать второго ведомого, на поддержка которому уже спешил с высоты ас. Но тот опоздал: второй "Мессер" задымил и, оставляя долгий шлейф, потянул к Демянску, на Глебовщину. Не будь в воздухе немецкого аса, Иван, без сомнения, смог бы его добить. Но в настоящее время ему предстоял поединок с ведущим, тот, что, вероятнее всего, привёл сюда своих ведомых как свидетелей предполагаемого триумфа... Теперь же, единственный из этих несостоявшихся свидетелей догорал на земле, иной, теряя высоту, тянул к линии фронта, и неизвестно ещё было, дотянет ли туда.
Положение Лихобабина было нелёгкое: доля боезапаса он уже израсходовал, да и возможности маневра у него были крайне ограничены, потому что что ему предстояло прикрывать Николая Гусева, тот, что по - прежнему всё ещё кружил над аэродромом с выпущенными шасси.
Лихобабин развернул свой "Як" навстречу немецкому асу и пошёл в лобовую атаку. Но тот не предпринял ни одной попытки штурмовать и с постыдной поспешностью стал покидать к линии фронта вдогон за своим подбитым ведомым. Обстановка разрядилась в что ни на есть напряжённый момент: у аса оказались слабоваты нервы.
Осыпая проклятьями шасси, немцев, всю эту затею и сызнова шасси, в конце концов приземлился Николай Гусев. За ним совершил посадку Иван Лихобабин. Немецких асов после этого этого случая над аэродромом не видели...
Такого вот пилотягу приобрёл свойский боевой коллектив. И уже вскоре Капитан И. Д. Лихобабин, отличавшийся точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой, стал одним из самых авторитетных лётчиков и командиров эскадрилий 485-го истребительного авиаполка".
В Марте 1943 года войска Северо - Западного фронта начали мощное штурмование под Старой Руссой. В единственный из дней с КП Воздушной армии неотложно потребовали выслать звено истребителей: над передним краем появились две "рамы" под прикрытием истребителей FW-190. Они корректировали артогонь. Поскольку в те дни большинство наших аэродромов из - за распутицы вышло из строя, немецкие корректировщики зачастую чувствовали себя в безопасности.
На перехват противника вылетели две пары: Капитан Иван Лихобабин и Старший лейтенант Виктор Едкин.
Надо произнести, что в наших наземных войсках FW-189 ( "раму" ) ненавидили больше, чем каждый прочий германский самолёт. Он имел невысокую прыть и подолгу мог "висеть" над полем боя. Экипажу "рамы" сверху были прекрасны видны все цели, и потому что, как только тот самый самолёт появлялся в небе, артиллерийский пламень противника становился убийственно точен. Как только "рама" начинала работу, общевойсковые командиры всех рангов требовали сразу прислать истребителей.
Но наши лётчики также не любили тот самый вражеский самолёт. Его крайне нелегко было сшибить. Благодаря невысокой скорости и неплохим аэродинамическим качествам "рама" была весьма маневренной и нетрудно уходила из - под атак истребителей. Повторить маневр FW-189 на наших машинах было нереально. Сударять "раму", как правило" не возбраняется было только с первой атаки. Но это удавалось тогда, когда она была неожиданна и экипаж FW-189 не видел советского истребителя. Экипаж "рамы" состоял из двух мужчина, кабина была шибко продуманно расположена, и обзору экипажа - в особенности верхней полусферы - был пригожий.
Наши лётчики всё это превосходно знали, вследствие этого, когда пары Едкина и Лихобабина увидели над авангардный двух немецких корректировщиков, они обошли тот самый район стороной, пересекли линию фронта и развернулись над территорией врага. Расчёт был на то, что меньше всего немцы ожидают атаки с запада. Нижняя кромка облаков позволяла следом разворота приблизиться к вражеским самолётам скрытно. Разделившись на пары, наше звено вдруг атаковало их.
Всё же в завершающий миг экипаж одной "рамы" заметил пару Едкина. Он сманеврировал, и Едкину пришлось воспроизводить атаку. Она была удачнее: "рама" задымила и со снижением потянула на свою территорию, под прикрытие зенитных батарей. Лихобабин был больше удачлив и сшиб свою мишень с первой атаки. "Рама" упала в районе Старой Руссы. Два немецких истребителя, прозевавших атаки наших лётчиков, пошли на сближение с парой Едкина. Тот, имея некоторое превышение над "Фоккерами", атаковал ведомого вражеской пары на встречном курсе и сшиб его короткой очередью. Боевое поручение командования было блестяще выполнено...
Отличился Иван Лихобабин и в боях при освобождении города Полоцка. 30 Июня 1944 года, прикрывая боевые порядки наземных войск, он штурмовал аэровокзал противника и поджёг самолёт. Затем, вступив в махач с 8-ю вражескими самолётами, сшиб единственный из них.
26 Октября 1944 года за 17 самолётов противника сбитых лично и 9 в группе с товарищами Иван Дмитриевич Лихобабин был удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны заместитель командира 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Майор И. Д. Лихобабин совершил 321 боевой вылет, провёл больше 60 воздушных боёв, в которых лично сшиб 30 и в составе группы 9 самолётов противника. Среди лично сбитых им машин есть: Ju-88, Do-217, Ме-110, FW-189, Ме-109, FW-190.
После войны Иван Дмитриевич продолжал служить в ВВС, окончил Военно - Воздушную академию. До 1961 года летал на реактивных истребителях. В 1962 году вышел в отставку в звании Полковника. Жил и работал в подмосковном городе Одинцово.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Лойко Ivan Loyko
На счету этого авиатора 6 достоверных побед и 10 - с вероятно сбитыми. Он был награждён многими орденами: св. Анны 4-й степени, св. Анны 3-й степени..
читать далее →
Иван Любимов Ivan Lubimov
Гвардии Подполковник И. С. Любимов совершил 109 боевых вылетов, провёл 21 воздушный бой, лично сбил 8 вражеских самолётов. 22 Января 1944 года за..
читать далее →
Иван Меркулов Ivan Merkulov
0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, снайпер 610-го полка Иван Петрович Меркулов, уничтоживший 113 фашистов, был..
читать далее →
Иван Моторный Ivan Motornuy
Капитан И. П. Моторный совершил 453 боевых вылета, участвовал в 117 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и..
читать далее →