Известные люди
»Игнат Солженицын
Рождение: Россия» Москва, 23.9.1972
Игнат Солженицын - российский и американский музыкант, пианист и дерижер. Родился 23 сентября 1972 года.Игнат Солженицын является сыном Александра Солженицына.с 1997 года Игнат Солженицын является главным дирижёром Камерного оркестра Филадельфии, а так же главным приглашённым дирижёром Московского симфонического оркестра.
Игнат, немного слов о себе: где получили музыкальное образование, как складывалась ваша карьера? Кто в семье ваших родителей (или дедушек и бабушек) обладал музыкальными способностями?
Музыкальное образование я получил в Соединенных Штатах, где вырос, следом в Англии, а затем опять в Соединенных Штатах. Но создание мое как личности и как музыканта прошло в Лондоне, куда я поехал с целью выдающегося педагога Марии Курчо, которая рядом 40 лет там преподаёт частным образом. Вернувшись из Англии, я поступил в Кэртис Институт консерваторию в Филадельфии. Это самая лучшая консерватория в Америке, если не в мире.
Не удержусь, чтобы не возразить: а Джульярд? А Манхэттен скул оф мьюзик?
Джульярд хорошая консерватория, а MSM не идет ни в какое сопоставление с Кэртис. Джульярд принимает чрезмерно немало студентов как бы это заявить? среднего качества. Я не говорю о балетном или театральном отделениях, я их не знаю, а на музыкальном отделении там учится примерно 800 джентльмен. В Кэртисе же всего 160 студентов, в общей сложности. Может быть, лучшие 160 в Джульярде и не хуже, чем в Кэртисе, но В Джульярде и атмосфера совершенно не та соревнуются в технике: кто громче, быстрее и так дальше. Если вы вникните во все эти дела, то убедитесь, что Кэртис мелодический вуз высочайшего класса. Я учился там на двух факультетах: дирижерском и фортепианном.
Трудно обучаться на двух факультетах разом?
Конечно. Это крайне серьезное занятие. Но в 1995 году я консерваторию окончил, посредством четыре года женился. Уезжать из Филадельфии причины не было, вследствие этого я там и остался. А сейчас, когда я летаю по всему миру, немаловажное роль имеет то, c каким аэропортом ты чаще всего связан. Филадельфийский, открыто говоря, нравится мне больше, чем всякий из нью-йоркских аэропортов.
Чем же вам не нравится, к примеру, JFK?
Даже если дядя живет в Манхэттене, то ехать любой раз в JFK пытка. Никогда не знаешь, сколь времени эта поездка займет!
Мне нравится Филадельфия, где я учился, а в настоящее время и по работе я связан с этим городом. С Филадельфийским камерным оркестром я сотрудничаю со студенческих лет, в эти дни я узловой дирижер. Все это не привязывает меня к Филадельфии, а дает толк там оставаться.
Как же вы стали главным дирижером оркестра? Как это делается?
Не нужно это совершать, нужно вручить вероятность событиям или карьере рскручиваться независимо. Очень немаловажно, чтобы это было мало-помалу. Каждый раз, когда я слышу об очередном вундеркинде, я чувствую, как сжимается мое сердце. У всех, кто [связан с созданием этого феномена], ложный, порочный подход. Родители таких детей не дают им возможности подрасти, обладать нормальное ребячество, стать на ноги. У этих детей отнимают друзей, отнимают вероятность физической активности: пробежаться, поплавать, создать в лесу какой-то дом и тому подобное. Взамен всего этого дитя весь день сидит в закупоренной комнате, занимается. Безумно жаль этих детей.
Значит, вы супротив вундеркиндизма?
Страшно супротив! Что по-настоящему трагично? Эти дети а они ещё дети! не имеют за душой того, что разрешено проговорить людям. Нас поражает как раз то, что они маленькие, поражают их технические способности. Но этого не может хватить на всю существование. Заметьте, что к 25-30 годам о вундеркиндах, за редчайшим исключением, забывают. Нужно не только не торопить молодых музыкантов, а, напротив, наблюдать за постепенностью развития. В этом смысле мне шибко повезло, потому что что ни мои родители, ни учителя, что не менее существенно, ни в коем случае не давили на меня. Наоборот дали мне вероятность рскручиваться самому, исподволь, со своей натуральной, что ли, скоростью. Мне весьма повезло в том, что у меня широкое, богатое образование для музыканта вещь только важная. Принято считывать, что для музыканта образование занятие десятое, что он может быть, извините, круглым ослом во всем, что не касается музыки. Но когда он выходит на сцену игрывать симфонию Бетховена или концерт Моцарта, то что он может проговорить, не имея опыта жизни, любви, обладая узким кругозором? Всё, что он скажет, будет бледным отпечатком того замысла, того духовного посыла, тот, что содержится в великих произведениях.
Игнат, вы имели в виду образование, полученное в школе и Кэртисе?
Мои родители дали нам, братьям, прекрасное домашнее образование. Не только в общем плане, но и по конкретным предметам. Они занимались с нами русским языком, математикой, физикой, астрономией (отец), русской историей.
Напомню нашим читателям, что Александр Исаевич по профессии педагог
Это так, скажу больше: он отличный педагог! Он единственный из самых лучших, а может быть, что ни на есть оптимальный преподаватель, с которым я встречался в жизни. Он обжигает, увлекает! Ты вовсе не замечаешь времени, хочешь постигать и постигать дальше. Его наука похож на самое захватывающее похождение, как похождения Гекльберри Финна или Шерлока Холмса. Удивительно, как фатум одаривает людей как подобно тому как не хватает его дара художника, общественного деятеля. Если возвратиться к музыке в этом плане, то есть большие музыканты, являющиеся и великолепными педагогами. Но много таких, кто добро играет на фортепиано, струнных инструментах и так дальше, а педагог никакой, отдавать свой навык не хочет, не любит, ему невесело. Родители привили нам главное влюбленность к процессу узнавания. Я думаю, отседова и моя слабость к чтению. Я читаю и беллетристику, и книги по экономике, политике, науке.
На каких языках вы их читаете?
Предпочитаю на русском и английском, но могу уяснять текст и по-французски, по-итальянски и по-немецки.
От кого же вы унаследовали музыкальность?
Подарок Бога, надо думать, вследствие того что что в нашей семье никакой подобной традиции нет. Бабушка, мамина матушка, два года занималась музыкой, но ничего из этого не вышло. Папа также занимался чуть-чуть в раннем детстве, в Ростове.
А когда вы поняли, Игнат, что будете музыкантом?
Я начал заниматься музыкой достаточно поздненько, лет в 9, и уже в течение полутора лет мне стало ясно, что без музыки бытие для меня не имеет смысла.
Кем вы считаете себя как исполнитель? Романтиком, интеллектуалом, виртуозом и т.п.? Что, вернее, кто, по мнению критиков, вам удается больше всего: Шопен, Бетховен, Шуман, композиторы ХХ века: Дебюсси, Шонберг, Берг?
Трудно сказать Лучше всего я отвечу словами Шостаковича: Я боец музыки. Задача исполнителя существенно отличается от задачи композитора. Когда-то это было одно и то же, опосля раздвоилось. Сегодня люди, которые не сочиняют музыку, должны, в первую очередность, донести до слушателей проект композитора. Не нужно выпячивать себя, выказывать свой манера. Иногда говорят: Горовица разрешено познать по первым же аккордам. Часто про это узнавание маленько перебирают это во-первых. Во-вторых, это ложный подход к исполнительству. Потому что пианист, певец, дирижер не должен, не имеет права подминать под себя композитора. То есть прокручивать музыку в своей внутренней мясорубке, а на выходе обретать какой-то смешанный фарш. Так говорили, между прочим, о Рахманинове: он всех композиторов играет как Рахманинов. Я как раз с этим не согласен, но в той степени, в какой это истина, это не комплимент Рахманинову, как думают некоторые. У каждого композитора свой звук, близкое звучание, свой внутренний мир, своя философия. И вот это необходимо отразить, выказать в полной мере. Так что в этом смысле интерпретатор, исполнитель только хамелеон. То есть Бетховен должен слышаться по-немецки, Чайковский и Шостакович пускай звучат по-русски и так дальше. Если я играю Шостаковича, то я хочу, чтобы говорили: Звучит Шостакович, а не Солженицын играет Шостаковича. Худшего комплимента не придумаешь!
Ответить на вопросительный мотив, что мне больше всего удается, сложно. Меньше всего меня интересует, грубо говоря, романтическая музыка, за исключением Брамса. Его более того тяжко окрестить романтиком. В какой-то мере это относится и к Чайковскому. Музыка второй половины девятнадцатого века меня интересует меньше, чем музыка века XX. Зато классика: Бетховен, Моцарт, Шуберт в моем репертуаре постоянно.
Сколько лет вы выступали как пианист, Игнат? Или мой вопросительный мотив некорректен с исполнительством вы не расстались?
Я продолжаю активнейшую исполнительскую дело, на глаз 50 на 50 дирижирование и исполнительство. Свой первостепеннный публичный концерт я дал в 10 лет. Но не могу произнести, что моя карьера пианиста началась аккурат тогда. Слава Богу, что не началась. Количество концертов росло чуть-чуть по малу. В десять лет я сыграл два концерта, в следующем году три и так дальше. Сейчас мне тридцать лет, уже лет десять я выступаю, как говорится, full time, побывал приблизительно в 25 странах мира, объездил всю Европу, Америку, был на гастролях в 47 Штатах. Выступал в Японии, в Австралии. Каждый год у меня гастроли в России. Бываю не только в Москве и Петербурге, но и в провинции: в Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде. Здесь серьезное, глубокое касательство к музыке, немного чем уступающее Москве и Санкт-Петербургу. Мне мило выступать в России, к тому же это для меня метод поближе познакомиться со страной, от которой нас, братьев, оторвали в самом юном возрасте.
В настоящее время вы основной дирижер филадельфийского камерного оркестра. Сколько лет вы им руководите? Весь ваш репертуар перечислить, видимо, тяжело, но назовите хотя бы ударные произведения.
Во главе оркестра я седьмой год. Играем симфонии Моцарта и Бетховена. Исполняем музыку XVIII века, полно классической, к примеру, Шуберта, Мендельсона, Гайдна. И вслед за тем масса музыки XX века. Например, изумительный Дивертисмент Бартока, Бриттен, Шостакович
Кто из известных музыкантов играл с вами?
Мстислав Ростропович, Владимир Ашкенази, великое сопрано Сильвия Макнер, Лучано Паваротти, Гэри Граффман А как солист я сотрудничал с такими дирижёрами как Превин, Бломшедт, Заваллиш, Пендерецкий, Дютуа
Вы участвовали в конкурсах пианистов или дирижеров?
В родное время я выиграл премию Эвери Фишер прайз, которая в какой-то степени помогла моей карьере. Это крайне престижный конкурс, проходящий заочно. То есть, жюри ходит на твои концерты, а ты об этом ничего не знаешь. Потом звонят и поздравляют. Или не звонят А вообще конкурсы занятие порочное, на Западе касательство к ним, мягко говоря, двусмысленное. Потому что это имеет слабое касательство к самому нашему делу, к музыке. И так эти конкурсы устроены, что не то ищется и не то вознаграждается. Здесь существенно, кто кого передубасит, кто быстрее, кто громче (смеется). Музыка это нечто большее, вечное, чтобы в ней соревноваться. Конкурсов ныне стало видно меньше, надеюсь, они исчезнут ещё при моей творческой жизни, оттого что они антимузыкальное явление.
У вас двое детей. Если у них есть способности к музыке, хотите ли вы с Кэролин, чтобы они стали профессиональными музыкантами? Жена, как я понял, присутствует на ваших концертах, болеет за вас
Во-первых, нашей малышке только 10 месяцев, старшему также кот наплакал 2 года. Но у мальчика способности к музыке есть. Мне рассказывали, что в моем раннем детстве музыку играют я останавливался, как вкопанный, и просил ещё. То же самое, я вижу, происходит с сыном. Хотим ли мы, чтобы они стали музыкантами? Это шибко нелегкий для меня вопросительный мотив. Я весьма хочу, чтобы дети понимали и разделяли со мной ту неземную отрада, которую приносит музыка. Мне было бы нерадостно и безрадостно, если бы они не разделяли со мной этого. Мне существенно, чтобы у них была влюбленность к музыке, и неважно, кем они станут. Конечно, каждому хочется, чтобы его дети его превзошли. Так что было бы замечательно, если бы дети превзошли меня на поприще музыки. Но оттого что я знаю, какой это серьезный мир, какой зачастую неблагодарный, то я никому не мог бы советовал посвящение себя музыке в отсутствии беззаветной к ней любви. Если есть эта влюбленность беззаветная, тогда не только разрешается, но и нужно быть музыкантом. Приходится, к сожалению, констатировать, что у некоторых наших коллег, не возбраняется более того прозвать крупные имена, нет этой беззаветной любви к музыке. И это шибко невесело.
Жена нередко бывает на ваших концертах?
Старается случаться, болеет, как вы выразились, за меня. Хотя в текущий момент это действовать труднее двое маленьких детей. Она врач-психотерапевт, но музыку боготворит
Вы основательно устроились в Филадельфии? У вас обиталище, квартирка? Если получите предложение, скажем, из России или Европы, поедете?
Жизнью в Филадельфии мы весьма довольны. У нас жилье, в Америке приобрести его несложно. Что будет дальше кто знает? Предложения о работе все время приходят, но принимать или не принимать зависит от того, имеет ли новая служба художественный, творческий толк. Оркестр может быть не весьма знаменит, но атмосфера в нем творческая есть та самая беззаветная влюбленность к музыке, о которой я говорил. И напротив. Я дирижировал многими симфоническими оркестрами с громкими именами. И встречал подчас стопудово мертвое касательство к музыке!.. Сидят, развалясь на стуле, им на всё наплевать, отбывают номер Трудно в это уверовать, но это так!
Какова отличалка между дирижированием симфоническим и камерным оркестром?
Есть полно симфодирижеров, которые и не умеют дирижировать камерным оркестром, и боятся это совершать. Потому что, на самом деле, камерным оркестром в каком-то смысле дирижировать труднее, чем симфоническим. Совсем другая динамика исполнения произведений и, что немаловажно, совершенно другая фактура. Читателю не возбраняется втолковать это так: в камерном оркестре всё на виду, все значительно обнаженней, чем в симфоническом оркестре. И там, где, скажем, 16 первых симфоскрипок сыграют недурно, у 6 скрипок камерного оркестра будет слышаться значительно хуже. Потому что обнаженнее. Получить правильную, желаемую мешанина звука в камерном оркестре значительно сложнее.
Переход от дирижирования камерным оркестром к симфоническому также имеет свои особенности, но для меня они проще, я их без малого не замечаю.
Говорить о музыке не возбраняется бесконечно. Теперь хочу вопросить вот о чем: как зачастую вы бываете в Москве, видитесь с родителями?
В Москве бываю, как самое меньшее, два раза в год. Обычно, более того если гастролирую не в Москве, заезжаю туда, чтобы навестить родителей. И стараюсь хотя бы раз в год приехать в Москву без гастролей, частным образом, аккурат для того, чтобы погостить у родителей, подсобить им в работе им всю дорогу не хватает рук: переводчиков, корректоров и так дальше.
Оба ваших брата живут в Америке?
Нет, старшой брат, Ермолай, живет в Москве, уже пять лет, достаточно основательно там засел. Он также женат, у него двое детей, работает консультантом крупной американской компании. В чем толк их деятельности? Они помогают русским фирмам сделаться на ноги, быть успешными в коммерциале. А Степан, которого вы видели следом моего концерта в Нью-Джерси, живет в Нью-Йорке. Он также консультант, но вовсе в другом направлении, а как раз в энергетике. Он вовлечен в текущий момент в план строительства в Нью-Йорке новой электростанции. Это, как вы понимаете, нынче актуально.
Где они учились?
Оба окончили Гарвард, аспирантуру Ермолай закончил в Принстоне, а Степан в MIT, Массачусетском технологическом институте, одной из лучших инженерных школ Америки.
Ну и в заключение нашей беседы, Игнат: что бы вы пожелали россиянам, живущим в Америке?
Не выпустить из памяти Россию. Конечно, нужно пожелать успехов, счастья семейного и любого другого. Но нам всем не нужно упускать из памяти Россию, забрасывать, какая она несчастная, невезучая и все-таки прекрасная держава, сколь в ней того, чем мы дорожим: духовности, щедрости, христианского отношения к близким, открытости. Русская культура, музыка, литература остаются великими, и не забрасывать наше достояние вот что я пожелал бы и себе, и вашим читателям.
Так же читайте биографии известных людей:
Игнатий Богоносец Ignatiy Bogonosets
Муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе.
читать далее →
Игнатий Лойола Ignatiy Loyola
31 июля 1556 года умер Игнатий Лойола, основатель "Общества Иисуса" так официально называется иезуитский орден, один из самых крупных и влиятельных..
читать далее →
Игнатий Россий Ignatiy Possiy
Итальянского шляхетства штаб-офицерский сын римско-католического закона в вечном России подданстве. Семи лет поступил в Артиллерийский и Инженерный..
читать далее →
Игнатий Чекотовский Ignatiy Chekotovskiy
Чекотовский Игнатий Игнатьевич (1875-1941) - генерал-майор. Окончил Елизаветградское кавалерийское училище и вышел в 35-й Драгунский Белгородский..
читать далее →