Известные люди
»Иван Холодов
Рождение: Россия, 30.6.1915
Старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сбил 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 30 Июня 1915 года в селе Александровка Саратовской губернии ( нынче Иловлинский район Волгоградской области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС Западного особого военного округа.
Участник похода войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. По Август 1941 года служил в 23-м ИАП. По Октябрь 1942 года - в 28-м ИАП ПВО, летая на МиГ-3, защищал Москву. По Март 1944 года - в 434-м ИАП ( 32-м ГвИАП ), где летал уже на Як-1 и Ла-5. Затем, до Мая 1945 года - в 111-м ГвИАП, летал на Ла-5 и Ла-7.
К Февралю 1942 года заместитель командира эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО территории страны ) Старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сшиб 6 самолётов противника. 4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С Ноября 1943 года - начальник 32-го истребительного авиационного полка. К концу Великой Отечественной войны начальник 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка Подполковник И. М. Холодов совершил 480 успешных боевых вылета, в 105 воздушных боях сшиб лично 26 самолётов противника, ещё 7 - уничтожил в группе с товарищами.
После окончания войны продолжал служить в ВВС и ПВО Москвы. В 1958 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1970 года Генерал - майор авиации И. М. Холодов - в запасе. Жил в Москве. Работал начальником отдела кадров Гражданской обороны Москвы. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 29 Января 1992 года.
* * *
Великую Отечественную войну Лейтенант Иван Холодов начал в составе 23-го истребительного авиационного полка. Летая на МиГ-3, сражался в его составе по Август 1941 года.
Затем продолжил службу в составе 28-го ИАП. Эта количество, возглавляемая Майором Н. Ф. Демидовым, входившая в состав 15-й авиадивизии, благополучно действовала в боях с немецкой авиацией в районе Львова. К 4 часам утра 22 Июня 1941 года полк имел 36 самолётов МиГ-3 и 7 самолётов И-16. Несмотря на то, что неприятель в тот самый день совершил 8 массированных налётов на аэровокзал, причем в первом налёте участвовало 80 самолётов, от интенсивных бомбардировок и пулемётного обстрела противника полк потерь не имел. В этом большую образ сыграли заблаговременная маскировка и рассредоточение материальной части. Лётчики полка в первостепеннный же день войны произвели 157 самолёто - вылетов и сшибли 6 вражеских машин.
Не менее напряжённым оказался и следующий день. 23 Июня посты ВНОС донесли, что на Львов направляются 48 вражеских бомбардировщиков Не-111. Для их отражения было поднято 9 истребителей МиГ-3. Вскоре завязался неравный воздушный махач, из которого советские лётчики вышли победителями. 3 самолёта врага были сбиты, а остальные рассеяны. За два первых боевых дня полк уничтожил 14 вражеских самолётов.
...19 аэродромов успели поменять лётчики 28-го ИАП до 13 Октября 1941 года, когда прибыли в Монино и вошли в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Большинство лётного состава к тому времени уже успели "понюхать пороха" в ходе боёв на Юго - Западном фронте.
Начались новые бои. И они не были легче предыдущих. Так, в частности, 14 Ноября 1941 года лётчики 28-го авиаполка совершили 51 боевой вылет по прикрытию объектов в районах между Звенигородом и Кубинкой и участвовали в 26 воздушных боях с немецкими пилотами из I / JG 52. В состав групп входили будущие Герои Советского Союза И. М. Холодов, Е. М. Горбатюк и А. Я. Фёдоров. Хотя наши лётчики и доложили о 8 сбитых ими Ме-109, реально удалось выявить только 2 "Мессершмитта". В то же время полк потерял 7 истребителей МиГ-3 и 5 пилотов, считавшихся пропавшими без известия.
Свою первую победу Иван Холодов одержал под Москвой, сбив бомбардировщик Ju-88. А уже к Февралю 1942 года заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сшиб 6 самолётов противника.
Успешно действовал Иван Холодов и в дальнейшем. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", есть следующие сообщения:
"16 Февраля 1942 года лётчики 28-го ИАП Старший лейтенант И. М. Холодов и его ведомый Лейтенант Ф. П. Глушко перехватили в районе Звенигорода пару вражеских истребителей, направлявшихся к Москве, и сшибли их..."
В тот день Иван Холодов с ведомым Фёдором Глушко патрулировали в районе Звенигорода. К этому времени Холодов имел уже внушительный боевой навык, знал тактику врага, мог своевременно разгадать его проект. Осматривая пространство, он обнаружил пару вражеских истребителей, шедших в направлении Москвы. Имея превосходство в высоте, Холодов сразу же атаковал врага. Один Ме-109 был сбит, иной пошёл на понижение и с разворотом на попятный вектор движения пытался оставить на свою территорию. Но это ему не удалось: Холодов настиг его и меткой очередью уничтожил.
"26 Февраля 1942 года лётчики 28-го ИАП Старший лейтенант И. М. Холодов и Младший лейтенант Н. Е. Воробьёв в воздушном бою в районе Иваники ( 23 км юго - восточнее Гжатска ) сшибли вражеский самолёт - разведчик Хш-126".
Командир звена, а после этого эскадрильи 28-го ИАП Иван Холодов был не только одним из отважнейших воздушных бойцов, но мог творчески приблизиться к решению боевой задачи, спланировать варианты воздушного боя, навязать противнику свою волю. Его исключительная личная отвага и самопожертвование сполна проявились во многих воздушных схватках.
4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Капитану И. М. Холодову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени на его счету числилось уже 19 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами.
Осенью 1942 года Иван Холодов был направлен в 434-й ( сквозь месяц ставший 32-м Гвардейским ) авиационный полк, где принял под руководство 2-ю эскадрилью. Начались новые воздушные бои, сейчас уже в другом коллективе. И они были жутко успешными.
Так 14 Января 1943 года, 16 истребителей 32-го ГвИАП, сопровождая большую группу штурмовиков, встретила 14 истребителей Ме-109. Противник намеревался напасть на группу Ил-2, воспрепятствовать им причинить штурмовой потрясение. Ведущий группы прикрытия Гвардии капитан И. М. Холодов не стал дожидаться и решил штурмовать врага первым. Он приказал восьмёрке "Яков" прикрывать штурмовиков, а сам во главе иной восьмёрки атакова и связал боем "Мессера". После решительной и дерзкой атаки Ивана Холодова единственный Ме-109, вспыхнув, рухнул на землю. Второго сшиб Фёдор Прокопенко. Замысел врага был сорван...
Утром 15 Февраля 1943 года войска Северо - Западного фронта перешли в штурмование. Противник, опираясь на сильную и сильно эшелонированную оборону, оказывал упорное сопротивление. Авиация противоборстующих сторон действовала с максимальной отдачей, что выливалось в жаркие воздушные схватки.
18 Февраля группа из 7 истребителей 32-го ГвИАП под командованием Гвардии капитана И. М. Холодова вылетела на сопровождение штурмовиков. Холодов, опасаясь внезапных атак противника, оставил 4 истребителя для непосредственного прикрытия "Илов", а тройка "Яков" шла позади и выше главный группы. В районе цели 8 FW-190 и 4 Ме-109 из - за облаков попарно штурмовали наших штурмовиков и истребителей непосредственного сопровождения. Произошло немного коротких, но безрезультатных схваток. Немецкие лётчики попарно ушли в облака, намереваясь воспроизвести внезапную атаку. Однако тот самый нехитрый проект наши пилоты несложно разгадали.
Холодов предупредил по радио лётчиков о том, что враг не ушёл, а только маневрирует для повторной атаки, и приказал усилить осмотрительность.
Вскоре пара Ме-109 еще раз бросилась на штурмовиков. Ведущий тройки "Яков" Гвардии лейтенант Н. Н. Шульженко своевременно заметил врага и атаковал его. Резким доворотом своего самолёта он оказался в хвосте у одного Ме-109 и сшиб его. При отражении последующих атак отличился и начальник группы: точной очередью Холодов уничтожил FW-190. Но закрыть от удара своего ведомого, Гвардии младшего лейтенанта А. В. Барановского, не успел - внезапная штурмовая вылазка из - за облаков оказалась роковой для нашего пилота.
Истребители противника, имея численное превосходство, повторяли атаки одну за прочий, пытаясь прорваться к штурмовикам и воспрепятствовать им провести прицельное бомбометание. Но лётчики 32-го ГвИАП, искусно маневрируя и поддерживая товарищ друга, отразили все атаки противника. Штурмовики нанесли потрясение по заданным целям, не понеся потерь от вражеских истребителей.
6 Марта 1943 года лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиакорпус, 6-я Воздушная вооруженные силы, Северо - Западный фронт ) отличились сызнова. Они совершили 2 таран в одном бою. Было это так.
Командир эскадрильи Гвардии капитан И. М. Холодов вылетел во главе звена Як-1 на прикрытие боевых порядков 1-й ударной армии в районе города Демянска. У линии фронта на высоте 500 - 700 метров наши лётчики обнаружили группу из 10 вражеских истребителей ( 6 Me-109 и 4 FW-190 ).
Используя численное превосходство неприятель набросился на четвёрку "Яков". Одному "Фоккеру" удалось заскочить в хвостище самолёту Аркадия Макарова. Холодов поспешил на выручку своему ведомому и также зашёл в хвостище противнику. Он открыл пламень с дальней дистанции, но германец настойчиво продолжал штурмовать Макарова. Тогда Холодов увеличил прыть, подошёл впритык к FW-190 и нанёс потрясение левой плоскотью по хвосту. Протараненный самолёт врага рухнул на землю.
От сильного удара у "Яка" Холодова отвалилась плоскость, и неуправляемая агрегатина вошла в штопор. Лётчику грозила погибель. Нужно было немедля оставить самолёт. Но изготовить это было непросто: центробежная мощь накрепко прижала Холодова к сиденью. "Неужели всё кончено ?" - обожгла думка. И тут комэск вспомнил, как, будучи ещё начальником парашютно - десантной службы полка, сам обучал молодых лётчиков правилам вынужденного покидания повреждённого самолёта. Он внушал им тогда:
- В критический миг, когда отчего - либо нельзя оставить самолёт, пилот обязан применять завершающий шанс для спасения жизни - выброситься с парашютом методом срыва. Для этого нужно прямо в кабине выдернуть колечко парашюта. Раскрываясь, он сам вырвет лётчика из кабины...
Вспомнив собственные наставления, Холодов рванул колечко парашюта и посредством доли секунды почувствовал, как стан беспрепятственно повисло в воздухе. Оглядевшись кругом, он заметил, как FW-190 заходи в атаку на него. Иван, будучи в прошлом спортсменом - парашютистом, потянул доля строп на себя и резво заскользил к земле. Это спасло его - очередность противника прошла мимо...
Иван Холодов отделался тогда только многочисленными ушибами. Вскоре потом боя за ним прилетел связной самолёт У-2, тот, что доставил его в полк. В этом же бою был совершён ещё единственный воздушный таран - Николай Коваль винтом своего "Яка" обрубил стабилизатор "Мессера". Самолёт противника развалился в воздухе. Но и сам герой получил ранение и произвел вынужденную посадку.
Буквально сквозь немного дней Иван Холодов ещё поднялся в небосклон. 14 истребителей, ведомые им, сопровождали 16 бомбардировщиков. При этом, восьмёрка "Яков" следовавшая сзади бомбардировщиков, осуществляла их непосредственное прикрытие, а шестёрка "Яков", предназначенная для борьбы с немецкими истребителями, держалась еле-еле в стороне и выше.
По пути их штурмовали 10 Ме-109 и 6 FW-190. Холодов своей шестёркой связал противника боем, а ведущему восьмёрки приказал не ослаблять прикрытия. Когда экипажи бомбардировщиков уничтожили мишень и легли на попятный вектор движения, Холодов дал новое распоряжение: первой четвёрке продолжать их сопровождение, а второй - шагать на подмога шестёрке, ведущей мордобой с немецкими истребителями.
Теперь наших "Яков" стало 10. Разниица в соотношении сил сократилась, а супротивник был уже измотан. Вот тут и началось его избиение ! Прилетевший на содействие в составе четвёрки лётчик Прокопенко с ходу поджёг "Мессер". Вскоре, без малого в то же время, пошли к земле Ме-109, сбитый ведущим пары Анискиным, и FW-190, напоровшийся на жар Старшего лейтенанта Гарама.
Ошеломлённые стремительным ударом, немецкие пилоты начали по одному вылезать из боя. Наши только того и ждали. Действуя парами, они настигали противника и расстреливали в упор.
Враг был в такой степени деморализован, что перестал обороняться. Но преследовать его дальше наши не могли: подходило к концу горючее. Семь побед без единого поражения ! Блестящий результат ! Этот махач затем был описан в специальной листовке - молнии и разослан по частям, чтобы на опыте мастеров воздушного боя училась молодёжь.
Затем были новые воздушные схватки... 12 Июля 1943 года на всех аэродромах 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса состоялись митинги, посвящённые началу наступления войск Брянского фронта на орловском направлении. На аэродромы были вынесены Гвардейские Знамёна.
В 32-м авиаполку митинг открыл Герой Советского Союза Гвардии майор И. М. Холодов. Он зачитал воззвание к личному составу Военного Совета фронта и сказал:
- Сегодня начинается атакование войск нашего фронта. Наша проблема - завоевать превосходство в воздухе на направлениях главного удара. Для этого мы должны сражаться с врагом смело и совсем, по - Гвардейски !
Началась очередная страничка в истории отважных лётчиков - истребителей 32-го Гвардейского, руководство которым ( с 17 Июля 1943 года ) принял Герой Советского Союза Гвардии подполковник В. И. Давидков.
20 Июля Гвардейцы провели весьма напряжённый воздушный махач. В тот день 10 истребителей Ла-5, ведомые штурманом полка Гвардии майором И. М. Холодовым, прикрывали боевые порядки 3-й Танковой армии. В районе Спасское - Сомово, наша группа встретила 12 FW-190 и вступила с ними в махач. Вскоре подоспела ещё одна группа вражеских истребителей.
Гвардейцам пришлось нелегко. Противник, пользуясь значительным численным преимуществом, наседал. Но наши лётчики не только выстояли, но и сумели сшибить 5 "Фоккеров", единственный из которых записал на свой счёт Иван Холодов. Правда, противнику удалось поджечь самолёт Старшего лейтенанта А. Я. Фёдорова, так же одержавшего одну победу. Наш пилот, тяжко пораненый, спасся на парашюте.
В Ноябре 1943 года Майор И. М. Холодов назначен командиром 32-го ГвИАП. К тому времени он произвёл 395 боевых вылетов на "Яках", из них 70 - на штурмовку, в 85 воздушных боях сшиб лично 15 самолётов противника.
...С начала Января 1944 года неприятель предпринимал отчаянные попытки возродить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в атакование. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни натуга достигало таких размеров, когда в воздухе вместе с тем патрулировало над полем боя до 30 - 40 наших истребителей. На подступах к Витебску, в начале 1944 года нашло широкое употребление радиолокационных станций "Редут", которые стали твердо выдавать данные о полётах авиации противника.
8 Января одна из станций обнаружила приближение к линии фронта группы самолётов врага. Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник В. П. Ухов сразу дал знак на вылет дежурной группы. Восьмёрка Ла-5 из 32-го ГвИАП во главе с Героем Советского Союза Гвардии майором И. М. Холодовым резво взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке вражеских самолётов, Холодов сумел набрать большую высоту и неприметно штурмовать неприятеля. Завязался скоротечный мордобой, в результате которого нашими лётчиками было сбито 4 вражеских самолёта. Два Ju-87 сшиб Холодов, ещё по одному "Юнкерсу" сшибли Герои Советского Союза А. П. Шишкин и А. С. Макаров.
В Марте 1944 года Гвардии подполковник И. М. Холодов принял руководство 111-м Гвардейским Сталинградским истребительным авиационным полком. Твёрдый нрав, просторный кругозор, тактичность и строгость во взаимоотношениях со старшими и подчинёнными помогли ему в недлинный срок завоевать авторитет у личного состава не только полка, но и всей 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.
Командуя полком Иван Михайлович часто и сам поднимался в небосвод, вступая в схватки с противником. Как - то в середине одного из солнечных Апрельских дней 10 истребителей Ла-5ФН во главе с И. М. Холодовым находились над районом прикрытия Герасимув - Обертын. С радиостанции наведения сообщили, что в районе Малодымова на высоте 2500 метров появились 30 пикировщиков Ju-87 в сопровождении 10 истребителей Ме-109. Холодов принял заключение 6-ю самолётами штурмовать "Юнкерсы", а четвёркой "Лавочкиных" связать боем вражеские истребители.
Командир полка первым атаковал Ju-87 и сшиб его. В ходе дальнейшего боя наши лётчики сшибли ещё 5 самолётов противника. Машина Старшего лейтенанта С. Д. Ковалёва ( сбившего 2 Ju-87 ) была подбита и пилот произвёл вынужденную посадку на своей территории.
К концу войны И. М. Холодов довёл цифра боевых вылетов до 480, а свою последнюю, 26-ю, победу одержал в небе над Прагой.
После войны Иван Михайлович продолжил службу в ВВС. В 1958 году окончил Высшие курсы при Военной академии Генерального штаба. Демобилизовался в звании Генерал - Майора в 1970 году. Жил в Москве, работал в системе Гражданской обороны.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Цапов Ivan Tsapov
Гвардии Капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника. 0 года за..
читать далее →
Иван Чернобаев Ivan Chernobaev
В 1944 году Подполковник И. В. Чернобаев был назначен заместителем командира 148-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны имел на счету..
читать далее →
Иван Щербаков Ivan Scherbakov
Гвардии Капитан И. И. Щербаков совершил 123 успешных боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях, в которых уничтожил лично 15 самолетов..
читать далее →
Иван Аликов Ivan Alikov
Родился 28 сентября 1925 года на хуторе Кондраши Иловлинского района Волгоградской области. Отец - Аликов Федор Иванович (1896 г. рожд.). Мать -..
читать далее →