Известные люди
»Иван Смирнов
Рождение: Россия» Владимирская область» Владимир, 30.1.1895
До окончания Гражданской войны он был помошником атташе Военно - Воздушного Флота и шеф - пилотом Российского правительства в Париже. Затем работал на авиационном заводе фирмы Хэндли - Пэйдж в Крононе, был лётчиком частной бельгийской фирмы SNETA, Королевских Голландских Авиалиний ( KLM ).
В истории советской авиации имена многих выдающихся лётчиков Военного Воздушного Флота Императорской России были преданы забвению. Одним из них был и единственный из самых знаменитых лётчиков 1-й Боевой авиагруппы Русской армии - Иван Васильевич Смирнов.
Иван Смирнов родился 30 Января 1895 года 4-м ребенком в крестьянской семье, хозяйство которой находилось в мелкий деревушке неподалёку от города Владимира. С началом Первой Мировой войны добровольцем записался в армию и был направлен в 96-й пехотный Омский полк, воевавший в составе 2-й армии Северо - Западного фронта. За мужество, проявленное в боях, Иван Смирнов был представлен к своей первой награде - Георгиевскому Кресту 4-й степени.
8 Декабря 1914 года Смирнов был серьёзно ранен в правую ногу пулемётным огнём и был отправлен санитарным поездом в Петроград. В госпитале он в первый раз увидел аэропланы, взлетавшие с ближайшего аэродрома. Тогда и родилось заключение не ворочаться в пехоту потом лечения, а перевестись в авиацию.
В начале 1915 года Унтер - офицер И. Смирнов был направлен в авиационную школу в Петрограде, а потом - в Москву. В совершенстве овладев искусством высшего пилотажа, Иван Смирнов был направлен в 19-й корпусный авиаотряд, куда прибыл 7 Сентября 1916 года. Свои первые боевые вылеты Смирнов выполнял с лётчиком - наблюдателем П. А. Пентко на двухместном "Ньюпоре-X".
Первая виктория была одержана 20 Декабря. В приказе по особой армии от 27 Декабря 1916 года указывалось:
"20 Декабря 1916 года 8 самолётов фронтовой авиагруппы Капитана Якобешвили вылетели для боя и фотографирования. Во время полёта они выдержали 4 боя, причем два неприятельских аэроплана были сбиты, единственный - Прапорщиком Н. К. Кокориным, иной - Старшим унтер - офицером И. В. Смирновым с наблюдателем Штабс - капитаном Пентке. Неприятельские лётчики ( три офицера и единственный унтер - офицер ) убиты ружейными пулями в воздухе...".
За истребление неприятельского самолёта Смирнов был представлен к первому офицерскому чину Прапорщика.
В Марте 1917 года 1-ю Боевую авиагруппу перевели на южный участок Юго - Западного фронта в Галицию, где Смирнов провёл немного воздушных схваток. За махач 16 Апреля его представили к Георгиевскому Кресту 3-й степени. 19 Апреля Смирнов сбивает ещё единственный авиалайнер, за что был представлен к Георгиевскому Кресту 2-й степени. К 20 Мая Прапорщик И. Смирнов совершил 42 боевых вылета и был представлен к званию "военного лётчика" за боевые отличия. 21 Мая, в качестве дополнительной награды, он получил месячный отпуск. В доля вернулся 20 Июня.
Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго - Западного фронта ( 2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды ) под командованием Ротмистра А. А. Козакова, имевшие на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала в Южной Галиции, там же, где и два отряда Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Одной из задач лётчиков - истребителей была секьюрити "Муромцев". Так, 19 Июня на сопровождение одной из машин были посланы 3 истребителя 19-го КАО. 20 Августа состоялся начальный групповой полёт "Муромцев" ( "Киевский" - Подполковника И. С. Башко и XVIII-й - Ротмистра А. В. Середницкого ) под охраной истребителей 1-й Боевой авиагруппы. Среди пилотов 4-х "Ньюпоров", сопровождавших "Муромцы", был и Прапорщик И. Смирнов.
В Ноябре 1917 года в дневнике группы появилась краткая сводка о самолётах, сбитых разными лётчиками с момента её образования. Третья виктория Смирнова датирована там 3 Августа, а уже 10 Августа Иван Смирнов одержал очередную победу.
11 Сентября Прапорщик И. Смирнов сшиб в районе Балина неприятельский самолёт типа "Альбатрос С.Х" ( экипаж попал в плен ). Следующая, уже 7-я по счёту, виктория была одержана 28 Октября. Вот как сообщалось об этом в газетах:
"...В районе Гусятина ( Юго - Западный фронт ) произошёл воздушный махач трёх немецких "Бранденбургов" с двумя русскими истребителями 19-го корпусного авиаотряда, которые пилотировали Прапорщик Смирнов и Унтер - офицер Липский. Смирнов сшиб единственный из аэропланов противника, тот, что упал, объятый пламенем в тылу русских войск у деревни Зелёная Слобода. Остальные два немецких аэроплана повернули обратно, пытаясь покинуть. Преследуя их, Липский сшиб второго "Бранденбурга", тот, что упал на проволочные заграждения у деревни Зелена. Третий самолёт противника ушёл в свой тыл с большим снижением и сел, по - видимому, вынужденно, у деревни Круживинка..."
31 Октября приказом по 7-й армии, за одержанные победы одержанные в этом бою, Смирнов и Леман были награждены орденом Святого Георгия Победоносца 4-й степени.
В Ноябре 1917 года полёты 1-й Боевой авиагруппы были редкими из - за непогоды. Однако боевые действия продолжались. Так, 10 Ноября Прапорщик И. В. Смирнов атаковал и сшиб германский самолёт, тот, что вскоре упал на землю. Командующий ВВФ России Полковник В. М. Ткачёв выслал 14 Ноября следующую телеграмму:
"9-я виктория Прапорщика Смирнова в дни наступающей разрухи и смертельной опасности для нашей многострадальной Родины дает уверенность, что наши доблестные лётчики до конца выполнят свой должок и останутся на своём тяжёлом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец славы нашей близкий авиации".
13 Ноября Подполковник А. А. Козаков и Прапорщик И. М. Смирнов штурмовали германский биплан, тот, что с резким снижением ушёл за линию фронта. Через 2 часа лётчики атаковала другую пару неприятельских самолётов. В завязавшемся воздушном бою Иван Смирнов сшиб очередной самолёт, как оказалось позже - концевой. Вэтого же, за время пребывания на фронтах Первой Мировой войны, Иван Смирнов сшиб 12 вражеских машин, из которых 10 - официально ( при этом сам не был сбит ни разу ).
...Война заканчивалась, разложение армии и большевистская политработа коснулись и 1-й Боевой авиагруппы, которая уже вскоре прекратила своё наличие, как боевая единица. Всё чаще на солдатских митингах и собраниях раздавались призывы расправиться с офицерами авиагруппы. Причём речь шла не только о кадровых офицерах, но и бывших лётчиках - солдатах, получивших начальный офицерский ранг за боевые отличия. Медлить было запрещено, и Смирнов в темное время суток на 14 Декабря покидает авиагруппу.
После долгих мытарств, Иван Смирнов оказался в Англии, где стал лётчиком - инструктором в Незерэвоне. Вскоре учебное заведение была закрыта, и совместно с другими русскими лётчиками Иван Смирнов отплыл на параходе на юг России в приказание Генерала Деникина. Прибыв в Новороссийск он встретил там своих старых друзей. Поняв из разговоров с ними, что положение армии Деникина катастрофическое, Смирнов вернулся в Англию.
До окончания Гражданской войны он был помошником атташе Военно - Воздушного Флота и босс - пилотом Российского правительства в Париже. Затем работал на авиационном заводе фирмы Хэндли - Пэйдж в Крононе, был лётчиком частной бельгийской фирмы SNETA, Королевских Голландских Авиалиний ( KLM ).
После Пёрл - Харбора И. В. Смирнов ещё участок военную форму и был зачислен в ранге Капитана в войсковой воздушный остов Нидерландской Восточной Индии. С начала 1942 года он летает на транспортном самолёте DC-3 между островом Ява и Австралией, эвакуируя наземный и обслуживающий персонал. 2 Марта 1942 года транспортная Дакота DC-3 ( бортовой номер PK-AFV KNILM ), управляемая Иваном Смирновым, вылетела с различными грузами на борту, охватывая ящик с алмазами. В 80 км севернее Бруме ( Broome ) агрегатина была атакована тремя японскими истребителями. Несмотря на тяжёлые ранения, Смирнову удалось отколоться от противника и сделать вынужденную посадку на побережье.
Позже Иван Смирнов был прикомандирован к штабной американской транспортной компании в Брисбэне ( Австралия ), где летал в составе 317-й транспортной группы. После окончания Второй Мировой войны вернулся в авиакомпанию KLM старшим пилотом, а следом ухода с лётной работы - остался там же главным консультантом.
Иван Васильевич Смирнов умер 28 Октября 1956 года в Католической клинике города Пальма на Испанском Острове Мальорка ( Majorca ). Имя и слава его были преданы забвению в далекой России на долгие годы...
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Сомов Ivan Somov
После окончания войны Иван Константинович продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную аадемию. Освоил многие типы реактивных..
читать далее →
Иван Спатарель Ivan Spatarel
Генерал - Майор авиации И. К. Спатарель отлетал почти четверть века, до 1936 года. После Гражданской войны сражался за Родину на Востоке, на Севере,..
читать далее →
Иван Сытов Ivan Sytov
Гвардии лейтенант И. Н. Сытов совершил 150 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сбил лично 19 и в группе 4 самолёта противника. 8 Сентября 1943 года..
читать далее →
Иван Тимофеенко Ivan Timofeenko
Всего он произвёл 435 успешных боевых вылетов, в 105 воздушных боях сбил лично 23 и в составе группы 6 самолётов противника ( некоторые источники..
читать далее →