Известные люди
»Иван Лапшин
Рождение: Россия, 11.10.1870
Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова.
Родился 11 октября 1870. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (в свое время всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был прославленный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшина определяющее воздействие. По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1897 приват-доцент Петербургского университета. В 18981899 находился в научной командировке в Англии, опубликовал статью Судьба критической философии в Англии до 1830 г. В университете Лапшин преподавал историю философии, историю педагогики, теорию познания, психологию. Вел занятия (с 1900) по логике в Александровском лицее, по психологии на Высших женских курсах. В 1906 опубликовал свой ключевой философский работа Законы мышления и формы познания. За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 он экстраординарный профессор Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 была опубликована его книжка Философия изобретения и изобретение в философии (тт. 12, 2-е изд. Прага, 1924). В том же году Лапшин совместно с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал пост профессора Русского юридического факультета в Праге. Умер Лапшин в Праге 17 ноября 1952.
Основные положения философской системы Лапшина нашли отображение в его диссертации. Отстаивая принципы кантовского критицизма, он утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления и необоснованность любых апелляций к логике, не учитывающих такого рода связи (те, кто отвергает значимость критической теории познания, тем самым лишают себя права ссылаться на законы формальной логики). В то же время, критикуя всевозможные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и вещей в себе. Существование последних не может быть доказано (хотя вообще-то, как и обратное), т.к. к ним в принципе не могут быть применены законы логики (в первую очередность закон противоречия). Обратившись к проблеме чужого Я, Лапшин, по существу, развивал идеи своего учителя А.И.Введенского, которые тот сформулировал в книге О пределах и признаках одушевленности (1892). Реальность чужого я только гипотетична (трансцендентная явь чужого я недоказуема), сообразно представление о чужой одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, и все-таки, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут, соответственно Лапшину, игрывать продуктивную образ. Понимание Лапшиным специфики философского знания получило последовательное обоснование в его сочинении Философия изобретения. Включая философию в сферу научного знания, он в то же время доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук. Философию роднит с наукой познавательная функция, последовательная рациональность. В этом отношении философский навык существенным образом отличается отличается от религиозного и художественного (сфера эмоционального мышления). Изобретательность в философии это, по Лапшину, творческий компонент, тот, что всегда присутствует в философском познании. Философская слабость удивления перед самим фактом бытия становится первоначальным творческим импульсом метафизического самоопределения человека. Лапшин выстраивает систему принципов философского творчества изобретения, охватывая в их цифра комбинаторику фактов, комбинаторику мыслей, комбинаторику точек зрения, комбинаторику форм выражения. Все эти моменты образуют творческое единство философского опыта и при этом безупречно рациональны, оттого что находятся под непрестанным контролем мысли.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Тюлин Ivan Tiulin
Ушел из жизни наш друг и учитель Иван Георгиевич ТЮЛИН. Блистательный ученый и дипломат, первый проректор МГИМО (У) МИД России.
читать далее →
Иван Мичурин Ivan Michurin
Российский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН..
читать далее →
Иван Спрыгин Ivan Sprigin
ботаник, доктор биологических наук, профессор, исследователь природы Пензенского края, Среднего Поволжья, Предуралья, Средней Азии и Казахстана,..
читать далее →
Иван Боргман Ivan Borgman
Русский физик, с 1888 года профессор Санкт-Петербургского университета.
читать далее →